Предмет, задачи, структура современной психологии

Е. Лысакова

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Монино – 2008

Учебное пособие «Психология человека» предназначено для адъюнктов ВВА им. Ю.А.Гагарина и для офицеров, обучающихся на академических курсах в группах переподготовки преподавательского состава вузов ВВС.

В учебном пособии раскрыты проблемы исследования, формирования и развития психики человека, закономерности становления личности в онтогенезе, психологические механизмы межличностного общения, основные характеристики профессионализма, методологические подходы к обучению и воспитанию.

Рецензенты:

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемое учебное пособие предназначено для адъюнктов Военно-воздушной академии им.Ю.А.Гагарина и для офицеров, обучающихся на академических курсах в группах переподготовки преподавательского состава вузов ВВС. Современные научно-психологические знания, умения творчески применить их при осуществлении различных видов служебной деятельности – важные составляющие профессионального мастерства военных руководителей и преподавателей.

Содержание данного учебного пособия охватывает практически все разделы фундаментальной и прикладной психологии, методологию и методы отечественных и зарубежных разработок психологических проблем человека, в том числе, исследований в области военно-авиационной психологии. В учебном пособии рассматриваются различные научные подходы к соотношению обучения, воспитания и развития человека, определяются пути профессионального роста во взаимосвязи с интеллектуальным и духовным становлением.

Цель изучения дисциплины «Психология человека»:

-формирование у обучающихся современного научно-психологического мировоззрения, системы фундаментальных знаний в области общей, социальной, военно-авиационной, педагогической, возрастной, медицинской психологии, психологии труда и истории психологии;

-формирование концептуального исследовательского и педагогического мышления, навыков организации развивающего обучения и психологической диагностики личности в условиях образовательного процесса в высшей военной школе;

-формирование навыков продуктивного межличностного общения в целях успешного решения военно-профессиональных, психолого-педагогических и научно-исследовательских задач;

-формирование потребности в саморазвитии познавательной, эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности;

-формирование способности в прогрессивном профессиональном развитии, преодолении разнообразных психологических кризисов.

Учебное пособие «Психология человека» содержит 10 глав, а также включает вопросы для самоконтроля обучающихся, список основных понятий по главам и разделам, темы докладов и рефератов, современную библиографию, состоящую из учебной и научно-методической литературы.

ГЛАВА 1

ГЛАВА 2

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ

КАК НАУКИ

2.1. Мировая психология в недрах философии

В настоящее время психология является одной из самых актуальных в ряду наук о человеке. Современная психологическая наука накопила теоретические и практические знания о закономерностях развития психики в различных условиях жизнедеятельности, об особенностях психики ребенка, взрослого, старика, о проблемах становления или распада личности. Только к середине XIX века разрозненные сведения о психической организации человека приобрели системность, методологию — психология стала самостоятельной наукой со своим собственным предметом и методами исследований.

Рассмотрим в самом общем виде исторический путь психологии – от первоначальных представлений о душе до современного научного знания.

1. Донаучный этап развития психологии.

За несколько тысячелетий до нашей эры на Востоке складываются великие цивилизации: египетская, индийская, китайская и др., в недрах которых зародились первоначальные идеи о природе души человека, которые пробивались через мистико-религиозную догматику, подавляющую свободное исследование. Тем не менее, рождались взгляды, ведущие к причинному пониманию отдельных явлений психической жизни человека. Во всех странах Востока решающее значение отводилось кровообращению, а основой жизненности считались два начала: жидкость крови и ее воздух.

В китайских медицинских источниках главным органом тела считается сердце, а за основу жизненных отправлений принимается воздухообразное начало – «ци». Смешиваясь в организме с другими составными частями, «ци» наряду с физиологическими выполняет и психические функции. Оно сообщает человеку дар речи и движет мыслями. Если мысли локализовывались в сердце, то чувства — в печени.

По мнению медиков Древней Индии, главный орган психической деятельности также помещался в сердце. Лишь впоследствии наряду с "сердцецентрической" появляется "мозгоцентрическая" система.

Большое место в психологических учениях индусов занимал вопрос об иллюзиях восприятия, галлюцинациях, сновидениях, а также возможностях особого, сверхчувственного восприятия, изучаемого йогой.

Все учения древнего Востока сводились к пониманию природных явлений, в том числе психических, как возникающих на основе смещения и перемещения основных частиц, элементов мира". Таким образом, это была первоначальная "элементаристская" форма причинного объяснения психической деятельности человека.

2. Античная психология.

Огромный вклад в развитие психологии как науки внесли представители античной психологии (VII – II в. до н.э.): Аристотель, Гераклит, Демокрит, Гиппократ, Сократ, Платон.

Аристотеля по праву называют отцом психологии как науки, им был написан первый учебник по общей психологии "О душе". Древние греки называли душу словом "псюхе", оно и дало имя науке. Аристотель открыл множество психологических феноменов (например, различия между теоретическим и практическим интеллектом, ассоциативный характер запоминания информации и т.д.) Главная формула Аристотеля — душа от тела неотделима. Душа организма — это его функция, работа. Функции души становились уровнями ее развития. Аристотель выделил 3 функции души:

1) вегетативная (она имеется у растений);

2) чувственно-двигательная (имеется у животных и человека);

3) разумная (присущая только человеку).

Души организмов разных типов, согласно Аристотелю, выполняют разные функции. У растений душа выполняет только вегетативные (метаболические) функции; чувственно-двигательные функции души присущи и человеку, и животным, но не растениям; функции разумной души, которой обладает лишь человек, позволяют строить сложные умозаключения.

Функции души, согласно Аристотелю, располагались в виде «лестницы форм», где из низшей и на ее основе возникает функция более высокого уровня.

Аристотель обосновал принцип детерминизма (причинности), характеризуя психическую жизнь как зависящую не только от прошлого, но и от потребностей будущего. Таким образом, Аристотель сформулировал важнейшие объяснительные принципы современной психологии - детерминизма, системности, развития.

В античной медицине Гиппократ разработал учение о четырех типах темперамента (холерическом, сангвиническом, флегматическом, меланхолическом), сформулировал положение о том, что органом ощущений и мышления является мозг.

3. Психология Средневековья и эпохи Возрождения.

Успехи, достигнутые античными философами и медиками, послужили фундаментом всех дальнейших разработок психологического знания, которые на философском этапе развития психологии сводились в основном к расширению круга рассматриваемых явлений. В III-V в н.э. в работах Плотина, Аврелия Августина и раннехристианстких философов и теологов в качестве предмета исследования выделяется внутренний мир человека, возможности самопознания, представления о личности, формируется психологический метод изучения души, отличный от методов философии – метод самонаблюдения. С V по ХIV в-в в работах Боэция, Фомы Аквинского, Дунса Скотта складывается представление о личности, которое носило этико-теологический характер.

Завершением развития психологического знания в рамках учения о душе стала система взглядов Фрэнсиса Бэкона. Новизна подхода Ф.Бэкона состояла в отказе от умозрительного решения вопросов о природе души и переходе к эмпирическому исследованию ее способностей.

4. Психология Нового времени.

Новую эпоху в развитии мировой психологической мысли открыли концепции, вдохновленные великими открытиями в области механики и геометрии Ньютоном и Галилеем. В ХVII веке восторжествовал механический детерминизм, согласно которому, природа - грандиозный механизм, все части которого, включая человеческое тело, действуют по непреложным физическим законам. В этот период дальнейшее развитие психологической науки обеспечили такие замечательные мыслители, как Р.Декарт, Т.Гоббс, Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц, Дж.Локк.

Именно Декарт ввел понятие о рефлексе, ставшее фундаментальным для физиологии и психологии. Не имея достоверных научных знаний об устройстве нервной системы, Декарт выдвинул гипотезу, согласно которой нервная система состоит из "трубок", по которым проносятся легкие воздухообразные частицы. Внешний импульс приводит эти частицы в движение, занося их в мозг, откуда они автоматически отражаются к мышцам.

Таким образом, была открыта, пусть умозрительно, рефлекторная природа поведения, объяснив его без обращения к душе как движущий телом силе. Что же такое тогда душа? Душа по Декарту - то, что непосредственно осознается человеком - его собственные мысли, состояния. Предметом психологии становится не душа, а сознание. Отсюда знаменитый декартов афоризм — «мыслю – следовательно, существую».

Декарт противопоставил душу и тело: тело может только двигаться, душа — только мыслить. Признав, что тело и сознание - две независимые друг от друга сущности, Декарт столкнулся с необходимостью объяснить, как же они сосуществуют в человеке? Решение, которое он предложил, было названо психофизическим взаимодействием. Тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувств, эмоций и т.д., душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая эту «машину» изменять свой ход.

Иное мнение о единстве телесного и психического имел философ и математик Лейбниц, известный своими открытиями дифференциального и интегрального исчислений. На вопрос о том, как соотносятся между собой духовные и телесные явления, Лейбниц ответил формулой, известной как психофизический параллелизм. Они не могут, вопреки Декарту, влиять одна на другое. Душа и тело совершают операции самостоятельно и автоматически, однако, между ними существует гармония, и в этом сказалась божественная мудрость.

Итак, для великих ученых ХVII века научное познание психики было связано с обращением к законам и принципам телесного, физического, реального мира, однако, представления об устройстве и функциях организма были крайне скудными и во многом фантастическими. В то же время, оставаясь в рамках философии, психология и в этот период развивалась как теоретическая, а не экспериментальная наука.

2.2. Естественно-научный этап развития психологии

В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике — не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания.

Важное методологическое значение для психологии имели следующие научные достижения в области физиологии:

1) Открытие рефлекторной дуги учеными И.Прохазкой, Ф. Мажанди, Ч. Беллом доказывало зависимость функций организма, касающихся его поведения во внешней среде не от сознания (или души) как особой бестелесной сущности, а от телесного субстрата (нервных путей), ведущих в спинной мозг.

2) Открытие закона "специфической энергии органов чувств" И. Мюллером, согласно которому был сделан вывод о том, что никакой иной энергией, кроме известной физике, нервная ткань не обладает, т.е. какими бы стимулами на нервные окончания ни действовать, они дают один и тот же специфический для каждого из них эффект.

3) Френология Ф.Галля также ставила вопрос о зависимости психи- ческих явлений от анатомии центральной нервной системы. Согласно френологии, различные способности человека размещены в определенных участках головного мозга, что, якобы влияет на форму черепа. При всей ее фантастичности френология побудила к экспериментальному изучению размещения (локализации) психических функций в головном мозгу.

4) Физиолог Э.Вебер экспериментально доказал, что существует вполне определенное отношение между первоначальным ощущением и последующими, при котором субъект начинает замечать едва заметные различия между ними. Для слуховой чувствительности, например, это отношение составляет 1/160, для ощущений веса I/30 и т.д.. Таким образом был совершен переход от психофизиологии к психофизике. Психофизика доказала, что при исследованиях душевной жизни человека могут быть строго эмпирически открыты законы, которым она подвластна.

5) Опыты Г.Гельмгольца по изучению времени реакции при раздражении участков нерва касались не только важной физиологической проблемы — они имели непосредственное отношение к психологии.

В результате были сделаны важные методологические выводы: о неотделимости психики от нервной системы, а также о том, что процессы в нервной системе, как и все другие физиологические процессы, протекают с определенной, доступной экспериментальному изучению скоростью, значит и психические процессы совершаются во времени и пространстве — был нанесен еще один удар по концепции единой бестелесной души.

Итак, к середине XIX века был открыт целый мир психологических явлений, существующих независимо от сознания субъекта, доступных внешнему опыту и такому же объективному изучению как другие природные факты. Было установлено с опорой на экспериментальные и количественные методы, что в этом психическом мире действуют собственные законы и причины. Это создало почву для отделения психологии как от физиологии, так и от философии.

Психологическая наука ХХI в. обладает мощным исследовательским потенциалом, разветвленной сетью академических и экспериментальных учреждений во всем мире, ежегодно проходят международные конгрессы, на которых обсуждаются актуальные проблемы становления личности и психики человека во взаимосвязи его с социумом, природой, космосом.

На современном этапе можно выделить несколько основных направлений развития психологии:

1) Происходит дальнейшее развитие существующих теорий. Так, на основе теории деятельности А.Н.Леонтьева сформировалась психосемантика, которая исследует генезис, строение и функционирование системы значений в индивидуальном сознании. Эта линия ориентирована на изучение политического сознания, межкультурных различий и т.д.

2) Появляются новые теории, например, в 1950-1960 гг сформировалась гуманистическая психология, предметом изучения которой является целостная личность человека.

3) Формируются различные версии объяснительных принципов психологии, например, в 1960-1980-е гг на основе имеющего глубокие исторические корни принципа целостности сформулирован принцип системности.

4) Складываются новые объяснительные принципы. В числе их – принцип субъектности, который наиболее полно очерчивает предмет и методы психологии.

5) Наиболее развитые парадигмы осуществляют экспансию на различные отрасти психологии. Так, существенно расширена сфера исследований в когнитивной психологии (психолингвистика, психология личности, психология творчества и т.д.).

6) Развиваются связи психологии с другими дисциплинами. За счет этого происходит зарождение новых отраслей психологии, например, в контакте психологии с языкознанием сформировалась психолингвистика, с неврологией, нейрофизиологией и психофизиологией – нейрофизиология, с военно- авиационной наукой – военно-авиационная психология и т.д.

Развитие психологии в ХХ в

Единая прежде психологическая наука в конце ХIХ - начале ХХ в. распалась на ряд самостоятельных направлений, изучающих свой предмет, имеющих самобытные научные программы и методы исследований (таблица 1).

Таблица 1

Общая характеристика психологических школ в ХХ в.

Этап и время Предмет психологии Методы исследования психики Основные достижения
10-30-е гг. ХХ в. Появление нескольких предметов психологии: 1.Бессознательные структуры психики (психоанализ или глубинная психология). 2.Поведение (бихевиоризм). 3.Структуры психики (гештальтпсихология). 4.Высшие психические функции и деятельность (советская психология)   Психоанализ, проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса научения (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальтпсихология), инструментальный метод (советская психология) Появление первых концепций личности, теорий научения и развивающего обучения, творческого мышления. Появление первых экспериментальных исследований личности с точки зрения факторов культуры и социального окружения. Развитие отраслей психологии
40-60 -е гг. ХХв Изучение внутренней сущности личности (гуманистическая психология), исследование познавательных процессов и интеллекта (когнитивная и генетическая психология) Появление опросников, новых экспериментальных методов изучения интеллекта, в том числе и искусственного интеллекта Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий
Современная психология, 60-е гг. – конец ХХ в. Развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ Совершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик Появление тенденций к синтезу, объединению наиболее значительных достижений отдельных школ

В ходе дифференциации психологии постепенно сложились три крупные научные школы, и в настоящее время влияющие на логику ее становления – бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология.

Предметом бихевиоризма (от англ. поведение) - авторитетной психологической школы в США - стало поведение, которое исследовалось путем экспериментального изучения факторов, влияющих на его формирование, т.е. на образование связей между стимулами и реакциями (Д.Уотсон, Э.Торндайк, Б.Скиннер и другие.) При этом под поведением понималась объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Бихевиористы доказывали, что поведение представляет собой единственный предмет, доступный объективному экспериментальному изучению.

Психоанализ (от греч. душа и разложение) или глубинная психология основана австрийским психиатром и психологом З.Фрейдом, изучает проблемы смысловой и энергетической характеристик психики, ее структуры и динамики. В основе психоанализа лежит теория бессознательного и полового влечения, центральная идея заключается в существовании антагонизма между скрытым в глубинах индивида неосознаваемым (главное из которых сексуальное влечение – либидо) и необходимостью подчиниться социальным нормам, существующим в общественной жизни.

Гештальтпсихология (от нем. образ, форма) разработана германскими психологами М.Вертгеймером, К.Коффкой, В.Келером и другими.

«Гештальт» означает структурированное целое, следовательно, это направление разрабатывало целостный подход к психике, особенно к процессам мышления и восприятия. Ученые, работавшие в области гештальтпсихологии, на основе экспериментальных процедур изменили прежнее воззрение на сознание, доказав, что его научный анализ связан не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихолог К.Левин открыл множество феноменов социальной психологии: взаимоотношений личности в группе, стилей руководства, динамики группового развития.

Позднее, во второй половине ХХ в., возникли новые психологические школы, накоплено много научных фактов каждым из направлений, постепенно начали складываться тенденции объединения усилий по решению основных методологических и методических проблем психологии. В ХХI в. стало возможным вновь говорить о создании единой психологии.

Основные понятия

«Сердцецентрическая» и «мозгоцентрическая» системы, рефлекторная дуга, закон специфической энергии органов чувств, френология, психофизика, рефлексология, психосемантика, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая психология, когнитивная психология.

Темы докладов и рефератов

1. Основные этапы становления психологической науки.

2. Общая характеристика зарубежной психологии ХХ в.

3. Пути развития отечественной психологии.

Контрольные вопросы

1. Какие исторические этапы становления прошла психологическая наука?

2. Каковы основные достижения периода развития психологии в недрах философии?

3. В чем заключается вклад античной психологии в понимание сущности души человека?

4. Какие открытия в области физиологии явились естественно-научной основой психологии?

5. На каком историческом этапе психология стала самостоятельной наукой?

6. Какие научные подходы и теории определили развитие отечественной психологии?

7. Назовите основные направления развития современной психологии.

Литература

Основная

Марцинковская Т.Д. История психологии. Учебное пособие.– М.: «Академия», 2002.

Психология. Учебник. /Под ред. В.Н. Дружинина. – С-Пб.: «Питер», 2002.

Дополнительная

Введение в психологию. Учебник. /Под ред. А. В. Петровского. – М.: «Академия», 1997.

Лысаков Н.Д. Психологическое обеспечение формирования и развития личности военного летчика. Монография. – Монино: ВВА, 2002.

ГЛАВА 3

ГЛАВА 4

ГЛАВА 5

ГЛАВА 6

ГЛАВА 7

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ

8.1. Понятие общения в социальной психологии

Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология.

Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы – углубленное изучение различных социальных фактов, прежде всего, взаимодействия людей, входящих в состав данной группы. Однако никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, дидактические и собственно воспитательные задачи деятельности педагога невозможно достаточно полно осуществить без организации продуктивного процесса общения преподавателя и обучающегося.

Общение в деятельности педагога выступает: во-первых, как средство решения учебных задач, во-вторых, как система социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, в-третьих, как способ организации определенной системы взаимоотношений преподавателей и учащихся, обусловливающих успешность обучения и воспитания, и наконец, в-четвертых, как процесс, вне которого невозможно воспитание индивидуальности учащихся. Таким образом, педагогическое общение выступает, с одной стороны, как эмоциональный фон учебно-воспитательного процесса, а с другой – как его непосредственная содержательная характеристика.

Принципиальным является вопрос о связи общения с деятельностью. Существуют различные точки зрения на эту проблему.

В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Так, например, представитель французской психологической школы Э.Дюркгейм обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику.

В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто «общаются» в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения этого деятельностного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно это общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется всеми исследователями, стоящими на точке зрения теории деятельности в психологии. Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения. Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидности: в одной из них общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на отдельном этапе онтогенеза, например, у дошкольников и особенно в подростковом возрасте. В другой – общение понимается как один из видов деятельности (имеется в виду прежде всего речевая деятельность), и относительно нее анализируются все элементы, свойственные деятельности вообще (действия, операции, мотивы и пр.). Несмотря на различия в данных подходах, все они не отрицают самого главного – несомненной связи между деятельностью и общением.

Идея «вплетенности» общения в деятельность позволяет также детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности может «конструировать» общение. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так, что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания целей, задач деятельности, уяснение специфики объекта ее и даже возможностей каждого из ее участников.

Это согласование деятельностей отдельных участников возможно осуществить благодаря такой характеристике общения, как присущая ему функция воздействия, в которой и проявляется «обратное влияние общения на деятельность». Важно подчеркнуть, что деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Общение выполняет ряд функций в жизнедеятельности человека и групп. Прежде всего, это познавательная функция. Она состоит в том, что общение является источником важной для личности информации о происходящих событиях в социуме, в сфере, к которой принадлежит группа, восприятиях членами группы друг друга и т.д. В конечном счете общение служит интересам взаимопонимания.

Развивающая функция общения заключается в ее роли во всей социализации личности в онтогенезе. В процессе общения совершается разносторонний обмен знаниями, суждениями, мнениями, переживаниями, ценностями и идеалами, мотивами и интересами, в результате чего происходят изменения психологических свойств и качеств личности.

Детерминирующая функция состоит в том, что общение является одним из существенных факторов социальной детерминации поведения людей, побуждения у них интересов, целей, планов, мотивов, желаний, потребностей, поступков и действий, а также регуляции их появлений. Общение способствует возникновению, усилению определенных психических состояний, процессов, проявлений активности и, наоборот, -сдерживанию, недопущению, ослаблению, «снятию» их.

Сплачивающая функция - способствование возникновению единого мнения, достижению взаимопонимания, согласия, отысканию компромисса, установлению близких взаимоотношений, согласованию действий. Особенно данная функция важна в условиях осуществления совместной деятельности в коллективе.

Функция управления, руководства коллективом реализуется использованием общения в качестве организующего фактора, способствующего установлению организационного порядка в жизнедеятельности членов коллектива, достижению четкого взаимодействия всех членов группы в ходе совместной деятельности, достижения ее целей и удовлетворения интересов каждого.

В отечественной социальной психологии принято выделять три психологические стороны общения. Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.

Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Это – интерактивная сторона общения.

Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно понимать психологические особенности партнера по общению для достижения продуктивного результата совместной деятельности. Указанная сторона общения называется перцептивной.

Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие), перцептивную (взаимовосприятие).

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

8.2. Общение как обмен информацией

Понимание общения как производство общего, объединяющего людей в процессе их взаимодействия и совместной деятельности, предполагает, что этим общим прежде всего является язык как средство общения. Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, т.е. расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой информации свое поведение.

Особенности процесса обмена информацией между людьми:

- если в кибернетических устройствах информация лишь передается, то в условиях человеческого общения она не только передается, но и формируется, уточняется, развивается;

- в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами в общении людей оно сочетается с отношением друг к другу;

- характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством используемых при этом системных знаков партнеры могут влиять друг на друга, оказывать воздействие на поведение партнера;

- коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации или декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке»;

- в условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. Социальный характер коммуникативных барьеров проявляется в различном толковании одних и тех понятий, событий, что порождается социальными, политическими, национальными, профессиональными различиями людей, их мировоззренческими взглядами и убеждениями. Психологический характер коммуникативных барьеров проявляется в том, что они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей людей (застенчивость, скрытость и т.д.), или в силу сложившихся между ними особого рода психологических отношений неприязни, недоверия и т.п.

 
  предмет, задачи, структура современной психологии - student2.ru

Рис. 1. Структура коммуникативного акта

Обмен информацией становится возможен, если значения, закрепленные за используемыми знаками (словами, жестами, иероглифами и т.д.), известны участвующим в общении лицам.

В человеческом общении имеют место два вида коммуникации – вербальная и невербальная. Вербальная коммуникация – это процесс общения с помощью речи. Средствами вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Различают следующие виды речи – письменная и устная речь, последняя, в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую.

Письменная речь появилась в истории человечества много позднее устной речи. Она возникла как результат потребности общения между людьми, разделенными пространством и временем. Благодаря письму оказалось возможным наилучшим образом передавать от поколения к поколению опыт, накопленный людьми, так как при передаче его с помощью устной речи он мог подвергаться искажению, видоизменению и даже бесследно исчезать.

В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся, которые определенным образом относятся и к коммуникации, и к тем, кто вовлечен в общение. Невербальная коммуникация – это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание. Средствами невербальной коммуникации являются жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., образующие знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова. К средствам невербальной коммуникации могут быть отнесены и различные условные обозначения, с помощью которых коммуникатор информирует о чем-то значимом для него, адресованном для сведения возможных реципиентов (так, звездочки и просветы на погонах несут информацию о воинском звании)

8.3. Общение как межличностное взаимодействие

Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга. Однако межличностное взаимодействие протекает в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм – принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей.

Общество вырабатывает в качестве социальных норм специфическую систему образцов поведения, им принятых, одобряемых, культивируемых и ожидаемых от каждого, находящегося в соответствующей ситуации.

Диапазон социальных норм чрезвычайно широк – от образцов поведения, отвечающего требованиям трудовой дисциплины, воинского долга и патриотизма, до правил вежливости.

Нарушение личностью социальных норм включает механизмы социального контроля (неодобрение, осуждение, наказание), обеспечивающего коррекцию поведения, отклоняющегося от нормы. Обращение людей к социальным нормам делает их ответственными за поведение, позволяет регулировать действия и поступки, оценивая их как соответствующие этим нормам.

Социальный контроль в процессах взаимодействия осуществляется на основе «использования» людьми

Наши рекомендации