Какие свойства являются стержневыми?
Виды деятельности:
· математическая деятельность,
· деятельность музыканта,
· техническое творчество,
· изобретательская деятельность,
· чтение художественных текстов.
Свойства психики:
· способность чувствовать эмоциональную выразительность в движении музыкальных звуков («ладовое чувство»);
· способность к комбинированию пространственных образов, пространственное воображение;
· хорошее запоминание общих схем рассуждений, доказательств, выводов, обобщенных способов решения вопросов;
· целостное восприятие, т.е. умение видеть отдельные части предмета в их соотношении с другими частями;
· полнота, яркость представлений наглядных образов;
· способность к слуховому представлению сочетаний - музыкальных звуков;
· умение находить рациональный подход к практическим задачам с учетом свойств и возможностей материалов;
· многообразный подход к решению вопроса;
· умение оценивать соотношение пропорций и размеров;
· легкая способность к воссозданию образов по словесному описанию;
· способность чувствовать и переживать эмоциональную выразительность музыки;
· острота наблюдательности за работой и устройством механизмов;
· легкое переключение от одной умственной операции к другой;
· точность восприятия цветовых оттенков;
· чуткость к языковым особенностям;
· способность тонко различать звуки по высоте;
· последовательность, обоснованность, логичность рассуждений;
· точное запечатление и сохранение в памяти зрительных впечатлений;
· эмоциональная отзывчивость на происходящее, способность представить себя на месте другого человека и посочувствовать ему;
· способность к абстрактным рассуждениям;
· изобретательность, находчивость в решении вопросов;
· умение передавать свои мысли, чувства с помощью наглядных образов;
· способность к анализу и синтезу образного материала.
´Вопросы для самопроверки
1.Способности ‑ это:
А.Совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешность деятельности.
Б.Индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.
В.Индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.
2. Верно ли, что задатки всегда сами по себе предопределяют развитие способностей? Почему? От каких факторов зависит развитие способностей?
3. В чем выражается соотношение способностей и успешности обучения?
4. Какие уровни развития способностей вам известны? Раскройте их суть.
5. Как взаимосвязаны общие и специальные способности?
4. СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
(ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ)
№№ и названия разделов и тем | Цель и содержание лабораторной работы | Результаты лабораторной работы |
Лабораторная работа № 1: Методика психологического наблюдения – 4 часа | ||
Раздел 1. Введение в научную психологию. Тема: Предмет, задачи, методология и структура современной психологии | Цель:знакомство с методикой психологического наблюдения и составление поведенческого портрета. Содержание работы: 1. Знакомство с теорией по методу наблюдения: § Особенности метода наблюдения в психологии. § Виды наблюдения. § Наблюдатель и его роль в процессе наблюдения. § Требования к научному наблюдению. § Предмет наблюдения. § Основные параметры поведенческого портрета. Выделение категорий и единиц наблюдения. § Записи данных наблюдения. 2. Определение ситуации наблюдения (просмотр видеофильма; демонстрация сюжетной картины; организация игры; создание ситуации взаимодействия и др.). 3. Выделение этапов наблюдения. 4. Проведение психологического наблюдения. 5. Обработка данных наблюдения. 6.Обсуждение результатов наблюдения и выводы. | 1. Поведенческий портрет. 2. Записи данных наблюдения. 3. Отчет о проведении наблюдения. |
№№ и названия разделов и тем | Цель и содержание лабораторной работы | Результаты лабораторной работы |
Лабораторная работа № 2: Память – 4 часа | ||
Раздел 2. Познавательные психические процессы. Тема: Память | Цель: изучение особенностей запоминания чисел и слов. Содержание работы: 1. Повторение основных видов процесса запоминания по следующим основаниям: § по степени активности (произвольное, непроизвольное); § по степени осмысленности запоминаемого материала (осмысленное, механическое). 2. Повторение особенностей механизмов процесса запоминания (сохранение, воспроизведение, узнавание) и основных факторов его продуктивности. 3. Проведение психологического эксперимента, в ходе которого испытуемым предлагаются для запоминания ряд двузначных чисел и ряд специально подобранных слов. 4. Вычисление по стандартной формуле у каждого испытуемого индивидуального коэффициента запоминания чисел и слов. 5. Выявление среднего арифметического и медианы сохранившихся в памяти у всех испытуемых чисел и слов, представление результатов в виде графика. 6.Формулирование рекомендаций по развитию памяти. | 1. Индивидуальные характеристики памяти студентов. 2. Анализ групповых результатов особенностей запоминания чисел и слов в зависимости от их значимости и места расположения в ряду (начало, середина, конец). 3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию памяти. |
№№ и названия разделов и тем | Цель и содержание лабораторной работы | Результаты лабораторной работы |
Лабораторная работа № 3: Мышление – 4 часа | ||
Раздел 2. Познавательные психические процессы. Тема: Мышление | Цель: выявление у испытуемых доминирующей операции мышления – анализа или синтеза. Содержание работы: 1. Повторение анализа и синтеза как основных видов операций мышления. 2. Проведение психологического эксперимента, в ходе которого испытуемым предлагается выполнить задания аналитического и синтетического характера (время выполнения фиксируется). 3. Сравнительный анализ полученных данных. 4. Соотнесение результатов обследования со спецификой латеральной организации головного мозга испытуемых. 5.Формулирование рекомендаций по развитию способностей к анализу и синтезу, как ведущих операций мышления. | 1. Индивидуальные характеристики мышления студентов. 2. Анализ групповых результатов изучения доминирующей операции мышления. 3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию исследуемых операций мышления. |
№№ и названия разделов и тем | Цель и содержание лабораторной работы | Результаты лабораторной работы |
Лабораторная работа № 4: Темперамент – 4 часа | ||
Раздел 4. Психология личности и индивидуальности. Тема: Темперамент как характеристика индивида | Цель: изучение свойств темперамента у студентов. Содержание работы: 1. Характеристика методики «Личностный опросник Айзенка» (В)(Eysenck Personality Inventory, или ЕРI) 2. Индивидуальное проведение методики. 3. Обработка полученных данных в соответствии с ключом. 4. Определение свойств и типа темперамента. 5. Составление индивидуальной характеристики. 6. Составление таблиц с первичными и общими результатами студентов группы. 7. Анализ и интерпретация групповых результатов. 8. Составление психолого-педагогических рекомендаций по формированию индивидуального стиля деятельности и общения. | 1. Индивидуальные характеристики темперамента студентов. 2. Анализ групповых результатов изучения темперамента. 3. Психолого-педагогические рекомендации по формированию индивидуального стиля деятельности и общения с учетом темперамента. |
№№ и названия разделов и тем | Цель и содержание лабораторной работы | Результаты лабораторной работы |
Лабораторная работа № 5: Направленность личности - 4 часа | ||
Раздел 4. Психология личности и индивидуальности. Тема: Активность личности и её направленность. | Цель:изучение направленности (мотивации) студентов. Содержание работы: 1. Характеристика одной из предложенных методик: § методика по изучениюучебной мотивации студентов; § «измерение мотивации достижения» А. Мехрабиана; § «диагностика направленности личности» Б. Басса. 2. Индивидуальное проведение методики. 3. Обработка полученных данных в соответствии с ключом. 4. Выявление индивидуальных результатов и составление индивидуальной характеристики. 5. Составление рекомендаций по использованию данных о направленности (мотивации) испытуемых в деятельности педагога. | 1. Индивидуальные характеристики о направленности (мотивации) студентов. 2. Рекомендации по использованию данных о направленности (мотивации достижения) в деятельности педагога. |
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТОВ
1. Подготовку к написанию реферата следует начать с изучения соответствующего раздела «Психологии человека», при этом следует помнить, что каждая тема включает в себя различные аспекты предыдущей темы. Например, не изучив основные понятия курса, сложно избежать в дальнейшем терминологической путаницы, разобраться в современном состоянии проблемы и подходах к ее пониманию в отечественной и зарубежной психологии и смежных дисциплинах.
2. При написании реферата необходимо соблюдать следующие требования:
· работа должна быть выполнена на основе учебной, монографической, справочной и периодической литературы с акцентом на издания последних 5 лет;
· накопленный материал необходимо осмыслить, систематизировать и только затем приступить к написанию работы;
· содержание работы излагается самостоятельно;
· оформление должно быть грамотным и аккуратным;
· на титульном листе следует указать название учебного заведения, факультет и курс, на котором обучается студент, его фамилию, имя и отчество, фамилию преподавателя, ведущего лекционный курс;
· в начале работы приводится план, содержащий введение, основную часть, заключение (выводы) и библиографический список;
· по мере изложения материала необходимо делать общепринятые ссылки на цитируемую литературу (в «круглых» скобках – на ФИО автора концепции и год написания им соответствующей работы; в «квадратных» - на порядковый номер в списке литературы и страницу книги);
· подобранную литературу оформить в соответствии с общепринятыми правилами библиографии, т.е. описание должно содержать фамилию, имя и отчество автора, название книги, место издания, издательство, год издания, количество страниц.
3. Реферат принимается в печатном варианте. Объем не менее 10 печатных страниц, размер шрифта 14, интервал 1,5.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. Основная литература
1. Маклаков А. Г.Общая психология:учебн. пособие для студ. вузов - СПб.: Питер, 2010.– 582 с.
2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. – 320 с.
3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – 512 с.
6.2. Дополнительная литература
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информ. - метод. материалы к курсу «Общая психология»: учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Педагогическое общество России, 2004 - 276 с.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций: учебн. пособие для студентов вузов. - М.: ЧеРо: Юрайт, 2008. – 358 с.
3. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов. - М.: ACADEMIA, 2005. – 176 с.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2003. – 720 с.
5. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования: учебн. пособие к спецкурсу. – Пермь: ПГПИ, 1988. – 79 с.
6. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986. – 208 с.
7. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание: учебное пособие к спецкурсу. – Пермь: ПГПИ, 1990. – 107 с.
8. Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Рогов Е.И. - М.: ВЛАДОС, 2002. – 448 с.
9. Психология индивидуальных различий: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова - М.: ЧеРо: КноРус, 2000. – 775 с.
10. Психология ощущений и восприятий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. – 2 –е изд. ‑ М.: ЧеРо, 2002. – 630 с.
11. Психология памяти: хрестоматия по психологии / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ, 2008. – 656 с.
6.3. Учебно-методические материалы
1. Общая психология: учебно-методический комплекс курса / под ред. Е.А.Силиной. - Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. ‑ 118 с.
2. Сборник задач по общей и социальной психологии / сост. Т.В. Евтух. Рекомендовано РИС РАО в качестве учебн. пособия. – М., 2008. – 80 с.
3. Сборник задач по общей и социальной психологии / сост. Т.В. Евтух. - Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005. – 55 с.
4. Сборник задач по общей и социальной психологии / сост. Т.В. Евтух. - Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2004. ‑ 54 с.
5. Общая психология. Возрастная психология: тестовые задания для самостоятельной работы студентов / сост. Т.В. Евтух. - Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. ‑ 43 с.
6. Общая и социальная психология: сборник заданий для самостоятельной работы студентов / сост. А.А. Емельянова. - Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2004. - 53 с.
7. Психологические задания на период педагогической практики: учебно-методическое пособие / под ред. Е.А. Силиной. – 2-е изд., испр. Рекомендовано РИС РАО в качестве учебно-методического пособия. – М., 2008. – 248 с.
8. Сапогова Е.Е.Задачи по общей психологии: учебн. пособие для студ. вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 448 с.
9. Практикум по общей психологии: учебн. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. Щербакова А.И.; [авт. кол.: Абраменко А.И., Алексеев А.А., Богословский В.В. и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - 285 с.
10. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учебн. пособие для студ. вузов / ред. Крылов А.А., Маничев С.А. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2000. - 560 с.
11. Хозиев В.Б.Практикум по общей психологии: учебн. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2005. - 272 с.
6.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы)
http://psylib.myword.ru – электронная психологическая библиотека.
http://pedlib.ru – электронная педагогическая библиотека (разделы по психологии).
http://edu.ru – Российское образование (федеральный портал).
6.5. Материально-техническое обеспечение
1) компьютерное и мультимедийное оборудование;
2) приборы и оборудование учебного назначения.
7. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВХОДНОГО И ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
7.1. Требования и форма проведения входного контроля
Входной контроль проводится на первых занятиях (лекциях) по базе кафедральных тестов, в содержание которых включены общие представления о психических феноменах. Итоги входного тестирования сохраняются в документах кафедры и впоследствии сопоставляются с итогами текущего и промежуточного контроля (контроль самостоятельной работы по темам практических занятий, зачет, экзамен).
7.2. Формы и содержание текущего контроля знаний
7.2.1. Формы текущего контроля знаний
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Форма текущего контроля | |||||||||
Тестирование | Оценка работы на семинарских занятиях | Оценка качества выполнения лабораторных работ | Проверка решения задач | Терминологический диктант, контрольная работа | Доклад, сообщение | Реферат, эссе | Устное собеседование | Проверка заполнения таблицы | Проверка конспекта | ||
Введение в научную психологию | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Познавательные психические процессы | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Регулирующие психические процессы | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
Психология личности и индивидуальности | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Человек как субъект деятельности | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
7.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций
Код компетенции | Уровни сформированности компетенции | Содержательное описание уровня | Основные признаки уровня |
ОК – 1 «Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению своей профессиональной деятельности» | Пороговый | Знает психологическое содержание и социальной значимости профессиональной деятельности учителя; структуры мотивационной сферы педагога. Умеетанализировать мотивы профессиональной деятельности учителя и ее социально-значимые параметры. | Владеет навыками рефлексии мотивов и социальной значимости своей будущей профессиональной деятельности. |
Повышенный | Знаетактуальные проблемы в области психологии профессиональной деятельности, в т.ч. мотивационной сферы учителя. Умеет выстраивать иерархию мотивов профессиональной деятельности, определять личностно-значимые профессиональные мотивы. | Владеет навыкамирасширения и обогащения своей профессиональной мотивационной сферы. |
Код компетенции | Уровни сформированности компетенции | Содержательное описание уровня | Основные признаки уровня |
ОПК – 2 «Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач» | Пороговый | Знает основные теоретические направления и подходы психологической науки, принципы и методы научного изучения психики, структур познавательной, регулятивной и личностной сфер человека, закономерностей психического развития на разных этапах онтогенеза. Умеет проводить некоторые экспериментально-психологические исследования для решения социальных и профессиональных задач. | Владеет навыками ориентации в профессиональных психолого-педагогических источниках информации. |
Повышенный | Знает современные теоретические, методологические и методические парадигмы современной психологии. Умеет разбираться в актуальных методологических вопросах психологии; использовать знание различныхпсихологических концепций для реализации вариативного подхода к разрешению профессиональных ситуаций. | Владеет навыками составления обзоров литературы по конкретным психологическим проблемам при реализации исследовательских и профессиональных проектов. |
7.3. Форма и содержание промежуточной аттестации
До промежуточной аттестации студенты должны освоить содержание теоретических, семинарских и практических занятий, выполнить лабораторные и самостоятельные работы на пороговом уровне.
Форма аттестации по дисциплине: экзамен (2 семестр).
Вопросы к экзамену по курсу «Психология человека»
1. История становления психологии как науки.
2. Основные направления психологии ХХ века (бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, когнитивная психология, гуманистическая психология).
3. Психика как отражение объективной действительности. Психика и мозг.
4. Принципы и методы современной психологии.
5. Этапы развития психики в филогенезе.
6. Сознание и условия его развития. Сознание и бессознательное.
7. Понятие об ощущении, его физиологические механизмы. Классификация ощущений. Роль ощущений в жизни и деятельности человека.
8. Закономерности ощущений: чувствительность и пороги ощущений, адаптация и взаимодействие ощущений. Компенсаторные возможности в области ощущений.
9. Понятие о восприятии и его физиологические механизмы. Роль моторных компонентов в восприятии. Виды восприятия.
10. Закономерности восприятия: предметность, целостность, осмысленность, избирательность, константность.
11. Понятие о памяти. Виды памяти. Психологические и физиологические теории памяти.
12. Процессы памяти: запоминание, сохранение и забывание, узнавание и воспроизведение.
13. Понятие о мышлении и его связь с процессами чувственного познания и речью. Физиологические основы мышления.
14. Характеристика мыслительных операций. Логика и мышление. Динамика мышления при решении задач.
15. Виды мышления Индивидуальные особенности мышления.
16. Воображение: понятие, физиологические основы, виды. Приемы создания образов воображения.
17. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента (гуморальная, конституциональная и церебральная теории).
18. Психологическая характеристика свойств и типов темперамента.
19. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности. Индивидуальный стиль деятельности.
20. Основные феномены психики человека: организм, «индивид», субъект, личность, индивидуальность. Отличительные признаки свойств личности и ее структура.
21. Самосознание личности.
22. Направленность личности и ее характеристика.
23. Характер: понятие, структура, формирование. Акцентуации характера.
24. Понятие о способностях, их виды, структура.
25. Количественная и качественная характеристика способностей. Уровни выраженности способностей. Задатки и способности. Условия развития способностей.
26. Понятие о деятельности и ее структура.
27. Освоение деятельности.
28. Речь и язык. Функции речи. Физиологические основы речи.
29. Виды речи и их психологическая характеристика
30. Понятие о внимании. Физиологические механизмы внимания. Виды внимания и условия их организации.
31. Свойства внимания и их роль в деятельности.
32. Понятие об эмоциях и чувствах. Их основные функции. Физиологические
33. основы и теории эмоций и чувств.
34. Виды эмоциональных переживаний (настроение, базальные эмоции, аффект, страсть, стресс и высшие чувства).
35. Понятие о воле, физиологические основы воли. Волевой акт и его структура. Волевые качества личности.
Методическое издание