Какое из приведенных положений наиболее точно характеризует темперамент?
а) психологические особенности, обуславливающие сферу познания человека;
б) психологические особенности, от которых зависит успешность деятельности;
в) психологические особенности, обуславливающие динамику психической деятельности;
г) психические свойства, характеризующие отношение человека к миру.
2. Свойства темперамента проявляются:
а) лишь в определенных ситуациях;
б) совершенно не проявляются;
в) в любых ситуациях и в любой деятельности.
3. Чье понимание физиологических основ темперамента проявляется в указанном положении ‑ «темперамент зависит от соотношения в организме основных жидкостей - крови, желчи, слизи, черной желчи»:
а) Гиппократа;
б) И.П. Павлова;
в) У. Шелдона.
4. Чье понимание физиологических основ темперамента проявляется в указанном положении ‑ «темперамент зависит от соотношения гормонов, поступающих в кровь и влияющих на телосложение»:
а) Гиппократа;
б) И.П. Павлова;
в) У. Шелдона.
5. Чье понимание физиологических основ темперамента проявляется в указанном положении ‑ «физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности»:
а) Гиппократа;
б) И.П. Павлова;
в) У. Шелдона.
6. Какой тип темперамента проявляется в указанном примере: медлительный, пассивный, предпочитает уединение, с трудом знакомится с новыми людьми. Трудно рассмешить или рассердить. Бедная выразительность мимики и пантомимики.
а) сангвинический;
б) холерический;
в) флегматический;
г) меланхолический.
7. Какой тип темперамента проявляется в указанном примере: энергичен, очень подвижен, увлекающийся. Крайне вспыльчив. Подвержен резким переменам настроения.
а) сангвинический;
б) холерический;
в) флегматический;
г) меланхолический.
8. Какой тип темперамента проявляется в указанном примере: впечатлительный, обидчив. Не уверен в себе, тревожный, очень ранимый. Теряется при неудачах. Работоспособность понижена.
а) сангвинический;
б) холерический;
в) флегматический;
г) меланхолический.
9. Какой тип темперамента проявляется в указанном примере: живой, подвижный, стремящийся к частой смене впечатлений. Преобладает бодрое, повышенное настроение. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро и остывает.
а) сангвинический;
б) холерический;
в) флегматический;
г) меланхолический.
Тема 14. Личность
Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.
Содержание самостоятельной работы | Вид СР | Форма контроля | |
Обязат. | Дополн. | ||
проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) в соответствии с планом семинарского занятия | Оценка работы на семинаре, устное собеседование | ||
решение задач | Проверка решения задач | ||
доклады и рефераты | Доклад и реферат | ||
заполнение аналитической таблицы | Проверка заполнения таблицы | ||
работа с основными понятиями темы, составление глоссария | Проверка записей в словаре, диктант терминологический | ||
тест | Тестирование | ||
Трудоёмкость в часах по видам СРС | |||
Общая трудоёмкость в часах |
Цель:освоить основные характеристики и критерии свойств личности, современные представления о зарубежных и отечественных концепциях личности и ее структуре.
Ключевые понятия:индивид, субъект,личность, индивидуальность, направленность личности, характер, самосознание.
План:
1. Основные зарубежные персонологические концепции (психоанализ, бихевиоризм, социально-когнитивная, когнитивная, гештальт-теория, диспозиционная, гуманистическая).
2. Соотношение понятий индивид, субъект, личность, индивидуальность. Отличительные признаки свойств личности.
3. Основные подсистемы структуры личности в концепции А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, К.К. Платонова, В.С. Мерлина.
&Список литературы:
Основной‑ рекомендуемые учебники:
1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 469 – 470.
2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.
3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – С. 295-315.
4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 336-370.
Дополнительный:
1. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание: учебн. пособие к спецкурсу. – Пермь: ПГПУ, 1990. - Гл. 4. – С. 81-107.
2. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования: учебн. пособие к спецкурсу. – Пермь: ПГПУ, 1988. - С. 10-19, 19-40.
3. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986. – С. 221-241.
4. Психология личности: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 11-19, 35-38.
5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. – СПб: Питер, 2001. – С. 574-606.
4Темы докладов и рефератов(с указанием библиографического списка):