Какой из подходов будет более эффективным и почему?
´Вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте эмоции и чувства как специфические формы отражения действительности.
2. Как соотносятся понятия «эмоции» и «чувства»?
3. Опишите эмоциональные состояния (чувственный тон ощущений, настроение, стресс, аффект, фундаментальные эмоции и др.).
4. Дайте характеристику высшим чувствам человека.
5. Расскажите об основных функциях эмоций и чувств.
6. Раскройте суть психоорганических теорий эмоций (Джеймс-Ланге, Кеннон-Бард).
7. В чем суть теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера?
8. Охарактеризуйте информационную теорию П.В. Симонова.
9. Расскажите о физиологических основах эмоций (концепция эмоциональных «центров» и концепция «эмоционального мозга»).
10. Охарактеризуйте системный подход в изучении мозговых механизмов эмоций.
Тема 10. Воля
Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.
Содержание самостоятельной работы | Вид СР | Форма контроля | |
Обязат. | Дополн. | ||
проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) в соответствии с планом семинарского занятия | Оценка работы на семинаре, устное собеседование | ||
решение задач | Проверка решения задач | ||
доклады и рефераты | Доклад и реферат | ||
работа с основными понятиями темы, составление глоссария | Проверка записей в словаре, диктант терминологический | ||
аннотирование книг, статей | Выступление | ||
тест | Тестирование | ||
Трудоёмкость в часах по видам СРС | |||
Общая трудоёмкость в часах |
Цель:закрепить понятие о воле как высшем уровне регуляции, о структуре волевого акта, сформировать представление о взаимосвязи мотивационной сферы личности и волевой деятельности, о методах исследования и развития волевых качеств.
Ключевые понятия: воля, произвольность, саморегуляция, волевой акт, волевые качества личности.
План:
1. Понятие о воле. Общая характеристика волевых действий.
2. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий.
3. Структура волевого акта.
4. Волевые качества человека и их развитие.
5. Патология воли.
&Список литературы:
Основной‑ рекомендуемые учебники:
1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 373-392.
2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.
3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – С. 134-135.
4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 206-226.
и другие учебники по общей психологии.
Дополнительный:
1. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2011. – С. 86-91.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. – С. 182-204.
Перечень контрольных вопросов для самооценки студента
´Вопросы для самопроверки
1. Дайте характеристику воли как процесса сознательного регулирования поведения.
2. Охарактеризуйте волевые действия.
3. Раскройте взаимосвязь воли и сознания.
4. Какие вы знаете теории воли?
5. Каковы взгляды античных и средневековых философов на проблему воли?
6. Что является физиологической основой воли?
7. Что вы знаете о нарушениях воли?
8. Раскройте содержание структурных компонентов волевых действий.
9. Что такое волевое усилие и решительность?
10. Что относится к волевым качествам человека?
11. Каково соотношение волевых усилий и волевых качеств?
12. Основные этапы развития воли у ребенка.
13. Какова роль сознательной дисциплины в формировании воли.
14. Назовите факторы, способствующие проявлению волевых усилий.
15. Количественная оценка уровня развития волевых качеств.
´ Задания для самостоятельной работы.
Задача 1.
Установите соответствие между основными понятиями и понятиями, выражающими их детали, признаки, особенности.
1.
1. Воля | A. Объективация |
2. Эмоции | B. Выдержка |
3. Память | C. Талант |
4. Способности | D. Адаптация |
5. Ощущение | E. Реминисценция |
F. Страсть |
2.
1. Эмоции | A. Оперативная |
2. Характер | B. Избирательность |
3. Восприятие | C. Абстракция |
4. Память | D. Исполнительный этап |
5. Воля | E. Акцентуация |
F. Апатия |
Задача 2.
Из данных понятий выстроите логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.
1. Мужество, сознание, воля, отражение, смелость, психика.
2. Планирование, мотивация, рефлексия, реализация действий, целеобразование.
Задача 3.
Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения:
1. Воля — _____________________ регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внешних и внутренних _____________________.
2. Благодаря ___________________ разумное решение претворяется в _________________.
3. Воля — _______________________ человека управлять по своему _______________ решению _______________________ процессами и состояниями, различными параметрами _____________________.
4.___________ обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций и проявляет себя в них: ______________ («не хочется, но надо») и ___________ («хочется, но нельзя»).
5. Исследование волевого поведения шло в двух главных направлениях — исследование _______________ и исследование _____________________.
Задача 4.
В каком из следующих отношений находятся пары понятий:
1. а) воля — б) чувства;
2. а) воля — б) личность;
3. а) воля — б) знания;
4. а) психика — б) воля;
5. а) произвольность — б) воля;
6. а) сознание — б) воля;
7. а) отражение — б) воля.
Задача 5.
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Критерием проявления воли является… а) волевое действие; б) выбор мотивов и целей; в) волевые качества личности; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
2. Волевое поведение выполняет функцию…а) преодоления препятствий на пути к цели; б) гармонизации мотивов; в) устранения внутренних конфликтов; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
3. Структурный элемент самоконтроля — ... а) цель; б) операционный состав деятельности; в) способы достижения цели; г) самооценка; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
4. Эмоционально-волевая регуляция — это... а) саморегуляция состояний и реакций; б) регуляция действий; в) регуляция отношений к действию; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
5. Воля — это... а) желание; б) аффект; в) мотивация; г) рефлексия; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.