Структура и функции сознания.
1. Ломов Б.Ф. Сознание как идеальное отражение / Психология сознания // сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. - С. 110-136.
Теория бессознательного З. Фрейда и К. Юнга.
1. Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1989. С. 202-425.
2. Юнг К. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. М., 1997 С.71-80.
Психология и естественные науки.
1. Ломов Б.Ф. Система наук о человеке // Ломов Б.Ф. Системность в психологии. – М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. – С. 115–150.
Место психологии в системе наук.
1. Кедров Б.М. О методологических вопросах психологии // Психологический журнал. - 1982. - Т.3. - № 5. - С. 3-12; Там же № 6. - С. 14-21.
Перечень контрольных вопросов для самооценки студента
´Вопросы и задания:
1. Какие из приведенных ниже положений характеризуют психическое отражение, какие ‑ зеркальное?
а) активно воздействует на среду;
б) отражает явление только в момент его непосредственного воздействия;
в) дает приблизительно правильную копию предметов и явлений действительности;
г) является фотографией окружающей действительности;
д) сигнализирует о жизненно важном для человека.
2. Выберите правильный ответ:
К методу опроса относятся …
а) метод экспертных оценок; б) проективные методы; в) близнецовый метод; г) анализ продуктов деятельности; д) социометрия; е) анкетирование; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.
3. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов:
1. Рефлексы …
а) всегда имеют врожденную природу; б) свойственны только низшим животным; в) исчезают по мере восхождения организмов по эволюционной лестнице; г) могут быть заторможены; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
2. Инстинктивное поведение …
а) врожденно; б) направлено на выживание организма; в)имеет общие механизмы у всех биологических видов; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
3. Импринтинг …
а) может быть направлен на любой объект; б) возникает благодаря скрещиванию; в) никогда не угасает; г) может быть актуализирован в любом возрасте; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
4. Высшая форма психического отражения, интегрирующая все другие формы отражения и свойственная только человеку это:
а) самосознание; б) воля; в) память; г) сознание; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
5. Высшие психические функции характеризуются …
а) осознанностью; б) непроизвольностью; в) зависимостью от биологических условий; г) общностью для животных и человека; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
6. Заполните пробелы:
А. Первая психологическая лаборатория была основана в ____________ в _______ году.
Б. Метод _______________ состоит в том, что испытуемый описывает ощущения, возникающие у него при воздействии того или иного стимула.
?Темы для эссе:
1. Сопоставьте историю той науки, которая является основой Вашей будущей специальности, с историей психологии. Какие этапы в истории двух наук обладают сходством? Каковы различия в их истории?
2. Являются ли тенденции дифференциации и интеграции специфичными лишь для развития психологической науки? Обратитесь для сравнения к истории других известных Вам наук.
3. Представьте себе, что Вы спорите со скептиком, который сомневается в правомерности утверждения о центральном положении психологии в системе наук. Приведите аргументы в пользу этой точки зрения.
?Заполните таблицу:
Достоинства и недостатки наблюдения и эксперимента как методов научного исследования.
Наблюдение | Эксперимент | |
Достоинства | ||
Недостатки |
? Задание для конспектирования:
Тема | Источник |
Развитие психики в филогенезе | Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 76-87. |
Сознание и бессознательное | Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 88-105, 149-163. |
Раздел 2. Познавательные психические процессы
Тема 3. Ощущение
Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.
Содержание самостоятельной работы | Вид СР | Форма контроля | |
Обязат. | Дополн. | ||
проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) в соответствии с планом семинарского занятия | Оценка работы на семинаре, устное собеседование | ||
решение задач | Проверка решения задач | ||
доклады и рефераты | Доклад и реферат | ||
работа с основными понятиями темы, составление глоссария | Проверка записей в словаре, диктант терминологический | ||
Трудоёмкость в часах по видам СРС | |||
Общая трудоёмкость в часах |
Цель:закрепить понятие об ощущениях, их закономерностях, видах и физиологических основах, выработать умение распознавать закономерности ощущений в практических ситуациях.
Ключевые понятия:ощущения, сенсорная депривация, анализатор, экстероцептивные ощущения, интероцептивные ощущения, проприоцептивные ощущения, качество ощущений, длительность ощущений, интенсивность ощущений, абсолютный и разностный пороги ощущений, адаптация ощущений, сенсибилизация, синестезия, компенсация ощущений.
План:
1. Понятие об ощущениях, физиологические основы ощущений.
2. Классификация ощущений.
3. Закономерности ощущений:
а) пороги и чувствительность; б) адаптация; в) взаимодействие ощущений.
&Список литературы:
Основной‑ рекомендуемые учебники:
1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 164–200.
2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. – С. 4-42.
3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. - С. 89-93.
4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 385-396.
и другие учебники по общей психологии.
Дополнительный:
1. Психология ощущений и восприятий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. – 2 –е изд. ‑ М.: ЧеРо, 2002. - С. 242–307.
2. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. - Глава 1. - СПб.: Питер, 2003. -С. 250-340. (серия «Мастера психологии»).
4Темы докладов и рефератов(с указанием библиографического списка):