Структура и функции сознания.

1. Ломов Б.Ф. Сознание как идеальное отражение / Психология сознания // сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. - С. 110-136.

Теория бессознательного З. Фрейда и К. Юнга.

1. Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1989. С. 202-425.

2. Юнг К. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. М., 1997 С.71-80.

Психология и естественные науки.

1. Ломов Б.Ф. Система наук о человеке // Ломов Б.Ф. Системность в психологии. – М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. – С. 115–150.

Место психологии в системе наук.

1. Кедров Б.М. О методологических вопросах психологии // Психологический журнал. - 1982. - Т.3. - № 5. - С. 3-12; Там же № 6. - С. 14-21.

Перечень контрольных вопросов для самооценки студента

´Вопросы и задания:

1. Какие из приведенных ниже положений характеризуют психическое отражение, какие ‑ зеркальное?

а) активно воздействует на среду;

б) отражает явление только в момент его непосредственного воздействия;

в) дает приблизительно правильную копию предметов и явлений действительности;

г) является фотографией окружающей действительности;

д) сигнализирует о жизненно важном для человека.

2. Выберите правильный ответ:

К методу опроса относятся …

а) метод экспертных оценок; б) проективные методы; в) близнецовый метод; г) анализ продуктов деятельности; д) социометрия; е) анкетирование; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

3. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов:

1. Рефлексы …

а) всегда имеют врожденную природу; б) свойственны только низшим животным; в) исчезают по мере восхождения организмов по эволюционной лестнице; г) могут быть заторможены; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. Инстинктивное поведение …

а) врожденно; б) направлено на выживание организма; в)имеет общие механизмы у всех биологических видов; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

3. Импринтинг …

а) может быть направлен на любой объект; б) возникает благодаря скрещиванию; в) никогда не угасает; г) может быть актуализирован в любом возрасте; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

4. Высшая форма психического отражения, интегрирующая все другие формы отражения и свойственная только человеку это:

а) самосознание; б) воля; в) память; г) сознание; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5. Высшие психические функции характеризуются …

а) осознанностью; б) непроизвольностью; в) зависимостью от биологических условий; г) общностью для животных и человека; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

6. Заполните пробелы:

А. Первая психологическая лаборатория была основана в ____________ в _______ году.

Б. Метод _______________ состоит в том, что испытуемый описывает ощущения, возникающие у него при воздействии того или иного стимула.

?Темы для эссе:

1. Сопоставьте историю той науки, которая является основой Вашей будущей специальности, с историей психологии. Какие этапы в истории двух наук обладают сходством? Каковы различия в их истории?

2. Являются ли тенденции дифференциации и интеграции специфичными лишь для развития психологической науки? Обратитесь для сравнения к истории других известных Вам наук.

3. Представьте себе, что Вы спорите со скептиком, который сомневается в правомерности утверждения о центральном положении психологии в системе наук. Приведите аргументы в пользу этой точки зрения.

?Заполните таблицу:

Достоинства и недостатки наблюдения и эксперимента как методов научного исследования.

  Наблюдение Эксперимент
Достоинства    
Недостатки    

? Задание для конспектирования:

Тема Источник
Развитие психики в филогенезе Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 76-87.
Сознание и бессознательное Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 88-105, 149-163.

Раздел 2. Познавательные психические процессы

Тема 3. Ощущение

Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.

Содержание самостоятельной работы Вид СР Форма контроля
Обязат. Дополн.
проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) в соответствии с планом семинарского занятия   Оценка работы на семинаре, устное собеседование
решение задач   Проверка решения задач
доклады и рефераты   Доклад и реферат
работа с основными понятиями темы, составление глоссария   Проверка записей в словаре, диктант терминологический
Трудоёмкость в часах по видам СРС  
Общая трудоёмкость в часах  

Цель:закрепить понятие об ощущениях, их закономерностях, видах и физиологических основах, выработать умение распознавать закономерности ощущений в практических ситуациях.

Ключевые понятия:ощущения, сенсорная депривация, анализатор, экстероцептивные ощущения, интероцептивные ощущения, проприоцептивные ощущения, качество ощущений, длительность ощущений, интенсивность ощущений, абсолютный и разностный пороги ощущений, адаптация ощущений, сенсибилизация, синестезия, компенсация ощущений.

План:

1. Понятие об ощущениях, физиологические основы ощущений.

2. Классификация ощущений.

3. Закономерности ощущений:

а) пороги и чувствительность; б) адаптация; в) взаимодействие ощущений.

&Список литературы:

Основной‑ рекомендуемые учебники:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 164–200.

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. – С. 4-42.

3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. - С. 89-93.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 385-396.

и другие учебники по общей психологии.

Дополнительный:

1. Психология ощущений и восприятий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. – 2 –е изд. ‑ М.: ЧеРо, 2002. - С. 242–307.

2. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. - Глава 1. - СПб.: Питер, 2003. -С. 250-340. (серия «Мастера психологии»).

4Темы докладов и рефератов(с указанием библиографического списка):

Наши рекомендации