Занимающегося и тренировочной группы (команды)

Цель:

– формирование у студентов психологического мышления, профессионального восприятия личности занимающегося, тренировочной группы (команды) и учебно-тренировочного процесса.

Задачи:

– приобретение практических умений и навыков по психологическому обоснованию учебно-тренировочного и воспитательного процесса в детско-юношеской спортивной школе с учетом возрастных и половых различий;

– практическое применение усвоенных на лабораторных занятиях по психологии спорта диагностики психических состояний и свойств личности в физкультурно-спортивной деятельности;

– практическое использование полученных результатов на лабораторных занятиях по психологии спорта методов обработки (включая математические) для их психологической интерпретации в обследовании занимающихся и тренировочных групп (команд).

Программа

Задание 1

Изучение индивидуально-психологических особенностей личности занимающегося и составление психолого-педагогической характеристики.

Задачи:

– научить ориентироваться в личностных качествах занимающегося, давать им психологическую интерпретацию с последующими педагогическими выводами;

– уметь фиксировать результаты изучения личности занимающегося и составлять его письменную психологическую характеристику.

Методы изучения

Метод наблюдения:

– изучается внешняя сторона поведения занимающегося как основа для определения внутренних личностных особенностей.

Метод беседы:

– удобен и важен при первом знакомстве с изучаемым занимающимся. Беседа дает возможность получить некоторые данные об интересах занимающихся, мотивах его спортивной деятельности.

Метод анализа спортивной деятельности:

– этот метод позволяет получать некоторые дополнительные данные, которые могутхарактеризовать личность занимающегося. Сюда относятся результаты соревновательной деятельности занимающегося, уровень его физической, технической и тактической подготовленности.

Метод анкетирования:

– может быть использован для получения конкретных данных, об интересах занимающегося, его убеждениях, нравственных идеалах.

Метод эксперимента:

– позволяет с большей степенью объективности получить данные о некоторых психологических особенностях личности занимающегося, предоставляет возможность их измерить и количественно обработать.

Психолого-педагогическая характеристика

Занимающегося

1. Общие сведения о занимающемся:

– фамилия, имя, год рождения;

– особенности внешнего вида, физического развития (рост, вес, объем грудной клетки, динамометрия, спирометрия);

– состав семьи, профессия родителей, их отношение к спорту и тренировочным занятиям их сына (дочери).

2. Спортивная специализация, разряд, участие в соревнованиях, спортивный стаж, лучшие спортивные достижения.

3. Взгляды на значение занятий спортом (что это дает человеку: здоровье, слава, материальное обогащение и т.д.).

4. Психомоторные способности:

– уровень развития спортивных навыков;

– быстрота овладения техникой движений;

– время, затраченное на подготовку к выполнению имеющегося спортивного разряда;

– уровень развития физических качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей;

– уровень тактического мышления;

– эмоциональная устойчивость (стабильность).

5. Трудолюбие, организованность, прилежание (старательность) и дисциплинированность в процессе занятий спортом:

– регулярность посещения тренировочных занятий;

– выполнение утренней зарядки;

– поведение на тренировочных занятиях;

– отношение к спортивной форме, инвентарю, спортивным сооружениям.

6. Кругозор в области спорта:

– чтение спортивных газет и журналов;

– посещение соревнований взрослых, в том числе по другим видам спорта;

– любимые команды и спортсмены;

– идеал спортсмена, существует ли он для вас;

– знание целей и задач спорта;

– осведомленность в области теории и методики тренировки.

7. Интерес к занятиям спортом:

– увлеченно;

– без интереса.

8. Умения:

– гигиенические привычки, связанные с занятиями спортом;

– умение преодолевать страх, тревожность (при выполнении опасных упражнений);

– умение управлять эмоциональным состоянием.

9. Удовлетворенность результатами, достигнутыми на тренировочных занятиях.

10. Отзыв тренера-преподавателя об отношении занимающихся к тренировочным занятиям.

Характеристика заканчивается заключением, где обобщаются основные особенности личности занимающегося, при этом указываются пути и средства укрепления положительных и устранения отрицательных качеств занимающегося.

Обязательное приложение к характеристике

Выполнить задание «Отношение занимающегося к своему тренеру-преподавателю».

Задание 2

Изучение тренировочной группы (команды) и составление психолого-педагогической характеристики спортивного коллектива.

Задачи:

– научить ориентироваться в характере деловых и личных взаимоотношений занимающихся в тренировочной группе (команде), давать их психологическую интерпретацию с последующими педагогическими выводами;

– уметь фиксировать данные изучения тренировочной группы (команды) и составлять его письменную психологическую характеристику.

Методы изучения

Главным психологическим аспектом в этом задании является изучение межличностных отношений занимающихся в команде. Именно характер этих отношений определяет воспитательную роль коллектива. Межличностные отношения создают определенную эмоциональную атмосферу в тренировочной группе (команде), благоприятную или неблагоприятную. Сложность их изучения заключается в том, что если деловые отношения выступают на поверхности и регулируются определенными спортивными и судейскими правилами и требованиями, то личные отношения занимающихся оказываются зачастую скрытыми от непосредственного наблюдения и, следовательно, менее управляемыми.

Наиболее объективными методами изучения межличностных отношений занимающихся в команде в настоящее время являются:

– характер групповых взаимоотношений занимающихся в команде;

– атмосфера в тренировочной группе (команде). Шкала-опросник Ф. Фидлера;

– тест групповой сплоченности Сишора;

– отношение занимающегося к социальному окружению, тест незавершенных предложений.

Наши рекомендации