Нейтрализация замечаний собеседника.
Психологическая тактика может быть такой: А) признание правоты партнера в каких-то вопросах (этим можно выпустить пар). Б) сдержанность, игнорирование замечания, сделанного в не подобающей форме. В) лаконичный ответ (иногда на длинное замечание).
Во всех случаях нельзя допускать превосходства того, кто делает замечание, не теряться, сохранять рассудительность и хладнокровие. Как бы там ни было, этап обсуждения проблемы должен завершиться сближением позиций партнеров. К этому нужно стремиться.
Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения между руководителем и подчиненным.
Стиль работы коллектива во многом производен от стиля работы руководства (руководителя). Стиль руководства – это:
1) некая совокупность, либо система методов воздействия на подчиненных;
2) характер осуществления этих методов.
Это зависит от ряда факторов. Выделяют такие стороны общения между руководителем и подчиненным, как:
1) перцептивная – это их мысли, чувства и восприятие друг друга;
2) коммуникативная – обмен информацией;
3) интерактивная – взаимный обмен действиями.
Эти стороны общения выражают то, что чувствуют и думают руководитель и его подчиненный, как они говорят и как действуют. В живом человеческом общении все его стороны взаимосвязаны, на их основе стили руководства в том числе авторитарный, декмокартический и формальный (либеральный). Эти названия ввел в оборот Курт Леви. В каждом из названных стилей руководства по-разному проявляется перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны.
а)Перцептивная сторона общения выражается прежде всего во внутренней позиции руководителя, в восприятии им своей персоны и подчиненных. При авторитарном стиле эта позиция – «над группой», при демократическом – «внутри группы», при формальном (диберальном, попустительском) – «в стороне от группы».
Основные психические установки автократа – доминирование над группой коллектива, он воспринимает себя в качестве организатора и руководителя работ, несущего всю ответственность (все берет на себя). Другие для него не более чем винтике в производственном механизме, исполняют частичные функции, он склонен преувеличивать свою роль и превозносить свои заслуги. Нередко высокомерен.
При демократическом стиле руководства психические установки другие. Настоящий демократ исходит из того, что все работники делают общее дело, значит кроме личной ответственности есть общая ответственность. Проявляет уважение к людям, ценит их способности, знания и опыт. Готов опираться на них в своей работе. Такова его психологическая пристройка внутри группы.
При формальном стиле руководитель больше уходит в себя, в выполнение своих обязанностей, полгая, что остальные будут выполнять свои обязанности как и он. (научные руководители, творческие учреждения). Здесь проявляется недооценка факта общения с людьми.
Вывод: Как видно три типа руководства делают разные субъекты отношений к своей роли.
б)Коммуникативная сторона общения проявляется:
1) в информированности подчиненных;
2) в тоне речи руководителя;
3) в особенностях других невербальных средств общения (мимика, жесты и тд.)
При авторитарномстиле руководитель предпочитает все производственные данные держать при себе или сообщать их немногим приближенным лицам. О перспективе в работе никто в группе целостного представления не имеет. В общении преобладает официальный тон. Распоряжения в форме приказов.
При демократическом стиле руководитель обстоятельно информирует своих подчиненных о делах. Тон дружеский, товарищеский. Приказы старается заменить предложениями, советами или просьбами. Это не идет вразрез с принципами субординации (соподчинения). Подчиненный прекрасно понимает, что приказ в форме просьбы остается приказом, но исполнять его гораздо приятнее.
При формальном стиле руководства подчиненные информируются от случая к случаю, сам же случай появляется тогда, когда есть приказ сверху или когда за информацией обращается подчиненный. Определить тон руководителя не просто, т к он избегает контакта с подчиненными.
в)Интерактивная сторона (обмен действиями) проявляется:
- принятие решений и контроль над их исполнением;
- стимулирование инициативы подчиненных;
- поощрение и наказание.