Переход к рыночной экономике и необходимость преодоления мышления времен господства административно-командной системы.
Переход к рыночной экономике и необходимость преодоления мышления времен господства административно-командной системы.
Успех любого дела в условиях рыночной экономики зависит не только от качества производимого товара или услуги, но и от качества жизни людей, все это производящее. Сегодня опытный руководитель тратит большую часть своего рабочего дня не на решение фин., технич., организационных проблем, а на решение психологических задач, возникающих в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством. Правда, значимость психологических факторов в хозяйственной деятельности обнаружить не просто. В 30-х годах амер. социолог Элтон Мейо (1880-1949)обосновал доктрину «человеческих отношений», согласно которой человеческий, психологический фактор играет решающую роль на производстве. Ее основные положения: 1) решающее воздействие на трудовую активность людей оказывают психологические факторы, чувства и настроение работников; 2) В формировании этих факторов велика роль как сознательных, так и подсознательных факторов, глубинных инстинктов, влечений; 3) настроения, чувства работников являются не только результатом развития их индивидуальной психики, но и продуктом воздействия групповой, коллективной психологии, результатом морально-психологического климата коллектива. Эта доктрина получила признание среди предпринимателей и стала широко применяться на практике управления производством. С переходом к рыночной экономике западный опыт психологической подготовки руководителей производства стал широко применяться в России. Широкое внимание психологические факторы стали получать у дальновидных росс. ученых и руководителей-практиков, которые рассмотрели причины застоя, снижения производительности труда, качества продукции, роста аварийности производства в устаревших технологических методах руководства. Исправить положение можно только путем перестройки всей системы социально-экономических отношений, перехода к рыночной экономике, создавшей реальные условия для использования психологических факторов эконом. роста.
О культуре делового общения современного предпринимателя. Понятие психологической культуры.
Психологическая сторона делового общения во многом обусловлена психологической культурой деловых людей. По мнению академика А.А. Бодалева психологическая культура включает в себя 3 обязательных элемента: 1) умение разбираться в других людях и верно оценивать их психические состояния; 2) способность адекватно откликаться на их поведение и психическое состояние; 3) умение выбрать по отношению к каждому из них такой способ обращения, который наилучшим образом отвечает его индивидуальным особенностям.
«Общение и формирование личности». Человек, обладающий психологической культурой, скорее и глубже поймет другого человека, и будет действовать адекватно ситуации.
Психоанализ З. Фрейда. Учение о «либидо» и «сублимации»
Психоанализ исследует влияние полового инстинкта, психосексуальной энергии (либидо) на поведение людей. По Фрейду «либидо» определяет основные мотивы поведения людей – женщин и мужчин. Половые инстинкты играют большую роль при восприятии другого пола и при общении с ним, в том числе и при деловом общении и это надо учитывать. По Фрейду главными критериями нормальной жизни зрелого человека (его зрелости) являются: 1) стремление работать, создавать нечто полезное и ценное; 2) способность любить др. человека ради него самого и брать за него ответственность. «Работать и любить» - таковы основные стремления здорового и зрелого человека. Отсутствие этих качеств указывают на инфантильность (т.е. социальную незрелость).
Теория поля К. Левина.
Речь идет об изучении влияния на поведение людей, возникающего при их общении психического поля. Одни его участки притягивают людей друг к другу, другие отталкивают. Это явление Курт Левин назвал «валентностью», которая может быть положительной и отрицательной (вплоть до психологической несовместимости). Личность же в концепции Левина представлена в виде «систем напряжений». В деловом общении постоянно возникают поля с разными значениями (+ и -). Важно влиять на эти поля в общих интересах.
Гуманистическая психология
Представители: америк. психологи А. Роджерс, А. Маслоу. Суть направления гум. психологии: исследует возможности реализации личности в обществе. Исходит из того, что любая личность настроена на это – такова ее главная психическая установка. По Роджерсу: любая личность обладает концепцией собственного «Я». Ее представление о том, как она может реализовать себя в обществе, в общении с др. людьми составляет ее «реальное Я». Однако, человек склонен представлять себя в идеальном образе – видеть себя тем, кем ему хотелось бы стать – это его «идеальное Я».для движения к своему «идеальному Я» он использует условия социальной и природной среды, которые должны способствовать удовлетворению его основных потребностей:
1) физиологических (в еде, тепле)
2) в безопасности
3) в общении
4) в творчестве
5) самореализации в обществе.
Это проблема глубоко разработана А.Маслоу.
Обсуждение проблемы как центральный этап ДО. Содержание данного этапа.
Обсуждение проблемы включает в себя: 1) начало; 2) аргументирование; 3) нейтрализацию замечаний собеседника. Можно указать след.псих.приемы: 1) зацепка, в кач-ве которой можно использовать какое-то событие, личн.впечатление от чего-либо, сообщение интересной инф-ции. Последнее может стать прологом к началу диалога. 2) стимулирование игры воображения. Например, поставить в начале беседы много вопросов, которые должны в ней рассматриваться. Этот прием дает хороший результат, если партнер творчески мыслящий чел-к, оптимист и быстро ориентируется. Другого же обилие вопросов может подавить психически. Но кто-то и на это может рассчитывать. 3) метод прямого подхода. непосредственный переход к делу – вкратце назыв.причина, по которой начата беседа и переход к сути дела.
Ориентация в ситуации. Ее цели: 1) выработать свою позицию по рассматр.проблеме, учитывая, что свою позицию выработает и партнер; 2) устранить или смягчить противоречие, наметившееся до беседы или возникшее во время беседы; 3) проложить путь для выраб.общего решения.
Можно выделить след.положения псих-кой тактики аргументирования: 1) приводить аргументы надо в живом стиле, без особых колебаний. Гл.аргументы можно и повторить, по возможности каждый раз в новом месте. Если переговоры длительные, то не следует использовать сразу все оружие из нашего арсенала, что-то нужно оставить напоследок (расширять поле для маневров). 2) продолжать аппелировать лучше теми аргументами, которые приняты собеседником. 3) в зависимости от хода беседы, психолог.особен. собеседника выбираются разл.методы аргументирования, для кого-то 4 цифры будут больше значить, чем 1000 слов. В этом случае надо прибегать к цифр.аргументу. в др.случае, более важным могут оказаться логические обоснования. 4) надо избегать обострений. Если же они произошли, необходимо постораться восстановить норм.психолог.атмосферу – важна психологич.установка на это. 5) в отд.случаях следует указать партнеру на вероятные последствия решения какой-то проблемы. Это может заинтересовать его. Когда интерес пробудился, можно указать направление ее возможных решений с обоснованием преимуществ. Инициатива в беседе будет за нами.6) полезно указать на сильные и слабые стороны своего решения. Это повысит доверие к нам. Такая тактика особенно к месту, когда партнер мыслящий человек. 7) в точки зрения психологии решающее влияние на формир.позиций собеседника имеет начальная инф-ция. Поэтому при аргументации сначала перечислим преимущества, потом недостатки. Обратная очередность нехороша тем, что партнер может прервать нас до того, как мы от недостатков перейдем к преимуществам. Нет смысла возиться с этим. Теперь его трудно будет переубедить. 8) надо самим делать выводы из беседы и предложить их партнеру. Инициатива остается за нами.
Переход к рыночной экономике и необходимость преодоления мышления времен господства административно-командной системы.
Успех любого дела в условиях рыночной экономики зависит не только от качества производимого товара или услуги, но и от качества жизни людей, все это производящее. Сегодня опытный руководитель тратит большую часть своего рабочего дня не на решение фин., технич., организационных проблем, а на решение психологических задач, возникающих в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством. Правда, значимость психологических факторов в хозяйственной деятельности обнаружить не просто. В 30-х годах амер. социолог Элтон Мейо (1880-1949)обосновал доктрину «человеческих отношений», согласно которой человеческий, психологический фактор играет решающую роль на производстве. Ее основные положения: 1) решающее воздействие на трудовую активность людей оказывают психологические факторы, чувства и настроение работников; 2) В формировании этих факторов велика роль как сознательных, так и подсознательных факторов, глубинных инстинктов, влечений; 3) настроения, чувства работников являются не только результатом развития их индивидуальной психики, но и продуктом воздействия групповой, коллективной психологии, результатом морально-психологического климата коллектива. Эта доктрина получила признание среди предпринимателей и стала широко применяться на практике управления производством. С переходом к рыночной экономике западный опыт психологической подготовки руководителей производства стал широко применяться в России. Широкое внимание психологические факторы стали получать у дальновидных росс. ученых и руководителей-практиков, которые рассмотрели причины застоя, снижения производительности труда, качества продукции, роста аварийности производства в устаревших технологических методах руководства. Исправить положение можно только путем перестройки всей системы социально-экономических отношений, перехода к рыночной экономике, создавшей реальные условия для использования психологических факторов эконом. роста.