Некоторые особенности психологической теории

«Теоретическое здание» психологической науки — это сложное многоэтажное здание.. Уровни теории в современной психологии различны. Одни из них относятся к самым общим законам психического, другие — к специальным областям человеческой деятельности, третьи трактуют частные вопросы и т. д. Можно, по-видимому, говорить о макро-, мезо-, и микроуровнях анализа психических явлений, а соответственно и о разных уровнях теоретических обобщений и синтеза» [ ]. Можно говорить о специальных теориях (психофизиологической, социально-психологической, инженерно-психологической и т. д.) и общей теории психологии. Все специальные теории «выходят» на общую теорию психологии, а последняя смыкается с философией и методологией науки. Недостатки общей теории ослабляют позиции специальных теорий, лишают их теоретической «опоры и защиты» со стороны последних. В отечественной психологии создано достаточно частных теорий, разрабатываются некоторые отдельные вопросы общей теории, но все же общей теории как таковой в законченном виде пока нет. Почему же общепсихологическая теория отсутствует? Можно выделить, по крайней мере, следующие причины: 1. Стадия развития науки (эмпирическая) — еще не обобщен полученный экспериментальный материал. 2. Сложность объекта исследования приводит к: а) необходимости привлечения методов, терминологии, категорий, принципов из других наук, что вносит путаницу в психологию; б) в том случае, когда привлекаются методы других наук, действительно по необходимости оправданных, возникают сложности по согласованию разноуровневых категорий, по их согласованию в единой теории. 3. Историческая причина. Как заметил В. Вундт, психология выделилась из философии как экспериментальная ее отрасль. Чтобы обосо­биться, завоевать право на существование, надо было долго подчер­кивать экспериментальный характер науки, что не стимулировало создание теории.

Несмотря на это, мы можем обрисовать некоторые особенности психологической теории.

Функция. По функции психологическая теория не отличается от таковой в других науках. Для иллюстрации можно привлечь классификацию типов знания в психологии Я.А. Пономарева, о чем уже говорилось выше. Напомним суть. Я.А. Пономарев выделил три типа психологического знания: I) созерцательно-описательный; 2) эмпирический; 3) действенно-преобразующий. Именно действенно-преобразующий тип знания и становится в современной психологии основным. Но переход к этому типу знания требует и нового взгляда, нового осмысливания накопленных фактов, идей и концепций. Если на эмпирическом уровне развития психологию еще как-то могли удовлетворять фрагментарные знания, то сейчас назрела необходимость рассмотрения их в системе. Действенно-преобразующий тип знания требует системного видения изучаемой реальности [ ].

Состав. Основная идея состоит в применении системно­го подхода в психологии. Но последний «статичен». Представляется целесообразным дополнить его идеей самоорганизации, которая разрабатывается синергетикой. Это означает, что любое психическое явление следует рассматривать не только как системное, целостное явление, но и как самоорганизующееся, динамическое образование, развивающееся по определенным законам психогенеза [ ]. На основе применения этих подходов и будет строиться здание общепсихологической теории [ ]. Что касается эмпирического содержания, то можно говорить о наличии значительного арсенала «неорганизованного» эмпирического материала. Основным принципом является, видимо, принцип вероятностного детерминизма, хотя имеется целая совокупность принципов, о чем скажем ниже.

Следующим элементом научной теории является совокупность законов. Эта тема рассмотрена выше с той степенью подробности, каковую допускает сегодняшнее положение вещей в этом вопросе.

Система понятий. Современная система понятий в психологии представляется чрезвычайно разнородной. В ней можно встретить понятия, выведенные из повседневного опыта и определяемые только внутри языковых значений. На этот «грунт» в ходе исторического развития наложились понятия, определяемые уже не столько языком, сколько их принадлежностью к той или иной философской концепции. Существует слой оперативных понятий, выводимых на основе экспериментально-психологических исследований. Важнейшие психологические понятия, такие как «сознание», «бессознательное», «интеллект», «индивидуальность», «личность», «психические процессы», «инстинкт», «влечение», «потребность» и т п., имеют десятки несогласующихся между собой определений. Неадекватность психических понятий изучаемому явлению порождала трудности на пути развития психологии [ ]. К.К. Платонов, ссылаясь на В. Рождественского, предлагает идеальную схему понятий и науки в целом [ ]: 1) познаваемый предмет или явление; 2) понятие, отражающее их сущность; 3) термин, однозначно отражающий это понятие; 4) восприятие термина; 5) воспроизведение того же понятия; 6) представление сущности того же предмета или явления.

Правила выводов. Проблема, в сущности, сводится к проблеме объяснения в психологии, о чем мы будем говорить ниже.

Наши рекомендации