Некоторые особенности психологической теории
«Теоретическое здание» психологической науки — это сложное многоэтажное здание.. Уровни теории в современной психологии различны. Одни из них относятся к самым общим законам психического, другие — к специальным областям человеческой деятельности, третьи трактуют частные вопросы и т. д. Можно, по-видимому, говорить о макро-, мезо-, и микроуровнях анализа психических явлений, а соответственно и о разных уровнях теоретических обобщений и синтеза» [ ]. Можно говорить о специальных теориях (психофизиологической, социально-психологической, инженерно-психологической и т. д.) и общей теории психологии. Все специальные теории «выходят» на общую теорию психологии, а последняя смыкается с философией и методологией науки. Недостатки общей теории ослабляют позиции специальных теорий, лишают их теоретической «опоры и защиты» со стороны последних. В отечественной психологии создано достаточно частных теорий, разрабатываются некоторые отдельные вопросы общей теории, но все же общей теории как таковой в законченном виде пока нет. Почему же общепсихологическая теория отсутствует? Можно выделить, по крайней мере, следующие причины: 1. Стадия развития науки (эмпирическая) — еще не обобщен полученный экспериментальный материал. 2. Сложность объекта исследования приводит к: а) необходимости привлечения методов, терминологии, категорий, принципов из других наук, что вносит путаницу в психологию; б) в том случае, когда привлекаются методы других наук, действительно по необходимости оправданных, возникают сложности по согласованию разноуровневых категорий, по их согласованию в единой теории. 3. Историческая причина. Как заметил В. Вундт, психология выделилась из философии как экспериментальная ее отрасль. Чтобы обособиться, завоевать право на существование, надо было долго подчеркивать экспериментальный характер науки, что не стимулировало создание теории.
Несмотря на это, мы можем обрисовать некоторые особенности психологической теории.
Функция. По функции психологическая теория не отличается от таковой в других науках. Для иллюстрации можно привлечь классификацию типов знания в психологии Я.А. Пономарева, о чем уже говорилось выше. Напомним суть. Я.А. Пономарев выделил три типа психологического знания: I) созерцательно-описательный; 2) эмпирический; 3) действенно-преобразующий. Именно действенно-преобразующий тип знания и становится в современной психологии основным. Но переход к этому типу знания требует и нового взгляда, нового осмысливания накопленных фактов, идей и концепций. Если на эмпирическом уровне развития психологию еще как-то могли удовлетворять фрагментарные знания, то сейчас назрела необходимость рассмотрения их в системе. Действенно-преобразующий тип знания требует системного видения изучаемой реальности [ ].
Состав. Основная идея состоит в применении системного подхода в психологии. Но последний «статичен». Представляется целесообразным дополнить его идеей самоорганизации, которая разрабатывается синергетикой. Это означает, что любое психическое явление следует рассматривать не только как системное, целостное явление, но и как самоорганизующееся, динамическое образование, развивающееся по определенным законам психогенеза [ ]. На основе применения этих подходов и будет строиться здание общепсихологической теории [ ]. Что касается эмпирического содержания, то можно говорить о наличии значительного арсенала «неорганизованного» эмпирического материала. Основным принципом является, видимо, принцип вероятностного детерминизма, хотя имеется целая совокупность принципов, о чем скажем ниже.
Следующим элементом научной теории является совокупность законов. Эта тема рассмотрена выше с той степенью подробности, каковую допускает сегодняшнее положение вещей в этом вопросе.
Система понятий. Современная система понятий в психологии представляется чрезвычайно разнородной. В ней можно встретить понятия, выведенные из повседневного опыта и определяемые только внутри языковых значений. На этот «грунт» в ходе исторического развития наложились понятия, определяемые уже не столько языком, сколько их принадлежностью к той или иной философской концепции. Существует слой оперативных понятий, выводимых на основе экспериментально-психологических исследований. Важнейшие психологические понятия, такие как «сознание», «бессознательное», «интеллект», «индивидуальность», «личность», «психические процессы», «инстинкт», «влечение», «потребность» и т п., имеют десятки несогласующихся между собой определений. Неадекватность психических понятий изучаемому явлению порождала трудности на пути развития психологии [ ]. К.К. Платонов, ссылаясь на В. Рождественского, предлагает идеальную схему понятий и науки в целом [ ]: 1) познаваемый предмет или явление; 2) понятие, отражающее их сущность; 3) термин, однозначно отражающий это понятие; 4) восприятие термина; 5) воспроизведение того же понятия; 6) представление сущности того же предмета или явления.
Правила выводов. Проблема, в сущности, сводится к проблеме объяснения в психологии, о чем мы будем говорить ниже.