Тема 8. Психологическая теория и ее влияние на эксперимент в психологи.

I. Свойства и параметры научной теории

Главная задача всякой теории, в том числе психологической,— вскрыть основные специфические закономерности изучаемых явлений. Сейчас стало достаточно очевидным, что общепсихологической теории как таковой нет. Но жизнеспособность психологии как на­уки зависит также от того, как скоро и какой будет ее теория или система теорий. Перечислим основные свойства и параметры научной теории: 1. Формализация знаний. Теория дает возможность оперировать формализованным знанием вне зависимости от оперирования материальными объектами. 2. Наличие ограниченного числа базисных утверждений, фиксирующих свойства ее абстрактных объектов. Например, в ньютоновской механике эти утверждения описывают свойства материальной точки, силы, абсолютного пространства-времени. Эти базисные утверждения должны обладать следующими свойствами: полнота набора, непротиворечивость, обоснованность фактами, решающими экспериментами (по Т. Куну — это факты первого рода). 3. Возможность образовать производные высказывания из базисных. При этом производные высказывания могут быть разбиты по признаку «поколение» (базисные утверждения играют роль порождающего ядра). 4. Максимально возможное число высказываний, формируемых на основе порождающего ядра. Чем дальше высказывание теории отстоит от базисных ее утверждений, чем больше посредствующих звеньев между ними, тем более трудной задачей является обоснование его ис­тинности, тем более сомнительной оно может представляться. 5. Наличие эмпирического содержания, способность давать потенциально проверяемые на опыте предсказания, некоторая часть которых рано или поздно подтверждается и в действительном эксперименте. 6. Принципиальная проверяемость теории. 7. Принципиальная простота. 8. Прогрессивность-регрессивность теории. Как показал

И. Лакатос, прогрессивная теория дает возможность предсказывать новые факты, а регрессивная — объясняет известные факты задним числом. 9. Точность теории. Следствия теории должны в определенной мере согласовываться с результатами экспериментов и наблюдений 10. Сфера применимости (общность) теории. Теория должна объяснять достаточно широкую область явлений, в частности, следствия теории должны превосходить ту область наблюдений, для объяснения которых она первоначально была создана. 11. Теория строится в виде аксиоматико-дедуктивной системы. 12. Непротиворечивость. Теория должна совмещаться с фактами и другими теориями. 13. Теория, как следует из предыдущего пункта, должна подчиняться принципу соответствия: новая теория в предельном случае может переходить в старую. Это свойство теории признается не всеми авторами.

Функции научной теории

Информационная функция. Теория как система содержит информацию, сведения о реально существующей системе (материальной или идеальной). Теория — это обобщенное описание системы в присущих ей существенных, внутренне необходимых связях, описание в форме понятий, законов, принципов.

Обьяснительная функция. Научная система призвана не просто опираться на описание, а объяснять отражаемую ею реальную систему, показывать сложный клубок присущих ей причинных зависимостей.

Эвристическая функция. Научная теория — это совокупность логических форм, содержащая не просто описание того, что уже известно, а именно новое знание, новую информацию.

Практическая функция. Теория создается не ради теории, а прежде всего ради практики, ради преобразования действительности, управле­ния природными общественными, мыслительными процессами. Не всякая теория прямо и непосредственно служит практике. Среди теорий есть такие, которые имеют чисто, или почти чисто, эвристическую или информационную направленность. Но, в принципе, для подавляющего числа теорий служение практике — обязательная функция.

Прогностическая функция. Теории должна не только объяснять реальные процессы, описывать функционирование системы в данное время, но и выявлять присущие ей тенденции, предсказывать, куда идет система, каковы ее перспективы на будущие, что особенно важно в управлении, ведь управлять — значит предвидеть [12].

Синтезирующая функция. Находит свое выражение в pамках совокупности теорий. Эту функцию можно рассматривать в нескольких разрезах. Вертикальный разрез — образование теориями ряда, связанного принципом соответствия, где каждая последующая теория есть обобщение предыдущей. Горизонтальный разрез объединение ранее независимых теорий; т.е. такая встреча различных теорий, в результате которой они не сливаются в общую теорию, а как бы закольцовываются, начиная взаимно предполагать друг друга. Здесь, вместо более широкой аксиоматической, мы встречаемся с кольцевой структурой: без классической механики нет квантовой, без квантовой механики нет классической. По этой причине синтезирующая функция есть относитель­но самостоятельная функция теории [ ] .

Состав теории

Эмпирическое содержание, т. е. набор эмпирических фактов.

Основная идея содержит в себе программу построения теории, путь ее создания. Идея присутствует в каждой категории теории в явном или неявном виде.

Основной принцип. В психологии таковым является принцип вероятностного детерминизма, остальные же только конкретизируют его.

Совокупность законов. В психологии можно говорить о психофизических, психофизиологических, общепсихологических и социально-психологических законах.

Система понятий. Базисные и междисциплинарные понятия. Каждая отрасль психологии имеет свою систему понятий.

Правила выводов. Законы и технология интерпретации. В психологии наблюдается феномен множественности интерпретаций, одну и ту же совокупность фактов можно интерпретировать в разных терминах.

Аксиомы и постулаты.

Типы теорий

Пo степени развития логической структуры обычно выделяют четыре типа теорий: I) эмпирические (описательные); 2) гипотетико-дедуктивные; 3) аксиоматизированные (содержательные); 4) формализованные [ ].

Наши рекомендации