Тема 5.Эмпирические методы в психологии
Наблюдение
Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Наблюдение как и самонаблюдение – старейший психологический метод. Как научный эмпирический метод наблюдение широко применяется с конца XIX века в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начал XX – в психологии труда, т.е. в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой. Тем самым для наблюдения особое значение имеет сохранение «внешней» валидности.
Различают несистематическое и систематическое наблюдение.
Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.
Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует схеме квазиэксперимента или корреляционного исследования.
Различают «сплошное» и выборочное наблюдение.
«Сплошное» – исследователь фиксирует все особенности поведения. доступные для максимально подробного наблюдения. Имеет смысл для тех случаев, когда исследователь не знает, что в поведении объекта является главным, а что второстепенным.
Выборочное – исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня, и т.п.
Наблюдение может проводится непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К их числу относятся аудио-, фото-, и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д.
Фотография – можно фотографировать рабочую позу или выражение лица, направление взора. Надо только производить фиксацию незаметно для исследователя.
Киносъемка. Можно фиксировать показания контрольных приборов, наблюдаемых работником, направление взора, рабочих движений, мимики и пантомимики. Может быть обычная и специальная киносъемка. К последней, в частности, относится хроноциклография рабочих движений, киносъемка направлений взора, съемка контрольных приборов. По скорости она может быть обычной, ускоренной, замедленной, покадровой. То же относится и к видеосъемке.
Наблюдение может быть уточнено и рядом замеров. Это могут быть пространственные замеры рабочего места- расстояний в сенсорном и моторном полях, замеры времени и последовательности труда и отдыха в течение всего рабочего дня или суток – фотографии рабочего дня, широко применяемые в физиологии и частично в гигиене труда, замеры времени выполнения отдельных действий и движений – так называемый хронометраж, используемый и в практике технического нормирования. Наконец, это могут быть замеры латентных периодов различных сенсомоторных и сенсоречевых реакций, включенных в изуаемую трудовую деятельность. С использованием для этого описанных выше способов фиксации (кино-, видео-,хроноциклографии, кимографов и осциллографов, магнитофонов и других датчиков информации).
В приведенных примерах регистрируемые и замеряемые явления в той или иной мере доступны и прямому визуальному наблюдению. Регистрация и замеры ряда физиологических функций человека в процессе труда ( или хотя бы «до», в «паузах» и «после» изучаемой трудовой деятельности) позволяют проникнуть я явления, не доступные прямому наблюдению. В частности в эмоциональное состояние человека. К таким замерам относятся замеры пульса, АД, ЧД, мышечное напряжение и т.в.
Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо по прошествии времени. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, «страдает» полнота и надежность регистрации поведения, а следовательно, и достоверность полученных результатов.
Особое значение имеет проблема наблюдателя (зонд-исследуемая среда). Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны, Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, если он авторитетен, значим и может компетентно оценить поведение испытуемых. Особенно сильно эффект наблюдателя проявляется при обучении сложным навыкам. Выполнении новых и сложных задач, а также в ходе групповой деятельности. В некоторых случаях, например при исследовании «закрытых групп» (банд, воинских коллективов, подростковых группировок) внешнее наблюдение исключено. В этом случае используется включенное наблюдение, которое предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном естественном общении с ним.
Варианты включенного наблюдения:
1. Наблюдаемые знают, что их изучают (альпинисты, экипаж подводной лодки).
2. Наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (дети, играющие в комнате, группа заключенных в общей камере).
В любом случае важную роль играет личность психолога – его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует особой отношение к себе. В случае скрытого наблюдения «разоблачение» исследователя может иметь самые серьезные последствия как для эксперимента, так и для исследователя. В последнем случае возникают этические проблемы.
Модификацией метода включенного наблюдения, сочетающей наблюдение с самонаблюдением, является «трудовой метод», который очень часто использовали зарубежные и отечественные психотехники в 20-30 гг нашего века.
Процедура исследования методом наблюдения состоит из тех же этапов, что и любое исследование.
Недостатки метода наблюдения:
В первую очередь сюда следует отнести все ошибки, допущенные исследователем. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремиться подтвердить свою гипотезу. Он устает, адаптируется к ситуации, перестает замечать важные изменения, делает ошибки в записях и т.п. А.А.Ершов (1977) выделяет следующие типичные ошибки наблюдения:
1.Гало-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
2.Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
3.Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению
4.Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.
Беседа
Беседа – специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы.
Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента (исследования) на первом, предварительном этапе исследования, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.п., и на последнем этапе – в форме постэкспериментального интервью.
Различают:
1. Беседу ( в частности, клиническую, как составную часть «клинического метода»).
2. Целенаправленный опрос – интервью.
Наиболее часто метод беседы в настоящее время используется в медицинской психологии. По этой причине рассмотрим такой вариант беседы, как клиническая беседа.
Клиническая беседа.
Не обязательно проводится с пациентом клиники. Этот термин закрепился за способом исследования целостной личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания. Клиническая беседа чаще всего проводится в особо оборудованном помещении. Нередко она включается в контекст психологической консультации или психологического тренинга.
Клиническая беседа. – главная диагностическая и терапевтическая процедура, инструмент в психологической практике, играет важную роль в диагностике, экспертизе, выполняет лечебную, психокорректирующую роль.
В процессе беседы психолог не только получает необходимые ему диагностически значимые сведения, но и оказывает на больного психокоррекционное и психотерапевтическое воздействие, результаты которого ( по механизму обратной связи) представляют ценную диагностическую информацию.
Среди факторов, влияющие на течение беседы можно назвать фактор личного контакта, технология поведения – контроль за состоянием самого психолога и умение расположить к себе собеседника, используя приемы личностно-ориентированной психотерапии. Важным элементом общения является триада Роджерса:
1.Переживание психологом эмпирического понимания внутреннего состояния пациента.
2.Переживание психологом безусловной положительной оценки и принятия пациента (акцептация).
3.Конгруэнтность переживаний психолога (аутентичность).
Проблема правильной постановки вопросов
Типичные ошибки
1.Постановка вопроса в суггестивной форме, когда в самой формулировке вопроса содержится внушаемый ответ. В этом случае испытуемый (больной) сообщает лишь те сведения, к которым своими прямыми вопросами его направляет психолог, тогда как существенные области переживаний больного остаются невыясненными. Суггестивный характер вопросов не свидетельствует об истинном сотрудничестве с больным.
2.Выдвижение предварительных гипотез. Этот процесс как полезен, так и вреден, поскольку, с одной стороны, стимулирует задавание новых вопросов, но с другой - заставляет исследователя задавать только те вопросы, которые соответствуют выдвигаемой гипотезе. Тип вопросов, их формулировка, неуловимые выражения согласия или несогласия могут повлиять на ответы пациента.
Ведущее значение в содержательной стороне беседы имеет биографическая направленность беседы.
Согласно А.Е.Личко, психологический анамнез, в отличие от медицинского, имеет такие аспекты:
1.Перенесенные в прошлом болезни и реакции на них.
2.Префессиональный путь, трудовая деятельность и удовлетворенность ими.
3.Развитие семейных и интимных отношений.
4.Отношение с ближайшим микросоциальным окружением вне семьи.
5.Наиболее тяжелые события прошлой жизни (психические травмы) и реакция на них
6. Вредные привычки.
Психологический анамнез собирается путем расспроса больного о жалобах и влиянии болезни на различные сферы отношений. При выслушивании жалоб обращается внимание не только на их содержание, но и на то, в какой манере и какими словами эти жалобы предъявляются. При сборе психологического анамнеза существенное значение могут иметь данные, полученные из беседы с родственниками и ближайшим окружением больного.
Психологическая интерпретация результатов беседы до известной степени субъективна, поэтому целесообразно сопоставлять информацию, полученную в ходе беседы с объективными сведениями, а также учитывать источники погрешности оценки личностных характеристик испытуемого, которую психолог проводит непосредственно в процессе беседы и наблюдения.
Целенаправленным опросом является интервью. Этот метод широко распространен в социальной психологии, психологии личности, психологии труда, социологии.
Интервью определяется как «псевдобеседа». Интервьюер все время должен помнить, что он – исследователь, не упускать из внимания план и вести разговор в нужном ему русле.
Интервью в социальной психологии
Виды интервью
1.Стандартизированные интервью. Формулировка вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Интервьюеру не разрешается переформулировать какие-либо вопросы или вводить новые, а также изменять их порядок.
☻Преимущества стандартизированного интервью.
А) полученные данные более сравнимы друг с другом;
Б) оно является более надежным, т.к. результаты повторных интервью одной и той же группы опрашиваемых совпадают чаще;
В) ошибки в формулировании вопросов сведены до минимума;
Г) оно с успехом может быть использовано даже интервьюером невысокой квалификации.
☻Недостатки стандарт. интервью.
А) возможность ошибки вследствие неоднозначного понимания разными людьми тех или иных слов в вопросах;
Б) «формальный» характер опроса, затрудняющий хороший контакт между интервьюером и опрашиваемым, не допускающих дополнительных вопросов.
2. Нестандартизированное интервью. Интервьюер руководствуется лишь общим планом интервью. Имеет право сам в соответствии с конкретной ситуацией формулировать вопросы и изменять порядок пунктов плана.
☻Преимущества нестандартизированного интервью.
А) возможность стандартизации смысла вопросов, а не других внешних и поверхностных аспектов, как это иногда случается в стандартизированном интервью; здесь предпочтительнее использовать слова, имеющие эквивалентные значения для различных опрашиваемых, даже если эти слова не являются объективно идентичными (возникают дополнительные трудности распознавания тех людей, для которых необходимо менять некоторые термины в вопросах);
Б) является более обоснованным, так как по ФОРМЕ приближается к обычной беседе и вызывает более естественные ответы;
В) гибкость позволяет приспосабливать его к той или иной индивидуальной ситуации;
Г) возможность получения более глубокой информации.
☻Недостатки нестандартизированного интервью. Трудно сопоставлять полученные данные вследствие вариаций либо ошибок в формулировках вопросов и их последовательности.
3.Полустандартизированное («фокусированное») интервью.
Здесь используется так называемый «путеводитель» с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов. При этом основные вопросы должны быть заданы каждому опрашиваемому, необязательные (подвопросы) используются или исключительно интервьюеров в зависимости от ответов опрашиваемого на основные вопросы. Эта методика дает возможность исследователю различных вариаций в пределах рамок «путеводителя».
Выбор исследователем того или иного вида интервью зависит от уровня и изученности проблематики, целей исследования и его программы в целом. Невозможно составить удовлетворительные вопросы для стандартизированного или полустандартизированного интервью, если нет ясного представления об основных границах, в пределах которых находятся возможные ответы. Лишь после проведения нескольких десятков интервью можно обоснованно перейти к определению наиболее целесообразной формы вопросов и их последовательности.
Стандартизированное интервью целесообразно применять, когда надо опросить большое количество людей – сотни и тысячи, а затем подвергнуть данные статистической обработке.
Интервью в медицинской психологии
По основной схеме напоминает интервью в социальной психологии. Это формализованный вариант клинической беседы. Вопросы клинического интервью бывают трех видов:
1.Прямые – непосредственно касающиеся исследуемого предмета («Ты боишься грозы?»)
2.Косвенные – опосредованные, частично снижающие опасность внушения или симуляции («Что ты делаешь, когда бывает гроза?»)
3.Проективные – учитывают идентификацию пациента с определенной группой, либо с отдельным лицом («Дети боятся грозы?»).
«Архивный метод» (анализ продуктов деятельности, праксиметрический метод)
В данном случае психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности.
1.Биографический метод. Изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей.
2. Контент – анализ. Исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные. Особенно часто используется в политической психологии, психологии рекламы и коммуникации. Разработан Г.Лассуэллом, Ч.Осгудом и Б.Берельсоном.
Стандартными единицами при анализе текста являются:
1.Слово (термин, символ).
2.Суждение или законченная мысль.
3.Тема.
4.Персонаж.
5.Автор.
6. Целостное сообщение.
Каждая единица рассматривается в контексте более общей структуры.
Методы обработки данных контент-анализа, как минимум,требует следующих действий.
1. Учет частоты появления тех или иных единиц в тексте.
2.Составление матрицы совместных появлений единиц анализа. При этом регистрируются частоты независимой встречаемости единиц А и В в разных сообщениях. Вычисляется условная (теоретическая) вероятность совместной встречаемости, равная Р(АВ)=Р(А)хР(В). Затем регистрируется частота совместного появления этих единиц в одном сообщении. Сравнение эмпирической частоты совместного появления двух единиц с теоретической (условной) вероятностью дает информацию о неслучайности или случайности их появления в текстах.
Можно сравнивать и матрицу эмпирической встречаемости разных единиц с теоретической матрицей. (Осгуд).
3.Анализ продуктов деятельности.Применяется в литературоведении, в клинической психологии (рисунки, тексты, дневниковые записи).
4.Проективный метод. Суть метода заключается в том, что психолог создает неопределенную ситуацию. Испытуемый (пациент) должен ее «разрешить», разъяснить. По тому, как он это делает, психолог судит о психологических особенностях и проблемах пациента. Основные признаки проективных методов и ситуаций, в которых они применяются:
1.Неопределенность материала или инструкции к заданию
2. «Открытость» множества потенциальных ответов – принимаются все реакции испытуемого;
3.Атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора к испытуемому.
4.Измерение не психической функции, а модуса личности в ее отношениях с социальной средой;
Лабораторный метод
Экспериментальное психологическое исследование, обычное и системное широко используется в практике психологов. О принципах и особенностях экспериментального психологического исследования много говорилось выше. Описание некоторых конкретных экспериментальных методов мы сделаем позже.
Основные параметры психологического исследования
Экспериментальная выборка
Идеальным объектом психологического исследования может выступать либо отдельный индивид, либо группа. В первом случае говорят об общепсихологическом эксперименте, во втором – о социально-психологическом. В конкретном случае не только реальный объект должен соответствовать по своим характеристикам идеальному объекту, но и результаты, полученные при его участии, должны применяться к другим объектам. Если бы все люди (животные) были одинаковыми, то не возникло бы никаких проблем. Эксперимент можно провести с участием одного испытуемого. А полученные результаты применить для объяснения поведения всех других людей. Но люди различаются по полу, возрасту, расе, национальности, принадлежности к той или иной культуре или религии, социальному и экономическому положению. Следовательно, простое обобщение данных, полученных при исследовании одного испытуемого, невозможно. Однако иногда этими различиями пренебрегают, считая, что наш испытуемый может представлять любого индивида из Homo sapiens – исследование сенсорных систем, памяти, внимания и т.п. Иногда и животное может заменить человека, когда изучают, например, процесс обучения. В социальной психологии объектом может служить не только группа, а группа групп.
Эксперимент с одним испытуемым. Проводится в случае, когда:
1.Индивидуальными различиями можно пренебречь, исследование чрезвычайно велико по объему и включает множество экспериментальных проб;
2.Испытуемый – уникальный объект (музыкант, шахматист);
3.От испытуемого требуется особая компетентность при проведении исследования (эксперимент с обучаемым испытуемым);
4.Повторение данного эксперимента с участием других испытуемых невозможно (экстрасенс).
Для эксперимента с одним испытуемым разработаны особые экспериментальные планы.
Чаще исследование проводится с экспериментальной группой, в которой все испытуемые объективно различны, но отобраны и распределены по подгруппам с помощью той или иной стратегии. Различают четыре основных вида конструирования экспериментальных групп.
1. Исследование проводится с двумя различными группами: экспериментальной и контрольной, которые ставятся в разные условия. Это наиболее распространенный способ.
2. Исследуется одна группа, но ее поведение изучается в экспериментальных и контрольных условиях. Он проводится только тогда, когда имеется только экспериментальная группа и нет возможности сформировать контрольную. Но этот план никак не контролирует эффект последовательности и используется лишь в тех редких случаях, когда таковым эффектом можно пренебречь.
3. Конструирование групп методом «парного дизайна». Для каждого субъекта группы подбирается эквивалентный ему (или похожий) и они распределяются по разным группам. Контрольная и экспериментальная становятся похожими по составу. Здесь невозможно соблюсти полную эквивалентность групп в обоих условиях, но данный способ лучше, чем эксперимент с одной группой в разных условиях.
4. Смешанный. Все группы ставятся в разные условия. При этом образуется несколько групп, Способ применяется при факторном планировании эксперимента
Правила формирования выборки испытуемых
1.Используется содержательный критерий (критерий операциональной валидности, т.е. соответствие экспериментального метода проверяемой гипотезе). Подбор экспериментальной группы должен определяться предметом и гипотезой исследования. Бессмысленно проверять степень развития произвольного запоминания в группе годовалых и двухлетних детей или выяснять, в какой мере уровень интеллекта группы московских бомжей влияет на выбор того или иного кандидата в Государственную Думу.
Другими словами, экспериментатор должен создать модель идеального объекта для своего частного случая и по возможности его описать, следуя этому описанию при формировании экспериментальной группы. Характеристики реальной экспериментальной группы должны минимально отклоняться от характеристик идеальной.
2.Критерий эквивалентности испытуемых (внутренняя валидность). Результаты, полученные при исследовании экспериментальной выборки должны распространяться на каждого ее члена, т.е., мы должны учесть все значимые характеристики объекта исследования, различия в выраженности которых могут существенно повлиять на зависимую переменную. Допустим, надо проверить влияние ситуативной тревожности детей на скорость овладения школьными навыками. Здесь состав экспериментальной группы должен быть подобран так, чтобы в нее входили дети с одинаковым уровнем развития интеллекта. Если же это не сделано, то в обработке данных используется нормировка результатов на величину значимого параметра.
3.Критерий репрезентативности (внешняя валидность). Существуют теоретические статистические критерии репрезентативности (представленности) выборки испытуемых. Группа лиц, участвующих в эксперименте, должна представлять всю часть популяции, по отношению к которой мы можем принять данные, полученные в эксперименте. Величина экспериментальной выборки определяется видом статистических мер и выбранной точностью (достоверностью) принятия или отторжения экспериментальной гипотезы. Она может быть равна множеству индивидов, чье поведение нас интересует. Экспериментальная выборка может представлять лишь часть интересующего нас множества. Главная проблема – определить, на какие другие интересующие нас группы можно распространить результаты проводимого нами исследования.
Стратегии подбора групп
Стратегии нужны для того, чтобы сделать экспериментальную группу моделью генеральной совокупности.
1. Устранение «эффекта смещения» (влияние индивидуальных различий между испытуемыми на связь между независимой и зависимой переменными). Например, на публичное поощрение за хорошую работу люди реагируют по-разному, в зависимости от темперамента. Может статься, что индивидуальные различия «перекроют» влияние исследуемого фактора – публичного поощрения, и мы можем сделать неправильные выводы.
2. Экспериментальная группа должна представлять изучаемую популяцию – внешняя валидность. Использование реально существующих групп порождает систематическое смешение независимой переменной с индивидуальными свойствами испытуемых.
Стратегии
1. Рандомизация – экспериментальную выборку составляют так, что каждой личности представляется равный шанс для участия в эксперименте. Каждому индивиду присваивается номер. С помощью таблицы случайных чисел производится формирование экспериментальной выборки. Процедура трудноосуществима, т.к. каждый представитель интересующей нас популяции должен быть учтен. На практике прибегают к более простым способам. Отбирают любую группу испытуемых, затем измеряют у них значимое для эксперимента индивидуальное свойство. После этого испытуемых распределяют по группам методом Монтне-Карло так, что вероятность попасть в группу для каждого испытуемого равна.
2. Стратометрический. Генеральная совокупность рассматривается как совокупность групп, обладающих определенными характеристиками. В экспериментальную выборку отбираются испытуемые с соответствующими характеристиками так, чтобы в ней были равно представлены лица из каждой страты. Чаще всего используются следующие характеристики: пол, возраст, политические предпочтения, образование и уровень доходов. Эту стратегию применяют психодиагносты при разработке тестов, педагогические психологи. В основном же ею пользуются социологи и социальные психологи при опросах общественного мнения, использовании социальных установок и т.д.
3. Стратегия попарного отбора. Экспериментальная и контрольная группы составляются из индивидов, эквивалентных по значимым для эксперимента побочным параметрам. Идеальный вариант – использование близнецовых пар (моно- и дизиготных). Разновидностью этой стратегии является подбор однородных подгрупп, в которых испытуемые уравнены по всем характеристикам, кроме интересующих исследователя переменных. Другой вариант – выделение значимой дополнительной переменной. Все испытуемые тестируются так, чтобы испытуемые, обладающие одинаковыми или близкими значениями переменной, попали в разные группы.
4. Приближенное моделирование. Исследование проводится при участии студентов 2-го курса университета, а данные приписываются всем людям в возрасте от 17 до 21 года, или людям со средним образованием в возрасте от 17 до 21 года. Чем меньше генерализация, т.е. чем точнее набор критериев, описывающих популяцию, на которую распространяются выводы о характеристиках экспериментальной выборки, тем выше внешняя валидность эксперимента.
5. Репрезентативное моделирование - составление репрезентативной группы, характеристики которой соответствуют характеристикам интересующей нас популяции.
6. Привлечение реальных групп.
Численность экспериментальной выборки
В зависимости от целей и возможностей экспериментатора, она может вариировать от одного испытуемого до нескольких тысяч. Количество испытуемых в большинстве экспериментальных исследований вариирует от 1 до 100. Рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп была не менее 30-35 человек. При планировании исследования следует помнить, что в процессе обработки данных может потребоваться разделить исходную выборку на подгруппы, чего ранее не предполагалось (например, на мужчин-женщин, квалифицированных работников - неквалифицированных, и т.п.). Из этих соображений число испытуемых надо взять с «запасом», чтобы после деления ее на две подгруппы (или более) в каждой из них осталось достаточное количество испытуемых с тем, чтобы после дальнейшей обработки материала результаты оказались бы статистически достоверными.