Тема 4. Особенности использования методов других наук в психологии

Особенности применения методов смежных наук

В психологии

В психологии достаточно часто используются методы исследования, разработанные в других науках. Это связано, по крайней мере, со следующими причинами: а) многоуровневость объекта исследования, сложность его выделения, наличие множества связей между «этажами» психического; б) место психологии в системе наук, ее связь с другими дисциплинами и значимость психологии для людей; в) связь психических явлений с социальными и биологическими факторами; г) относительный дефицит существующих собственно-психологических методов исследования.

Возникает вопрос: «Каковы критерии применимости методов других наук в психологии и каков механизм трансформации метода для целей психологического исследования?» Применение упомянутых методов зависит от разных причин: а) от стадии исследования (например, при выборе объекта исследования и опорной концепции, интерпретации результатов и включении результатов в научную картину мира нужны логические методы; математические же методы используются на этапах планирования исследования и обработки результатов. При проведении исследования используются методы физики, химии, биологии, медицины); б) от сложности объекта исследования, точнее от сложности имею­щейся модели исследуемого объекта; в) от технической и методической оснащенности исследователя; г) от традиций школы, которую представляет исследователь.

Таким образом, заключаем, что в психологии можно применять метод исследования, который: I) адекватен имеющейся модели объекта; 2) обладает достаточной точностью и информативностью; 3) допускает проверку результатов другими методами; 4) допускает использование себя в системном исследовании; 5) дает стабильные результаты; 6) позволяет применять количественные методы обработки.

Любой метод исследования в известной мере «консервативен», т. e. он не допускает модификации себя в бесконечных пределах. Привлекая новый метод, следует в первую очередь определить цель его применения. Кроме того, надо заранее подумать об интерпретации полученных результатов. Как правило, цель применения и интерпретация результатов, полученных с помощью «чужого» метода, отличаются от цели и интерпретации, характерных для науки, в рамках которой разработан метод.

Одной из причин применения «чужих» методов в психологии является место последней в системе наук. Проиллюстрируем сказанное схемой классификации наук по Б.М. Кедрову. Схема (нелинейная) представляет собой треугольник, вершину которого составляют естественные науки, нижний правый угол — философские, и нижний левый — общественные науки. Психология расположена в самом центре треугольника, ближе к философским наукам, и имеет линии связи, которыми соединяют ее с тремя перечисленными группами наук. Что касается математики, то она занимает промежуточное положение между науками о природе и философскими (логикой и гносеологией), тогда как технические науки расположены между естественными и общественными. Эта схема была предложена в 1954 г. на Международном конгрессе по логике, методологии и философии науки в Цюрихе в докладе Б.М. Кедрова «О классификации наук» (рис.1). Выступивший в прениях по этому докладу Ж. Пиаже горячо поддержал идею о центральном положении психологии в системе наук. Он это повторил снова в своей юбилейной речи на XIX Международном психологическом конгрессе в Москве в 1966 г. и в ряде печатных работ.

Кедров развил свою схему дальше (рис. 2). Он исходит из того же «треугольника наук», в котором на этот раз более подробно выделена сфера психологии. Психология как наука связана cо всеми отраслями научного знания и человеческой деятельности, поскольку она есть учение о психике человека, а человек является центральной фигурой в любой познавательной (духовной) и практической деятельности. Психология связана: а) с естественными науками прежде всего через физиологию органов чувств человека и животных, в особенности через учение о ВНД ( на стыке между психологией и естествознанием здесь стоит зоопсихология—7); б) с общественными науками уже в cилу того, что сам человек есть существо общественное, a потому его личные свойства и высшие психические функции неизбежно преломляются через призму общественных отношений и сами являются как бы локализацией этих отношений в отдельном человеческом индивидууме, их концентрированным воплощением и выражением в его психике. На стыке психологии с общественными науками возникает комплексная дисциплина — социальная психология (4), которая включает в себя психологические аспекты любой социальной деятельности людей: из нее могут быть выделены в качестве самостоятельных прикладных разделов психологии такие ее разделы, как психолингвистика, юридическая и отдельно криминалистическая и судебная психология, военная психология; в) с научной философией, поскольку психология и философия в разных аспектах и с разных сторон изучают процессы человеческого мышления (2 — логика и теория познания

Тема 4. Особенности использования методов других наук в психологии - student2.ru

Рис.1

Тема 4. Особенности использования методов других наук в психологии - student2.ru

Рис.2

Психология имеет теснейшую связь с педагогикой как с прикладной общественной наукой, на стыке с которой образует педагогическую психологию (3), с которой, в свою очередь, неразрывно связана возрастная психология, прежде всего детская и подростковая.

Особенно многочисленны пересечения психологии с областью производственно-практической деятельности, с техникой, медициной и т. п. Здесь возникают психология труда (6), инженерная психология с ее профессиональными подразделениями; медицинская психология (5), патопсихология (см. рис.2). На стыке психологии и математики стоит математическая психология (9),с кибернетикой — психокибернетика (8). Другие обозначения: 1 — общая психология, 10 — психология творчества, 11— вся область психологии.

Другой причиной, стимулирующей применение методов смежных наук в психологии, является доминирование определенной науки в естествознании. Успехи отдельной науки привлекают к ней всеобщее внимание, что приводит к попыткам использования ее методов, терминологии, принципов в других научных дисциплинах. Для иллюстрации приведем схему чередования лидеров в науке, предложенную Б.М. Кедровым. В XVII – XVIII вв. в науке доминировала механика (200 лет). В XIX в. лидерство перешло к биологии, физике и химии (100 лет). Далее лидирует микрофизика (50 лет). Затем лидерство переходит к совокупности физико-химических наук (НТР — научно-техническая революция — до 1975 г.). Им на смену шла молекулярная биология. Конец XX в. ознаменован переходом лидерства к психологии и социальным наукам. Доминирование в науке ХVП – ХVШ вв. механики влияло и на характер объяснения в психологии, а стало быть и на ее методы. Особенно большое влияние на психологию оказала физика ХIХ – ХХ вв На психологию начала XX в. и на современную психологию большое влияние оказывает совокупность общественных наук, что обусловлено целым рядом причин, в частности, ростом субъективного фактора в истории, высоким уровнем развития общественных наук.

Л-1 Меха-ника Л-2 Биология Физика Химия Л-3 Микро-физика Л-4 коллективное лидерство физико-химических аук(НТР)до 1975г   Л-5 Л-6 Л-7 Психо-логия Социаль-ные науки в качестве лидеров
17-18 вв 200 лет 19 век 100 лет 50 лет 25 лет        

Рис. 3. Эмпирическая закономерность чередования лидеров в истории естествознания (по Б.М. Кедрову), где

Л-1 – Механиа

Л-2 – Биология, Физика, Химия.

Л-3 – Микрофизика.

Л-4 -Коллективное лидерство физико-химических наук (НТР), примерно до 1975 года.

Л-5 и Л-6 – молекулярная биология и неизвестый коллективный лидер на ее основе.

Л-7 – психология и далее перход лидерства от естественных к социальным наукам.

Проиллюстрируем влияние смежных наук на психологию на примере физики. Как мы говорили выше, в самом начале современного научного познания, точкой отсчета которого является методология Ф. Бэкона, для объяснения психологических явлений использовались понятия механики как наиболее развитой науки того времени. Характерным примером может служить психологическое учение английского философа Т. Гоббса (1588 – 1679). Орудием преобразования человеческого мышления, в том числе и психологии, по Гоббсу, должна стать геометризированная механика Г. Галилея. Гоббс считал, что геометрия — это образец логического мышления, а механика Г.Галилея — идеал естествознания. Принципам галилеевской физики он придал универсальное значение. Они, по мнению Гоббса, должны лечь и в основу психологии. Мир, по Т. Гоббсу, — это совокупность тел, подчиненных законам механики, законам механического движения. К движениям и усилиям Т . Гоббс сводит также духовную жизнь человека и животных. Они — сложные механизмы, всецело определяемые воздействиями извне. Отсюда Т. Гоббс выводит отрицание существования душ как особых субстанций, признание материальных тел в качестве единой субстанции, утверждение, что вера в бога — только плод воображения. Основные положения его концепции таковы: 1) Все в объективном мире — движение материальных некачественных тел — корпускул. 2) Существуют два вида движения — внешнее и внутреннее. 3) Психика — это также движение тел. Психическое возникает в результате перехода внешнего движения во внутpеннее. Никакого принципиального отличия внутреннего движения от внешнего нет. Первичный и самый фундаментальный момент пере­хода одного вида движения в другое — ощущение. Рассмотрим несколько подробнее его психологическую систему (по работе «Левиафан»).

Ощущение. Это исходный момент познавательной психики. Причиной ощущения является внешнее тело или объект, который давит на соответствующий каждому ощущению орган непосредственно, как это бывает при вкусе и осязании, или опосредованно, как при зрении и слухе, обонянии. Это давление, продолженное внутрь при посредстве нервов и других волокон и перепонок тела до мозга и сердца, вызывает здесь сопротивление или обратное давление. Так как это усилие направлено вовне, то оно кажется нам чем-то находящимся вовне... Вот это кажущееся, или этот призрак, люди называют ощущением.

Представление—это инерция ощущения. Представления спящих — это сны. Представление и память — одно и то же. Различие между ними заключается лишь в том, что представлением мы называем саму вещь или образ вещи, тогда как слово «память» выражает факт ослабления соответствующего ощущения и обозначает, что оно поблекло, отошло в прошлое.

Ассоциации. «Под последовательностью, связью представления я разумею следование представлений одно за другим, которое называют (в отличие от речи, выраженной словами) речью в уме». Связь может быть упорядоченной и неупорядоченной.

Рассуждение. Когда человек рассуждает, он лишь образует в уме итоговую сумму путем сложения частей, или образует остаток путем вычитания одной суммы из другой, или, что то же самое (если это делается при помощи слов), образует имя целое из соединения имен всех частей, или от имени целого и одной части образует имя другой части.

Аффекты, страсти выводятся из движения. Бывают движения, направленные на и от объекта. Для движения нужно усилие. Усилие — это и есть эмоции, страсти.

Другим примером влияния математики на психологию может служить система Б. Спинозы. Её он строит по примеру доказательства геометрических теорем.

Желание представить психические явления и зависимости между ними в строгой форме не оставляет исследователей. Примером такого рода может служить психологическая система К. Левина. Он считал, что поведение человека надо рассматривать как результат взаимодействия между индивидом и его окружением. Всю совокупность факторов, влияющих на субъекта в конкретный отрезок времени, следует называть «жизненным пространством». «Для того, чтобы понимать и предсказывать психологическое поведение В, необходимо для каждого вида психического события (действия, эмоции, переживания) определить ту кратковременно действующую целую ситуацию, которая представляет собой кратковременную структуру и состояние личности Р и психологического окружения (среды) — Е. Тогда

В=РхЕ.

Каждый психологический факт должен занимать определенное положение в этом поле, и только такие факты производят динамические эффекты (являются причинами событий). Среда со своими свойствами должна определяться не физически, а психобиологически, т. е. в cooтветствии с ее квазифизической, квазисоциальной, квазидуховной структурой. Динамическую структуру личности и среды можно представить с помощью математических по­нятий. Связь между математическими представлениями и психодинамическим значением должна быть точной. Для того чтобы согласовать понятия математики, физики и психологии, К. Левин привлекал на помощь математическую дисциплину — топологию.

Голографическая гипотеза К. Прибрама позволяет объяснить один парадокс. Он состоит в том, что нет точного cooтветствия между числом рецепторных клеток, например зрительного анализатора, и последовательно числом ганглиозных клеток, а также между числом клеток таламуса и коры головного мозга. Если разрушить клетки или проводящие пути на всех участках входного механизма мозга, то эти нарушения практически не сказываются на качестве восприятия или эффективности поведения (можно разрушить до 80 – 90 % клеток, и поведение практически не изменится). Вoпpoc состоит в том, как организован этот входной механизм, если такие огромные разрушения практически никак не сказываются на восприятии или поведении. К.Прибрам предложил для решения этого вопроса голографическую гипотезу. В голограмме информация о каждой точке объекта распределена по всей ее поверхности, что делает голограмму устойчивой к разрушениям. Любая малая часть ее содержит информацию обо всем объекте-оригиналеи, следовательно, может восстановить ее. Голографическая гипотеза предполагает, что информация о входных воздействиях распределяется на всем пpoтяжении нейронной системы точно так же, как она распределена по все­му узору физической голограммы. Таким образом, здесь для объяснения психофизиологических явлений использованы квантово-механические представления.

Для каждой исторической эпохи характерен свой способ заимствований физических идей, как и идей из других смежных наук, для объяснения психологических явлений.

Наши рекомендации