О специфике индивидуального бытия человека
Понятие индивидуальности (как и понятие личности) относится к духовным измерениям человеческой реальности. Вместе с тем,личность и индивидуальность — это два способа бытия человека, два его различных определения . Несовпадение этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два различных процесса становления личности и индивидуальности.
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности; это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социальных сообществах.
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации субъективной реальности. Индивидуализация — это самоопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальность есть самобытная личность, активно и творчески проявляющая себя в жизни. Индивидуальность — это прорыв за границы самости, выход на границы вечного, вселенского, универсального.
Понятия “личность” и “индивидуальность” фиксируют разные стороны,разные измерения духовной сущности человека . Суть этого различия схватывает наш язык. Со словом “личность” мы употребляем такие эпитеты, как “сильная”, “энергичная”, “независимая”, подчеркивая тем самым еедеятельную представ-ленность в глазах других людей. Об индивидуальности мы говорим: “яркая”, “неповторимая”, “творческая”, как окачествах самостоятельной сущности .
В философско-психологической литературе из двух определений человека — личность и индивидуальность — “вершинным” считают личностное бытие человека. Личность понимают как высшую, интегральную форму организации человеческой реальности. Психолог Б.Г.Ананьев писал: “Если личность — “вершина” всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность — это “глубина” личности и субъекта деятельности”.
С нашей точки зрения, понятие личности фиксирует социально значимые качества человека, описывает включенность индивида в систему социальных связей и отношений в группах и сообществах. Личность есть персонификация, олицетворение общественных отношений.
Индивидуальность — это не только и не столько включенность индивида в систему общественных отношений, интеграция их как личностно значимых, сколь еговыделенность из этих отношений. Понятие индивидуальности указывает на то, что человек из всего многообразия социальных ролей и функций, совокупности связей и отношений с другими выделяет свое, собственное; делает их абсолютно ценным содержанием своего подлинного Я.
Про одни социальные нормы и ценности он может сказать: “Это мое, я их внутренне разделяю и принимаю, следую им и буду отстаивать вплоть до смерти”. Эти нормы и ценности входят вовнутреннюю сущность конкретного человека, становятся его неотторжимым достоянием. Про другие социальные реальности индивид может сказать, что это не его, что он допускает их существование, но внутренне их не разделяет.
Без определенного ограничения социальных связей и отношений, сферы своей деятельности невозможно индивидуальное самоопределение. “... Только выражая себя в определенной индивидуальной форме, — писал Г.Гегель, — может гений создать истинно художественное творение”.
На определенном этапе своей жизни человек должен ответить на вопрос: “Кто я?”, “Что я собой представляю?”, “Что есть мое в этом мире?”, “Кто я есть сам по себе, а не только в глазах других?”. Ответы типа: “Я школьник (студент), отличник, лидер группы, член сборной команды, участник общественного движения” и т.п. — неудовлетворительны по той простой причине, что студентов, лидеров, спортсменов и др. много.Социальные роли илифункции сами по себе безличны.
Необходимо ответить себе прямо и честно: “Это есть мое собственное, отличное от других в этих моих ролях, связях и отношениях” В исполняемые социальные роли, в общественное поведение, в осуществляемую деятельность человек должен вложить что-то свое — уникальное, неповторимое, самобытное (единственное в своем роде).
Если личность — это определенность позиции человека в отношениях с другими, тоиндивидуальность — это определение собственной позиции в жизни, сама определенность внутри самой своей жизни. Если личность возникает во встрече человека с другими людьми, то индивидуальность — это встреча с самим собой, с собой как Другим, несовпадающим теперь уже ни с собой, ни с другими по основному содержанию былой жизни. Поэтомуиндивидуальность предполагает тотальную рефлексию всей своей жизни, обращение, инверсию вглубь себя, выработку критического отношения к способу своей жизни. Поэтомуиндивидуальность — это всегда внутренний диалог человека с самим собой, выход в уникальную подлинность самого себя.
Что же открывается человеку во внутреннем пространстве своей жизни? Что входит в определение индивидуальности человека? Как индивидуализируется человек в социальной, общественной жизни? Что отличает одного человека от другого?
Ответы на эти вопросы предполагают выяснение условий становления и бытия человеческой индивидуальности.