Функциональная организация работы мозга

Исходная позиция рассмотрения вопроса состоит в следую­щем. Поскольку психические процессы человека являются слож­ными функциональными образованиями и не локализованы в определенных участках мозга, а осуществляются при участии сложных комплексов совместно работающих мозговых структур, необходимо выяснить, из каких функциональных единиц состо­ит мозг человека и какую роль играет каждая из них в осуществ­лении сложных форм психической деятельности.

А.Р.Лурия выделялтри основных функциональных блока (ос­новных аппарата)мозга, участие которых необходимо для осуще­ствления любой психической деятельности.

I. Блок регуляции тонуса и бодрствования. Полноценная дея­тельность предполагает активное состояние человека. Лишь в ус­ловиях оптимального бодрствования человек может успешно принимать и перерабатывать информацию, планировать свое по­ведение, осуществлять намеченные программы действий и т.д.

Мозговые структуры, обеспечивающие тонус коры больших полушарий, находятся не в самой коре, а располага­ются в стволовых и подкорковых отде­лах мозга. Эторетикулярная формация, которая и поддерживает активное со­стояние нервного аппарата.

Одни из волокон ретикулярной формации (РФ) направляются вверх, оканчиваясь в коре. Это восходящая ре­тикулярная система, играющая решаю­щую роль в активизации коры и в ее ре­гуляции. Другие волокна идут в обрат­ном направлении — это нисходящая ретикулярная система. Она ставит нижележащие образования под контроль тех программ, которые образуются в коре и выполнение которых нуждается в регуляции состояний бодрствования.

Оба эти раздела РФ составляют единую систему, обеспечи­вающую изменение тонуса коры, и в то же время сама РФ нахо­дится под влиянием коры головного мозга. Первый функцио­нальный мозговой блок, регулируя тонус коры и состояние бодр­ствования, обеспечивает решение различных задач, поставлен­ных человеком. Этот блок вызывает реакцию пробуждения, по­вышает возбудимость, обостряет чувствительность и оказывает тем самым общее активизирующее влияние на кору головного мозга.

II. Блок приема, переработки и хранения информации. Этот блок расположен в задних отделах коры головного мозга, вклю­чая в свой состав структурызрительной (затылочной),слуховой (височной) иобщечувствительной (теменной) области. По своим функциональным особенностям структуры блока приспособлены к приему раздражителей, доходящих до головного мозга от пери­ферических рецепторов, к дроблению их на огромное число со­ставляющих элементов и к новым их комбинациям.

Второй блок мозга имеет иерархическое строение и состоит из надстроенных друг над другом корковых зон трех типов:пер­вичных (или проекционных), куда поступают импульсы с пери­ферии,вторичных (или проекционно-ассоциативных), где про­исходит переработка получаемой информации,третичных (или “зон перекрытия”), обеспечивающих наиболее сложные формы психической деятельности, требующие совместного участия раз­личных зон мозговой коры.

Особая функция принадлежиттретичным зонам, работа ко­торых необходима не только для успешного синтеза доходящей до человека сенсорной информации, но и для построения слож­ных синтезов на уровне символических процессов — для опера­ций со значениями слов, сложными грамматическими и логиче­скими структурами, системами счисления и др. В силу этого тре­тичные зоны являются структурами, обеспечивающими превра­щение образов восприятия в материал для отвлеченного мышле­ния, сохранение в памяти структур организованного опыта, иначе говоря — не только для получения и первичной переработки, но и для хранения по особым законам организованной информации.

Именно по этой причине весь этот функциональный блок назван блоком получения, переработки и хранения информации.

III. Блок программирования, регуляции и контроля деятель­ности. Человек является активным субъектом своей жизнедея­тельности. Он ставит цели, формирует планы и программы своих действий, следит за их выполнением, регулирует свое поведение, приводя его в соответствие с планами и программами; он кон­тролирует свою сознательную деятельность, сличая эффект дей­ствий с исходными намерениями и корригируя допущенные ошибки. Осуществлению этих задач способствует третий блок головного мозга. Его структуры расположены впередних отделах больших полушарий. Наиболее существенной частью третьего функционального блока мозга являютсялобные доли. Именно эти разделы мозга играют решающую роль в формировании на­мерений и программ, в регуляции и контроле наиболее сложных форм поведения человека.

Особенностью данной области мозга является ее богатейшая система связей с нижележащими отделами мозга, с ретикулярной формацией и со всеми остальными отделами коры. Лобные доли мозга обладают особенно мощными пучками восходящих и нис­ходящих связей с ретикулярной формацией. Они получают им­пульсы от систем первого функционального блока, “заряжаясь” от него соответствующим энергетическим тонусом. Вместе с тем лобные доли оказывают регулирующее влияние на саму ретику­лярную формацию, приводя активирующие импульсы в соответ­ствие с динамическими схемами поведения, формируемыми в лобных долях. Разрушение лобных долей приводит к глубокому нарушению сложных программ поведения: к невозможности их построения, реализации, контроля и коррекции.

Лобные доли человека развиты неизмеримо больше, чем лобные доли высших обезьян. У человека процессы программи­рования, регуляции и контроля поведения в несравненно боль­шей степени зависят от лобных отделов мозга.

Основная отличительная черта регуляции человеческого по­ведения заключается в том, что она совершается при участиире­чи. Высшие психические процессы человека формируются на ре­чевой основе. Именно в силу этого естественно искать програм­мирующее, регулирующее и контролирующее действие человече­ского мозга прежде всего в тех формах сознательной деятельно­сти, управление которыми совершается при участии речи.

Совместная работа всех трех функциональных блоков мозга составляет необходимое условие осуществления любой психологи­ческой функции человека. Только учет взаимодействия описанных функциональных блоков мозга, из совместной работы и того, ка­ков специфический вклад каждого из них в общую деятельность мозга, позволяет правильно решать вопрос о мозговых механиз­мах психической деятельности.

Отдельным аспектом этого вопроса являетсяпроблема функ­циональной асимметрии больших полушарий. Установлено, что в функциональном отношении оба полушария неравнозначны. Различаютсядоминантное (ведущее) исубдоминантное (ведомое) полушария. У правшей доминантным является левое полушарие, а правое — субдоминантным. Первоначально было выявлено, что доминантному полушарию принадлежит ведущая роль в осу­ществлении речи. Ведущее полушарие играет главную роль в осуществлении логических, мыслительных операций; субдоми­нантное — обеспечивает оперирование образами и другими не­вербальными сигналами. Поэтому деятельность левого полуша­рия получила название логико-вербального мышления, а право­го — пространственно-образного мышления.

В последующем было показано, что различие между полу­шариями мозга определяется не столько качественными особен­ностями обрабатываемого ими материала, сколько самойстра­тегией его переработки. Стратегия правого полушария состоит в целостном, комплексном восприятии предметов и явлений, в од­новременной обработке многих параметров. Левое (доминантное) полушарие осуществляет последовательную рациональную обра­ботку информации. В психологических исследованиях показано, чтоспособность схватывать целое раньше его частей лежит в ос­нове творческого воображения, творчества. Ведущая роль в этом процессе принадлежит субдоминантному правому полушарию.

Полученные данные о функциональной асимметрии боль­ших полушарий имеют непосредственное отношение к практике образования.Современное образование почти целиком построено на развитии вербально-логического мышления. Тем самым пре­имущественное развитие получает доминантное полушарие, что по сути тормозит развитие образного мышления иснижает об­щий творческий потенциал человека. Изменение подобного поло­жения дел возможно за счет разработки новых (особых) образо­вательных программ.

Функциональная асимметрия мозга человека имеет еще од­но проявление в педагогической практике —леворукость опре­деленной части школьников. Установлено, что частота развития невротических реакций и неврозов больше у леворуких детей. Одной из причин этого является фактор насильственного переобу­чения навыкам праворукости в первые годы жизни или в первый год обучения в школе. К развитию неврозов приводит грубая ломка сложившихся двигательных стереотипов. Можно одно­значно сказать, чтопереучивание леворуких в детском возрасте, ломка индивидуального профиля асимметрии может привести к развитию невротических заболеваний. Поэтому насильственная переориентация леворуких нецелесообразна и нежелательна.

Важно также знать, что леворукие дети труднее адаптируют­ся к школьным условиям. Это может приводить к повышенной раздражительности, вспыльчивости, к невротическим реакциям. Такие дети требуют особого педагогического внимания.

У леворуких учащихся чаще отмечается двигательная расторможенность, трудности концентрации внимания, они чаще стра­дают ночным энурезом, заиканием, страхами. Эти явления уси­ливаются при умственных нагрузках. У них могут наблюдаться зеркальные феномены (написание букв, слов и цифр зеркально или справа налево), замедленный темп письма. Часто и читать они пытаются справа налево, тем самым теряя смысл прочитан­ного. На уроках физкультуры плохо ориентируются в простран­стве, путают левую и правую стороны.

Установлено, что леворукие дети имеют совершенно отлич­ное от праворуких распределение функций между полушариями. У леворуких речевая функция, как правило, представлена в обо­их полушариях. Такая “дополнительная” функция в правом по­лушарии по логике должна вести к тому, что оно хуже реализует свои собственные функции. Однако это происходит не всегда и часто именно эти дети оказываются талантливыми в различных видах деятельности. Проблемы обучения леворуких детей, развитие их художественных и творческих способностей являются предметом изучения специалистов различных профилей.

Наши рекомендации