Проблема рефлексии в научных исследованиях
Категория рефлексии является исходной в анализе проблемы сознания. В сфере индивидуального сознания рефлексия выступает кардинальным способом разрешения центрального противоречия “сознания вообще” — противоречия между наивным (полностью арефлексивным) и трансцендирующим (максимально рефлексивным) сознанием. Анализ проблем сознания — это прежде всего исследование феномена рефлексии как смыслового центра всей человеческой реальности.
В современных разработках проблема рефлексии рассматривается, по крайней мере, втрех контекстах, а) при изучении теоретического мышления, б) при изучении процессовкоммуникации и кооперации, связанных с необходимостью понимания подлинных оснований совместных действий и их координации; в) при изучениисамосознания личности, связанном с проблемой формирования, воспитания и самовоспитания подрастающих поколений. Все эти три контекста в сложном переплетении имеют свои проекции в разных научных исследованиях, что приводит к многозначности самого термина “рефлексия”.
Преобладающее число конкретно-научных исследований рефлексии связано с изучением ее как процесса, а точнее — как специфических рефлексивных процессов в различных видах общественно организованной деятельности. Изучение рефлексии осуществляется, во-первых, при решении разного рода мыслительных задач (выявление условий осознания системы собственных действий и их оснований). Именно в этом круге исследований сформировалось широко распространенное понимание феноменарефлексии как направленности мышления на самое себя, на собственные процессы и собственные продукты.
Во-вторых, при коммуникациях и в совместной деятельности (выявление условий рефлексивного выхода в позицию “над” и “вне”). В имитационных и организационно-деятельностных играх, при коллективном решении проблем, при взаимоотношениях в организационных системах наиболее эффективно демонстрируется сама практика порождения рефлексивных процессов, выявляются условия их возникновения и функционирования.
В-третьих, при самоопределении субъекта внутри собственного представления о себе (установление внутренних ориентиров и способов разграничения “Я” и “не-Я”). Специфика рефлексивных процессов при самоопределении обусловлена многообразными реально-практическими ситуациями (познавательными, нравственными, поведенческими) социального бытия человека, требующими от него развитого умения “вписаться”, скоординировать свое автономное действие с действиями других людей.
На этом уровне анализа проблемы рефлексии выявляются те реальные обстоятельства практической жизнедеятельности субъекта, которые характеризуют рефлексивный процесс как естественно присущую человеческому сознанию способность. Однако изучение рефлексии как генеральной способности человека, как специфического и фундаментального механизма собственно человеческого способа жизни — это особый уровень ее рассмотрения.
В общем виде проблема рефлексии есть прежде всего проблема определениясвоего способа жизни. Предельно обобщая, можно выявитьдва основных способа существования человека. Первый из них — этожизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек, кровно-родственные отношения, ближайший круг друзей, конечный набор социальных реалий. Здесь весь человек находится внутри самой жизни; всякое его отношение — это отношение к отдельным явлениям жизни, а не к жизни в целом. Такая жизнь протекает почти как природный процесс, во всяком случае очевидна непосредственность и целостность человека, живущего такой жизнью; очевидна также растворенность сознания в наличном бытии. Здесь функционируетвнешняя рефлексия, формирующая феноменальный слой сознания, заполненный многочисленными ритуализированными структурами, продуктами коллективного сознания, осознаваемыми как содержание своего “Я”.
Второй способ существованиясвязан с появлением собственно внутренней рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный поток жизни и выводит человека за его пределы. С появлением такой рефлексии связано ценностное осмысление жизни. С разрыва непосредственных связей и восстановления их на новой основе начинается и в этом заключается второй способ существования. Именно в этом способе, по сути дела, впервые встает проблема “уяснения самому себе своего собственного сознания” как проблема нового сознательного опыта (опыта с сознанием).
В свою очередь, и отдельные формы сознания, которые характерны для Нового времени, могут складываться под знаком внешней и внутренней рефлексии. Так, для нравственного сознания их воплощениями будут такие образования, как стыд (чувство вины, базирующееся на переживании страха) —внешняя монологическая инстанция, регулирующая поверхностный слой социальных отношений, и совесть (чувство раскаяния, базирующееся на переживании отпадения и отчуждения) —внутренняя диалогическая инстанция, обеспечивающая подлинное приобщение и сопричастность к универсальному бытию.