Понятие о механизмах психологической защиты

Защитные механизмы срабатывают в условиях конфликта одинаково сильных, но противоположно направленных стремле­ний личности, вызывающих “возмущения” в системе ее мотива­ции.Защитные механизмы представляют собой особого рода психическую активность, реализуемую в форме специфических приемов переработки информации, которые могут предотвра­тить потерю самоуважения и избежать разрушения единства “образа Я”.

Психологическая защита проявляется в действиях человека по сохранению привычного мнения о себе, по отторжению или изменению информации, воспринимаемой как неблагоприятная и разрушающая базовые представления о себе или о других. “Механизм психологической защиты, — пишет Р.М.Гранов­ская, — связан с реорганизацией осознаваемых и неосознавае­мых компонентов системы ценностей и изменением всей иерар­хии ценностей личности, направленной на то, чтобы лишить значимости и тем самым обезвредить психологически травми­рующие моменты”31. Однако психологическая защита носит по преимуществу деструктивный характер, так как, поддерживая привычный уровень самоуважения, она блокирует адекватную оценку реального положения дел в социальной среде и в своем внутреннем мире, лишает человека воли, мужества и ответствен­ности перед собой и другими.

Впервые защитные механизмы были выявлены З.Фрейдом; их специальное изучение связано с именем его дочери — А.Фрейд. В психоанализе были выделены такие механизмы, как отрицание, вытеснение, проекция, регрессия и др. Опишем наи­более часто “работающие” психологические механизмы защиты, как выявленные в психоанализе, так и описанные другими ис­следователями.

Отрицание определяется как процесс устранения, игнориро­вания травмирующих восприятии внешней реальности. Этот ме­ханизм защиты обнаруживает себя в конфликтах, связанных с появлением мотивов, разрушающих основные установки лично­сти; с появлением сведений, которые угрожают самосохранению, престижу, самоуважению. Основная формула отрицания — “нет опасности, этого нет”; “не вижу, не слышу” и т.п. В житейском обиходе подобный механизм обозначают как “позицию страуса”. Например, клиническая практика свидетельствует, что первой реакцией пациента на сообщение врача о выявленном серьезном заболевании является отрицание такого диагноза, неверие в него.

Вытеснение — механизм избавления от внутреннего кон­фликта с помощью активного исключения из сознания неприемлемого мотива или нежелательной информации. Феномены за­бывания чего-либо очень часто связаны с вытеснением. Напри­мер, особенно неудобные для нас факты легко забываются. Ущемленное самолюбие, задетая гордость, катастрофическое со­общение вытесняются и маскируются другими содержаниями, приемлемыми для самого субъекта. Например, мать, получившая извещение о гибели сына, убеждена, что такого извещения она не получала, она не помнит об этом. Наоборот, готова рассказы­вать о том, где сейчас ее сын, чем он занимается и т.д.

Проекция — процесс приписывания (переноса) собственных чувств, желаний и личностных черт, в которых человек не хочет себе сознаваться из-за их неприемлемости, на другое лицо. Под­мечено, что скупой склонен отмечать в других людях жадность, агрессивный — жестокость и т.п. Человека, постоянно приписы­вающего другим собственные неблаговидные мотивы, называют ханжой.

Идентификация — защитный механизм, при котором чело­век видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу. В идентификации есть и позитивный момент, так как это механизм усвоения социального опыта, ов­ладения желательными, но отсутствующими у индивида свойст­вами и качествами. Эмоциональное сопереживание зрителя или читателя героям художественного произведения основано на ме­ханизме идентификации с ними. Из практики воспитания из­вестно, что в семье сын идентифицирует себя с отцом, а дочь — с матерью.

Регрессия — защитный механизм, посредством которого субъект в условиях повышенной ответственности стремится из­бежать внутренней тревоги, потерять самоуважение с помощью тех способов поведения, которые были адекватны на более ран­них стадиях развития. Регрессия есть возврат человека от выс­ших форм поведения к низшим. Инфантильность в поведении и отношениях — яркий феномен регрессии.

Реактивные образования — защитный механизм трансфор­мации травмирующего мотива в свою противоположность. Без­отчетная, не имеющая разумных оснований неприязнь к челове­ку может оборачиваться особой предупредительностью к нему, посредством которой субъект старается преодолеть собственные агрессивные чувства. И напротив, нередко симпатия к человеку может демонстрироваться в формах, характерных для неприяз­ненного отношения. Педагоги в агрессивном преследовании мальчиком-подростком своей одноклассницы “прочитывают” чувство первой влюбленности, видят в этом характерный для подростков ритуал ухаживания.

Рационализация понимается как приписывание логических или благовидных оснований поведению, мотивы которого не­приемлемы или неизвестны, как оправдание перед другими или перед самим собой своей несостоятельности. В частности, ра­ционализация связана с попыткой снизить ценность недоступно­го. Переживая психическую травму, человек защищает себя тем, что переоценивает (обесценивает) значимость травмирующего фактора в сторону его снижения. Этот механизм еще называют “зелен виноград” (по известной басне И.А.Крылова “Лисица и виноград”).

Замещение — защитный механизм, связанный с переносом действия с недоступного объекта на доступный. Замещение раз­ряжает напряжение, созданное нереализуемой потребностью, не­достижимой целью. Например, одна испытуемая в опытах Т.Дембо после длительных неудач в решении эксперименталь­ной задачи, состоящей в набрасывании колец на бутылки, вы­шла, расплакавшись, за дверь и в сердцах нацепила все кольца на вешалку.

Изоляция, илиотчуждение, — обособление и локализация внутри сознания травмирующих человека факторов. Доступ в сознание травмирующим чувствам блокируется, так что связь ме­жду определенным событием и его эмоциональной окраской не отражается в сознании. Явления “раздвоения (расщепления) личности” могут быть связаны с такой защитой. Как свидетель­ствуют клинические данные, двойник воплощает то, что чуждо первому “Я”; при этом разные “Я” могут ничего не знать друг о друге.

В заключение отметим, что работа с сознанием, в том числе преодоление психологической защиты в случаях, когда они пре­пятствуют формированию адекватной самооценки и самосовер­шенствованию личности, составляет центральный предмет пси­хотерапевтической практики. С полным основанием сказанное можно отнести и к педагогической практике.

Наши рекомендации