Со-бытийная общность как ценностно-смысловое объединение людей
· Понятие общности
· Со-бытийная общность: природа, функции, строение
В чем отличие общности от социальной организованности? Каковы содержательно-психологические характеристики событийной общности?
Понятие общности
Особым типом человеческих объединений, по сути, противоположным социальной организованности, является неструктурированная,бытийная общность.
Знаменитый философ М.Хайдеггер писал, что человек есть не только бытие — в мире (in—der—Welt—Sein), но что он, главным образом, есть бытие—с—другими (Мit—Аndre—Sein). Та же самая идея выражена самой этимологией слова “общество”. По своему происхождению societas — значит “товарищество” (от латинского хоста — “товарищ, друг, приятель”).Общительность, общность являются сущностным атрибутом человека.
Общество существует не потому, что каждый из нас существует; общество существует потому, что ориентация на другого присуща каждому из нас.Человек по самой своей природе есть бытие для других. Человек есть существо, в природе которого мы находим стремление трансцендировать себя, стремлениебыть собой с другими.
Проблема общности поэтому не только социальная или историческая; она при более глубоком рассмотрении являетсяэкзистенциальной, личностно-смысловой проблемой. Так, родовая общность устанавливается уже с первых дней появления человека на свет; а его действительное развитие как раз и связано со сменой и обогащением многообразных форм общности, через которые человек проходит на своем жизненном пути.
К сожалению, бытийные общности в социальной психологии изучены слабо: здесь не существует серьезной традиции исследования и мало конкретно-научных данных, хотя понятия “со-бытийная общность”, “со-бытие” являются ключевыми в теме “Психология межличностных отношений”.
Понятие “общность” используется в самых различных контекстах; оно многозначно. Самое широкое значение этого понятия включает совокупность индивидов: как организованную, так и неорганизованную, малую и большую группы. Другое понимание общности включает в себя наименование различных объединений людей в постоянные или временные формы совместной деятельности. Мы придерживаемся еще более узкого понимания общности. Для насобщность есть объединение людей на основе общих ценностей и смыслов: нравственных, профессиональных, мировоззренческих, религиозных и т.п. Общность здесь есть прежде всего внутреннее духовное единство людей, характеризующееся взаимным приятием, взаимопониманием, внутренней расположенностью каждого друг к другу.
Исходный критерий различения организации и общности состоитв мотивах и условиях объединения людей. Организация представляет собой целевое объединение людей по заранее определенной структуре. Иначе говоря, в организацию (группу) люди входят, объединяющая их совместная деятельность заранее задана, статусы и функции предписаны.
В общности люди встречаются, общность создается совместными усилиями самих индивидов. Нормы, ценности, смыслы общения и взаимодействия привносятся самими участниками общности. Эта общность не статусная, а позиционная.
Общность характеризуется специфическими чертами. Для нее характерно принятие людьми друг друга. Общности чужды конкуренция и соперничество. На общность не распространяются закономерности общения и взаимоотношений, установленных для социальных организованностей.
Исходной нормой общности как общности ценностно-смысловой является устойчиваядуховная связь между ее участниками. Специфика данной общности или духовной связи состоит в возможности наиболее полногопонимания одной индивидуальностью другой индивидуальности. Эта возможность реализуется только при условии постоянного общения, диалога, взаимного доверия и сопереживания. Подлинная, бытийная общность предполагает, несмотря на препятствия и “непрозрачность” другого,выход за рамки самого себя и понимание (постижение) личности Другого, а также чувство ответственности и преданности, которое включает в себя и Я, и Ты, и Мы.
Значимостьдиадической общности как полного взаимоприятия и взаимопонимания велика. Она представляет собой пространство для взаимовыражения, взаимопроникновения в мир другого и самого себя. Особенно ценна роль такой общности в юношеском возрасте. “Юность” Л.Н.Толстого как раз показывает нам пример подобного диадического общения. Есть основания полагать, что неструктурированные общности являются пространством развития — душевного и духовного — на основных этапах онтогенеза человека. Мы называем такую общность как “со-бытие” или “со-бытийная общность”.