Деятельностное бытие человека

· Многомерность категории “деятельность”

· Философское оп­ределение деятельности

· Деятельностный подход в психологии

Однозначно ли понятие деятельности? В чем специфика фило­софского и психологического изучения деятельности?

Многомерность категории “деятельность”

В обычном словоупотреблении под деятельностью понима­ется всякого рода активность человека. Это значение закрепляет­ся в толковых словарях: “деятельность” есть работа, занятие в ка­кой-либо области.

В науке понятие “деятельность” определено недостаточно четко. Хотя в последнее время оно привлекает все более при­стальное внимание философов, социологов, экономистов, психо­логов, оно пока не получило единого и точного истолкования.

Вокруг этого понятия ведутся серьезные дискуссии. Недос­таточно четко определены соотношения категории “деятель­ность” с такими близкими понятиями, как “активность”, “жиз­недеятельность”, “поведение”, “практика”. Еще в 1940 г. С.Л.Ру­бинштейн отмечал, что понятие “деятельность” употребляется в очень широком и неопределенном смысле. Он писал, что в пси­хологии сплошь и рядом говорят о психической деятельности, отождествляя, по существу, деятельность и активность. Но эти понятия необходимо различать.

Изучение философской и психологической литературы, по­священной проблеме деятельности, показывает многозначность категории “деятельность”. Можно зафиксировать, по крайней мере, четыре различных смысла, которые вкладываются в это понятие:

1. Деятельность как совокупность результатов и последст­вий — продуктов, достижений, произведений и т.п. В этом пони­мании деятельность предстает какпроизводство.

2. Деятельность как процесс преодоления трудностей, как реше­ние проблем и задач, как средство их решения. В этом смысле деятельность предстает кактруд в истинном смысле этого слова.

3. Деятельность как процесс самоизменения человека в ходе изменения обстоятельств своей жизни. Так понимаемая деятель­ность — этосамодеятельность.

4. Деятельность как таковая, вне ее результативности,как способ отношения к условиям своей жизни, какдеяние. Здесь деятельность — этопрактика.

Именно практика выступает предметом философского анализа.

Философское определение деятельности

Деятельность как философская категория — это теоретиче­ская абстракция всей общечеловеческой практики, имеющей общественно-исторический характер. “Деятельность, — пишет Л.П.Буева, — это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окру­жающей природы и социальной реальности (включая его са­мого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами”2.

Фундаментальным, основополагающим среди выделенных на­ми смыслов категории “деятельность” являетсяпрактика. Имен­но практика является целостным и подлинно генетическим ис­точником человеческой реальности. Практическое, деятельностное бытие человека есть основа его сущности и сама возмож­ность существования его как субъекта.

Теоретическое осознание практики как формы саморазвития общественного человека выявляет, чтоприрода практики и чело­веческий способ существования — однопорядковые сущности. Это означает также, что практика не просто средство к жизни, но и подлинное альтер-эго (другое “Я”) человека, его удвоение, пред­метное воплощение того, что он есть внутри себя. Эта однопорядковость, помимо всего прочего, означает, что именно практи­ка является единым носителем всех возможных составляющих человеческого способа жизни.

Являясь универсальным, т.е. простым, всеобщим способом отношения человека к миру и самому себе, практика задает и исторически конкретные формы этим отношениям и определяет характер их взаимосвязи.Практика одномоментно и всегда соци­альна, предметна и сознательна. Не может быть бессознательной (вне и помимо сознания) практики, не может быть бездеятель­ной и внесоциальной практики, как не может быть непрактиче­ского сознания, непрактической деятельности, непрактического сообщества. В целостном процессе человеческой жизнедеятель­ности практикуемые основания человеческого способа существо­вания (производства, сознания, общности) постоянно опосредст­вуют друг друга, выступая сторонами целого.

Основной, или конституирующей, характеристикой деятель­ности является еепредметность, которая заключается в том, что она подчиняется (или уподобляется) свойствам, явлениям и от­ношениям независимого от нее объективного мира. Предмет­ность выступает как универсальная пластичность деятельности, как ее возможность отражать в себе объективные свойства пред­метов, среди которых действует субъект. Выражение “беспред­метная деятельность” лишено смысла. Иное дело, когда предмет деятельности зачастую оказывается скрытым и требуется глубо­кий анализ по его нахождению.

Деятельность человека всегдаобщественна. В своей подлин­но социальной деятельности человек выступает не как Робинзон, а как представитель человеческого рода, учитывающий и резуль­таты деятельности других людей, и их позиции в совместной деятельности. Понятия “деятельность” и “общение” тесно связаны между собой. По своему происхождению общение возникает из нужд деятельности.

Деятельности присуща такая характеристика, каксубъектность', она реализуется как отдельным, так и коллективным субъектом.

Наши рекомендации