Внутренний мир человека в житейской психологии

Пронизанность обыденной жизни человека множеством психологических связей и отношений с другими людьми пред­ставляет собой основу для возникновения так называемой житейской психологии. Житейскую психологию называют так­же донаучной, подчеркивая тем самым, что она предшествует психологии как науке. Тем не менее обе они существуют одно­временно. Носителями житейской психологии являются кон­кретные люди; каждый из нас своего рода житейский психо­лог. Конечно же, все люди различаются в плане психологиче­ской зоркости и житейской мудрости. Одни весьма проницательны, способны по едва уловимым нюансам (выражению глаз, "лица, позе) проникнуть в настроение, состояние, намерения человека. Другие не отличаются такими способностями, менее чувствительны к внутреннему состоянию собеседника; их психологический опыт не столь богат. Замечено, что нет жест­кой зависимости между психологической прозорливостью и возрастом человека: есть дети, хорошо ориентирующиеся в субъ­ективных свойствах сверстников, родителей, педагогов, и есть взрослые, плохо понимающие внутренние состояния других людей.

Основу житейской психологии составляютсовместная дея­тельность, общение, реальные взаимоотношения людей. Источни­ком житейской психологии всегда являются те люди, с которыми мы непосредственно соприкасаемся. Необходимость согласовы­вать свои действия с действиями другого, понимать не только значение слов речи, но и контекст высказывания, “прочитывать” в поведении и внешнем облике другого его намерения и на­строения побуждает человека выделять и фиксировать много­гранные проявления внутренней жизни.

Первоначально знания житейской психологии существуют неотрывно от деятельности и поведения человека, конкретное психологическое знание как бы вплетено в живую ткань дейст­вия и поступка. В последующем и способы практического дейст­вия, и субъективные состояния получают свое отражение, начи­нают существовать в человеческой речи, фиксируются в языке.В языковых значениях происходит объективация внутреннего мира человека. В слове субъективные переживания как бы отделяются от их носителя и становятся доступными анализу и осмыслению. С данной особенностью житейской психологии мы сталкиваемся ежедневно. Наш язык содержит большое количество слов, обо­значающих психические факты и явления. Многие из этих слов составляют понятийный строй научной психологии. Конечно, содержание терминов житейской психологии и психологической науки существенно расходится. Но тем не менее человек, начи­нающий осваивать науку психологию, имеет, как правило, свое, сложившееся в жизненном опыте представление о психоло­гии, свой образ человека.

Содержание житейской психологии находит свое воплоще­ние в народных обрядах, традициях, поверьях, в устном народ­ном творчестве, в сказках, пословицах, поговорках, притчах, пес­нях и т.п.

Например, обряд инициации, связанный с изменением социального стату­са (посвящение в рыцари в средневековье, конфирмация как приобщение к церкви у католиков и протестантов, посвящение в сан, коронация и т.д.) или с изменением воз­растной группы (переход подростка в полноправ­ную взрослую жизнь в первобытных культурах), основан и на тонком знании человеческой психо­логии. Предметы и ритуалы, включенные в ини­циацию, выполняют психологическую функцию введения человека в новую жизнь, фиксируют в его сознании значимость нового положения, по­могают овладеть новой социальной ролью. Ис­пользуемый А.С.Макаренко при перевоспитании колонистов ритуал публичного сжигания старой одежды как бы символизировал для беспризорни­ка безвозвратность прошлого, торжественность момента начала нового этапа жизни, рождения новой личности.

Богатый психологический опыт накоплен в сказках. Во мно­гих из них действуют одни и те же герои: Иванушка-дурачок, Прекрасная царевна, Баба Яга, Кашей Бессмертный — в волшеб­ных сказках; Медведь, Волк, Лиса, Заяц — в сказках о живот­ных. За сказочными персонажами угадываются определенные психологические типы и характеры людей, встречающиеся в жизни.

Такие пословицы, как “Семь раз отмерь — один раз от­режь”, “Повторение — мать учения, но враг творчества”, “Что ни человек, то и я”, “Чистота духовная паче телесной”, выражают совершенно определенные факты психологии человека.

Психолог М.С.Роговин отмечает, что в письменных источ­никах донаучная или житейская психология прямо отражена в двух жанрах — в характерологических сочинениях (трактат Теофраста “Этические характеры”, работа Аристотеля “Риторика и др.) и в жанре моральных афоризмов (М.Монтень, Ф.Ларошфу­ко, Ж.Лабрюйер, Г.Лихтенберг и другие). И, конечно же, жиз­ненная психология пронизывает все виды искусства. Для многих людей произведения живописи, художественные произведения, театральные постановки являются основным способом познания внутреннего мира человека.

Наши рекомендации