Понятие психологической антропологии
Исторически первой формой психологии является учение о душе. То, что впоследствии было обозначено термином “психология”, сначала представляло собой совокупность знаний о душевных силах человека: разуме, чувствах, желаниях, воле и т.п. С развитием психологии, с ее оформлением в качестве самостоятельной дисциплины (психология выделилась из философии) изменился ее предмет. Психология стала пониматься как наука о психике, о законах ее становления, функционирования, изменения, развития. Психика в общей психологии определяется как свойство высокоорганизованной материи, проявляющееся в способности отражать окружающий мир и обеспечивающее построение образа мира для регуляции индивидом своего поведения.
Итак, предметом традиционной психологии является психика. Психика как особый “функциональный орган” присуща и человеку, и животным. Следовательно, психология не может пониматься только как наука о человеке. Исследуя свой предмет, получая факты, формулируя закономерности, строя гипотезы и теории, психология вынуждена помнить об общности психики животных и человека. В первую очередь это касается общей психологии. Необходимость удерживать общее приводит либо к стиранию качественных различий психики животных и человека (широко известное направление в психологии — бихевиоризм, где результаты исследований психики животных прямо переносились на человека), либо кигнорированию специфичности психических явлений у человека и животных.
В настоящее время в психологической науке отсутствует такое направление, которое прямо ориентировано на изучение собственно человеческой психологии, хотя существует особая отрасль психологии, изучающая психику животных, — зоопсихология. Попытка свести науку о человеческой психологии к этнопсихологии, к психологии народов и рас, совершенно неправомерна, так как в ней не рассматривается субъективность конкретного человека.
Помимо этого, некогда единая психология разделилась на большое число отдельных отраслей психологического знания. Целостная по сути психология человека дробится тем самым на множество отдельных психологии для специфических условий жизнедеятельности человека. Например,инженерная психология исследует психические особенности взаимодействия человека с техникой,социальная психология изучает механизмы взаимодействия людей в социальных структурах и т.д. Из этих “психологии” трудно вычленить некий инвариант, невозможно составить общее представление о действительной психологии человека.
Существует необходимость создания особой дисциплины, изучающей психологию человека в ее специфике, ориентированной на понимание сущностных психологических характеристик человека. Такой важнейшей характеристикой является внутренняя жизнь человека, его субъективный мир, который и должен стать предметом нового направления —психологической антропологии. Освоение такой дисциплины должно дать возможность понимания реального индивида как в различных жизненных ситуациях, так и в совместной деятельности.
Психологическая антропология в системе дисциплин педагогической антропологии
Как уже отмечалось выше, главный вопрос педагогической антропологии — это вопрос о сущности человека, путях, средствах и сфере ее становления. Такой важнейшей сферой несомненно являетсяобразование — всеобщая форма человеческого способа жизни. Как и любая другая сфера общественной жизни (экономика, политика, право, медицина, искусство и др.), образование предполагает научное обоснование, т.е. рефлексию условий, особенностей, устройства, закономерностей и тенденций функционирования и изменения основных компонентов образовательной сферы. Научное обеспечение образования реализуется комплексом дисциплин. К числу основных относятся философия, культурология, социология, этнография, история, психология, физиология и др. Включаясь в исследование сферы образования, перечисленные дисциплины расширяют предметную область своей науки проблемами образования. Возникают новые разделы или отрасли знания, напримерфилософия образования, социология образования, история образования.
Главное место в новой системе антропологически ориентированных наук об образовании должно принадлежать психологии. В педагогической антропологии эта мысль высказывалась неоднократно. Значение психологии состоит в том, что она дает педагогу знания о деятельности, сознании, личности человека, о закономерностях, стадиях, феноменологии его развития, о встрече поколений в образовательном процессе, о специфике педагогического руководства развитием детей, подростков, юношей.
Психологическое образование педагога должно быть поэтому максимально содержательным и профессионально ориентированным. Здесь психология является составной частью педагогической антропологии. Базу психологического образования педагога должны составить учебные дисциплины предлагаемого нами курса:“Введение в психологию субъективности”, “Развитие субъективности в онтогенезе”, “Становление субъективности в образовании”. В совокупности эти дисциплины и составляют курс “Основы психологической антропологии” — как системы общего психологического образования педагогов. Базовый компонент психологического образования в педвузе может быть дополнен психологическими дисциплинами по профилю специальности и по ступеням педагогического образования.
“Основы психологической антропологии” могут стать обоснованиемдидактики и методики как технологии и техники обучения, воспитания и формирования сознания и способностей школьников.Технология в образовании — это рефлексия и осознание общих принципов и способов работы педагога во всех процессах образования.Методика в образовании — это описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах — то, что К.Д.Ушинский называл “собранием правил воспитательной деятельности”.
Психологическое самообразование
Вопросы для обсуждения и размышления
1. Как вы думаете, почему знание о человеке не приобрело столь же общего признания и уважения, как знание о природе и обществе?
2. Представьте себе, что создан институт комплексного человекознания. Какие специалисты могли бы работать в этом институте? Как бы они сотрудничали друг с другом?
3. Можно ли согласиться с утверждением, что “педагогика — это прикладная психология”? Можете ли вы найти аргументы “за” и “против” такого утверждения?
4. Синонимичен ли ряд: антропологическая психология, психологическая антропология, психология человека? Есть ли специфические смысловые оттенки в каждом из понятий?
Литература для чтения
Ананьев Б.Г, О проблемах современного человекознания. М., 1977. Гл.1.
Б ел и к А.А. Психологическая антропология — поиски синтеза в науках о человеке // Сов. этнография. 1990. №6.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.
Мир философии: Книга для чтения. М., 1991. 4.2. Раздел 5. “Человек и его место в мире”.
О человеческом в человеке. М., 1991. Раздел 1. “Человек в системе современного научного знания”.
Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. М., 1994. Гл.1. §1.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. Пролог; Гл.111. Мысль.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Пед. соч.: В 6 т. М., 1990. Т.5. Предисловие.
Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. М., 1988.