Философская антропология как гуманистическая философия

Основоположник философской антропологии М.Шелер по­лагал, что все основные проблемы философии можно свести к вопросу, что есть человек. В отличие от философских учений о человеке, в которых он анализировался как зависимая часть некоего целого (природы, об­щества),философско-антропологическое учение понимает челове­ка в его тотальности и самоценности, как творческую и свобод­ную личность. Философы-антропологи ставят задачу выработки принципов, руководствуясь которыми можно было бы защитить достоинство и свободу человека.

М.Шелер в философской антропологии видел главную науку о сущности человека, его метафизической природе, о силах и способностях, которые движут им, об основных направлениях и законах его биологического, психического, духовного и социаль­ного развития. “Задача философской антропологии, — писал М.Шелер, — точно показать, как из основной структуры челове­ческого бытия... вытекают все специфические монополии, свер­шения и дела человека: язык, совесть, инструменты, оружие, идеи праведного и неправедного, государство, руководство, изо­бразительные функции искусства, миф, религия, наука, историч­ность и общественность”.

Философская антропология должна была стать фундаментом не только философии, но и любого знания о человеческой жизни в целом. Новая философия должна была соединить конкретно-научное изучение различных сторон и сфер человеческого бытия с философским осмыслением: постичь человеческое в человеке, его истинное ядро, его свободную и творческую сущность, соз­дать целостный образ человека. При этом она не вторгалась в теории конкретных наук о человеке, а критически осмысливала их границы и возможности.

Учение философской антропологии о человеке имеет фунда­ментальное значение для сферы образования и педагогической деятельности. Целостный философский образ человека можно рассматривать как идеал образовательной системы, конкретизи­руемый относительно ее главного субъекта —развивающейся лич­ности человека. Однако этот образ невозможно прямо заимство­вать из работ философов-антропологов, он должен быть вырабо­тан совместными усилиями представителей разных наук, и в первую очередь философами, культурологами, социологами, эт­нографами, педагогами, биологами, психологами, историками.

Положение философской антропологии о человеке как о микрокосмосе, его тождественности миру в целом обусловливает принципиальную незавершенность познания человека, ибо его соб­ственная незавершенность и неопределимость принадлежат к са­мым существенным его свойствам. Для педагога это положение имеет и принципиальный, и конкретно-практический смысл, предостерегая его как от упрощенных, схематичных представле­ний о ребенке, так и от неоправданного оптимизма окончатель­ного его понимания.

Идеясамосозидающего, трансцендирующего, открытого ко всяким возможностям человека — центральная для философской антропологии. Сущность человека — в движении, в постоянном духовном пре­образовании себя, в актах выхода за свои пределы, в самостроительстве, в самовоспитании. Человек, по М.Шелеру, это существо,превосхо­дящее само себя и мир. Человек — принципиально незавершен­ное существо, открытое для мира, для возможностей действия, способное и вынуждаемое делать выбор. Для образования эта идея имеет принципиальное значение. Образование — это, пре­жде всего,развитие и саморазвитие. Педагогическая деятель­ность — это деятельность по созданию условий саморазвития, самообразования людей, по обеспечению для них пространства выбора, возможностей свободного и творческого действия.

Педагог всегда имеет дело с живыми людьми, синдивидуаль­ностями. Положение философской антропологии о необходимо­сти познания не только абстрактно-внешнего человека, но и собственно человеческого в человеке, его духовной сути ориен­тирует педагогов на постижение реально существующего, кон­кретного человека в его целостности и уникальности.

Обозначенные выше идеи философской антропологии, весь дух ее учения с полным правом можно рассматривать как гума­нистические по своей сути и нацеленности. Философско-антропологическое учение может выступить как мировоззренческая основа педагогического образования.

Наши рекомендации