Тема 1. Основные принципы и методы психологии
Г. Тула
одобрена кафедрой гуманитарных и социальных дисциплин | СОСТАВЛЕНА в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)» (базовый уровень среднего профессионального образования) |
Протокол № ____ от «____» ________________ 2008 г.
Зав. кафедрой
социальных и гуманитарных
дисциплин, к.ю.н. С.В. Заварзин
Рецензенты:
Зам. начальника учебного
отдела ГОУ ТУЦ УВД ТО О.М. Суслов
Зам. зав. кафедрой
административно-правовых дисциплин А.В. Богданов
Автор: Земсков Б.С. - преподаватель Юридического колледжа Российской секции Международной Полицейской Ассоциации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Управленческая психология» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)» базовый уровень среднего профессионального образования и является единой для всех форм обучения.
Рабочая программа максимально рассчитана на 106 часов, из них 94 часа являются аудиторными, а 12 часов – самостоятельная работа студентов, 40 часов практические занятия..
Учебная дисциплина «Управленческая психология» является общепрофессиональной дисциплиной. В результате ее изучения студент должен:
иметь представление:
- о закономерностях внутренней психической деятельности личности
- об эффективной стратегии поведения в конфликтной ситуации
- об оптимальных методах принятия управленческих решений
знать:
- психологические аспекты малых групп (коллективов)
- социально-психологические основы деятельности руководителя
- методику решения творческих задач
уметь:
- разрешать конфликтную ситуацию
- преодолеть психологические барьеры в общении
- находить оптимальное управленческое решение
Изучение теоретического материала проводится как в виде уроков, так и в виде практических занятий, что дает возможность активизировать познавательную деятельность студентов, используя различные виды самостоятельной работы.
Для лучшего усвоения учебного материала его изложение необходимо проводить с применением технических, тренинговых и аудиовизуальных средств обучения.
Итоговой формой контроля знаний является экзамен.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дисциплина – Управленческая психология
Специальность – Менеджмент (по отраслям) (080501)
Форма обучения: заочная
№ темы | Наименование разделов и тем | Макс. нагрузка | Аудиторных часов всего, в том числе: | Самост работа, час | Форма контроля | |||||
Всего | Лек | Сем | КГЗ | ПЗ | Зач | Экз | ||||
1. | Основные принципы и методы психологии | |||||||||
2. | Закономерности внутренней психологической деятельности | |||||||||
3. | Психологические аспекты малых групп и коллективов | |||||||||
4. | Конфликт и стратегия поведения в конфликтной ситуации | |||||||||
5. | Коммуникация и психология общения | |||||||||
6. | Социально-психологические основы деятельности руководителя | |||||||||
7. | Психология принятия управленческих решений | |||||||||
Экзамен | ||||||||||
Всего по дисциплине |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дисциплина – Управленческая психология
Специальность – Менеджмент (по отраслям) (080501)
Форма обучения: очная
№ темы | Наименование разделов и тем | Макс. нагрузка | Аудиторных часов всего, в том числе: | Самост работа, час | Форма контроля | |||||
Всего | Лек | Сем | КГЗ | ПЗ | Зач | Экз | ||||
1. | Основные принципы и методы психологии | |||||||||
2. | Закономерности внутренней психологической деятельности | |||||||||
3. | Когнитивные, эмоционально-волевые и индивидуально-типологические особенности личности | |||||||||
4. | Психологические аспекты малых групп и коллективов | |||||||||
5. | Структуры в группах | |||||||||
6. | Малая социальная группа как социально-психологическая характеристика организаций | |||||||||
7. | Формальные и неформальные группы. Групповая динамика | |||||||||
8. | Конфликт и стратегия поведения в конфликтной ситуации | |||||||||
9. | Типы людей по поведению в конфликте | |||||||||
10. | Коммуникация и психология общения | |||||||||
11. | Социально-психологические основы деятельности руководителя | |||||||||
12. | Психология принятия управленческих решений | |||||||||
Экзамен | ||||||||||
Всего по дисциплине |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание учебного материала.
Изучение психических явлений как основной способ, позволяющий понять поведение людей и управлять этим поведением. Метод как главный способ изучения. Теоретические и научные методы изучения. Основные принципы психологии. Типология методов исследования.
Виды самостоятельной работы студентов (2 часа):
1. Написание рефератов
2. Составление пакета документации
Содержание учебного материала.
Личность и ее понимание. Мотивационная, эмоциональная и волевая сферы личности. «Биологический фундамент» и индивидуальные особенности личности. Способности и роли личности.
Виды самостоятельной работы студентов (2 часа):
1. Написание рефератов
2. Составление психологического портрета личности
Содержание учебного материала.
Малая группа и ее структурная организация. Характеристика групповых процессов, психологические типы личностей в группе проблемы социально-психологической адаптации. Психологический климат и общественное мнение в малой группе (коллективе).
Виды самостоятельной работы студентов (2 часа)
1. Написание рефератов
2. Анализ психологического климата (общественного мнения) в малой группе
Содержание учебного материала.
Понятие конфликта, его сущность. Виды конфликтов. Поведение (стратегия) в конфликтах. Способы разрешения конфликта. Типология конфликтных личностей. Стресс и его особенности.
Виды самостоятельной работы студентов (2 часа):
1. Написание рефератов
2. Исследование конфликтной ситуации
Содержание учебного материала.
Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры. Психологические особенности делового общения. Психологические и этические нормы делового общения. Принципы делового общения.
Виды самостоятельной работы студентов (2 часа):
1. Написание рефератов
2. Письменный анализ психологических особенностей делового общения
Содержание учебного материала.
Личность и коллектив как объекты управления. Личность и коллектив как субъекты управления. Взаимодействие субъекта и объекта управления. Типология руководителей.
Виды самостоятельной работы студентов (8 часов):
1. Написание рефератов
2. Письменный анализ коллектива как объекта управления
Содержание учебного материала.
Типология решения творческих задач. Логические и эвристические методы. Типология стилей управления коллективом. Принципы управления коллективом. Структура и сущность управленческого процесса. Виды и сущность проблемных ситуаций. Виды управленческих решений.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Управленческая психология»
Видеопроектор,
Диапроектор,
Телевизор.
видеомагнитофон
Г. Тула
одобрена кафедрой гуманитарных и социальных дисциплин | СОСТАВЛЕНА в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)» (базовый уровень среднего профессионального образования) |
Протокол № ____ от «____» ________________ 2008 г.
Зав. кафедрой
социальных и гуманитарных
дисциплин, к.ю.н. С.В. Заварзин
Рецензенты:
Зам. начальника учебного
отдела ГОУ ТУЦ УВД ТО О.М. Суслов
Зам. зав. кафедрой
административно-правовых дисциплин А.В. Богданов
Автор: Земсков Б.С. - преподаватель Юридического колледжа Российской секции Международной Полицейской Ассоциации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Управленческая психология» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)» базовый уровень среднего профессионального образования и является единой для всех форм обучения.
Рабочая программа максимально рассчитана на 106 часов, из них 94 часа являются аудиторными, а 12 часов – самостоятельная работа студентов, 40 часов практические занятия..
Учебная дисциплина «Управленческая психология» является общепрофессиональной дисциплиной. В результате ее изучения студент должен:
иметь представление:
- о закономерностях внутренней психической деятельности личности
- об эффективной стратегии поведения в конфликтной ситуации
- об оптимальных методах принятия управленческих решений
знать:
- психологические аспекты малых групп (коллективов)
- социально-психологические основы деятельности руководителя
- методику решения творческих задач
уметь:
- разрешать конфликтную ситуацию
- преодолеть психологические барьеры в общении
- находить оптимальное управленческое решение
Изучение теоретического материала проводится как в виде уроков, так и в виде практических занятий, что дает возможность активизировать познавательную деятельность студентов, используя различные виды самостоятельной работы.
Для лучшего усвоения учебного материала его изложение необходимо проводить с применением технических, тренинговых и аудиовизуальных средств обучения.
Итоговой формой контроля знаний является экзамен.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дисциплина – Управленческая психология
Специальность – Менеджмент (по отраслям) (080501)
Форма обучения: заочная
№ темы | Наименование разделов и тем | Макс. нагрузка | Аудиторных часов всего, в том числе: | Самост работа, час | Форма контроля | |||||
Всего | Лек | Сем | КГЗ | ПЗ | Зач | Экз | ||||
1. | Основные принципы и методы психологии | |||||||||
2. | Закономерности внутренней психологической деятельности | |||||||||
3. | Психологические аспекты малых групп и коллективов | |||||||||
4. | Конфликт и стратегия поведения в конфликтной ситуации | |||||||||
5. | Коммуникация и психология общения | |||||||||
6. | Социально-психологические основы деятельности руководителя | |||||||||
7. | Психология принятия управленческих решений | |||||||||
Экзамен | ||||||||||
Всего по дисциплине |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дисциплина – Управленческая психология
Специальность – Менеджмент (по отраслям) (080501)
Форма обучения: очная
№ темы | Наименование разделов и тем | Макс. нагрузка | Аудиторных часов всего, в том числе: | Самост работа, час | Форма контроля | |||||
Всего | Лек | Сем | КГЗ | ПЗ | Зач | Экз | ||||
1. | Основные принципы и методы психологии | |||||||||
2. | Закономерности внутренней психологической деятельности | |||||||||
3. | Когнитивные, эмоционально-волевые и индивидуально-типологические особенности личности | |||||||||
4. | Психологические аспекты малых групп и коллективов | |||||||||
5. | Структуры в группах | |||||||||
6. | Малая социальная группа как социально-психологическая характеристика организаций | |||||||||
7. | Формальные и неформальные группы. Групповая динамика | |||||||||
8. | Конфликт и стратегия поведения в конфликтной ситуации | |||||||||
9. | Типы людей по поведению в конфликте | |||||||||
10. | Коммуникация и психология общения | |||||||||
11. | Социально-психологические основы деятельности руководителя | |||||||||
12. | Психология принятия управленческих решений | |||||||||
Экзамен | ||||||||||
Всего по дисциплине |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Основные принципы и методы психологии
Студент должен:
знать:
- особенности психических явлений личности в процессе делового общения
- основные методы изучения психологических явлений
- основные принципы психологии
уметь:
- понимать поведение людей в различных психологических ситуациях
- управлять коллективом и отдельными сотрудниками в рамках деловых ситуаций, возникающих во время служебной деятельности
- обобщать и активизировать выводы, полученные в результате изучения психологических явлений
Содержание учебного материала.
Изучение психических явлений как основной способ, позволяющий понять поведение людей и управлять этим поведением. Метод как главный способ изучения. Теоретические и научные методы изучения. Основные принципы психологии. Типология методов исследования.
Виды самостоятельной работы студентов (2 часа):
1. Написание рефератов
2. Составление пакета документации