К психологической интерпретации невербального поведения
5.3.1. Типы структур способностей к психологической интерпретации невербального
Как было отмечено в предыдущем разделе, уровень развития способности к адекватному пониманию невербального пове-поведения у руководителей Аения изменяется в зависимости от возраста субъекта общения. Безусловно, возраст человека является одной из самых значительных переменных формирования его как субъекта познания других людей. Вместе с этим, следует также отметить, что увеличение количества прожитых лет не является гарантией увеличения уровня развития способностей к общению. Об этом свидетельствуют данные вышеприведенной работы и результаты многих других работ. Непрямолинейная зависимость между увеличением возраста субъекта познания и уровнем развития его способностей приводит к выводу о том, что необходимо внутри одних и тех же возрастных групп, относящихся по классификации возрастов к зрелому возрасту, найти диапазон индивидуальных различий и перейти, исходя из него, к описанию типов структуры способности к адекватному пониманию невербального поведения.
С целью решения поставленных задач была использована «Методика диагностики уровня развития способности к адекватному пониманию невербального поведения» (см. приложение 2) В исследовании приняли участие 120 руководителей и 61 студент. Данные анализируются в следующих направлениях: 1) определяется уровень успешности решения социально-перцептивных задач каждой экспериментальной группой; 2) устанавливаются типы связей между показателями успешности решения различных социально-перцептивных задач, 3) определяется композиция структуры способности к адекватному пониманию невербального поведения; 4) описываются индивидуально-психологические различия в формировании способности к адекватному пониманию невербального поведения.
Таблица 28
Среднегрупповые показатели решения задач руководителями (в баллах)
Исследуемые группы | Номер задачи | Сумма баллов | |||||||
1 группа Руководители, работающие на производстве | 13,7 | 10,7 | 11,6 | 13,2 | 11,5 | 10,2 | 12,7 | 9,6 | 93,2 |
2 группа Руководители, занимающиеся общественно-политической деятельностью | 13,7 | 11,0 | 12,0 | 13,4 | 11,8 | 9,7 | 12,0 | 8,7 | 92,3 |
Стандартные средние значения |
Из табл. 28 видно, что как успешность решения отдельных задач, так и средний балл решения всех соответствует среднему уровню успешности. Различия в успешности решения задач между руководителями обеих экспериментальных групп отсутствуют.
Таким образом, исходя из количественных показателей успешности решения задач, можно считать, что большинство руководителей достаточно адекватно понимают невербальное поведение.
В табл 29 приведены результаты обработки показателей успешности решения социально-перцептивных задач по методу главных компонент (1-я группа руководителей) . Первую главную компоненту образуют показатели успешности решений следующих задач: «позы», «мимика, жесты», «мимика». По формальным
Таблица2Э
Факторная матрица оценок адекватности решения
социально-перцептивных задач руководителями из первой группы
№ п/п | Название задачи | Номер фактора | ||
«позы» | 0,68 | -0,10 | 0,15 | |
«мимика-жестыя | 0,79 | -0,12 | -0,01 | |
«мимика» | 0 66 | 0,28 | -0,16 | |
«поза-лицо» | 0 24 | 0,21 | 0,62 | |
«конфликт» | -0,08 | 0,56 | -0,13 | |
«согласие» | 0 22 | -0,51 | -0,41 | |
«диада-группа» | 0,11 | 0,61 | 0,08 | |
<мимика-реплика» | 0,20 | 0,40 | -0,69 | |
Собственные значения фактора | 1,71 | 1,25 | 1,12 | |
Накопление отношения факторов | 0,21 | 0,37 | 0,51 |
параметрам эти задачи относятся к индивидуальному невербальному поведению, по содержательному — представляют психологический анализ невербального поведения (эмоции, отношения, интеллектуально-волевые процессы), по функциональному критерию являются индикативными, по способу репрезентации решения задачи — к вербальной семантической оценке.
Во вторую компоненту вошли показатели решения следующих задач: «конфликт», «согласие», «диада-группа». По формальным параметрам эти задачи относятся к невербальной интеракции По содержательному критерию они представляют психологический, социально-психологический анализ невербального поведения (отношения, формы взаимодействия, статус, роль, эмоции), по функциональному критерию являются индикативно-регулятивными. По способу репрезентации эти задачи относятся как к вербальной семантической оценке, так и к невербальной (сравнить, подобрать, отрегулировать).
Обращает на себя внимание тот факт, что показатель успешности решения задачи «согласие» имеет отрицательный значимый вес, в то время как показатели успешности решения задач «конфликт», «диада-группа» — положительный Такое распределение знаков может говорить о том, что существует обратнопропор-циональная зависимость между успешностью решения задач «согласие» и задач «конфликт» «диада-группа».
Третья компонента состоит из показателей решения задач «поза-лицо», «мимика-реплика». По формальным параметрам эти задачи относятся к индивидуальному невербальному поведению, по содержательному критерию представляют психологический анализ невербального поведения (эмоции, отношения), по функциональному критерию индикативно-регулятивные. По способу репрезентации решения эти задачи относятся к задачам сравнения (поза-лицо) и опосредованной вербализации психологических характеристик (мимика-реплика).
Так как обработка данных по методу главных компонент указывает на существование трех относительно независимых блоков связей между показателями успешности решения социально-перцептивных задач, то можно считать, что структура способности к адекватному пониманию невербального поведения состоит их трех относительно независимых подсистем. Первая подсистема, исходя из психологического содержания первой компоненты, может быть определена как подсистема, обеспечивающая адекватность понимания индивидуального невербального поведения, таких ее элементов, как мимика, позы, жесты — «индивидуально-индикативная».
Вторая подсистема, исходя из психологического содержания второй компоненты, обеспечивает адекватность понимания невербальной интеракции «интерактивно-регулятивная». Третья подсистема, исходя из психологического содержания третьей компоненты, определяет решение тех социально-перцептивных задач, в которых требуется связать в единое целое различные элементы невербального поведения, соотнести их с речью Такие задачи занимают по формальным параметрам промежуточное положение между задачами, в которых объектом является индивидуальное невербальное поведение и невербальная интеракция — элементы-индикаторы.
Из психологического содержания, структуры и факторного веса каждой компоненты следует, что у руководителей лучше развита способность к адекватному пониманию индивидуального невербального поведения, чем способность к адекватному пониманию невербальной интеракции. В целом в структуре способностей руководителей к адекватному пониманию невербального поведения имеют более высокий уровень развития те, которые обеспечивают идентификацию по сравнению с теми, которые определяют адекватную регуляцию отношений с помощью невербального поведения.
Таким образом, руководители, принадлежащие к первой группе, решают социально-перцептивные задачи на среднем уровне успешности, что соответствует среднему уровню развития способности к адекватному пониманию невербального поведения. Структура способностей руководителей из первой группы состоит из трех подсистем, обеспечивающих решение социально-перцептивных задач, отличающихся по формальным, содержательным и функциональным параметрам.
У этих руководителей более развитыми по сравнению с другими способностями, образующими структуру способности к адекватному пониманию невербального поведения, являются те, которые обеспечивают дифференцированный вербальный психологический анализ индивидуального невербального поведения.
В табл. 30 приведены результат ы обработки показателей успешности решения задс^ iO методу главных компонент (2-я группа руководителей) Первую главную компоненту образуют показатели успешности решения следующих задач «позы», «мимика», формальные, содержательные, функциональные характеристики этих задач описаны выше (см описание первой компонен-
Таблица 30
Факторная матрица оценок адекватности решения
социально-перцептивных задач руководителями
из второй группы
№ п/п | Название задачи | Номер фактора | ||
«позы» | 0 69 | -0,05 | -0,03 | |
«мимика-жесты» | 0,84 | 0,09 | -0,03 | |
«мимика» | 0 60 | -0,22 | 0,23 | |
«поза-лицо» | -0,14 | -0,11 | 0,79 | |
«конфликт» | -0,32 | -0,79 | -0,17 | |
«согласие» | 0,22 | 0,58 | 0 37 | |
«диада-группа» | 0,21 | -0,63 | 0 33 | |
«мимика-реплика» | ОЗЬ | -0,63 | -ОДЬ | |
Собственные значения фактора | 1,98 | 1,57 | 1,14 | |
Накопление отношения факторов | 0,24 | 0,44 | 0,58 |
ты факторной матрицы данных руководителей из первой группы). Во вторую компоненту вошли показатели решения следующих задач: «конфликт», «согласие», «диада-группа», «мимика-реплика». По формальным параметрам эти задачи относятся к невербальной интеракции за исключением задачи «мимика-реплика». По содержательному критерию они представляют психологический, социально-психологический анализ невербального поведения, по функциональному критерию являются индикативно-регулятивными По способу репрезентации решения эти задачи охватывают все варианты, заложенные в методике «Диагностика способности к адекватному пониманию невербального поведения». Вторая компонента является двухполюсной Положительный полюс фактора составляют результаты решения задач «согласие», отрицательный полюс включает задачи, «конфликт», «группа-диада», «мимика-реплика» В группе руководителей-«общественников», как и в группе руководителей-«производственников», наблюдается
одна и та же особенность, успешность решения задачи «согласие» имеет обратно-пропорциональную связь с успешностью решения других задач, образующих вторую компоненту. В третью компоненту с высоким значимым весом вошла только одна задача: «поза-лицо». Особенности этой задачи заключаются в том, что ее решение предполагает, с одной стороны, развитое умение соотносить различные элементы невербального поведения, а с другой стороны, устанавливать их сходство не на основе внешнего рисунка, а на основе психологического содержания. То, что этот вид задач как в группе руководителей-«производственников», так и в группе руководителей-«общественников» образует отдельную компоненту говорит о том, что для их решения необходимо развитие определенного вида способностей, что для успешного решения задач типа «поза-лицо» не всегда достаточно, если субъект адекватно понимает индивидуальное невербальное поведение или невербальную интеракцию.
Из приведенных данных следует, что структура способностей к адекватному пониманию невербального поведения руководителей второй группы состоит из трех относительно независимых подсистем. У них так же, как и у руководителей из первой группы, имеют более высокий уровень развития способности, обеспечивающие адекватное понимание индивидуального невербального поведения.
Таким образом, между экспериментальными группами руководителей отсутствуют различия в уровнях успешности решения различных видов социально-перцептивных задач и соответственно в уровнях развития определенных способностей к адекватному пониманию невербального поведения Между экспериментальными группами не обнаружены гакже существенные различия в типах связей между показателями успешности решения различных социально-перцептивных задач и различия в композиции структур способностей к адекватному пониманию невербального поведения
У представителей обеих экспериментальных групп выше уровень развития способностей к адекватному пониманию индивидуального невербального поведения, чем уровень развития способностей к адекватной интерпретации невербальной интеракции, выше уровень развития способностей к идентификации, чем к регуляции отношений с помощью невербального поведения. В обеих экспериментальных группах выше развиты способности к дифференцированной вербальной оценке, чем к сравнению, классификации невербального поведения, к установлению связей между его элементами.
В табл. 31 приведены данные об индивидуальных вариациях структуры способности к адекватному пониманию невербального поведения. Таблица составлена на основе расчетов «вкладов» каждого из участников исследования в организацию той или иной компоненты факторной матрицы, с учетом ранга «вклада» (см. табл. 31). Руководители из первой и второй групп объединены в одну группу, так как между ними отсутствуют различия по основным параметрам решения социально-перцептивных задач.
В табл. 31 располагаются данные следующим образом: под номерами 1—80 приведены результаты исследования руководителей из группы № 1, а под 81—120 — данные руководителей из второй группы. В таблице сохранены номера данных испытуемых, но они сгруппированы так, чтобы можно было наглядно представить типы структур способностей. Знаки « + », « —», «0» означают степень «вклада» — ранг испытуемого в организацию общегрупповых показателей уровня развития способностей к адекватному пониманию невербального поведения.
Сочетание показателей рангов руководителей в соответствии с тремя выделенными подсистемами способностей свидетельствуют, что у 50% (60 человек) структура не сбалансирована, преобладает уровень развития одной из способностей. 40% (48 человек) имеют структуру способностей, в которой две из трех подсистем развиты значительно выше, и только у 10% (12 человек) структура способностей сбалансирована — все ее подсистемы имеют одинаковый уровень развития.
Таблица31
Структура способностей к адекватному пониманию невербального поведения (руководители — 120 человек)
Номер испытуемого | Номер фактора | Номер испытуемого | Номер фактора | ||||||||||
I | II | III | I | II | III | ||||||||
- | - | + | - | ||||||||||
- | - | + | - | ||||||||||
- | - | + | - | ||||||||||
- | - | + | - | ||||||||||
- | - | + | + | + | - | ||||||||
- | - | + | + | + | - | ||||||||
+ | + | + | - | ||||||||||
+ | + | + | - | ||||||||||
+ | + | + | - | ||||||||||
+ | + | + | - | ||||||||||
+ | + | + | - | ||||||||||
- | + | + | + | ||||||||||
- | + | + | + | ||||||||||
- | + | + | + | ||||||||||
- | + | + | |||||||||||
- | + | + | + | ||||||||||
- | + | + | + | ||||||||||
- | + | + | + | ||||||||||
- | + | + | + | ||||||||||
- | + | + | + | ||||||||||
- | + | + | + | ||||||||||
— | - | + | + | ||||||||||
- | - | + | - | + | |||||||||
- | - | + | - | + | |||||||||
- | + | - | + | - | + | ||||||||
- | + | - | + | - | + | ||||||||
— | - | - | |||||||||||
- | + | - | - | ||||||||||
- | |||||||||||||
+ | - | ||||||||||||
- | - | - | |||||||||||
- | - | - | |||||||||||
+ | - | - | + | + | |||||||||
+ | - | - | + | + | |||||||||
+ | - | - | + | + | |||||||||
- | + | - | + | + | |||||||||
- | + | — | + | + | |||||||||
- | + | - | |||||||||||
- | + | - | |||||||||||
- | + | - | |||||||||||
+ | - | - | |||||||||||
+ | - | - | |||||||||||
+ | - | - | |||||||||||
+ | - | + | + | ||||||||||
+ | — | + | + | ||||||||||
+ | - | + | + | ||||||||||
+ | - | + | + | ||||||||||
+ | - | — | + | + | |||||||||
+ | — | — | + | + | + | ||||||||
+ | — | - | + | + | + | ||||||||
+ | - | — | + | + | + | ||||||||
+ | - | — | |||||||||||
- | - | ||||||||||||
- | - | ||||||||||||
- | - | ||||||||||||
+ | |||||||||||||
+ | - | - | - | ||||||||||
+ | - | - | - | ||||||||||
+ | - | - | - | ||||||||||
+ | - | - | - | - | |||||||||
I — индивидуальное невербальное поведение, II — невербальная интеракция, III — соотношение элементов невербального поведения, «+» — высокий уровень развития, «—» — низкий уровень развития, «О» — средний уровень развития подсистемы структуры способностей
Руководители исследуемых групп отличаются друг от друга не только по критерию композиции структуры. Так, среди руководителей, у которых преобладает развитие одной из подсистем способностей, наблюдаются индивидуальные различия в формальных, содержательных и функциональных характеристиках ведущих подсистем способностей. У 40% руководителей значимо выше развита способность к адекватному пониманию индивидуального невербального поведения, к адекватной оценке мимики, жестов, поз как показателей эмоций, отношений личности.
Руководители этой подгруппы лучше владеют невербальным поведением как средством идентификации, чем средством регуляции общения. 33% руководителей первой подгруппы имеют более высокий уровень развития способностей к адекватному пониманию невербальной интеракции, к адекватной оценке взаимоотношений, форм взаимодействия между людьми. Руководители этой группы владеют невербальным поведением и как средством идентификации партнеров, и как средством регуляции общения. 27% руководителей первой группы имеют более высокий, чем у всех остальных руководителей, уровень развития способности к установлению связей между его элементами, к созданию целостного по психологическому смыслу невербального поведения.
Таким образом, на типологические различия в композиции структуры накладываются индивидуальные, детерминированные формальными, содержательными и функциональными признаками способностей.
Основные типы способностей представлены в табл 32. В ней сопоставлены композиционные параметры структуры и формальные, содержательные, функциональные характеристики способностей, составляющих эти структуры.
Таблица32
Типы способностей к адекватному пониманию невербального поведения в группе руководителей
Характеристика способностей | ||||
Композиция | Способ | |||
подсистем | Формаль- | Содержа- | Функцио- | репрезен- |
способнос- | ные | тельные | нальные | тации |
тей | решения | |||
I Преобла- | 1 Индивиду- | [ Психоло- | 1 Индика- | 1 Диффе- |
дает одна | альное не- | гический | тор | эенциро |
подсистема | вербальное | анализ | ванная | |
поведение | эмоции, | вербальная | ||
отношения, | оценка | |||
интеллекту- | ||||
ально-воле- | ||||
вые процес- | ||||
сы) | ||||
2 Невер- | 2 Социаль- | 2 Индика- | 2 Диффе- | |
бальная | но-психоло- | тор-регуля- | ренциро- | |
интеракция | гический | тор | ванная вер- | |
анализ | бальная | |||
[отношения, | оценка, | |||
взаимодей- | классифи- | |||
ствие, | кация, не- | |||
статус) | вербальная | |||
реакция | ||||
3 Элементы | 3 Психоло- | 3 Индика- | 3 Сравне- | |
индивиду- | гический | тор | ние, класси- | |
ального не- | анализ | фикация, | ||
вербального | (эмоции, | сравнение | ||
поведения | отношения) | с речевым | ||
поведением | ||||
II Преобла- | 1 Невер- | 1 Психоло- | 1 Индика- | 1 Диффе- |
дают подсис- | бальная | гический, | тор-регуля- | ренциро- |
темы | интеракция, | социально- | тор | ванная вер- |
индивиду- | психологи- | бальная | ||
альное не- | ческий | оценка, | ||
вербальное | анализ | классифи- | ||
поведение, | кация, | |||
элементы | сравнение, | |||
невербаль- | ||||
ная оценка |
В целом из экспериментальных данных следует, что руководители как субъекты общения отличаются друг от друга по степени готовности к решению различных социально-перцептивных задач. В этом плане они могут быть подразделены на две группы. Первая группа руководителей имеет способности, в структуре которых преобладает развитие способностей к адекватному пониманию индивидуального невербального поведения, способности к дифференцированной психологической оценке. Для второй группы является характерным достаточно высокий уровень развития разнообразных способностей. Руководители этой группы решают успешно весь комплекс социально-перцептивных задач. В количественном отношении первая группа преобладает над второй, только у 30% руководителей совпадают уровни развития способностей к адекватному пониманию индивидуального невербального поведения и невербальной интеракции.
Являются ли обнаруженные особенности в композиции структуры способностей к адекватному пониманию невербального поведения, в сочетании содержательных, функциональных, формальных характеристик способностей специфическими чертами формирования руководителей как субъектов познания других людей, или обнаруженные тенденции отражают общие закономерности становления изучаемой способности? Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, рассмотрим результаты исследования студенческой группы.
5.3.2. Типы структур способностей к психологической интерпретации невербального поведения у студентов
В табл. 33 приведены средне-групповые показатели успешности решения социально-перцептивных задач студентами.
Из таблицы видно, что как успешность решения отдель-
ТаблицаЗЗ
Среднегрупповые показатели успешности решения социально-перцептивных задач студентами
Исследуемые группы | Номер задачи | Сумма баллов | |||||||
Студенты | |||||||||
Стандартные средние значения |
ных задач, так и средний балл решения всех задач соответствует по шкале стандартов — среднему уровню успешности (см. приложение 2). Исходя из показателей успешности решения социально-перцептивных задач, можно считать, что большинство студентов достаточно адекватно понимают невербальное поведение. В табл. 34 приведены результаты обработки показателей успешности решения социально-перцептивных задач по методу главных компонент.
Таблица34
Факторная матрица оценок адекватности решения социально-перцептивных задач студентами
№ п/п | Название задачи | Номер фактора | ||
«позы» | 0,48 | 0,67 | 0,05 | |
«мимика-жесты» | -0,31 | 0,69 | 0,12 | |
«мимика» | 0,02 | 0,69 | -0 42 | |
«поза-лицо» | 0,50 | -0,05 | 0,47 | |
«конфликт» | 0,66 | -0,06 | 0 18 | |
«согласие» | 0,78 | -0,13 | -0,18 | |
«диада-группа» | -0,02 | 0,37 | 0,62 | |
«мимика-реплика» | -0,05 | 0,21 | -0,63 | |
Собственные значения фактора | 1,76 | 1,64 | 1,18 | |
Накопление отношения факторов | 0,22 | 0,42 | 0,57 |
Первую компоненту образуют показатели успешности решения следующих задач: «позы», «поза-лицо», «конфликт», «согласие». По формальным параметрам эти задачи относятся к индивидуальному невербальному поведению и невербальной интеракции, по содержательному критерию представляют психологический и социально-психологический анализ невербального поведения, по функциональному признаку преобладают задачи регулятивного плана. По способу репрезентации решения относятся задачи, главным образом, к тем, в которых через сравнение, классификацию, соотношение элементов демонстрируется понимание невербального поведения. Вторая компонента состоит из показателей успешности решения следующих задач: «поза», «мимика-жесты», «мимика». Все задачи построены на предъявлении индивидуального поведения. Решение этих задач заключается в том, чтобы определить соответствие невербального поведения эмоциям, отношениям, интеллектуально-волевым процессам личности. Способ репрезентации решения — дифференцированная вербальная психологическая оценка невербального поведения. Третья компонента включает показатели успешности решения следующих задач: «мимика», «поза-лицо», «диада-группа», «мимика-реплика». Задачи, образующие третью компоненту, отличаются друг от друга по формальным параметрам. Они объединились между собой на основе содержательных и функциональных показателей невербального поведения — «мимика» и «мимика-реплика» (отрицательный полюс компоненты), «поза-лицо» и «диада-группа» (положительный полюс компоненты).
Показатели успешности решения задач, связанных с невербальной интеракцией, коррелируют с показателями успешности решения задач, предполагающих умение соотносить элементы невербального поведения, определять их связь на основе психологического содержания. Оценки адекватности понимания мимики и по интерпретации и пониманию невербального поведения
казатели успешности решения задач, в которых требуется соотнести мимику с репликой, также имеют высокую положительную связь. Из этих данных следует, во-первых, то, что существует группа студентов, которая адекватно понимает, главным образом, мимику, во-вторых, то, что ряд испытуемых переносят навыки соотношения отдельных элементов невербального поведения на соотношение индивидуальных программ в невербальной интеракции. В-третьих, то, что для решения таких сложных задач, как задачи на определение связей и отношений между отдельными элементами и программами невербального поведения, недостаточно знать и понимать экспрессию лица. В-четвертых, ориентировка только на экспрессию лица отрицательно сказывается на решениях задач другого класса. Задачи на соотношение элементов невербального поведения образуют также устойчивые связи с такими задачами, как «конфликт», «согласие», «позы» (см. первую компоненту в табл. 34).
В каждой из этих задач усилены два элемента невербального поведения: поза и мимика. Они выступают по отношению друг к другу как целое и часть. В каждой из задач требуется (за исключением задачи «позы») продемонстрировать понимание отношений, состояний людей посредством невербальных реакций (подобрать выражение лица, отрегулировать с помощью экспрессии отношения между партнерами).
Устойчивые связи показателей успешности решения задач на соотношение элементов невербального поведения (позы-мимика) с задачами на невербальную интеракцию (индикативного и регулятивного плана) свидетельствуют, во-первых, о том, что они представляют единый блок способностей, во-вторых, что без способностей, обеспечивающих решение задач на соотношение элементов невербального поведения, невозможно развитие способностей к адекватному пониманию невербального поведения.
Таким образом, результаты математического анализа связей между показателями успешности решения социально-перцептивных задач позволяют утверждать, что к 18—22 годам формируются три подсистемы способностей к адекватному пониманию невербального поведения. Первая подсистема способностей состоит из тех, которые обеспечивают решение задач на соотношение элементов невербального поведения, регуляцию отношений в невербальной интеракции. Все задачи, диагностирующие эту способность, объединяет способ репрезентации их решения — невербальный ответ (сравнение, классификация). Эта подсистема может быть определена, как «интерактивно-регулятивная».
Вторая подсистема состоит из способностей, обеспечивающих решение задач, в которых требуется определить состояния, отношения, интеллектуально-волевые характеристики личности на основе отдельных элементов индивидуального невербального поведения, продемонстрировать умение давать дифференцированную вербальную характеристику наблюдаемым явлениям. Эта подсистема может быть определена как «индивидуально-индикативная» .
Третья подсистема отличается от первых двух тем, что она включает различные по формальным параметрам способности, занимающие промежуточное положение между первыми двумя подсистемами. Третья подсистема распадается на два вида: 1) «мимика», 2) «поза-лицо» — «диада-группа». В соответствии с видами третьей подсистемы она может быть подразделена на «мимико-индикативную» и «индивидуально-интерактивную»
Вместе с тем распределение видов задач по отдель» ным компонентам свидетельствует о том, что существуют индивидуально-типологические различия в функционировании способностей к адекватному пониманию невербального поведения, проявляющиеся в неравномерном развитии подсистем способностей.
В табл. 35 приведены показатели «вкладов» каждого участника эксперимента в организацию определенного фактора (подсистемы способностей), на их основе произведены расчеты рангов «вклада» и составлена матрица индивидуальных вариаций структуры способности к адекватному пониманию невербального поведения (табл. 35). Знаки « + », «—», «О» означают степень ранга и соответствуют высокому, низкому и среднему уровню развития той или иной подсистемы способностей.
Из данных, приведенных в табл. 35, следует, что 67% испытуемых-студентов имеют структуру способностей, отличительной чертой которой является преимущественное развитие одной из подсистем (первая группа). У 24% студентов одинаково развиты две подсистемы (вторая группа) и только у 15% испытуемых все подсистемы функционируют на одном уровне (третья группа).
В первой группе преобладают студенты, у которых лучше по сравнению с другими способностями развиты способности к адекватному пониманию индивидуального невербального поведения, к дифференцированной вербальной психологической оценке (40%). Другая подгруппа студентов первой группы имеет более высокий уровень развития способностей к пониманию мимики (35%). Третья подгруппа отличается от предыдущих двух тем, что проявляет повышенную сензитивность к задачам по невербальной интеракции и к задачам на регуляцию отношений с помощью невербального поведения. У студентов этой группы в структуре способностей преобладает развитие способностей, обеспечивающих адекватное понимание невербальной интеракции.
Структура способностей второй группы студентов представляет в композиционном плане две сбалансированные по уровню развития подсистемы способностей. Среди студентов второй группы выделяются те, у которых развиты способности к пониманию невербальной интеракции, к соотношению элементов и индивидуальных программ невербального поведения, к идентификации и регуляции с помощью невербально