Позы, экспрессия лица, проксемика и отношения
Наряду с исследованиями контакта глаз как одного из главных показателей невербальной интеракции, проводятся многочисленные эксперименты, направленные на выяснение характеристик поз участников взаимодействия, свидетельствующих об их отношениях, статусах, ролях. В главе второй, в разделе 2.2.2. были рассмотрены основные характеристики позы как элемента экспрессивного репертуара, внешнего Я личности. В этой части книги мы остановимся на анализе позы как элемента невербальной интеракции.
В самом общем плане позы, входящие в невербальный паттерн отношений и взаимоотношений, можно разделить на две большие группы в зависимости от того, сидит человек ил1. стоит. Эти положения тела (позы) значимы для понимания их психологического смысла как сами по себе, так и в связи с тем, сидит или стоит другой человек. Одновременное сидение обоих партнеров или предоставление кому-либо из них возможности сидеть рассматривается многими народами, как позитивная тенденция во взаимоотношениях. Как пишут А. К. Байбурин и А. Л. Топорков, в общении поза «сидя» престижна только в соотнесенности с позой «стоя». Особенно в ритуальных ситуациях адресатом вставания/стояния является социально значимая фигура. В общении поза «стоя» адресуется почетному, почтенному человеку (15. С. 71—77). Но в обыденном общении не всегда сочетание поз стоя/сидя рассматривается как дань уважению. Чаще неравенство положений (поз) интерпретируется как нарушение отношений, стремление к доминированию, желание самоутвердиться и т. д. Таким образом, наблюдая за невербальными интеракциями, необходимо отличать ритуальное общение, в котором посредством особого сочетания стояния/сидения подчеркивается конвенциальная значимость партнера, от различных видов обыденного общения, в которых те же
композиции поз участников взаимодействия приобретают иной психологический смысл.
Психологию невербального общения интересуют, главным образом, не столько ситуации ритуального, конвенциального общения, сколько взаимодействие, опосредованное какой-либо деятельностью. Исследователи давно обращают внимание на связь между позами членов группы во время совместной деятельности и ее микроклиматом. Так как микроклимат представлен в системе отношений между участниками общения, то позы интерпретируются с позиций видов отношений между членами группами. Практически все учебные пособия по ведению переговоров, организации беседы, работы в психотерапевтических и тренинговых группах * включают разделы, в которых в той или иной степени> обсуждается вопрос о связи между позами, проксеми-ческими параметрами общения и отношениями участников друг к другу, к предмету деятельности и теме разговора. Рассуждения о невербальных интеракциях, невербальном групповом взаимодействии базируются на результатах экспериментальных исследований и данных специально обученных наблюдателей.
Главный метод анализа поз в невербальной интеракции — это метод «кадр за кадром». Данный метод отличается от других способов фиксации невербальной интеракции тем, что он основывается на применении видео- и кинотехники, скрытых камер. Поэтому он позволяет запечатлить непосредственные, спонтанные интеракции и затем рассмотреть их «кадр за кадром». В начале 80-х годов П. Булл подвел итоги изучения поз участников взаимодействия как показателей их взаимоотношений (217). Он попытался ответить на вопрос, какова должна быть динамика поз, их рисунок, чтобы между участниками взаимодействия возникали определенные отношения. Поставленная цель была им достигнута. Данные и выводы ряда исследований подтверждают существование феномена «интеракционной синхронности» (I. S.), описанного Кондоном и Огстоном.
Суть его заключается в том, что в процессе общения, направленного к взаимопониманию, появляется все больше и больше элементов невербального поведения, которые одинаковы у обоих партнеров. Кондон и Ог-стон для проверки гипотезы о существовании интерак-ционной синхронности в диадах, склонных к взаимопониманию, избрали принцип анализа всех движений, которые появляются одновременно у обоих партнеров. Поэтому в поле их анализа попали различные элементы кинесическои структуры невербального поведения.
В отличие от этого подхода к изучению проблемы синхронности невербального поведения участников взаимодействия как показателя их позитивных — негативных отношений Шефлен предложил рассматривать в качестве индикатора модальности взаимоотношений между партнерами степень согласованности их поз. По его мнению, одинаковые позы партнеров свидетельствуют о сходстве их взглядов на обсуждаемый вопрос, а несогласованные позы указывают на значительные расхождения в оценке одного и того же явления, на различные отношения к предмету общения и на несоответствие статусов участников коммуникации. Продолжая исследования Шефлена, Чарни разделил все позы на согласованные и несогласованные. Среди согласованных поз он выделил те, которые являются «зеркально согласованными позами» (MICP), и те, которые соответствуют «идентичным позам» (IP). Под идентичными позами понимаются такие позы участников интеракции, когда правая или левая сторона одного соответствует по конфигурации позы левой или правой стороне другого. Вид «интеракционной синхронности» изменяется в соответствии с содержанием разговора и степенью согласованности отношения к нему партнеров.
Количество времени, проведенное партнерами в «идентичных» или «зеркально согласованных позах», свидетельствует о степени включенности в общение, о доброжелательном отношении друг к другу. Но «зеркально согласованные позы» участников общения являются более надежным показателем того, что партнеры понимают, принимают друг друга, расположены к длительному общению, чем «идентичные позы».
Приведем один из многочисленных экспериментов, который демонстрирует, с помощью каких процедур были сделаны эти выводы. Студенты — участники семинара оценивали предъявляемые им невербальные интеракции по следующим шкалам: отдельно — вместе (заинтересованность, включенность — отчужденность); взаимопонимание — непонимание; принятие — непринятие. Невербальные интеракции были закодированы как несогласованные, идентичные, зеркально-согласованные позы. При восприятии зеркально-согласованных поз студенты отмечали наличие взаимопонимания между партнерами и отсутствие такового тогда, когда позы были несогласованными.
Кроме феномена «интеракционной синхронности» (I. S.) также была выявлена взаимосвязь между динамикой поз и психологической дистанцией между партнерами, взаимосвязь между определенным рисунком поз (скрещивание рук и ног, отбрасывание корпуса назад) и негативными отношениями, нарушением общения. Установлен способ «оживления» общения с помощью изменения поз, превращения их в «открытые — ненапряженные». В процессе изучения роли позы в онтогенетическом развитии был сделан вывод о том, что даже очень маленькие дети способны точно определять взаимоотношения между людьми, основываясь на их позах и проксемике общения.
В последующих работах было установлено, что на основе анализа позы, пространства общения осуществляется анализ трех главных видов отношений: 1) степени аффиляции (притяжение, любовь — отталкивание, ненависть); 2) статус (доминирование — подчинение), 3) степень включенности, значимости происходящего для партнеров С целью выражения пяти различных уровней аффиляции (сильная антипатия; умеренная антипатия; нейтральное отношение, умеренная симпатия
сильная симпатия) используется различное сочетание таких параметров позы, как степень расслабленности, открытость, ориентация тела, положение рук, наклон головы (вверх-вниз; вправо-влево). Отношения антипатии представлены в таких положениях рук, как «руки в боки»; «руки скрещены на груди», в закрытых позах. Угол наклона туловища назад всегда меньше при демонстрации симпатии, чем антипатии. В ситуации, когда антипатию проявлял мужчина в отношении к другому мужчине, он для демонстрации антипатии не использовал повороты туловища в сторону. В то время как сильная антипатия к женщине сопровождается большим количеством поворотов туловища в сторону. Женщины независимо от того, кто партнер (мужчина или женщина), используют значительное количество поворотов туловища в сторону с целью передачи антипатии.
Особый интерес представляют исследования, в которых ставилась задача определить вес таких компонентов взаимодействия, как поза и выражение лица. В оригинальном эксперименте Валдрон, используя позы, зафиксированные в других работах, совместил их с определенными выражениями лица и получил фотографии, передающие три аффилятивные тенденции: симпатия, антипатия, нейтральное отношение. Полученные фотоизображения он предъявил группе испытуемых и получил данные, свидетельствующие о том, что поза человека может повлиять на оценку выражения его лица. Из результатов Валдрона следует, что позитивное выражение лица и позитивная поза оцениваются наблюдателями как передающие больше симпатии, чем позитивное выражение лица и негативная поза. Поза, включающая наклон вперед (элемент позитивной позы), но сочетающаяся с нейтральным выражением лица, воспринимается как выражение агрессии, антипатии.
Наиболее сложным вопросом является для исследователей невербальной интеракции вопрос о том, почему такие параметры поведения, как наклон туловища вперед, контакт глаз, близкое интерперсональное расстояние, рассматриваются участниками взаимодействия и наблюдателями как проявление определенных аффилятивньгх тенденций. Одним из первых попытался объяснить это явление Мехрабьян, основываясь на идеях увеличения взаимной сенсорной стимуляции, являющейся следствием приближения партнеров друг к другу. В свою очередь, более высокая взаимная сенсорная стимуляция обусловливает возникновение открытого, непосредственного общения и, соответственно, появление позитивных отношений. Другое объяснение изменения отношений между участниками взаимодействия строится на основе индивидуальных тенденций в аффилятивных проявлениях партнеров. Как известно, невербальные паттерны поведения отличаются у лиц с различными аффилятивными тенденциями. Так, для тех лиц, которые ждут позитивной поддержки от других и сами стремятся к ее выражению, является характерным следующее экспрессивное невербальное поведение: контакт глаз, приятное выражение лица, умеренная жестикуляция, открытая поза, ориентация на партнера, небольшой наклон туловища вперед. Лица, у которых повышена чувствительность к отвержению, которые не ждут от других поддержки, демонстрируют закрытые позы, у них отсутствуют повороты туловища в сторону партнера В целом их позы являются «напряженными». Высокий уровень чувствительности к отвержению, неприятие другого актуализирует соответствующий паттерн невербального поведения, что приводит к возникновению чувства антипатии у партнера и перестройке его собственного поведения. Позитивные ожидания человека вызывают, как правило, изменения в невербальном поведении собеседника, приводят к снятию напряжения, усилению чувства симпатии и соответственно меняется картина невербальной интеракции.
Такого рода объяснения страдают одним существенным недостатком, а именно, тем, что базируются на идее воспроизводства одним из партнеров поведения другого. Иными словами, из такого объяснения неизбежно вытекает то, что один из партнеров активен, а другой пассиьно следует за его аффилятивными ожиданиями.
Некоторые исследователи считают, что изменение невербального поведения участников общения зависит от таких факторов, как социальная позиция и тип взаимодействия. В соответствии с этими факторами изменения могут идти как в позитивном, так и в негативном планах. При этом «позитивные» паттерны невербального поведения действительно способствуют увеличению идентичных движений в поведении партнеров, а «негативные» паттерны невербального поведения усиливают компенсаторные реакции и увеличивают количество движений, блокирующих контакт: партнеры выставляют вперед руки, локти, вытягивают ноги, отклоняют туловище назад, поворачивают туловище в сторону от собеседника, отказываются от контакта глаз или существенно увеличивают его.
Итак, если человек стремится к взаимопониманию, позитивным отношениям, он непроизвольно начинает копировать невербальное поведение партнера; если он не намерен развивать отношения в позитивную сторону, то начинает прибегать к тем движениям, которые относятся к движениям, блокирующим контакт.
Выше речь шла, главным образом, о рисунке позы и ее связи с другими элементами невербального поведения участников взаимодействия. Не менее важным параметром невербальной интеракции является количественный показатель изменения поз в единицу времени. Из ряда исследований невербальной интеракции можно сделать вывод о том, что количество поз, принимаемых человеком в общении, коррелирует с его статусом и стремлением к доминированию. Лица более высокого статуса чаще меняют свои позы, чем лица низкого статуса, они совершают больше движений головой, туловищем, руками, ногами Партнер с высоким статусом демонстрирует больше свободы в выборе и
смене определенного невербального репертуара, он чаще поворачивает туловище в сторону от собеседника, использует положение «руки в боки», беседуя с человеком более низкого статуса. В то же время низкостатусный партнер держит ладони рук открытыми, использует открытую позицию ног и т. д. Из экспериментальных данных следует, что пары, различающиеся по статусу, разговаривают, обычно, отклонившись друг от друга назад, тогда как пары с одинаковым статусом держатся прямо.
В большом количестве работ по восприятию и интерпретации невербального поведения и невербальной интеракции ставилась задача определить, какие элементы невербального взаимодействия свидетельствуют о доминантной позиции участников общения. Выше мы рассматривали данную проблему в связи с исследованием контакта глаз. Позы участников обшения в сочетании с другими элементами невербальной интеракции также изучались с этой точки зрения. В одном из экспериментов предъявлялось изображение группы людей, отличающихся позами и жестами. У одного из членов группы рука была поднята и направлена вперед, у другого руки находились в положении «руки в боки», у третьего руки были скрещены на груди, у четвертого — находились в карманах, у пятого одна рука была за спиной, у шестого участника группы обе руки были за спиной. С помощью специальной шкалы все участники группы были оценены участниками эксперимента. Как наиболее властная, инициативная, выразительная и значительная рассматривалась фигура с распростертой вперед рукой. Замкнутым, надменным, агрессивным считают человека с положением «руки в боки», а также его воспринимают как личность инициативную, значимую. Фигуры с руками за спиной выглядели скромными и незначительными.
Важными для понимания особенностей невербальной интеракции являются работы, в которых ставилась задача определить, какие движения тела действительно сообщают информацию о доминировании, конфликтном поведении, о стремлении прекратить агрессию со стороны партнера. По данным Камраса, успешному разрешению конфликта способствует рисунок позы, который назван «сделай себя меньше». Нельзя не отметить, что такой способ поведения очень давно был описан А. П. Чеховым в рассказе «Толстый и тонкий»: «Тонкий вдруг побледнел, окаменел,... съежился, сгорбился, сузился...». Если «сделать себя меньше», то можно избежать невербальной и вербальной агрессии со стороны партнера. Что значит «сделать себя меньше» — это значит продемонстрировать определенный паттерн невербального поведения: втянуть голову, приподнять плечи, согнуть колени, опустить глаза, стать неподвижным. Такой способ поведения имеет место в иерархизиро-ванных группах, в которых подчиненные и люди более низкого статуса при встрече с начальником опускают голову, округляют спину, как бы кланяясь. Данный элемент невербальной интеракции особенно ярко представлен в Японии, Китае, где подчиненный буквально касался лбом земли, кланяясь при встрече с лицом высокого статуса.
А. К. Байбурин и А. Л. Топорков отмечают, что многие жесты, позы «восходят к глубоко архаичным представлениям о том, как должны вести себя люди с высоким и низким статусом... Универсальными чертами поведения человека с высоким статусом представлялись такие, как замедленность движений (вплоть до полной неподвижности, статичности), тихий голос, сдержанность в проявлении эмоций, прямой, неподвижный взгляд, сведенная к минимуму жестикуляция» (15. С. 66). Если человек, занимающий высокое положение в обществе, группе, демонстрирует иное невербальное поведение, то это резко изменяет отношение к нему, вызывает подозрение у окружающих людей, формирует недоверие и т. д. Интересный исторический факт, касающийся поведения Лжедмитрия, приводят А. К Байбурин и А. Л. Топорков. Они пишут о том, что на фоне достаточно статичного поведения лиц с высоким социальным статусом Лжедмитрий выглядел суетливым. Его поведение не вписывалось в картину движений знатного человека. Наблюдая невербальное поведение Лжедмитрия, многие высокопоставленные лица того времени сомневались в его царском происхождении. Быстрые, резкие движения, семенящая походка, громкий голос или смех, бурное проявление эмоций, бегающий взгляд — связываются с низкой престижностью человека. Этот паттерн невербального поведения в сознании многих поколений людей ассоциируется с образом вертлявого, юлящего черта. По мнению авторов книги «У истоков этикета», «существовало два типа поведения: одно, условно говоря, царское или божественное, характеризовалось сдержанной пластикой движений, торжественностью поз и полустертой мимикой, медленным, величавым передвижением, смиренностью, статичностью; другой тип — бесовское поведение, характерными признаками которого счита-лись смех, дерганье, кривлянье, сквернословие и т. п.» (15. С. 67). Не трудно заметить, что между этими двумя паттернами невербального поведения располагается все • разнообразие невербальных интеракций, свидетельствующих о статусных отношениях, о доминировании в общении.
Выше были приведены различные исследования такого элемента невербальной интеракции, как поза, и представлены попытки ее описания в соответствии с наиболее распространенными видами отношений: симпатии — антипатии; принятия — отчуждения; доминирования — подчинения. Эти исследования выполнены, главным образом, американскими и английскими психологами. В проводимых ими экспериментах принимали участие американцы и англичане. Поэтому в этих работах зафиксированы кинесико-проксемические формы взаимодействия, свойственные для этих культур. Имеют ли они межкультурный статус в выражении определенных видов отношений? На данный вопрос трудно дать определенный ответ не только потому, что не проводятся такого рода исследования в России и других странах, но и потому, что авторы приведенных работ не касаются проблемы социокультурных, исторических, этнографических факторов организации невербальной интеракции.
На основе этих и многих других исследований можно сделать общие выводы о том, что кинесико-проксемические паттерны несут информацию об интерперсональных отношениях как для самих участников взаимодействия, так и для наблюдателя. Субъект восприятия диады, группы лиц рассматривает невербальное поведение как нечто целое, свидетельствующее о различных характеристиках общения. Гармоничность, синхронность, идентичность различных элементов невербального поведения партнеров, в том числе и поз, продолжительность соответствия — несоответствия поз, их напряжение — расслабленность, направленность являются показателями отношений «позиция», «валентность», «дистанция».
Итак, для практической деятельности важно уметь анализировать кинесико-проксемические формы взаимодействия в группе в следующих направлениях: рассматривать все проксемические характеристики общения: дистанцию между партнерами, направление движения их тел (вперед-назад; вправо-влево; встать-сесть), место расположения в группе (в центре, напротив определенных лиц, по диагонали, на периферии относительно лидера группы), синхронность появления определенных движений тела (их идентичность, гармоничность), динамичность смены паттернов невербального поведения или их устойчивость в ситуации диадного, группового взаимодействия, степень расслабленности — напряженности позы, открытость — закрытость позы, «уменьшение себя» — «распространение себя». Важным показателем взаимоотношений в диаде, группе является показатель «зеркально-согласованных поз» и Других движений.