Динамические компоненты экспрессии человека
Экспрессия человека в качестве динамических компонентов включает самые разнообразные выразительные движения (жесты, экспрессия лица, взгляд,позы, интонационно-ритмические характеристики голоса, прикосновения), которые сопряжены с изменяющимися психическими состояниями человека, его отношениями к партнеру, с ситуацией взаимодействия и общения и которые представляют основу экспрессивного Я личности Традиционно самое большое внимание уделяется исследованию экспрессии лица или мимике, взгляду, поэтому начнем рассмотрение динамических компонентов в структуре экспрессивного Я личности с этих средств выражения.
Экспрессия лица и взгляд
Лицо является важнейшей характеристикой внешнего облика человека, поэтому лицо наряду с глазами называют зеркалом души. Большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют свое внимание на лицах партнеров. Оно выступает главной частью экспрессивного репертуара личности. Лицо человека осуществляет, особенно на ранних стадиях онтогенеза, а затем и всю последующую жизнь, функции социального контакта, функции передачи состояний и отношений.
Сокращение лицевых мышц происходит в соответствии с теми или иными состояниями человека, образуя то, что называют мимикой лица. Каждая мина представляет собой сокращение многих лицевых мышц, что обусловлено тем, что все мимические мышцы развиваются из общего зачатка и иннервируются одним лицевым нервом (176). Данные экспериментальной психологии и физиологии свидетельствуют о том, что мимика лица складывается из спонтанных и произвольных движений мимических мышц. Обычно мимику анализируют: 1) по линии ее произвольных и непроизвольных компонентов; 2) на основе физиологических параметров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, симметрия — асимметрия, динамика, амплитуда); 3) в социальном и социально-психологическом плане выделяют межкультурные типы выражении лица; выражения, принадлежащие определенной культуре; выражения, принятые в социальной группе; индивидуальный стиль выражения. Применяя перечисленные способы анализа мимики, можно получить информацию о мимическом знаке в целом или об отдельных его элементах.
На основе анализа зарубежной и отечественной литературы, посвященной систематизации эмоций и их лицевых выражений, нами была составлена схема описания мимики шести эмоциональных состояний (радость, гнев, страх, страдание, отвращение, удивление). За единицу анализа лицевого выражения был принят сложный мимический признак. На физиологическом уровне он включает ряд характеристик: направление движения лицевых мышц, отношения между движениями мышц, интенсивность, напряжение мышц лица. В феноменологическом плане мимический признак представляет следующее: «брови подняты вверх, губы плотно сжаты» и т. д. «Для психолога существует, — писал П. П. Блонский, — «расширение ноздрей» — при удовольствии, «оттягивание рта книзу» — при неудовольствии. Психолог не должен игнорировать значение мускулов, но его реальная единица — движение сочленений, то есть то или другое движение черт лица» (23. С. 96). Сложные мимические признаки являются необходимыми, постоянными, но в то же время могут входить в структуру мимики различных состояний. В связи с этим постоянным и необходимым индикатором психических состояний будет выступать комплекс признаков мимики.
Предлагаемая схема описаний мимики строится с учетом этого принципа, что позволяет обнаружить универсальные признаки для определенного типа состояний, специфические признаки для каждого состояния, неспецифические, которые приобретают значение только в контексте с другими признаками. Таблица 1 наглядно демонстрирует сочетание различных типов
Таблица 1
Схема описания мимических признаков эмоциональных состояний
Части и элементы лица | Мимические признаки эмоциональных состояний | Экспрессивное Я личности | |||
Гнев | Презрение | Страдание | Страх | Удивление | Радость |
Положение рта | Рот открыт | Рот закрыт | Рот открыт | Рот закрыт | |
Губы | Уголки губ опущены | Уголки губ приподняты | |||
Форма глаз | Глаза раскрыты или припущены | Глаза сужены | Глаза широко раскрыты | Глаза прищурены или раскрыты | |
Яркость глаз | Глаза блестят | Глаза тусклые | Блеск глаз не выражен | Глаза блестят | |
Положение бровей | Брови сдвинуты к переносице | Брови подняты вверх | |||
Уголки бровей | Внешние уголки бровей подняты вверх | Внутренние уголки бровей подняты вверх | |||
Лоб | Вертикальные складки на лбу и переносице | Горизонтальные складки на лбу | |||
Подвижность лица и его частей | Лицо динамичное | Лицо застывшее | Лицо динамичное |
мимических признаков в структуре экспрессии лица. Характерной особенностью «мимических картин» эмоциональных состояний является то, что каждый симп-томокомплекс мимики включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для выражения одних состояний и неспецифическими для выражения других Например, такие признаки, как: «уголки губ опускаются», «глазная щель сужается», «глаза прищурены» соответствуют ряду отрицательных состояний (см табл 1 ). Признак «уголки губ опущены» является универсальным, так как появляется только в том случае, когда человек переживает состояния, относящиеся к отрицательным. Признак «глазная щель сужается» может быть индикатором как отрицательных состояний (гнев, презрение и т. д), так и положительных (радость) Однако для первого типа состояний он является специфическим, для второго — нет. Иными словами, в выражении состояний гнева, презрения, страдания он несет информацию только в контексте с другими признаками и представляет возможный вариант выражения этого состояния.
Далее, для лицевого выражения гнева характерны как признак «рот открыт», так и признак «рот закрыт». Но эти признаки будут выступать индикаторами состояний гнева только в контексте с признаками «брови сдвинуты к переносице», «глаза сужаются — расширяются». В контексте с такими признаками, как «брови подняты», «глаза расширены», признак «рот открыт» будет уже индикатором состояний удивления, страха. Таким образом, в каждом случае комплекс признаков в целом представляет мимическую картину состояний и является его индикатором.
Описанные симптомокомплексы мимики соответствуют интенсивным проявлениям состояния. Для распознания такая мимика субъективно менее сложна, так как «картина выражения» представлена четко Более сложными для распознания являются те выражения, которые соответствуют переходным состояниям, неинтенсивным аффектам. В них мимические признаки, как и система их отношений, непостоянны Но даже в этом случае лицевое выражение представляет вариации мимики основных эмоциональных состояний.
К Леонхард (242), используя принцип деления лица на определенные зоны, дифференцировал состояния на основе ведущего элемента лицевой экспрессии, который является его индикатором. Данная работа представляет одну из попыток классифицировать экспрессию, избегая обозначения ее в терминах психических состояний, которые она выражает К. Леонхард анализирует «топографию мимического поля», динамику, отношения отдельных движений лица и выделяет наиболее характерные из них, фиксируя состояния, приводящие к активности соответствующие фракции лица. На основе этих признаков он классифицирует различные состояния. Его классификация выглядит следующим образом.
Мины «области лба»Напряжение Страх Внимание Мины «области подбородка и носа»
Стремление Отвращение Порицание Мины «области рта»Удивление Отвращение Упрямство Волевое напряжение Сомнение Обдумывание Терпение Страх Радость
Мины «области глаз»Легкое внимание Удовлетворение Симпатия Антипатия Размышление Оценивание Вопрошание Мины «области щек»Страдание Скорбь «Неспецифические мины»Мины смеха Мины слез Смущение Мины «интегральные»
Пренебрежение Презрение Восхищение Сострадание Одобрение Нерешительность
Счастье
Фризен (225), изучая сокращения лицивых мышц пришли к выводу, что существует три сигналов: стабильные (цвет кожи, форма и конст лица), относительно стабильные сигналы (внестабильные- кожи, расположение морщин, тонус мышц ни« <Ч> признаки, претерпевающие изменения в тече-ны* %1зни человека), нестабильные — кратковремен-бил изменения движений мышц лица. Среди нестабильных сигналов ими выделены символические или именений атвческие, имеющие четкое вербальное значе-'вещающие слово (например, подмигивание гла-
носа) На основе анализа сокра-
Milrj\J\ мышц лица, приводящих к определенной Ибеской картине, а также учитывая изменения в тонусе отдельных частей лица, их взаимодействие, появление специфических морщин, они составили таблицы признаков, характерных для трех зон лица (брови — лоб, глаза — веки, основание носа, нижняя часть лица и щеки), для каждого эмоционального состояния. Результатом проделанной работы было создание фотоэталонов естественных мимических выражений основных эмоций и «метода кодирования выражений — FAST». Данный «метод» позволяет провести анализ экспрессии с точки зрения наличия в ней мимических признаков основных эмоций. Паттерны экспрессии лица, послужившие основанием для создания фотоэталонов, приводятся ниже.
УДИВЛЕНИЕ
1. Брови округлены и высоко подняты.
2. Кожа под бровями натянута.
3. Горизонтальные морщины на лбу.
4. Веки раскрыты.
5. Рот открыт, челюсть опущена, зубы разъединены.
СТРАХ
1. Брови приподняты и сдвинуты.
2. В центре лба появляются морщины.
3. Верхние веки подняты так, что видна склера, а нижнее веко напряжено и приподнято.
4. Рот раскрыт, губы слегка напряжены и оттянуты в стороны или сильно напряжены и растянуты.
ОТВРАЩЕНИЕ
1. Верхняя губа поднята, а нижняя приподнята по направлению к верхней губе или опущена и слегка выпячена
2. Нос наморщен.
3. Щеки подняты.
4. Нижние веки приподняты, но без напряжения, под ними образуются морщины.
5. Брови опущены, как и верхние веки.
РАДОСТЬ
1. Уголки губ оттянуты в стороны и приподняты.
2. Рот может быть приоткрыт или закрыт, а зубы обнажены или прикрыты губами.
3. От носа к внешнему краю губы тянутся морщины (носо-губные складки).
4. Щеки подняты.
5. Верхние веки спокойны, под нижними образуются морщины, нижние веки приподняты, но не напряжены.
6. У наружного края уголков глаз появляются морщинки — «гусиные лапки».
ГОРЕ
1. Внутренние уголки бровей подняты вверх.
2. Кожа между бровями треугольной формы.
3. Внутренние утолки верхних век приподняты.
4. Рот закрыт, уголки губ опущены, но не напряжены.
ГНЕВ
1. Брови опущены и сведены.
2. Между бровями вертикальные складки.
3. Нижние веки напряжены и приподняты, нижние веки также напряжены.
4. Глаза неподвижные, могут казаться выпученными.
5. Губы находятся в одном из двух положение: крепко сжаты, уголки губ прямые или опущенные; губы раскрыты и напряжены, как при крике.
6. Ноздри могут быть расширены.
Позже, наряду с вышеназванной методикой анализа экспрессии лица, появляется усовершенствованный вариант — FACS — система кодирования активности лицевых мышц (226). Методика предназначена не только для анализа экспрессии лица, связанной с определенным состоянием, но и для дифференциации всех наблюдаемых изменений лица. «Система кодирования активности лицевых мышц», как отмечает В. Трусов (180), имеет ряд уникальных характеристик. Первая заключается в том, что методика основана на совершенном знании функциональной анатомии лица. Вторая особенность выражается в применении для анализа экспрессии дискретных, едва различимых изменений тонуса мышц. Эксперт должен заметить самые различные изменения, зная дискретные единицы и хорошо владея данными о функциональной анатомии лица. Среди недостатков этого метода можно отметить то, что для его применения в практической работе требуется специальная подготовка, а также то, что далеко не все изменения тонуса мышц могут быть зафиксированы человеком. Использование технических средств не предусмотрено разработчиками данного метода. Кроме этого, эксперт должен разбираться как в статических, так и в динамических компонентах выражения лица. Ему необходимо учитывать особенности изменения тонуса мышц в зависимости от структуры кожного покрова, постоянных морщин, выучить все возможные сопутствующие изменения тонуса мышц.
Методику «FACS» отличает от многих других способов кодирования экспрессии применение экспертом цифрового кода для записи дискретных единиц мышечных изменений. На базе данного метода осуществлено большое количество исследований и подтверждена валидность системы кодирования активности лицевых мышц, разработанной П. Экманом и его коллегами.
Таким образом, экспрессия лица как важнейший компонент структуры экспрессии человека изучалась на протяжении долгого времени как экспрессивный код состояний и эмоциональных отношений личности. С целью исследования экспрессии лица применялись разнообразные методические приемы, в основе которых лежала процедура наблюдения, дополненная различными способами фиксации' вербальное описание сокращений мышц лица, пиктограммы, рисунки, фотокиновидеозапись. В результате многолетней работы исследователей, работающих в области психологии экспрессивного поведения, были созданы вербальные, графические, цифровые коды экспрессии и соответствующие им способы кодирования.
Критерии эффективности способов фиксации и измерения экспрессии лица были разработаны в 80-е годы нашего столетия рядом психологов, но наиболее признанной «шкалой оценки», используемых приемов кодирования является «шкала», предложенная П. Экманом (227). Им осуществлен анализ имеющихся методов измерения лицевой экспресии по следующим параметрам: способ (база) выделения единиц экспресии; тип акции — степень обобщенности, время акции и ее интенсивность. Итак, П. Экман обращает внимание на то, как были выделены акции (отдельные движения), насколько они детализированы или обобщены, позволяет ли предлагаемый способ фиксации акции учесть временные и интенсивностные параметры движения. На основе вышеизложенных критериев он классифицирует исследования, в которых представлены экспрессивные коды или предлагаются способы их записи.
Несмотря на достижения в области кодирования экспрессии лица, многие единицы анализа являются весьма условными. Отдельные зоны лица входят в единую целостную систему, и изменение какого-либо компонента мимического знака приводит к изменению его психологического смысла. Вместе с этим, в каждом лицевом экспрессивном паттерне имеются те элементы, которые придают ему основное значение. П. Экман (226) установил, что по нижней части лица лучше всего распознается гнев, радость, страдание, но с трудом определяется удивление. На основе средней части лица успешно идентифицировались удивление, страдание, радость, страх, но не распознавалось удивление. Наибольшие трудности у наблюдателей возникают тогда, когда они пытаются распознать эмоции по верхней части лица (лоб и брови). Анализируя эти данные, П. Экман пришел к выводу, что точность восприятия экспрессии лица значительно выше тогда, когда она предъявляется как целостный знак.
Л. М. Сухаребский также отмечает, что для понимания мимического разнообразия личности имеет смысл рассматривать как целостную мимическую активность, так и частную, связанную с деятельностью отдельных ее зон. Но не следует забывать, продолжает он, что отдельные мимические зоны лба, глаз, рта — действуют как звенья единой целостной системы (176. С. 216—218).
Целостность, динамичность — главные характеристики мимики как элемента экспрессивного поведения личности, поэтому изменение какого-либо компонента мимической структуры приводит к изменению всего ее психологического смысла. Исходя из этого факта, за единицу анализа собственно мимического выражения должна быть принята совокупность координированных движений мышц всего лица.
Таким образом, двойная регуляция (биологическая и социальная), динамичность, целостность мимики, а также характеристики, производные от вышеперечисленных: изменчивость структуры выражения и в то же время наличие константных признаков, многозначность и одновременно «емкая однозначность» мимики являются ее основными параметрами как элемента экспрессии личности и определяют ее функции в межличностном общении.
По мнению многочисленных исследователей, экспрессия лица, мимика несут, главным образом, информацию о состояниях человека, демонстрируют отношение к другому, снабжают обратной связью, комментируют речевое поведение, являются одним из важных социальных стимулов в развитии контактов матери и ребенка, Высокая социальная значимость экспрессии лица повлияла на развитие мимического репертуара, способов его интерпретации, послужила основанием для выработки конвенциальных, мимических масок, экспрессивных способов психологической защиты. Среди всех элементов экспрессивного поведения мимика является наиболее контролируемым явлением со стороны субъекта. Как известно, данный факт был учтен П. Экманом и У. Фризеном (225) в процессе разработки концепции «о невербальной утечке информации». В рамках данной концепции проранжированы различные части тела на основе критерия — «способность к передаче информации». Лицо человека является самым мощным передатчиком информации: лицевые мышцы быстро изменяются в соответствии с состоянием человека; они могут создавать значительное число паттернов выражения; лицо является видимой частью тела, представленной наблюдателю. Поэтому люди чаще всего контролируют выражение лица и не обращают внимание на другие составляющие их экспрессивного репертуара. Попытки обмана трудно обнаружить, ориентируясь на экспрессию лица.
В различных направлениях психотерапии отмечается факт неосознанного отношения человека к экспрессии своего лица. Так, Лоуэл пишет: «Вот на лице пациента возникает усмешка и мы интересуемся, почему он усмехается. К нашему удивлению, он отвечает, что и не думал усмехаться... Оказывается, что человек, поглощенный наблюдением за реакцией на себя окружающих, часто не осознает выражения собственного лица» (109. С. 106). Такие неосознанные выражения, по мнению психотерапевтов психоаналитического направления, подобны случайным оговоркам, и на них еще много лет назад обращал внимание сам Фрейд. Кроме этого Лоуэл отмечает, что еще большее значение в психотерапии имеют те неосознанные выражения, которые словно примерзают к лицу, да настолько, что окружающие воспринимают их как часть личности, а сам человек перестает их замечать. «Словно старая привычная одежда, — пишет Лоуэл, — эти выражения до такой степени становятся частью нас самих, что мы осознаем лишь их отсутствие» (109. С. 106).
Рассматривая с этой точки зрения проблему регуляции экспрессии лица, необходимо обратить внимание на то, какую информацию субъект собирается передать или скрыть от окружающих, каковы индивидуальные различия в выборе экспрессивных масок.
Несмотря на социальный и субъективный контроль в ситуациях эмоционального напряжения, в ситуациях, имеющих личностное значение, мимика раскрывает действительное отношение к партнеру, к происходящим событиям. На основе взаимосвязи между отдельными зонами лица судят о гармоничности — дисгармоничности мимики. Как правило, гармония, целостность присущи тем экспрессивным знакам, которые соответствуют естественным переживаниям. Преднамеренное наигранное выражение лица отличается дисгармоничностью. Рассогласование мимических движений (верхней и нижней части лица — дисгармоничная «маска») свидетельствует о неискренности чувств человека, его отношений к другим людям. Такая «дисгармоническая маска» может очень точно охарактеризовать личность, отразить ее ведущие отношения к миру. Вспомните А. С. Пушкина:
Напрасно видишь тут ошибку: Рука искусства навела На мрамор этих уст улыбку, А гнев на хладный лоск чела.
Недаром лик сей двуязычен. Такой и был сей властелин: К противочувствиям привычен, В лице и в жизни арлекин.
Гармоничность экспрессии, синхронность элементов мимики — это своеобразный визуальный знак истинного отношения к другому человеку, это знак внутренней гармонии личности. Мимика, экспрессия лица неотделима от личности, она выражает не просто состояния, а состояния, переживаемые конкретным человеком. Отсюда происходят индивидуальные различия в выражении одной и той же эмоции, отношения и соответственно трудности их однозначного понимания.
Основное внимание в работах, направленных на изучение экспрессии лица, уделяется поиску экспрессивных кодов, соответствующих тем или иным эмоциональным состояниям. Благодаря усилиям огромного количества исследователей получены данные, которые говорят о существовании экспрессивных кодов состояний. Но до сих пор их диагностические и коммуникативные функции остаются предметом спора в связи с проблемой кодирования и декодирования, существующей в психологии невербального общения. Мимика является индикатором различных состояний, но связь между экспрессией лица (знаком) и его значениями (психическими состояниями человека) неустойчива, ее форма и содержание зависят от многочисленных переменных общения. «Самое простое движение, невольное дрожание губ может стать развязкой ужасной драмы, которая долго таилась в двух сердцах» (О. Бальзак).
Диапазон выражений лица, сопряженных с эмоциональными состояниями личности, колеблется в пределах общего типа, свойственного определенному социальному коллективу. Выполнение экспрессией лица индикативных функций возможно не только потому, что она обусловлена единым нервно-генетическим механизмом, но и потому, что вариабельность выражений, многозначность их смыслов ограничена социокультурными нормами общения и выражения своего Я.
Экспрессия лица, являясь важнейшим элементом внешнего Я личности, сопряжена с другими компонентами экспрессии, особенно с физиогномическими параметрами и движением, выражением глаз — взглядом человека. Идея о том, что глаза — зеркало души, пронизывает все трактаты о внешности человека, его экспрессии. К. С. Станиславский писал, что взгляд — «это прямое, непосредственное общение в чистом виде, из души — в душу...» (172. С. 307). По мнению Пауля Шильдера, высказанного в его книге «Видимая и реальная форма человеческого тела» (приводится по А. Лоу-элу. С. 106), основное внимание должно быть направлено на глаза, так как Эго личности «где-то вблизи глаз или даже в самих глазах».
Динамические (направленность взгляда, время фиксации взгляда, темп) и качественные (выражения глаз) характеристики взгляда как бы завершают мимическую картину. Порой выражение глаз сообщает об истинных переживаниях человека, в то время как хорошо контролируемые мускулы лица остаются неподвижными. По мнению многих исследователей, качественные и динамические параметры взгляда трудно поддаются контролю и регуляции, поэтому глаза — это не просто зеркало души, а именно тех ее уголков, которые человек пытается скрыть как от себя, так и от других. Практически невозможно скрыть качество взгляда, особенно тогда, когда человек переживает сильные чувства. Верно подметил писатель С. Есин: «Человек еще может скрыть горе, но радость — это свыше его сил. Она... сочится из глаз. Надо долго тренировать себя на поприще жизни, чтобы научиться ее скрывать» (53. С. 69). Естественно, что потребность в маскировке взгляда, как и мимики, развивалась в связи с их высокими диагностическими возможностями, как своеобразный защитный механизм.
Модальность состояния, переживаемого личностью, влияет на такие признаки взгляда, как: блеск — тусклость; теплота — холодность; открытость — непроницаемость; статичность — подвижность; поверхностность — глубина; сосредоточенность — рассеянность. Продолжительность, сосредоточенность, подвижность взгляда описывается обычно с помощью следующих определений: беглый, быстрый, неторопливый, длинный, короткий, долгий, мгновенный, мимолетный, стремительный. Психофизиологические особенности взгляда менее изучены в психологии экспрессивного поведения, чем его динамические характеристики. Это обусловлено тем, что психофизиологические аспекты
взгляда трудно поддаются экспериментальному изучению. Они чаще всего представлены в описательном плане (искристые глаза, потухший взгляд и т. д.) и рассматриваются как метафорические характеристики, привнесенные в исследования «наивными» наблюдателями и подчерпнутые из произведений искусства. Н. Заболоцкий в стихотворении «Портрет» пишет:
...Ее глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. ...
(Н. Заболоцкий. Стихотворения и поэмы. М.-Л., 1965. С. 129)
«Ускользающий» от традиционных методов изучения взгляд человека, тем не менее, не перестает играть одну из главных ролей в его экспрессивном репертуаре, сообщая о динамических и статических аспектах структуры личности, выполняя функции идентификации. Например, прямой взгляд — это может быть не только характеристика взгляда в данный момент общения, но и отражение устойчивого свойства личности — прямоты (прямой человек). В качестве экспрессивного стиля можно рассматривать взгляд исподлобья — это манера смотрения на других людей, которая в сочетании с настороженным выражением лица свидетельствует о недоверии человека к другим людям, об опасении попасть впросак и т. д. «Стрелять глазами», «строить глазки», «играть глазами», «мерить взглядом с головы до ног», «взглянуть свысока», «смотреть краем глаза», «ловить взгляд», «вперить глаза», «манить взглядом», «провожать взглядом» — все эти наименования взгляда не столько принадлежат научной психологии, сколько отражают обыденный опыт. Но думается, что данный опыт намного правдивее и богаче, чем опыт экспериментального изучения взгляда, который отражает, главным образом, динамические характеристики взгляда (темп, длина, направленность). Данные параметры взгляда исследуются в контексте невербальной интеракции, поэтому мы их рассмотрим в соответствующем разделе книги.
Взгляд сопряжен с выражением лица и другими элементами экспрессии, поэтому он может быть описан как показатель основных состояний человека: радостный взгляд, удивленный, испуганный, страдающий, внимательный, презрительный взгляд, восхищенный. Если рассматривать взгляд с точки зрения различных классификаций отношений человека, то взгляд бывает: дружеский — враждебный (агрессивный); искренний — неискренний; доверчивый — недоверчивый; уверенный — неуверенный; принимающий — неприязненный; покорный — доминантный; понимающий — непонимающий; ласковый — грубый; отчужденный — включенный; отталкивающий—притягивающий. Наверное, различные выражения глаз можно расположить на шкалах отношений, предложенных В. Столиным (174). В соответствии с этими шкалами взгляд человека выражает: симпатию — антипатию; уважение — неуважение; доверие — недоверие; близость — отдаленность.
В качестве черт характера чаще всего ассоциируются со взглядом такие, как: безжалостный, безразличный, беспощадный, бесстыдный, благородный, высокомерный, гордый, жестокий, наивный, нахальный, неподкупный, непримиримый, озлобленный, скромный, нескромный, прямодушный, робкий, угрюмый, умный, глупый, хитрый, честный. Правильнее сказать, что такие выражения взгляда сообщают не об отдельной черте личности, а свидетельствуют об ее типе (честный, прямодушный и т. д.). «У некоторых глаза яркие, искрящиеся, у других сияющие, словно звезды, у третьих скучные и тусклые, а у большинства и вовсе пустые. Конечно, выражение глаз меняется. Значит, нам нужно определить типичное. Одни глаза злые, другие грустные, одни холодные и безжалостные, другие кроткие и зовущие. Измерить эти свойства невозможно никаким прибором. Нередко на лице отражаются противоречивые свойства характера. Взгляд может быть мягким и рассеянным, а челюсть сильной, выступающей вперед. И наоборот, челюсть слабой, безвольной, а взгляд — острым, пристальным. Легкая выдвинутость челюсти вперед выражает решительность, большая — придает лицу воинственное выражение, а сильно выдвинутая челюсть, как у Муссолини, означает явный вызов и пренебрежение» (приводится по А. Лоуэлу).
Таким образом, оказывается, что качественные характеристики выражения глаз, их психофизиологические параметры выполняют функцию дифференциации — типизации личности на основе широкого спектра критериев (интеллект, воля, нравственно-моральные критерии, отношение к себе и другим). Особенно часто движения глаз, направленность взгляда связываются в обыденном сознании с нравственно-этическими характеристиками человека (бегающий взгляд — вор).
Обычно описания значений взгляда в общении сопровождаются указанием не только на выражение лица, но и на положение головы. Движение головы и взгляд являются взаимосвязанными элементами экспрессивного поведения. Например, взгляд вниз при закинутой голове выражает горделивость, надменность. Взгляд вниз при слегка опущенной голове говорит о скромности человека или о его желании выглядеть скромным. Направленный в сторону и фиксированный взгляд при слегка наклоненной голове — выражает недоверие. Взгляд в сторону, с поворотом головы («взгляд через плечо») говорит о превосходстве над кем-нибудь (61).
Взгляд как показатель состояний, отношений личности представлен в живописи, в кино, театре, художественной литературе. Эти жанры искусства выручают практическую психологию, коллекционируя динамические и качественные характеристики взгляда. Именно они закрепляют за определенными особенностями взгляда его психологические значения, подчеркивают возможности взгляда в качестве способа создания образа человека. Кроме названных функций, взгляд, как и другие элементы экспрессивного репертуара, выполняет паралингвистические функции, является условием чередования реплик в диалоге. Взгляд наряду с экспрессией лица является важнейшим компонентом экспрессивного Я личности.
Позы человека и его походка
Еще один элемент экспрессии — это позы человека. Определенное положение частей тела человека: головы, плеч, туловища, рук, ног — это его поза. Гармоничная взаимосвязь компонентов (частей тела) сообщает позе вид естественной, завершенной позы, а разложение ее на отдельные элементы приводит к потере ее целостности и, следовательно, к исчезновению самого феномена «поза». Перечисление отдельных элементов позы, например, «человек стоит, его голова наклонена вперед, руки опущены», мало что дает для ее понимания. Но если все движения тела объединить и зафиксировать на небольшой промежуток времени, то получится поза, символизирующая окончание беседы. Поза оформляет экспрессивный репертуар человека. Она требует соответствующего выражения лица, жестов, направленности и качества взгляда.
Человеческое тело способно принять около тысячи различных устойчивых положений. В силу культурных, групповых традиций одни позы запрещаются, а другие закрепляются. Сидеть, развалившись на стуле или положив ноги на стол, в присутствии стоящего партнера в нашем обществе не принято. На такие позы существует запрет, они классифицируются как вульгарные. Поэтому как и все элементы экспрессивной структуры человека, так и диапазон его поз свидетельствуют об уровне его личностного развития, о его групповой и культурной принадлежности. Например, в момент восприятия какой-то необычной информации человек может повернуться к соседу, приподнять плечи, наклонить голову вбок, показать пальцем на источник информации, удивившей его. Такие позы и сопровождающие их движения не запрещаются, но человек, использующий их, воспринимается как недостаточно воспитанный, его относят к «простолюдинам».
Особую роль поза играет в выражении отношения к человеку, в подчеркивании своего и чужого социального и социально-психологического статуса. В повседневной жизни мы часто слышим: «он принял позу победителя», «он сидел в позе провинившегося ребенка», «его поза — это поза высокомерного человека» и т. д.
Для правильного понимания позы необходимо знать не только культурные традиции, возрастные ограничения, но и половые различия в использовании тех или иных поз, способы реагирования на собеседника мужчинами и женщинами. Замечено, что женщины в ситуации эмоционального напряжения, недоверия к партнеру резко наклоняют туловище вперед или, сидя, «отбрасывают» его на спинку стула, принимают расслабленную позу. Мужчины в этой же ситуации принимают «жесткую позу», держатся прямо, движения их рук раскованны (217).
Смысл позы определяется ее рисунком. Однозначность понимания зависит от типичности позы, широты ее распространения. Так, большинством опрошенных нами людей поза «туловище отклонено назад, голова поднята вверх, руки на уровне груди, положены одна на другую, ноги слегка расставлены» интерпретировалась как высокомерная, самоуверенная, надменная, как выражение пренебрежения к партнеру. А поза «плечи подняты, руки отведены в сторону и согнуты в локтях, голова слегка повернута вбок» имеет для наблюдателей другой психологический смысл: растерянность, удивление, недоумение, непонимание.
Позы людей, испытывающих эмоциональное напряжение, отличаются «жесткостью», неподвижностью, степенью наклона туловища вперед или назад. В психологии невербального общения известны позы агрессивного или, наоборот, расположенного к общению человека: «улыбка, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед».
Наиболее распространенные позы в сочетании с другими элементами экспрессии описаны в книге А. А. Акишиной и др. (3). Одной из сложных проблем является проблема классификации поз. Исходя из имеющихся исследований, позы можно классифицировать на основе следующих критериев: 1) этапы общения (позы вступления и выхода из контакта); виды отношений и взаимоотношений (симпатии — антипатии; подчинения — доминирования; включенности — отчужденности); психофизиологические состояния (напряженная — расслабленная, активная — пассивная); по критерию соответствия поз партнеров в общении (синхронные — несинхронные позы); по критерию направленности позы (от лицом к лицу до спина к спине); на основе соответствия позы другим элементам экспрессии (гармоничная — дисгармоничная).
Классификация поз предполагает анализ позы партнера. Поэтому позы чаще всего изучаются как важные компоненты невербальной интеракции. Исходя из этого, мы остановимся на рассмотрении поз, их психологической сути в третьей главе. Несмотря на эти особенности в изучении позы, они могут быть описаны и как экспрессивные элементы индивидуального невербального поведения. Например, поза приветствия: «опустить голову и наклонить корпус вперед, а затем распрямиться». Поклон тем ниже, чем большую почтительность хотят выразить. Поза, выражающая неуверенность, нерешительность: «сесть на краешек сидения стула, чуть подавшись вперед». Во всем мире выглядит однообразно поза отдыха: «глубоко сесть на сидение стула, прикасаясь к спинке. Весь корпус или голова отклоняется назад».
В словаре эпитетов русского литературного языка (40) приводится около 70 определений позы, касающихся ее внешнего рисунка. Вот некоторые из них: античная, безобразная, грациозна