Направления исследований в психологии невербального общения
Введение
Как известно, сегодня наблюдается повышенный интерес к различным сторонам невербального общения, но больше всего внимание людей обращено к невербальному, экспрессивному «языку» как показателю индивидно-личностных характеристик человека, его отношений и взаимоотношений, как средству влияния на другого человека. Открываются центры физиогномической диагностики, работают различные тренинговые группы, цель которых обучить «читать человека как книгу». Становится плохим тоном, если в проспектах различных психологических семинаров, школ отсутствуют обещания научить владеть «языком тела» и понимать его. Поток услуг, направленных на быстрое обучение учителей, врачей, менеджеров, специалистов таможенных, рекламных служб и многих других профессионалов овладению невербальным общением, продолжает нарастать. Данный факт был бы отрадным, если бы в большинстве предлагаемых программ обучения не упрощались представления о связи невербального поведения и речи, о роли невербальных средств в формировании образа (модная имиджелогия), в достижении определенного воздействия или формировании эмоционального отклика определенной модальности, не преувеличивались или, наоборот, не преуменьшались диагностические, коммуникативные, регулятивные возможности невербального общения.
Вместе с этим нельзя отнести интерес психологов к социально-психологическим аспектам экспрессивного невербального общения к сиюминутным, прагматическим интересам, возникшим в последнее время. Данная область психологии всегда привлекала внимание как теоретиков, так и практиков. Но, к сожалению, глубокие теоретические разработки проблем невербального общения, огромное количество экспериментальных исследований, практические рекомендации не всегда доступны широкому кругу психологов, специалистов из других профессиональных сфер. Поэтому основную массу сведений об особенностях невербального общения, о его феноменах, черпают заинтересованные в них специалисты из учебных пособий «по языку тела». В них, как правило, приводятся описания невербальных кодов состояний, отношений, свойств личности и настраивается читатель на то, что достаточно заучить приведенные невербальные коды, чтобы их можно было использовать в качестве системы знаков-индикаторов внутреннего мира человека. Современное состояние психологии невербального общения не позволяет относиться с детским оптимизмом к идее «научности и практичности» такого рода рекомендаций. Назрела необходимость в систематизации исследовательских данных в области психологии экспрессивного невербального общения, сформировалась потребность в теоретическом и экспериментальном анализе тех форм поведения личности, которые оказывают непосредственное влияние на групповые процессы, общение, совместную деятельность (например экспрессивное, невербальное поведение лидера, политического деятеля или невербальное поведение этнической группы, толпы, невербальные интеракции в семье и т. д.).
Необходимость анализа и обобщения экспериментальных данных в области психологии невербального общения предопределена самой спецификой как практической психологии, так и феномена «экспрессия человека». Каждый психолог — это не только профессионал, решающий те или иные задачи, но и человек, который, как и все люди, живущие на нашей планете, с момента рождения и до последних дней погружен в мир противоречивых, а порой драматических связей между экспрессивным поведением и психологическими характеристиками партнера по общению. Обыденный опыт интерпретации экспрессии положил начало формированию практической психологии экспрессивного невербального общения. На протяжении веков статус «психолога» приобретал именно тот, кто умел интерпретировать экспрессивное поведение и использовать его для воздействия на других людей. В этой связи психолог-практик оказывается в весьма непростой для него ситуации. Он должен в своей работе постоянно демонстрировать способности, которые присущи каждому человеку, и в то же время обладать таким уровнем развития этих способностей, который бы обеспечивал эффективность его деятельности, свидетельствовал бы о его профессиональном статусе, страхующем от ошибок обыденной интерпретации экспрессии, и вместе с этим, делающем его открытым в отношении спонтанно накопленного опыта. Проблема социальных способностей психолога актуализируется в связи с рассмотрением взаимосвязей между экспрессией и психологическими характеристиками личности.
Особенно актуальными становятся выводы психологии невербального общения в связи с развитием социальной психотерапии, социально-психологического тренинга. Работая в этих областях, отечественные психологи-практики столкнулись с фундаментальной ошибкой, сформировавшейся в результате полного игнорирования тех идей психологии невербального общения, которые имели отношения к «вечной» проблеме взаимосвязи «души и тела», экспрессии и психологических особенностей человека. На протяжении длительного этапа развития советской психологии многими исследователями недооценивалась экспрессия как в плане коммуникации, так и в плане психодиагностического средства, способа управления общением, влияния на его модальность, на появление затрудненного и незатрудненного общения. Преодоление этих заблуждений отечественной психологии предполагает обращение к психологии экспрессивного невербального общения с определенных теоретических и методологических позиций. Но создать стройную концепцию психологии экспрессивного невербального общения на данном этапе ее развития, учитывая существенный разрыв между ее теоретическими и практическими ветвями, чрезвычайно сложно. Кроме этого, поскольку психология невербального общения является частью психологической науки, постольку ей присущи все те особенности, которые характерны для всей психологии, и в первую очередь столкновение подходов, сформировавшихся в рамках естественнонаучного и гуманитарного знания, конфликт идей прагматического и гуманистического направлений, дефицит адекватных исследовательских методов и практических технологий. Поэтому одна из главных задач отечественной психологии экспрессивного невербального общения заключается в том, чтобы составить современное представление об этой области психологии, включая и те противоречия, которые названы выше, и попытки их преодолеть, опираясь на ряд теоретических схем.
В данной монографии, рекомендованной к изданию в качестве учебного пособия, представлен личностно-динамический подход к феномену «экспрессия человека», структурно-функциональный подход к анализу экспрессивного, невербального общения, подход к интерпретации как к творческому процессу. Экспрессивное невербальное общение и его особенности рассматриваются в пространстве социокультурных, социально-психологических и индивидно-личностных координат. Особое место отводится в монографии рассмотрению таких явлений, как экспрессивное Я личности, кинеси-ко-проксемические паттерны отношений и взаимоотношений личности, феномены общения и межличностного познания, порожденные экспрессией человека.
Экспрессивное поведение и невербальная интеракция рассматриваются в качестве предметных областей психологии экспрессивного невербального общения, и как «объекты» социального познания, социально-перцептивной деятельности субъектов общения, и как инструменты практической деятельности широкого круга специалистов, в том числе психологов-исследователей и психологов-практиков. Рассмотрение феноменов экспрессивного невербального общения сопряжено с привлечением работ, выполненных в контексте коммуникативного, социально-перцептивного и интерактивного подходов. Такая позиция автора определена не только тем, что порой весьма трудно отнести исследования к тому или иному ракурсу изучения экспрессивного невербального общения, но, главным образом, тем, что в общении образы, понятия, интерпретации неотделимы от отношений и обращений, что они являются теми образованиями, которые сами выполняют коммуникативные и регулятивные функции.
Автор надеется на то, что содержание книги будет способствовать изменению стратегии и тактики практической работы в области психологии экспрессивного невербального общения особенно тогда, когда ставится задача обучить адекватному распознанию экспрессии личности, или тогда, когда психолог рассматривает динамику невербального общения, изменения феноменов, сопровождающих его в качестве показателей эффективности коррекции личности, взаимоотношений в группе. В то же время автор книги не претендует на то, чтобы удовлетворить все потребности практической психологии в знаниях об экспрессивном, невербальном общении или, как принято говорить, о «языке тела», а правильнее сказать, о «невербальном, экспрессивном языке души». Решить такую задачу достаточно сложно в силу объемности и многогранности самого феномена «экспрессия человека», а также социального взаимодействия и познания. Основное внимание в монографии направлено на те проблемы, которые в первую очередь требуют самоопределения психолога. Если для психолога остается неясной его позиция в отношении того, что есть экспрессивное невербальное общение, что такое невербальная коммуникация или невербальная интеракция, каковы связи между ними, какие факторы предопределяют результаты социального познания невербального поведения, как взаимосвязаны экспрессия и структуры личности, то его теоретическая и практическая деятельность будет сопряжена с достаточным количеством трудностей. Поэтому содержание книги нацелено прежде всего на поиск ответов на данный круг вопросов
Итак, одна из главных целей заключается в том, чтобы привлечь внимание как студентов, аспирантов, преподавателей гуманитарных наук, так и теоретиков, исследователей, психологов-практиков и представителей других видов деятельности к проблеме экспрессивного невербального общения, проникновение в суть которой находится на пересечении определенного уровня профессионализма и специфического психологического творчества в сфере социального взаимодействия и познания, приравнивающего процессы интерпретации экспрессии и установления связей между ней и психологическими особенностями личности, группы к искусству.
Глава 1
Психология экспрессивного невербального общения: основные понятия и предмет
Глава 2
Экспрессивное Я личности
Экспрессия лица и взгляд
Лицо является важнейшей характеристикой внешнего облика человека, поэтому лицо наряду с глазами называют зеркалом души. Большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют свое внимание на лицах партнеров. Оно выступает главной частью экспрессивного репертуара личности. Лицо человека осуществляет, особенно на ранних стадиях онтогенеза, а затем и всю последующую жизнь, функции социального контакта, функции передачи состояний и отношений.
Сокращение лицевых мышц происходит в соответствии с теми или иными состояниями человека, образуя то, что называют мимикой лица. Каждая мина представляет собой сокращение многих лицевых мышц, что обусловлено тем, что все мимические мышцы развиваются из общего зачатка и иннервируются одним лицевым нервом (176). Данные экспериментальной психологии и физиологии свидетельствуют о том, что мимика лица складывается из спонтанных и произвольных движений мимических мышц. Обычно мимику анализируют: 1) по линии ее произвольных и непроизвольных компонентов; 2) на основе физиологических параметров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, симметрия — асимметрия, динамика, амплитуда); 3) в социальном и социально-психологическом плане выделяют межкультурные типы выражении лица; выражения, принадлежащие определенной культуре; выражения, принятые в социальной группе; индивидуальный стиль выражения. Применяя перечисленные способы анализа мимики, можно получить информацию о мимическом знаке в целом или об отдельных его элементах.
На основе анализа зарубежной и отечественной литературы, посвященной систематизации эмоций и их лицевых выражений, нами была составлена схема описания мимики шести эмоциональных состояний (радость, гнев, страх, страдание, отвращение, удивление). За единицу анализа лицевого выражения был принят сложный мимический признак. На физиологическом уровне он включает ряд характеристик: направление движения лицевых мышц, отношения между движениями мышц, интенсивность, напряжение мышц лица. В феноменологическом плане мимический признак представляет следующее: «брови подняты вверх, губы плотно сжаты» и т. д. «Для психолога существует, — писал П. П. Блонский, — «расширение ноздрей» — при удовольствии, «оттягивание рта книзу» — при неудовольствии. Психолог не должен игнорировать значение мускулов, но его реальная единица — движение сочленений, то есть то или другое движение черт лица» (23. С. 96). Сложные мимические признаки являются необходимыми, постоянными, но в то же время могут входить в структуру мимики различных состояний. В связи с этим постоянным и необходимым индикатором психических состояний будет выступать комплекс признаков мимики.
Предлагаемая схема описаний мимики строится с учетом этого принципа, что позволяет обнаружить универсальные признаки для определенного типа состояний, специфические признаки для каждого состояния, неспецифические, которые приобретают значение только в контексте с другими признаками. Таблица 1 наглядно демонстрирует сочетание различных типов
Таблица 1
Схема описания мимических признаков эмоциональных состояний
Части и элементы лица | Мимические признаки эмоциональных состояний | Экспрессивное Я личности | |||
Гнев | Презрение | Страдание | Страх | Удивление | Радость |
Положение рта | Рот открыт | Рот закрыт | Рот открыт | Рот закрыт | |
Губы | Уголки губ опущены | Уголки губ приподняты | |||
Форма глаз | Глаза раскрыты или припущены | Глаза сужены | Глаза широко раскрыты | Глаза прищурены или раскрыты | |
Яркость глаз | Глаза блестят | Глаза тусклые | Блеск глаз не выражен | Глаза блестят | |
Положение бровей | Брови сдвинуты к переносице | Брови подняты вверх | |||
Уголки бровей | Внешние уголки бровей подняты вверх | Внутренние уголки бровей подняты вверх | |||
Лоб | Вертикальные складки на лбу и переносице | Горизонтальные складки на лбу | |||
Подвижность лица и его частей | Лицо динамичное | Лицо застывшее | Лицо динамичное |
мимических признаков в структуре экспрессии лица. Характерной особенностью «мимических картин» эмоциональных состояний является то, что каждый симп-томокомплекс мимики включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для выражения одних состояний и неспецифическими для выражения других Например, такие признаки, как: «уголки губ опускаются», «глазная щель сужается», «глаза прищурены» соответствуют ряду отрицательных состояний (см табл 1 ). Признак «уголки губ опущены» является универсальным, так как появляется только в том случае, когда человек переживает состояния, относящиеся к отрицательным. Признак «глазная щель сужается» может быть индикатором как отрицательных состояний (гнев, презрение и т. д), так и положительных (радость) Однако для первого типа состояний он является специфическим, для второго — нет. Иными словами, в выражении состояний гнева, презрения, страдания он несет информацию только в контексте с другими признаками и представляет возможный вариант выражения этого состояния.
Далее, для лицевого выражения гнева характерны как признак «рот открыт», так и признак «рот закрыт». Но эти признаки будут выступать индикаторами состояний гнева только в контексте с признаками «брови сдвинуты к переносице», «глаза сужаются — расширяются». В контексте с такими признаками, как «брови подняты», «глаза расширены», признак «рот открыт» будет уже индикатором состояний удивления, страха. Таким образом, в каждом случае комплекс признаков в целом представляет мимическую картину состояний и является его индикатором.
Описанные симптомокомплексы мимики соответствуют интенсивным проявлениям состояния. Для распознания такая мимика субъективно менее сложна, так как «картина выражения» представлена четко Более сложными для распознания являются те выражения, которые соответствуют переходным состояниям, неинтенсивным аффектам. В них мимические признаки, как и система их отношений, непостоянны Но даже в этом случае лицевое выражение представляет вариации мимики основных эмоциональных состояний.
К Леонхард (242), используя принцип деления лица на определенные зоны, дифференцировал состояния на основе ведущего элемента лицевой экспрессии, который является его индикатором. Данная работа представляет одну из попыток классифицировать экспрессию, избегая обозначения ее в терминах психических состояний, которые она выражает К. Леонхард анализирует «топографию мимического поля», динамику, отношения отдельных движений лица и выделяет наиболее характерные из них, фиксируя состояния, приводящие к активности соответствующие фракции лица. На основе этих признаков он классифицирует различные состояния. Его классификация выглядит следующим образом.
Мины «области лба»Напряжение Страх Внимание Мины «области подбородка и носа»
Стремление Отвращение Порицание Мины «области рта»Удивление Отвращение Упрямство Волевое напряжение Сомнение Обдумывание Терпение Страх Радость
Мины «области глаз»Легкое внимание Удовлетворение Симпатия Антипатия Размышление Оценивание Вопрошание Мины «области щек»Страдание Скорбь «Неспецифические мины»Мины смеха Мины слез Смущение Мины «интегральные»
Пренебрежение Презрение Восхищение Сострадание Одобрение Нерешительность
Счастье
Фризен (225), изучая сокращения лицивых мышц пришли к выводу, что существует три сигналов: стабильные (цвет кожи, форма и конст лица), относительно стабильные сигналы (внестабильные- кожи, расположение морщин, тонус мышц ни« <Ч> признаки, претерпевающие изменения в тече-ны* %1зни человека), нестабильные — кратковремен-бил изменения движений мышц лица. Среди нестабильных сигналов ими выделены символические или именений атвческие, имеющие четкое вербальное значе-'вещающие слово (например, подмигивание гла-
носа) На основе анализа сокра-
Milrj\J\ мышц лица, приводящих к определенной Ибеской картине, а также учитывая изменения в тонусе отдельных частей лица, их взаимодействие, появление специфических морщин, они составили таблицы признаков, характерных для трех зон лица (брови — лоб, глаза — веки, основание носа, нижняя часть лица и щеки), для каждого эмоционального состояния. Результатом проделанной работы было создание фотоэталонов естественных мимических выражений основных эмоций и «метода кодирования выражений — FAST». Данный «метод» позволяет провести анализ экспрессии с точки зрения наличия в ней мимических признаков основных эмоций. Паттерны экспрессии лица, послужившие основанием для создания фотоэталонов, приводятся ниже.
УДИВЛЕНИЕ
1. Брови округлены и высоко подняты.
2. Кожа под бровями натянута.
3. Горизонтальные морщины на лбу.
4. Веки раскрыты.
5. Рот открыт, челюсть опущена, зубы разъединены.
СТРАХ
1. Брови приподняты и сдвинуты.
2. В центре лба появляются морщины.
3. Верхние веки подняты так, что видна склера, а нижнее веко напряжено и приподнято.
4. Рот раскрыт, губы слегка напряжены и оттянуты в стороны или сильно напряжены и растянуты.
ОТВРАЩЕНИЕ
1. Верхняя губа поднята, а нижняя приподнята по направлению к верхней губе или опущена и слегка выпячена
2. Нос наморщен.
3. Щеки подняты.
4. Нижние веки приподняты, но без напряжения, под ними образуются морщины.
5. Брови опущены, как и верхние веки.
РАДОСТЬ
1. Уголки губ оттянуты в стороны и приподняты.
2. Рот может быть приоткрыт или закрыт, а зубы обнажены или прикрыты губами.
3. От носа к внешнему краю губы тянутся морщины (носо-губные складки).
4. Щеки подняты.
5. Верхние веки спокойны, под нижними образуются морщины, нижние веки приподняты, но не напряжены.
6. У наружного края уголков глаз появляются морщинки — «гусиные лапки».
ГОРЕ
1. Внутренние уголки бровей подняты вверх.
2. Кожа между бровями треугольной формы.
3. Внутренние утолки верхних век приподняты.
4. Рот закрыт, уголки губ опущены, но не напряжены.
ГНЕВ
1. Брови опущены и сведены.
2. Между бровями вертикальные складки.
3. Нижние веки напряжены и приподняты, нижние веки также напряжены.
4. Глаза неподвижные, могут казаться выпученными.
5. Губы находятся в одном из двух положение: крепко сжаты, уголки губ прямые или опущенные; губы раскрыты и напряжены, как при крике.
6. Ноздри могут быть расширены.
Позже, наряду с вышеназванной методикой анализа экспрессии лица, появляется усовершенствованный вариант — FACS — система кодирования активности лицевых мышц (226). Методика предназначена не только для анализа экспрессии лица, связанной с определенным состоянием, но и для дифференциации всех наблюдаемых изменений лица. «Система кодирования активности лицевых мышц», как отмечает В. Трусов (180), имеет ряд уникальных характеристик. Первая заключается в том, что методика основана на совершенном знании функциональной анатомии лица. Вторая особенность выражается в применении для анализа экспрессии дискретных, едва различимых изменений тонуса мышц. Эксперт должен заметить самые различные изменения, зная дискретные единицы и хорошо владея данными о функциональной анатомии лица. Среди недостатков этого метода можно отметить то, что для его применения в практической работе требуется специальная подготовка, а также то, что далеко не все изменения тонуса мышц могут быть зафиксированы человеком. Использование технических средств не предусмотрено разработчиками данного метода. Кроме этого, эксперт должен разбираться как в статических, так и в динамических компонентах выражения лица. Ему необходимо учитывать особенности изменения тонуса мышц в зависимости от структуры кожного покрова, постоянных морщин, выучить все возможные сопутствующие изменения тонуса мышц.
Методику «FACS» отличает от многих других способов кодирования экспрессии применение экспертом цифрового кода для записи дискретных единиц мышечных изменений. На базе данного метода осуществлено большое количество исследований и подтверждена валидность системы кодирования активности лицевых мышц, разработанной П. Экманом и его коллегами.
Таким образом, экспрессия лица как важнейший компонент структуры экспрессии человека изучалась на протяжении долгого времени как экспрессивный код состояний и эмоциональных отношений личности. С целью исследования экспрессии лица применялись разнообразные методические приемы, в основе которых лежала процедура наблюдения, дополненная различными способами фиксации' вербальное описание сокращений мышц лица, пиктограммы, рисунки, фотокиновидеозапись. В результате многолетней работы исследователей, работающих в области психологии экспрессивного поведения, были созданы вербальные, графические, цифровые коды экспрессии и соответствующие им способы кодирования.
Критерии эффективности способов фиксации и измерения экспрессии лица были разработаны в 80-е годы нашего столетия рядом психологов, но наиболее признанной «шкалой оценки», используемых приемов кодирования является «шкала», предложенная П. Экманом (227). Им осуществлен анализ имеющихся методов измерения лицевой экспресии по следующим параметрам: способ (база) выделения единиц экспресии; тип акции — степень обобщенности, время акции и ее интенсивность. Итак, П. Экман обращает внимание на то, как были выделены акции (отдельные движения), насколько они детализированы или обобщены, позволяет ли предлагаемый способ фиксации акции учесть временные и интенсивностные параметры движения. На основе вышеизложенных критериев он классифицирует исследования, в которых представлены экспрессивные коды или предлагаются способы их записи.
Несмотря на достижения в области кодирования экспрессии лица, многие единицы анализа являются весьма условными. Отдельные зоны лица входят в единую целостную систему, и изменение какого-либо компонента мимического знака приводит к изменению его психологического смысла. Вместе с этим, в каждом лицевом экспрессивном паттерне имеются те элементы, которые придают ему основное значение. П. Экман (226) установил, что по нижней части лица лучше всего распознается гнев, радость, страдание, но с трудом определяется удивление. На основе средней части лица успешно идентифицировались удивление, страдание, радость, страх, но не распознавалось удивление. Наибольшие трудности у наблюдателей возникают тогда, когда они пытаются распознать эмоции по верхней части лица (лоб и брови). Анализируя эти данные, П. Экман пришел к выводу, что точность восприятия экспрессии лица значительно выше тогда, когда она предъявляется как целостный знак.
Л. М. Сухаребский также отмечает, что для понимания мимического разнообразия личности имеет смысл рассматривать как целостную мимическую активность, так и частную, связанную с деятельностью отдельных ее зон. Но не следует забывать, продолжает он, что отдельные мимические зоны лба, глаз, рта — действуют как звенья единой целостной системы (176. С. 216—218).
Целостность, динамичность — главные характеристики мимики как элемента экспрессивного поведения личности, поэтому изменение какого-либо компонента мимической структуры приводит к изменению всего ее психологического смысла. Исходя из этого факта, за единицу анализа собственно мимического выражения должна быть принята совокупность координированных движений мышц всего лица.
Таким образом, двойная регуляция (биологическая и социальная), динамичность, целостность мимики, а также характеристики, производные от вышеперечисленных: изменчивость структуры выражения и в то же время наличие константных признаков, многозначность и одновременно «емкая однозначность» мимики являются ее основными параметрами как элемента экспрессии личности и определяют ее функции в межличностном общении.
По мнению многочисленных исследователей, экспрессия лица, мимика несут, главным образом, информацию о состояниях человека, демонстрируют отношение к другому, снабжают обратной связью, комментируют речевое поведение, являются одним из важных социальных стимулов в развитии контактов матери и ребенка, Высокая социальная значимость экспрессии лица повлияла на развитие мимического репертуара, способов его интерпретации, послужила основанием для выработки конвенциальных, мимических масок, экспрессивных способов психологической защиты. Среди всех элементов экспрессивного поведения мимика является наиболее контролируемым явлением со стороны субъекта. Как известно, данный факт был учтен П. Экманом и У. Фризеном (225) в процессе разработки концепции «о невербальной утечке информации». В рамках данной концепции проранжированы различные части тела на основе критерия — «способность к передаче информации». Лицо человека является самым мощным передатчиком информации: лицевые мышцы быстро изменяются в соответствии с состоянием человека; они могут создавать значительное число паттернов выражения; лицо является видимой частью тела, представленной наблюдателю. Поэтому люди чаще всего контролируют выражение лица и не обращают внимание на другие составляющие их экспрессивного репертуара. Попытки обмана трудно обнаружить, ориентируясь на экспрессию лица.
В различных направлениях психотерапии отмечается факт неосознанного отношения человека к экспрессии своего лица. Так, Лоуэл пишет: «Вот на лице пациента возникает усмешка и мы интересуемся, почему он усмехается. К нашему удивлению, он отвечает, что и не думал усмехаться... Оказывается, что человек, поглощенный наблюдением за реакцией на себя окружающих, часто не осознает выражения собственного лица» (109. С. 106). Такие неосознанные выражения, по мнению психотерапевтов психоаналитического направления, подобны случайным оговоркам, и на них еще много лет назад обращал внимание сам Фрейд. Кроме этого Лоуэл отмечает, что еще большее значение в психотерапии имеют те неосознанные выражения, которые словно примерзают к лицу, да настолько, что окружающие воспринимают их как часть личности, а сам человек перестает их замечать. «Словно старая привычная одежда, — пишет Лоуэл, — эти выражения до такой степени становятся частью нас самих, что мы осознаем лишь их отсутствие» (109. С. 106).
Рассматривая с этой точки зрения проблему регуляции экспрессии лица, необходимо обратить внимание на то, какую информацию субъект собирается передать или скрыть от окружающих, каковы индивидуальные различия в выборе экспрессивных масок.
Несмотря на социальный и субъективный контроль в ситуациях эмоционального напряжения, в ситуациях, имеющих личностное значение, мимика раскрывает действительное отношение к партнеру, к происходящим событиям. На основе взаимосвязи между отдельными зонами лица судят о гармоничности — дисгармоничности мимики. Как правило, гармония, целостность присущи тем экспрессивным знакам, которые соответствуют естественным переживаниям. Преднамеренное наигранное выражение лица отличается дисгармоничностью. Рассогласование мимических движений (верхней и нижней части лица — дисгармоничная «маска») свидетельствует о неискренности чувств человека, его отношений к другим людям. Такая «дисгармоническая маска» может очень точно охарактеризовать личность, отразить ее ведущие отношения к миру. Вспомните А. С. Пушкина:
Напрасно видишь тут ошибку: Рука искусства навела На мрамор этих уст улыбку, А гнев на хладный лоск чела.
Недаром лик сей двуязычен. Такой и был сей властелин: К противочувствиям привычен, В лице и в жизни арлекин.
Гармоничность экспрессии, синхронность элементов мимики — это своеобразный визуальный знак истинного отношения к другому человеку, это знак внутренней гармонии личности. Мимика, экспрессия лица неотделима от личности, она выражает не просто состояния, а состояния, переживаемые конкретным человеком. Отсюда происходят индивидуальные различия в выражении одной и той же эмоции, отношения и соответственно трудности их однозначного понимания.
Основное внимание в работах, направленных на изучение экспрессии лица, уделяется поиску экспрессивных кодов, соответствующих тем или иным эмоциональным состояниям. Благодаря усилиям огромного количества исследователей получены данные, которые говорят о существовании экспрессивных кодов состояний. Но до сих пор их диагностические и коммуникативные функции остаются предметом спора в связи с проблемой кодирования и декодирования, существующей в психологии невербального общения. Мимика является индикатором различных состояний, но связь между экспрессией лица (знаком) и его значениями (психическими состояниями человека) неустойчива, ее форма и содержание зависят от многочисленных переменных общения. «Самое простое движение, невольное дрожание губ может стать развязкой ужасной драмы, которая долго таилась в двух сердцах» (О. Бальзак).
Диапазон выражений лица, сопряженных с эмоциональными состояниями личности, колеблется в пределах общего типа, свойственного определенному социальному коллективу. Выполнение экспрессией лица индикативных функций возможно не только потому, что она обусловлена единым нервно-генетическим механизмом, но и потому, что вариабельность выражений, многозначность их смыслов ограничена социокультурными нормами общения и выражения своего Я.
Экспрессия лица, являясь важнейшим элементом внешнего Я личности, сопряжена с другими компонентами экспрессии, особенно с физиогномическими параметрами и движением, выражением глаз — взглядом человека. Идея о том, что глаза — зеркало души, пронизывает все трактаты о внешности человека, его экспрессии. К. С. Станиславский писал, что взгляд — «это прямое, непосредственное общение в чистом виде, из души — в душу...» (172. С. 307). По мнению Пауля Шильдера, высказанного в его книге «Видимая и реальная форма человеческого тела» (приводится по А. Лоу-элу. С. 106), основное внимание должно быть направлено на глаза, так как Эго личности «где-то вблизи глаз или даже в самих глазах».
Динамические (направленность взгляда, время фиксации взгляда, темп) и качественные (выражения глаз) характеристики взгляда как бы завершают мимическую картину. Порой выражение глаз сообщает об истинных переживаниях человека, в то время как хорошо контролируемые мускулы лица остаются неподвижными. По мнению многих исследователей, качественные и динамические параметры взгляда трудно поддаются контролю и регуляции, поэтому глаза — это не просто зеркало души, а именно тех ее уголков, которые человек пытается скрыть как от себя, так и от других. Практически невозможно скрыть качество взгляда, особенно тогда, когда человек переживает сильные чувства. Верно подметил писатель С. Есин: «Человек еще может скрыть горе, но радость — это свыше его сил. Она... сочится из глаз. Надо долго тренировать себя на поприще жизни, чтобы научиться ее скрывать» (53. С. 69). Естественно, что потребность в маскировке взгляда, как и мимики, развивалась в связи с их высокими диагностическими возможностями, как своеобразный защитный механизм.
Модальность состояния, переживаемого личностью, влияет на такие признаки взгляда, как: блеск — тусклость; теплота — холодность; открытость — непроницаемость; статичность — подвижность; поверхностность — глубина; сосредоточенность — рассеянность. Продолжительность, сосредоточенность, подвижность взгляда описывается обычно с помощью следующих определений: беглый, быстрый, неторопливый, длинный, короткий, долгий, мгновенный, мимолетный, стремительный. Психофизиологические особенности взгляда менее изучены в психологии экспрессивного поведения, чем его динамические характеристики. Это обусловлено тем, что психофизиологические аспекты
взгляда трудно поддаются экспериментальному изучению. Они чаще всего представлены в описательном плане (искристые глаза, потухший взгляд и т. д.) и рассматриваются как метафорические характеристики, привнесенные в исследования «наивными» наблюдателями и подчерпнутые из произведений искусства. Н. Заболоцкий в стихотворении «Портрет» пишет:
...Ее глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. ...
(Н. Заболоцкий. Стихотворения и поэмы. М.-Л., 1965. С. 129)
«Ускользающий» от традиционных методов изучения взгляд человека, тем не менее, не перестает играть одну из главных ролей в его экспрессивном репертуаре, сообщая о динамических и статических аспектах структуры личности, выполняя функции идентификации. Например, прямой взгляд — это может быть не только характеристика взгляда в данный момент общения, но и отражение устойчивого свойства личности — прямоты (прямой человек). В качестве экспрессивного стиля можно рассматривать взгляд исподлобья — это манера смотрения на других людей, которая в сочетании с настороженным выражением лица свидетельствует о недовер<