Виды деятельности выпускников и соответствующие им задачи профессиональной деятельности
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ АТТЕСТАЦИОННЫХ
ИСПЫТАНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
521000 – «ПСИХОЛОГИЯ»;
КВАЛИФИКАЦИЯ «БАКАЛАВР ПСИХОЛОГИИ»
Методические рекомендации
Ярославль
Печатается по решению
редакционно-издательского
совета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
Структура и содержание государственных аттестационных испытаний по направлению 521000 «Психология»; квалификация «Бакалавр психологии»: Методические рекомендации / Составитель: Н.Г. Рукавишникова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. 39 с.
Рецензент:
Орел В.Е., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии труда и организационной психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова.
В работе представлены методические рекомендации, определяющие требования к структуре и содержанию государственных аттестационных испытаний по направлению 521000 «Психология»; квалификация «Бакалавр психологии», а также требования к проведению государственного экзамена и защите выпускных квалификационных работ.
©Ярославский государственный
педагогический университет
им. К.Д. Ушинского, 2007
©Н.Г. Рукавишникова, 2007
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. | Общие положения | |
2. | Определение содержания государственных испытаний | |
3. | Требования к выпускнику, предъявляемые в ходе государственного экзамена | |
4. | Требования к выпускной квалификационной работе | |
5. | Приложения |
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Государственным образовательным стандартом по направлению подготовки (специальности) 521000 «Психология», утвержденным Минобразованием России 10.03.2000 г. (регистрационный № 77 гум/бак), предусмотрена государственная аттестация выпускников в виде:
а) защиты выпускной квалификационной работы бакалавра;
б) государственного экзамена в форме комплексного экзамена по психологии.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНИКУ,
Государственного экзамена
Государственный экзамен проводится в соответствии с Государственным образовательным стандартом по направлению 521000 – «Психология» с целью проверки уровня, качества общей и специальной теоретической и практической подготовленности студентов к выполнению профессиональных задач. На государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области общепрофессиональных базовых и специальных дисциплин, достаточные для работы в коллективе психологов и профессионального выполнения своих обязанностей, а также для последующего обучения в магистратуре.
Выпускной экзамен должен быть проверкой конкретных функциональных возможностей студента, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.
К государственному экзамену допускаются студенты, завершившие полный курс обучения по основной профессиональной образовательной программе и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом: (экзамены, зачеты, курсовые работы, рефераты, домашние задания, практика и пр.).
В состав государственного экзамена включены следующие дисциплины:
1.Общая психология
2. История психологии
3. Психология развития и возрастная психология
4. Психология личности
5. Психодиагностика
6. Методологические основы психологии
7. Педагогическая психология
8. Социальная психология
9. Психологическое консультирование
10. Психология семьи
11. Психология девиантного поведения
12. Клиническая психология
13. Психология труда
14. Экспериментальная психология
Государственный экзамен проводится в устной форме по билетам, каждый из которых включает два вопроса.
На подготовку к ответу студенту дается 1,5 – 2 академических часа. При подготовке к ответу ему предоставляется возможность выполнять необходимые записи, пометки по каждому вопросу на листах бумаги со штампом вуза или факультета, выдаваемых секретарем экзаменационной комиссии.
Студенту, завершившему ответ по экзаменационному билету, могут быть заданы вопросы уточняющего и дополнительного характера в пределах перечня вопросов, вынесенных на государственный экзамен.
После завершения ответа студента на все вопросы следует объявление председателем комиссии окончания опроса экзаменуемого. Члены экзаменационной комиссии проставляют в своем протоколе оценки за ответы экзаменуемого на каждый вопрос и по их совокупности. По завершению экзамена экзаменационная комиссия на закрытом заседании обсуждает характер ответов каждого студента и отмечает согласованной оценкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». В случае расхождения мнений членов экзаменационной комиссии, в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников вузов РФ, решение принимается простым большинством голосов. При равном числе голосов, голос председателя комиссии является решающим.
Итоговая оценка заносится в протокол заседания экзаменационной комиссии, сообщается студенту, проставляется в его зачетную книжку, в которой расписывается председатель и все члены экзаменационной комиссии.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ
РАБОТЕ БАКАЛАВРА
Рекомендации по проведению защиты выпускных
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ АТТЕСТАЦИОННЫХ
ИСПЫТАНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
521000 – «ПСИХОЛОГИЯ»;
КВАЛИФИКАЦИЯ «БАКАЛАВР ПСИХОЛОГИИ»
Методические рекомендации
Ярославль
Печатается по решению
редакционно-издательского
совета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
Структура и содержание государственных аттестационных испытаний по направлению 521000 «Психология»; квалификация «Бакалавр психологии»: Методические рекомендации / Составитель: Н.Г. Рукавишникова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. 39 с.
Рецензент:
Орел В.Е., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии труда и организационной психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова.
В работе представлены методические рекомендации, определяющие требования к структуре и содержанию государственных аттестационных испытаний по направлению 521000 «Психология»; квалификация «Бакалавр психологии», а также требования к проведению государственного экзамена и защите выпускных квалификационных работ.
©Ярославский государственный
педагогический университет
им. К.Д. Ушинского, 2007
©Н.Г. Рукавишникова, 2007
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. | Общие положения | |
2. | Определение содержания государственных испытаний | |
3. | Требования к выпускнику, предъявляемые в ходе государственного экзамена | |
4. | Требования к выпускной квалификационной работе | |
5. | Приложения |
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Государственным образовательным стандартом по направлению подготовки (специальности) 521000 «Психология», утвержденным Минобразованием России 10.03.2000 г. (регистрационный № 77 гум/бак), предусмотрена государственная аттестация выпускников в виде:
а) защиты выпускной квалификационной работы бакалавра;
б) государственного экзамена в форме комплексного экзамена по психологии.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ
Виды деятельности выпускников и соответствующие им задачи профессиональной деятельности
Виды деятельности выпускников определяются в соответствии с Государственным образовательным стандартом:
- диагностическая и коррекционная;
- экспертная и консультативная;
- научно-исследовательская;
- учебно-воспитательная.
Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его степени и квалификации:
- Участвовать в практической прикладной деятельности под руководством психологов с образованием третьего уровня, а также кандидатов и докторов психологических наук;
- Владеть основными методами и приемами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;
- Грамотно ставить и решать научные проблемы в соответствии с кодексом профессиональной этики психолога;
- Вести педагогическую деятельность в общеобразовательной школе и средних специальных учебных заведениях.
2.2. Квалификационные требования (профессиональные функции), необходимые для выполнения профессиональных задач
Выпускник, получивший квалификацию бакалавра психологии должен быть готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению.
Бакалавр должен выполнять следующие профессиональные функции:
1. Применение существующих психодиагностических методик для решения комплекса прикладных и исследовательских задач;
2. Составление психологических характеристик личности, группы, организации;
3. Реализация комплекса профориентационных и профадаптационных мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в социальном развитии участников образовательного процесса;
4. Участие в реализации программ по формированию здорового образа жизни;
5. Проведение психологического анализа профессиональной и учебной деятельности с целью установления норм ее психогигиены;
6. Применение основных методик коррекции, терапии, тренинга, а также иных методов активного модифицирующего воздействия на личность и группу;
7. Проведение индивидуальной консультативной работы с клиентами по существующим алгоритмам, процедурам и методикам;
8. Реализация основных практических технологий и методик профконсультационной и профориентационной работы среди населения;
9. Учебно-методическое обеспечение основных форм преподавания психологии в учреждениях среднего и среднего специального образования;
10. Проведение учебных занятий с практическими работниками, занятыми в различных сферах профессиональной деятельности и нуждающимися в психологических знаниях;
11. Реализация широкого спектра методов и методик сбора первичных экспериментальных и эмпирических данных; их первичная интерпретация;
12. Работа под руководством психолога более высокой квалификации по реализации исследований методологического и теоретического характера;
13. Подготовка аналитических обзоров по заданным темам и направлениям теоретических, экспериментальных и прикладных исследований;
14. Реализация новых информационных технологий и средств дистанционного обучения к решению психологических задач.
2.3. Соответствие профессиональных функций и требований к профессиональной подготовке выпускника
Соответствие профессиональных функций и требований к профессиональной подготовке выпускника представлено в табл. 1.
2.4. Требования к профессиональной подготовленности выпускника, необходимые для выполнения им профессиональных функций, и соответствующие виды государственных аттестационных испытаний(табл. 2).
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНИКУ,