Понимание личности в психоанализе З. Фрейда.

Фрейд считал, что ничего в психической жизни человека не происходит без причинно. Основы психической активности заложены в бессознательной сфере человека, а особенности психики формируются в раннем детстве. Структура психики совпадает со структурой личности; психика состоит из 3 - х основных блоков:

-бессознательное “ид”(совокупность бессозн. побуждений(агрессивность, сексуальность) принцип удовольствия);

-сознательного “эго”(совокупность осознаваемых познавательных и исполнительных функций психики; принцип реальности и регуляция взаимодействий между ИД и СУПЕР=ЭГО);

-сверхсознательного “супер - эго” (структура содержащая социальные нормы, установки; подразделяется на две подсистемы: совесть (способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка) и эго-идеал (поощрительный аспект суперэго, формируется из положительных оценок и ведет индивидуума к установлению у себя высоких стандартов). Суперэго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках)

Инстинкты (бессознательное):

-агрессивные, т.е. тонатические (стремление к смерти);

-поддерживающие (“эрос”) - энергия жизни - психосексуальная. Либидо- та специфическая энергия, которая связана с инстинктом жизни. Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании.

Распределение энергии - катексис - происходит в раннем детстве. Процесс катектирования - процесс перехода из одного состояния в другое; из тонатической энергии в поддерживающую и наоборот.

Развитие психики есть приспособление, адаптация к окружающей, враждебной, среде. Движущими силами психического развития служат врожденные и бессознательные влечения (чувства). Основой психического развития является эмоции и мотивы человека.

Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить, то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер - Эго. Главные механизмы защиты являются следующие:

1. Вытеснение - самый неэффективный механизм, т. к. при этом энергия вытесненного и неосуществленного мотива (желания) не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности, которое дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок.

2. Регрессия - временный переход на более ранний, примитивный уровень психического развития, как бы отступление в тот психологический период, когда человек чувствовал себя наиболее защищенным (например, детский плач у взрослого, кусание ногтей, жевание резинки или табака, вера в злых духов или добрых...).

3. Рационализация - приписывание своему поведению неправильных, но удобных, не вредящих самоуважения причин. Не осознавая реальных мотивов своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.

4. Проекция - приписывание другим те желания и чувства, которые человек испытывает сам. Если субъект, которому было приписано какое - либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно. Этот защитный механизм позволил в дальнейшем разработать так называемые проективные методы исследования личности (просьба закончить неоконченные фразы или рассказы либо составить рассказ по неопределенным сюжетным картинкам).

5.Замещение — это направление энергии влечения на более безопасный объект. Например, мужчина, влюбленный в очень красивую женщину, но предпочитающий сексуальные контакты с другой, менее красивой.

6. Реактивное образование — это более сложный защитный механизм, включающий две стадии. На первой стадии неприемлемое переживание подавляется, а на второй на его месте образуется прямо противоположное чувство. Скажем, женщина, не реализующая свою сексуальность, вполне может превратиться в мужененавистницу. Или брат, ненавидящий свою сестру, но не могущий себе в этом признаться, может воспылать к сестренке особой любовью и окружить ее всяческой опекой.

7. Сублимация, то есть перенесение нереализованной энергии в другие области - труд, творчество, спорт. Успех творческой деятельности объясняется тем, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис (очищение) человека от нее. На основе этого подхода к сублимации позднее в психологии были разработаны основы терапии искусством - арт - терапии.

8. Примитивная изоляция в частности защитное фантазирование - уход от реальности в другое психическое состояние.

9. отрицание- полный отказ от осознания неприятной информации

Дополнительно:интеллектуализация, расщепление Я ((эго) представление о ком-либо как о только хорошем или только плохом) Аутагрессия Всемогущий контроль Катарсис (очищение) Диссоциация отделение себя от своих неприятных переживаний.

Примитивная идеализация Проективная идентификация Аннулирование .

Избегание Идентификация Изоляция аффекта Компенсация Морализация Реверсия - проигрывание жизненного сценария, с переменой в нём мест объекта и субъекта Сексуализация

Либидознаяэнергия является основой развития личности, характера человека, и, соответственно закономерностей ее развития. Фрейд создал свою периодизацию.

Стадии Возрастной период Зона сосредоточения либидо Опыт, соответствующий данному уровню развития
1.Оральная 0-18 месяцев Рот (сосание, кусание, жевание) Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела
2.Анальная 1-3 лет Анус (удержание или выталкивание фекалий) Приучение к туалету (самоконтроль)
3.Фаллическая 3-6 лет Половые органы (мастурбация) Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания
4.Латентная 6-12 лет Отсутствует (сексуальное бездействие) Расширение социальных контактов со сверстниками
5.Генитальная Половое созревание Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям) Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество.

К. К. Платонов в структуре личности выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры.

Особенностями отдельных свойств этих четырех подструктур, однако, не исчерпываются индивидуальные особенности личности, поскольку на эти подструктуры накладываются еще две общие подструктуры: характери способности.

Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырёх групп, образующих 4 основные стороны личности:

1.Социально обусловленные особенности (направленность - желания, стремления,идеалы, мировоззрение, моральные качества).

2.Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).

3.Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).

4.Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.

Наши рекомендации