Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову)
Краткое название подструктуры | К данной подструктуре относятся | Соотношение биологического и социального |
Подструктура направленности | Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы; интересы | Социальный уровень (биологического почти нет) |
Подструктура опыта | Умения, знания, навыки, привычки | Соц.-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического) |
Подструктура форм отражения | Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) | Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального) |
Подструктура биологических, конституциональных свойств | Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т. п.; половые, возрастные свойства | Биологический уровень (социальное практически отсутствует) |
В западных теориях личности зримую роль играют теории З. Фрейда, К. Юнга, Э. Берна. Психодинамическая теория Фрейда, охватывающих всю жизнь человека и используемых для описания его как личности, внутренних психологических свойств индивида, в первую очередь его потребностей и мотивов. Он считал, что то, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Основная проблема психоанализа, по З. Фрейду, является проблема мотивации. В психической жизни З. Фрейд выделяеттри уровня: бессознательное, предсознательное и сознательное. Источником инстинктивного заряда, придающего мотивационную силу человеческому поведению (как в его моторных, так и в мыслительных формах), является бессознательное. Оно насыщено сексуальной энергией (Фрейд обозначает ее термином «либидо»). Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом. Структура личности понимается З. Фрейдом как состоящая из я и оно. Фрейд считает, что движущей силой развития психики является энергия бессознательного, психосексуального влечения.
Аналитическая психология К. Юнга рассматривает поведение личности во взаимоотношениях с окружающими, т. е. социальную сторону его поведения. В теории Э. Берна господствует трансакционный анализ. К фрейдистской школе относится А. Адлер, который стал основателем индивидуальной психологии, где движущей силой развития психики является комплекс неполноценности, в результате преодоления которого осуществляется развитие психики.
1.1.По Леонтьеву А.Н. личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Основные Подходы:
К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик.
Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности.
Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.
Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов.
К неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.
К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.
Динамическими называют теории, основная тема которых - преобразование, изменение в развитии личности, т.е. ее динамикой
Свой теоретический подход к психологии личности предложили представители гуманистической психологии.Основное внимание в теориях этого типа сосредоточено на описании строения и развития внутреннего опыта человека в том его виде, в каком он представлен самому человеку в самосознании и мышлении.
Наиболее известными представителями этого подхода к личности являются американские психологи А. Маслоу и К. Роджерс. Создавая свою теорию личности, Роджерс исходил из того, что каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию.
В последние годы достаточно популярной становится социально-когнитивное направление в теоретическом осмыслении проблемы личности. Его представляют, в частности, социально-когнитивная теория личности Альберта Бандуры и теория социального научения Джулиана Роттера. Предметом исследования здесь становятся не устойчивые и всеобщие характеристики личности, а характеристики ситуативные, изменчивые. В рамках этого направления основное внимание уделяется изучению податливости, изменчивости поведения и методам направленного изменения поведения. Эти теории, по существу, в наибольшей степени впитали в себя традиции бихевиоризма.
Это направление исследований личности, хотя и называется теорией социального поведения, недостаточно разработано, оно сводится к весьма простым положениям и, конечно, уязвимо для критики, поскольку при всех оговорках личность как бы «растворяется» в актуально осуществляемом поведении.
Когнитивное направление в теории личности подчеркивает влияние интеллектуальных и мыслительных процессов на поведение человека. Данное направление исходит из того, что человек по существу – это исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним.
Джордж Келли был один из основателей этого направления. Он придавал особое значение когнитивным процессам и рассматривал их как основную черту функционирования человека. Келли рассматривал личность не как пассивный организм, реагирующий на раздражение, а как ученого, делающего выводы на основе прошлого опыта и строящего предположения о будущем.
В разработанной З.Фрейдом психоаналитической теории личности самосознание человека сравнивалось с вершиной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.
Бихевиоризм – это наука о поведении. Дж. Уотсон подверг критике представления о психологии как науке, изучающей и раскрывающей структуры сознания на основе самонаблюдения. Он считал, что психология должна изучать поведение. С точки зрения бихевиоризма личность – это опыт, который человек приобретает в течение жизни, - это набор изучаемых моделей поведения.
Сторонники бихивеоризма рассматривают человеческое поведение с позиции формирования его под влиянием внешнего окружения. Они считают, что поведение человека формирует его окружение (социальная среда), а не внутренние структуры и процессы, происходящие внутри человека.
Гештальт-подход всегда рассматривает личность в связи с окружением. Контакт – это именно то средство, с помощью которого проявляется способность взаимодействия организма со средой. Соответственно, личность характеризуется прежде всего тем, как она присутствует в среде на грани контакта.
Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леон).
Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного восприятия мира, обладающий речью и способностью к трудовой деятельности (Петровск).
В структуру личности обычно включают ряд систем:
способности, мотивации, эмоции, волевые качества, характер, темперамент, социальные установки, роли и нормы, нравственныеи моральные качества. Потребность развивающейся личности в самовоспитании и самопознании, играют ключевую роль в процессах становления личности человека.
три крупных блока: блок интеллектуальных и творческих способностей, блок свойств характера и блок моральных норм и духовных ценностей.