Основные проблемы, тенденции и перспективы развития П.С.О.
Общие тенденции развития ПС:
1. Психологическая наука влечет за собой развитие и психологической практики и наоборот.
2. Обращение внимание на людей с особыми образовательными нуждами.
3. Начальная точка в развитии ПС – потребность в глобальной диагностике с целью дифференциации людей.
4. Развитие ПС идет через ряд закономерных кризисов.
5. Сегодня целью ПС является содействие психологическому здоровью клиентов.
Перспективное направление – нацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка. Напомним, что индивидуальность – это психологическая неповторимость отдельного, единичного человека, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях. Это направление реализует теоретическое положение о богатстве возможностей развития личности каждого ребенка. Здесь в центре профессионального внимания психологи – анализ психологических условий развития способностей всех и каждого.
Положение о службе практ. психол. образов. в РФ (1999)
Положение о учреждениях псих-пед и мед-соц помощи
Проблемы ПС:
1. низкая квалификация
2. проблемы распределение специалистов по территории
3. материально-техническая оснащенность
4. недостаток методических материалов
Современное состояние ПС:
1. ПС разнообразна как в госучреждениях, так и в частном, коммерческом секторе.
2. Увеличивается количество структур, готовящих психологов.
3. Сближается теория и практика.
4. Клиент стал активнее и разборчивее.
5. Участились случаи некачественной подготовки и профанации.
6. Отсутствие стандартов деятельности и сертификации, лицензирования.
7. Отсутствие общедоступной унифицированной методической базы.
Пародоксы и противоречия:
1. нет единой концепции ПС
2. психологов в школе не хватает
3. качества подготовки психологов – низкое
4. между теорией и практикой
5. несоответствие учебных планов того, что требуется на практике
6. между нормативной базой и реальным положением дела
6. Психолог как субъект образовательного процесса. Профессиональное место и статус психолога в образовательном процессе.
Практический психолог приходит в детское образовательное учреждение тоже как специалист, а не как «скорая помощь» для воспитателя или учителя и «нянька» для детей. Он равноправный член педагогического коллектива и отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно — за психическое (интеллектуальное, эмоциональное, мотивационно-потребностное, коммуникативное и др.) развитие и психологическое здоровье детей и школьников.
В своей работе психолог опирается на профессиональные знания о возрастных закономерностях и индивидуальном своеобразиипсихического развития, об истоках психической деятельности и мотивах поведения человека, о психологических условиях становления и расчета личности в онтогенезе.
Практический психолог, работая в детском саду, школе, интернате и пр., имеет дело с детьми самого разного возраста: с дошкольниками, младшими школьниками, подростками, старшеклассниками. При этом он видит возраст детей не в статике, а в динамике — на его глазах дети растут, взрослеют, переходят с одной ступени онтогенеза на другую, более сложную и содержательную. Помочь этому переходу — одна из сложнейших задач психолога. Поэтому в центре его внимания — психологическая готовность ребенка к новым поступательным возрастным этапам его жизни и как итог — к самоопределению.
Практический психолог ищет пути и условия психического развития ребенка, определяет формы, методы и содержание своей работы в зависимости от того, какими научными представлениями о развитии он руководствуется.
Практический психолог образования имеет двойное подчинение.По административной линии он, как и все члены педагогического коллектива, подчиняется директору школы (интерната, лицея, колледжа) или заведующему детским садом. По профессиональной — психологическому Центру, где работают специалисты-психологи и который не только осуществляет функции контроля за деятельностью психолога в образовательном учреждении, но и оказывает ему методическую, организационную помощь и обеспечивает сотрудничество и профессиональное общение с другими практическими психологами района, округа, города и пр.
План работы на месяц, четверть, квартал, год (в зависимости от просьбы администрации и своих собственных потребностей) психолог составляет самостоятельно, но обязательно учитывает при этом пожелания руководителей учреждения, воспитателей, учителей. План желательно согласовывать с работниками психологического Центра.
Работает психолог с детьми, воспитателями, учителями, администрацией образовательных учреждений, органами опеки и милиции, родителями детей и их родственниками и пр. При этом главное, чтобы в центре всей его работы находились интересы ребенка как формирующейся личности. Этот ориентир — интересы ребенка — нельзя терять ни в коем случае. Иначе психолог начинает работать не на ребенка, а на образовательную систему.
Первый период работы практического психолога можно условно назвать периодом адаптации: психолог должен адаптироваться к детскому учреждению и сотрудникам, а сотрудники — к психологу. Это относится и к тем случаям, когда психолог, ранее работавший в учреждении и получивший специальное психологическое образование, приходит в детский сад или школу: он все равно начинает новую деятельность.
Здесь будут уместны беседы с администрацией, воспитателями, учителями, детьми, их родителями, посещение занятий и уроков, заседаний педсоветов, родительских собраний, изучение документации и пр. Одновременно следует знакомить всех с содержанием, задачами и методами работы практического психолога. Можно подсказать, в какой форме, когда, по каким вопросам и проблемам можно к нему обращаться.
Психологу в этот период надо так организовать свою деятельность, чтобы получить всем видимый результат, вызвать интерес к себе и своей работе, желание сотрудничать. Поэтому содержательную работу лучше начинать с так называемых проблемных детей, классов, ситуаций. Причем выбирать тот возраст детей, тот круг проблем (личностных, поведенческих, учебных и пр.), в которых психолог наиболее компетентен.
Специалисту любого звена психологической службы необходимо знать и уметь все, но ни в коем случае за все сразу браться не надо, Даже если на этом настаивает администрация.
С самого начала своей деятельности психологу следует заботиться об оформлении психологического кабинета и о содержании работы в нем.