Психологические основы организации урока.
Центральным компонентом деятельности учителя является урок. Проведение урока требует серьезной психолого–педагогической подготовки учителя, понимание учителем психологических закономерностей процессов обучения и воспитания, умение использовать свои знания в осуществлении урока.
Психологический анализ урока должен включать в себя:
1) анализ деятельности учителя(пед.мастерство учителя, методы обучения, стиль обучения и отношений у учащегося, уровень творческости, контакт с классом и др.);
2) деятельность учащихсяв плане организации их познавательной деятельности на уроке.
Организация познавательной деятельности – это обеспечение оптимальных условий для активной, самостоятельной, творческой работы мышления и воображения учащегося.
Одной из центральных задач обучения является формирование понятий на уроке.
Задачи учителя в процессе формирования понятий:
1) организация деятельности учащегося по отбору существенных, инвариантных признаков;
2) учить школьников правильному обобщению;
3) развивать у учащихся конкретные представления, что препятствует формальному возникновению пустых абстракций в усвоении знаний.
При организации обучения учителю необходимо учитывать:
1) уровень умственного развитияучащегося, который характеризуется следующими особенностями:
- наличием определенного фонда знаний как необходимого условия работы мышления и воображения;
- определенной системой приемов рациональной умственной работы;
- совокупностью умений, позволяющих осуществлять активный перенос усвоенных приемов и способов на новые теоретические и практические задачи;
- развитостью качеств ума - гибкости, пытливости, критичности, логичности и др.;
- экономичностью мышления, находящего кратчайшие пути к решению мыслительных задач;
- интеллектуальной активностью и самостоятельностью, характеризующейся умением самостоятельно добывать знания, ставить и исследовать проблему, открывать закономерность.
2) сложившееся отношение к учебе: безразличное, отрицательное и положительное. Главной причиной безразличного и отрицательного отношения школьников к учению является отсутствие у них полноценно сформированных потребностей и мотивов познавательной деятельности.
3) особенности самоорганизации умственного труда. В процессе обучения происходят изменения не только в интеллектуальной сфере, но и в структуре всей его личности, что, прежде всего, выражается в способности к самоорганизации, овладении своим поведением. Сюда следует отнести умение дисциплинировать свою умственную работу, подчинять ее определенной задаче, навыки планирования, самоконтроля, самооценки и др.
20. Личностно-деятельностный подход как основа организации
образовательного процесса.
Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.
Личностный компонент личностно-деятельностного подхода. Определяя личностно-деятельностный подход как единство его личностного и деятельностного компонентов, отметим, что первый соотносится с личностным или, как в последнее время он определяется, личностно ориентированным (И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская, М.Н. Берулава, В.В. Сериков и др.) подходом. Личностный подход в широком смысле слова предполагает, что все психические процессы, свойства и состояния рассматриваются как принадлежащие конкретному человеку, что они «производны, зависят от индивидуального и общественного бытия человека и определяются его закономерностями». Личностный подход, по К.К.Платонову, это принцип личностной обусловленности всех психических явлений человека, его деятельности, его индивидуально-психологических особенностей.
Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. ученик, студент как личность. Личностный компонент личностно-деятельностного подхода предполагает, что в процессе преподавания любого учебного предмета максимально учитываются национальные, половозрастные, индивидуально-психологические, статусные особенности, обучающегося. Этот учет осуществляется через содержание и форму самих учебных заданий, через характер общения с учеником, студентом.
Существенно подчеркнуть, что в своем личностном компоненте этот подход может быть соотнесен с формируемым на основе гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса подходе, центрированном на ученике - student-centred approach.
В современных отечественных работах (И.О. Якиманская, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков) выдвигается целостная концепция личностно ориентированного обучения. Согласно этой концепции, обучение направляется на развитие личности ученика, который изначально является субъектом познания» (И.С. Якиманская), предполагая специальную организацию его учебной деятельности.