Школа Льва Семеновича Выготского
Работа Выготского "Происхождение и развитие высших психических функций", опубликованная 20-е годы 20 века явилась тем научным трудом, где были заложены идеи отечественной культурно-исторической психологии. Культурно-историческая психология Выготского касалась формирования и развития высших психических функций человека и вокруг этой темы поначалу сплотились все молодые соратники Выготского в том числе Леонтьев, Божович. Лурия под руководством Выготского провел исследование в Средней Азии, где у представителей разных национальностей изучал особенности строения высших психических функций. Леонтьев в это время под руководством Выготского провел два классических экспериментальных исследования, одно из которых было посвящено изучению формирования и развития внимания у детей, а другое касалось формирования и развития памяти у детей. Лидия Ильинична Божович в это время приступила к психологическому исследованию личности ребенка под руководством Выготского. А ставший в последствии известным ученым Михаил Григорьевич Ярошевский под руководством Выготского приступил к изучению истории психологии.
В последние годы своей жизни Выготский заинтересовался дефектологией и сформулировал ряд ценных идей, на базе которых впоследствии сложилась отечественная дефектологическая школа, но в 1939 году Выготского не стало и формально его школа уже прекратила в это время существование, хотя долгое время после этого ее представители сознательно называя себя учениками и последователями Выготского продолжали разрабатывать его идеи. Особенно твердо их придерживались Александр Романович Лурия, Лидия Ильинична Божович и Сусанна Яковлевна Рубинштейн. Что касается Алексея Николаевича Леонтьева, то он еще при жизни Выготского неожиданно покинул Москву и уехал в Харьков, где проработав несколько лет, где под его руководством была создана известная украинская школа психологии, получившая название Харьковская. Там вместе с Леонтьевым работали Петр Иванович Зинченко и Петр Яковлевич Гальперин. Перед самым началом второй мировой войны Леонтьев вернулся в Москву, уже после ухода Выготского из жизни, и это по времени совпало с репрессиями, которым был подвергнут Сергей Леонидович Рубинштейн. Он был снят со всех своих постов, которые он занимал в психологии, и его место занял Леонтьев.
Долгое время школа Выготского продолжала разрабатываться и поддерживаться в трудах его последователей и стала наиболее известной российской школой, получившей признание во всем мире. Алексей Николаевич Леонтьев, как один из известных представителей этой школы, разделяя взгляды Выготского по тем проблемам, которые Выготский обсуждал в своих фундаментальных трудах после ухода Выготского из жизни стал разрабатывать свое направление в психологии. Поначалу это была проблематика, касающаяся происхождения и развития психики, по этой теме Леонтьев подготовил и защитил докторскую диссертацию и написал известную книгу "Проблемы развития психики", которая была опубликована в 1959 году. Этой книге была присуждена высшая государственная премия, как и книге Рубинштейна "Основы общей психологии". В скором времени Леонтьев оставил и эту проблематику и приступил к разработке психологической теории деятельности, которой он посвятил всю оставшуюся жизнь. Поначалу эта теория нашла практическое применение в изучении познавательных процессов человека, а затем в последние годы жизни Леонтьева, он предложил свою теорию личности, основы которой были изложены в последней его большой работе "Деятельность. Сознание. Личность" (1975). За это время вокруг Леонтьева сложилась своя группа ученых, которые затем стали представлять его научную школу. Это, например, Юлия Борисовна Гиппенрейтер (восприятие) и целая группа сравнительно молодых ученых, которые живут и успешно трудятся в настоящее время. Среди них можно назвать Владимира Викторовича Столина (самосознание личности), Александра ГрирьевичаАсмолова (соотношение установки и деятельности, методологические проблемы психологии личности), Бориса Сергеевича Братуся (аномалии личности, отклонения в личности человека при разного рода заболеваниях) и многих других. Всех этих ученых объединила категория смысла, введенная в свое время в научный оборот Алексеем Николаевичем Леонтьевым.
Своим путем в дальнейшей разработке проблем личности после ухода Выготского из жизни пошел другой ученый Александр Романович Лурия. Поначалу он продолжал разрабатывать основы культурно-исторической психологии Выготского, а затем заинтересовался клинической или медицинской психологии, став одним из основателей новой науки - нейропсихологии. Нейропсихология - это наука, в которой изучаются связи между психическими явлениями и процессами, происходящими в нервной системе, в частности в мозге человека. В рамках нейропсихологии Александр Романович Лурия поставил и решил сложнейшую научную проблему о функциях лобных долей коры головного мозга. Затем нейропсихологические исследования, которые велись под его руководством были распространены на нейропсихологические исследования речи (этим занималась известная ученица Лурии Любовь Семеновна Цветкова). Александру Романовичу Лурия также принадлежит известное учение о трех функциональных блоках мозга, один из которых отвечает за мотивацию поведения, другой за функционирование познавательных процессов, третий за сознательную и волевую регуляцию поведения.