Механизмы и законы межличностного восприятия

Восприятие и понимание людьми друг друга, процесс формирования образа человека как личности подчиняются определенным законам. В этой сфере, определяя специфику как самого восприятия, так и скла­дывающегося в ходе его образа, действуют определенные механизмы. Рассмотрим их.

Один из механизмов восприятия и понимания людьми друг друга по­лучил название имплицитная теория личности. Такая «теория» включает в себя представление человека о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облик и поведение. Предполагается, что у каждого человека имеется не только твердое пред­ставление о том, что все эти особенности людей определенным обра­зом друг с другом связаны, но и вполне конкретные идеи, касающиеся характера имеющихся между ними связей. Каждый человек руководству­ется такой теорией, воспринимая и оценивая других людей. Имплицит­ная теория личности складывается в течение жизни в индивидуальном опыте общения человека с разными людьми и со временем становится достаточно устойчивой структурой, определяющей многое в восприя­тии и понимании данным человеком других людей. Пользуясь ею, че­ловек, например, на основе внешнего облика другого судит о его психологических свойствах, вероятных поступках, о которых пока еще ничего не знает, и заранее настраивается на определенные формы по­ведения по отношению к данному человеку.

Имплицитная теория личности формирует априорную установку человека по отношению к людям, имеющим определенные особеннос­ти внешности. Она же позволяет на основе ограниченной информа­ции о другом человеке судить о том, что ему присуще как личности. Например, если в структуру этой теории входит знание о том, что сме­лость как черта характера обычно сочетается с порядочностью, то ин­дивид, обладающий соответствующим знанием, будет автоматически считать порядочными всех смелых людей (на самом деле связь между этими чертами личности может оказаться случайной).

Механизм формирования имплицитной теории личности примерно та­ков. Встретившись с другим человеком, мы в первую очередь обраща­ем внимание на его внешность. Затем, в процессе общения с этим челове­ком, мы продолжаем наблюдать за его поведением, строить и проверять гипотезы о его личности. В конечном счете, когда мы расстаемся с дан­ным человеком, в нашей памяти от общения с ним остается своеобразное тройственное впечатление, включающее в себя сведения о внешности это­го человека, знания о его поведении и представление о его психологии. Все это связывается, ассоциируется друг с другом в нашей памяти. Да­лее мы встречаемся со многими другими людьми и в итоге общения с ними получаем аналогичные впечатления, включающие в себя те же три составляющие: внешние данные, поведение и психологические свойства. Впечатления, полученные от разных людей, накладываются друг на друга, и то, что в них оказывается одинаковым (имеются в виду состав­ляющие образа человека и связи между ними), закрепляется в памяти, а остальное со временем забывается. В итоге в бессознательной памяти формируются обобщенные образы разных людей, включающие в себя ти­пичные особенности их внешности, типичные для них формы поведения и типичные психологические свойства в их взаимосвязи друг с другом.

Если имплицитная теория личности правильная – а в ее основе могут лежать некоторые действительно существующие связи между психоло­гией, поведением и внешностью человека, – то она может способствовать быстрому формированию точного образа другого человека, причем даже в отсутствие достаточно полной информации о нем. В этом состоит положительная социально-психологическая роль данного явления. Одна­ко если имплицитная теория личности неверна (а такое также случает­ся нередко), то это может привести к построению ошибочного образа другого человека, породить неправильное отношение к нему и, как след­ствие, отрицательную ответную реакцию с его стороны. Поскольку все это обычно происходит на подсознательном уровне, то между людьми могут помимо их желания и воли возникнуть неконтролируемые и не­управляемые взаимные антипатии (неприязнь). Именно искаженная имплицитная теория личности часто является причиной разного рода расовых, национальных, социальных, религиозных и других предубеж­дений и предрассудков.

Конкретный механизм влияния имплицитной теории личности на вос­приятие и оценку людьми друг друга является следующим. Встречая не­знакомого человека, мы невольно обращаем внимание на его внешность и сравниваем его с теми людьми, с которыми раньше нам уже приходи­лось общаться (образы которых запечатлены в имплицитной теории личности). Обнаружив внешнее сходство незнакомого человека с кем-либо из знакомых людей, мы переносим на данного человека обобщенный об­раз, извлеченный из нашей собственной памяти. Другими словами, при­меняя к данному индивиду нашу имплицитную теорию личности, мы приписываем ему те психологические свойства, которые уже вошли в на­шу имплицитную теорию личности, и, соответственно, ожидаем от этого человека того же самого поведения, которое уже запечатлено в обобщен­ном образе личности, хранящемся в имплицитной теории личности.

Влияние имплицитной теории личности на правильность восприя­тия и понимания людьми друг друга, а также на их взаимоотношения двойственное. Если имплицитная теория личности верна, то облада­ющий ею человек имеет возможность быстро и правильно оценивать других людей, строить их гипотетически верные образы, причем делает информация. Если же имплицитная теория личности невер­на, то человек может совершать серьезные ошибки при восприятии и оценке других людей, приписывая им совсем не те психологические свойства, которые есть у них на самом деле. Это, например, часто бы­вает в тех случаях, когда человек имеет ограниченный и односторон­ний опыт общения с людьми, в результате которого у него складыва­ется неправильная имплицитная теория личности.

Следующим механизмом, который влияет на правильность воспри­ятия и понимания людьми друг друга, является эффект первичности.Суть его состоит в том, что первое впечатление о человеке, первая по порядку информация, полученная о нем воспринимающим лицом, спо­собна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на фор­мирование его образа, чем та информация, которая получена позднее. Если, например, первое впечатление о другом человеке в силу сложив­шихся обстоятельств оказалось положительным, то на его основе в даль­нейшем формируется положительный образ данного человека, который становится своеобразным фильтром, пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию о воспринимаемом человеке, кото­рая согласуется с первым впечатлением о нем (здесь, по-видимому, сра­батывают законы когнитивного диссонанса). Если, напротив, первое впечатление о человеке почему-то оказалось отрицательным, то в со­знание воспринимающего попадает лишь та информация о нем, которая является по преимуществу отрицательной.

С эффектом первичности в области межличностного восприятия конкурирует противоположный ему эффект новизны.Он касается преимущественного влияния на складывающийся образ человека не первого, а последнего из впечатлений о нем. Согласно данному эффек­ту информация, которая в памяти отложилась последней по порядку, способна сильнее влиять на последующие восприятие и оценку чело­века, чем предыдущая. Над последними по порядку сведениями о дру­гом человеке индивид может поразмышлять, спокойно обдумать и взве­сить их. Они как бы заменяют, вытесняют на время из памяти то, что раньше было известно об этом человеке, и в текущий момент времени выходят на первый план.

Важную роль в восприятии и понимании людьми друг друга играет еще один механизм, который получил название «эффект ореола».Этот механизм проявляется в том, что уже сложившееся впечатление о чело­веке (уже существующий его образ) оказывает определенное влияние на последующее восприятие и оценку данного человека. Под воздействием эффекта ореола воспринимающий человек видит в основном только то что соответствует уже сложившемуся образу воспринимаемого челове­ка, и не замечает того, что ему противоречит. Благодаря эффекту орео­ла в сознание человека попадает односторонняя информация о воспри­нимаемом человеке, поддерживающая и укрепляющая имеющийся образ.

Много внимания в исследованиях восприятия людьми друг друга было уделено выяснению того, каков сам по себе процесс межличност­ного восприятия, на что в первую очередь обращает внимание воспри­нимающий, давая оценку воспринимаемому, в какой последователь­ности он «считывает» информацию о нем.

Оказалось, что при восприятии нового для себя человека мы глав­ное внимание обращаем на такие особенности его внешности, которые являются наиболее информативными с точки зрения построения об­раза воспринимаемого человека. Это, прежде всего, выражение лица и движения рук. В лице человека наше внимание в первую очередь привлекают глаза и губы, а в руках – пальцы. Они, по-видимому, и не­сут в себе наибольшую информацию о психологии воспринимаемого человека и его состоянии в данный момент времени.

Вначале обычно оценивается общее отношение воспринимаемого человека к воспринимающему, затем строится и проверяется гипотеза о личности человека, и, если она подтверждается, из долговременной памяти извлекается необходимая информация о том, как целесообраз­но вести себя по отношению к данному человеку.

Психологи, кроме того, пытались выяснить, какие из состояний вос­принимаемого человека оцениваются воспринимающим лучше и в ка­кой последовательности. Вот результаты одного из подобных экспе­риментов.

Для определения характера воспринимаемых эмоциональных состояний использовались отрывки из литературных произведений. Они выражали три группы эмоциональных состояний говорящего: положительное, без­различное и отрицательное. Оказалось, что довольно часто, от 30 до 50% случаев, люди совершают ошибки в точном определении эмоционально­го состояния говорящего. Правильнее других, как выяснилось, оценива­ются положительные, а хуже всех – отрицательные эмоциональные со­стояния (более 50% ошибок). Из числа положительных эмоциональных состояний правильнее других воспринимается и оценивается радость, нес­колько хуже – восхищение. В группе индифферентных (безразличных) эмоциональных состояний точнее других идентифицировалось состояние удивления, несколько хуже – безразличия. Среди отрицательных эмоций одинаково плохо воспринимались обида, тоска и гнев. Были обнаружены также существенные межиндивидуальные различия в правильности опре­деления отдельных видов эмоциональных состояний человека. Эти разли­чия, как выяснилось, связаны с культурой, национальностью, профессией и некоторыми другими факторами. Они также касались возраста и пола человека, его психологического состояния в момент восприятия.

Кроме индивидуальных различий, определяемых названными при­чинами, существуют типы восприятия и понимания человека челове­ком. Среди них выделяются следующие.

1. Аналитический. В данном случае каждый информативный элемент внешности человека, например его руки, глаза, форма губ, подбо­родка, цвет и форма волос и т. п., связывается с наличием опреде­ленной личностной черты. О психологических особенностях чело­века судят на основе предварительного разложения его внешности на элементы (т. е. анализа внешнего облика), а далее по этим осо­бенностям судят об отдельных, присущих ему качествах личности. Данный тип восприятия свойствен художникам и врачам, которым по роду своей профессии нередко приходится заниматься изучени­ем внешнего облика человека (художникам для его воссоздания на полотне, а врачам с целью более точной медицинской диагностики).

2. Эмоциональный. Здесь человеку приписываются те или иные каче­ства личности на основе эмоционального отношения к нему, при­чем оценка воспринимаемого определяется рассмотренными ранее механизмами эффектов ореола, первичности и новизны. Такой тип межличностного восприятия нередко встречается у детей, особенно у подростков, а также у лиц женского пола, эмоционально возбуди­мых лиц и у части людей с образным типом памяти и мышления.

3. Перцептивно-ассоциативный. Он характеризуется использовани­ем суждений по аналогии при восприятии человека. Признаки его внешнего облика и поведенческие реакции вызывают в памяти воспринимающего образ другого человека, внешне чем-то похо­жего на воспринимаемого. Благодаря имплицитной теории лич­ности гипотетически достраивается и формируется образ воспри­нимаемого, и ему приписываются те черты, которые характерны для имплицитной теории личности воспринимающего человека. Этот тип межличностного восприятия нередко можно встретить, например, у людей пожилого возраста, у тех, кто располагает до­статочно большим и богатым профессиональным и жизненным опытом общения с разными людьми, или у актеров, которым часто приходится воспроизводить психологию и поведение различных людей. Аналогичным образом, воспринимая и оценивая других людей, действуют те, кому нередко приходится оценивать дру­гого человека как личность в условиях дефицита информации и времени: педагоги, врачи, руководители.

4. Социально-ассоциативный. В этом случае восприятие и оценка осуществляются на основе сложившихся социальных стереоти­пов, то есть на базе отнесения воспринимаемого лица к определен­ному социальному типу. В итоге воспринимаемому человеку приписываются качества того типа людей, к которому он был отнесен. Как базовые социальные типы в данном случае могут выступить люди разных профессий, социального положения, мировоззрения и т. п. Этот тип восприятия свойствен, например, руководителям и политикам, философам и социологам.

Для того чтобы правильно воспринять и оценить человека, необхо­димо внимательно наблюдать за его поведением в тех ситуациях, где он более всего и разностороннее всего раскрывает себя как личность. Эти ситуации должны отвечать следующим основным требованиям:

• быть такими, в которых поведение человека направлено на до­стижение целей, соответствующих его наиболее важным жизнен­ным мотивам и потребностям;

• быть связанными с преодолением препятствий на пути достиже­ния желаемой цели. Среди этих препятствий должны, помимо прочего, находиться люди, чьи интересы не полностью совпада­ют с интересами данного человека;

• соответствующие ситуации должны включать в себя три основ­ные сферы человеческой деятельности: учение, общение и труд, поскольку в каждой из них проявляются существенные и разные стороны личности;

• наблюдения за человеком с целью его оценки как личности долж­ны проводиться по определенному плану. Для того чтобы полу­чить необходимые для обобщения сведения о личности человека, желательно в общении с ним и в процессе наблюдения за ним об­ратить особое внимание на то, что он говорит, как говорит, каким образом реагирует на действия и поступки других людей;

• если это возможно, то нужно воспользоваться суждениями и мне­ниями других людей о воспринимаемом человеке, так как любое отдельно взятое мнение всегда в той или иной степени субъектив­но и односторонне. Мы не в состоянии постоянно находиться рядом с другим человеком и непрерывно наблюдать за его поведением.

Чаще всего мы встречаемся с человеком эпизодически, наблюдаем его в ограниченном круге социальных ситуаций, например в шко­ле, в семье, в кругу друзей, на отдыхе и т. д. Следовательно, мы в состоянии правильно воспринять и оценить в человеке только те черты, которые в этих условиях раскрываются достаточно полно. Остальное мы можем не знать просто по той причине, что не име­ли возможности вести наблюдение за данным человеком в иных социальных условиях. Такую возможность могли получить окру­жающие люди, поэтому их мнение в данном случае может служить хорошим дополнением к нашему собственному восприятию. Есть некоторые факторы, которые, напротив, мешают правильно вос­принимать и оценивать людей. Основные из них следующие.

1. Неумение различать ситуации общения по таким признакам, как цели и задачи общения людей в данный момент, их намерения и мо­тивы, формы поведения, подходящие для достижения поставлен­ных целей, состояние дел и самочувствие людей в момент наблю­дения за ними.

2. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался про­цесс восприятия и оценивания им другого человека. Такие уста­новки обычно проявляются в суждениях типа «Что тут смотреть и оценивать? Я и так знаю...».

3. Наличие уже сформированных социальных стереотипов (предубе­ждений и предрассудков), в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории человеком, кото­рый их оценивает, и у него формируется установка, направляющая внимание на поиск признаков, подтверждающих его стереотипы (предубеждения, предрассудки).

4. Стремление делать преждевременные заключения о личности оцени­ваемого человека еще до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, к примеру, почти все­гда имеют «готовое» суждение о человеке, которое у них формирует­ся сразу же после того, как они впервые его повстречали или увидели.

5. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей в оценках других людей как личностей, стремление полагать­ся только на собственное впечатление о человеке и отстаивать его.

6. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходя­щих со временем. Имеется в виду тот случай, когда однажды вы­сказанные суждения и мнения о человеке уже не меняются, несмотря на то что со временем накапливается новая информация о нем.

Большое значение для глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет широко исследованное в социальной психологии явление каузальной атрибу­ции. Здесь мы выделим следующее: процессы каузаль­ной атрибуции подчиняются ряду закономерностей, которые оказы­вают влияние на понимание людьми друг друга.

1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблю­даемое явление, предшествуя ему или проявляясь с ним одновре­менно, обычно рассматриваются как его возможные причины.

2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-либо уникальное событие, то мы склонны именно это событие считать основной причиной совершенного по­ступка.

3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятных возможностей для их ин­терпретации, и человек, предлагающий свое объяснение, волен вы­бирать устраивающий лично его вариант. На практике такой выбор нередко определяется отношением оценивающего человека к тому, чей поступок подлежит объяснению.

В заключение выделим некоторые законы межличностного воспри­ятия, то есть такие законы, в соответствии с которыми обычно строит­ся образ человека как личности.

1. Зависимость образа человека от особенностей ситуации, в кото­рой происходит его восприятие.

2. Зависимость образа человека от психологических особенностей воспринимающего лица.

3. Зависимость образа человека от его собственного психологичес­кого состояния в момент восприятия.

Восприятие и оценка человека также зависят от его социальной уста­новки. Это особенно характерно для рассогласованных социальных установок – таких, отдельные компоненты которых не соответствуют друг другу. Типичные варианты рассогласованной социальной уста­новки следующие:

• между собой расходятся эмоциональный и когнитивный компо­ненты социальной установки;

• не соответствуют друг другу эмоциональный и поведенческий компоненты социальной установки;

• имеются противоречия между когнитивным и поведенческим ком­понентами социальной установки.

В каждом из этих случаев существующая социальная установка бу­дет по-разному влиять на восприятие человека человеком. В первом случае человек под влиянием определенного эмоционального отноше­ния к другому человеку, скорее всего, будет игнорировать информацию, которая этому отношению не соответствует, и в его межличност­ном поведении эмоции будут преобладать над разумом. Во втором случае человек будет переживать конфликт между своим эмоциональ­ным отношением и реальным поведением. Внешне этот конфликт мо­жет проявляться в том, что поведение этого человека и отношение его к другому человеку будут непоследовательными: в одних случаях по­ложительными, в других – отрицательными, нередко – рассогласо­ванными. Третья ситуация никакого особого конфликта, скорее всего, не вызовет. Поведение человека в этом случае будет определяться его знаниями и эмоциональным отношением к воспринимаемому челове­ку и, соответственно, меняться по мере изменения знаний и характера эмоциональных отношений к данному человеку.

Контрольные вопросы

1. В чем суть понятия «социальная перцепция»?

2. Что понимают в социальной психологии под восприятием чело­века человеком?

3. От чего зависят восприятие и оценка человека человеком?

4. Что представляет собой процесс формирования образа человека как личности?

5. Что представляет собой статистический подход к пониманию меж­личностного восприятия?

6. Каковы основные положения теории межличностного восприя­тия С. Аша?

7. В чем суть интерактивного подхода к пониманию и объяснению межличностного восприятия?

8. Что утверждается в трансактной теории межличностного воспри­ятия?

9. Что такое имплицитная теория личности?

10. Каким образом действует имплицитная теория личности на вос­приятие и понимание людьми друг друга?

11. Что такое эффект первичности, и как он воздействует на образ другого человека?

12. Что представляет собой эффект новизны?

13. Что называют эффектом ореола, как он воздействует на восприя­тие и понимание людьми друг друга?

14. Что такое тип межличностного восприятия, и какие типы выде­ляют в социальной психологии?

15. Что представляют собой основные законы межличностного вос­приятия?

16. Каким образом влияют социальные установки на восприятие и оценку людьми друг друга?

Литература

1. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. – М.: МГУ, 1983. – С. 52-64.

2. Андреева Г. М. Психология социального познания. – М, 2000. – С. 41-99.

3. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 2006. – С. 116-136.

4. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. – СПб., 2004. – С. 79-149.

5. Битянова Н. Р. Социальная психология. – М., 2001. – С. 131-170.

6. БодалевА. А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982.

7. Глейтман Г., ФридлундА., РайсбергД. Основы психологии. – СПб., 2001. – С. 503-556.

8. Жуков Ю. М. Проблемы измерения точности межличностного восприятия // Вестник Московского университета. Психоло­гия, 1987.-№ 1.

9. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. – Самара, 2000. – С. 89-165.

10. Келли Г. Процесс социальной атрибуции // Современная зару­бежная социальная психология. Тексты. – М., 1984.

11. Кукосян О. Г. Профессия и познание людей. – Ростов-на-Дону, 1981.

12. Лабунская В. А. Психология затрудненного общения: Теория. Ме­тоды. Диагностика. – М., 2001.

13. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов-на-Дону, 1999. – С. 9-107.

14. Соловьева О. В. Обратная связь в межличностном общении. – М., 1992.

15. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. – СПб., 1999. – С. 15-53.

Наши рекомендации