Раздел 3. Психология личности
Глава 13. Введение в психологию личности .........
Общее представление о личности ........
История исследований личности .........
Современные теории личности .........
Формирование и развитие личности .......
Проблема устойчивости личности ........
Глава 14. Способности ................
Понятие о способностях ...........
Способности, задатки и индивидуальные различия людей
Природа человеческих способностей .......
Развитие способностей ............
Глава 15. Темперамент ...............
Типы темпераментов .............
Свойства темперамента ...........
Темперамент и индивидуальный стиль деятельности . .
Темперамент и личность ............
Глава 16. Характер .................
Определение характера ............
Типология характеров ............
Формирование характера ...........
Личность и характер человека .........
Глава17.Воля
Понятие о воле
Теории воли
Волевая регуляция поведения ..........
Развитие воли у человека ...........
Глава 18.Эмоции .................
Виды и роль эмоций в жизни человека .......
Психологические теории эмоций . ........
Эмоции и личность .............
Глава 19. Мотиивация ...............
Мотив и мотивация .............
Патологические теории мотивации ........
Мотивация и деятельность ...........
Мотивация и личность
Раздел 4. Псхология человеческих взаимоотношений .....
Глава 20. Общение .................
Понятие и виды общения ...........
Роль общения в психическом развитии человека . . .
Техника и приемы общения ..........
Развитие общения .............
Глава 21.Малая группа и коллектив ...........
Понятия малой группы и коллектива .......
Феноменология малых групп ..........
Межличностные отношения в группах и коллективах .......
Эффективность групповой деятельности .............
Глава 22. Личность в группе ........................
Положительное воздействие общности на индивида .......
Отрицательное влияние группы на личность ...........
Восприятие и понимание людьми друг друга ..........
Самочувствие личности в группе ...............
Глава 23. Интимные межличностные отношения ..............
Дружба ............................
Любовь ............................
Вражда ...........................
Одиночество .........................
Глава 24. Краткий исторический очерк развития психологии .........
Возникновение психологических знаний ............
Развитие психологии с эпохи Возрождения до серединыXIX в.
Преобразование психологических знаний с середины XIX в.
до второй половины XX в. ......................
Становление и современное состояние психологии
в нашей стране .............................
Словарь основных психологических понятий ...............
[1] В словаре второй книги наиболее трудные психологические понятия повторяются для их лучшего усвоения, а также для устранения необходимости повторного обращения читателя к первой книге с целью припоминания содержания того или иного понятия.
[2] В последней, 24-й главе первой книги учебника дается краткий исторический очерк развития психологии, который мы сознательно не представляем в начале курса из-за недостаточности знаний у начинающих изучать психологическую науку.
[3] Понятия, приведенные в правой части таблицы, заимствованы из двух психологических словарей, опубликованных за последние годы на русском языке: Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др.— М., 1983; Психологический словарь. 2-е изд., доп. и испр. / Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского.— М., 1990.
[4] Этот недостаток относится ко всем методам исследования, основанным на самоконтроле, т. е. связанным с использованием речевых и поведенческих сознательно контролируемых реакций.
[5] Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения // История зарубежной психологии: 30 — 60-е годы XX века. Тексты.— М., 1986.
[6] В этой главе автор опирается на данные и пользуется несколько видоизмененными рисунками, имеющимися в двух книгах: Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др.— М., 1983. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение.— М., 1988.
[7] Соколов Е. Н. Рефлекторные механизмы действия раздражителя на анализаторы // Хрестоматия по ощущению и восприятию.— М., 1975.— С. 36.
[8] Там же.— С. 37.
[9] Соколов Е. Н. Рефлекторные механизмы действия раздражителя на анализаторы//Хрестоматия по ощущению и восприятию.—М., 1975.
[10] Там же.— С. 40. 36
[11] Бернштейн Н. А. Природа навыка и тренировки // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти.— М., 1979.— С. 82.
[12] Там же.С.38
[13] Хохберг Дж. Единицы мозговой активности, клеточные ансамбли и рецептивные поля // Хрестоматия по ощущению и восприятию.— М., 1975.— С. 45.
[14] См.: Николаенко Н. Н., Черниговская Т. В. Опознание сложных цветовых образов и функциональная асимметрия мозга//Вопросы психологии.—1989.—№ 1.
[15] Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию.— М., 1976.— С. 141—142.
[16] Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека: В 3-х т.— Т. 3. Эволюция человека. Генетика поведения. Практические аспекты.— М., 1990.— С. 27.
[17] Равич-Щербо И. В. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов // Психология индивидуальных различий. Тексты.— М., 1982.— С. 107.
.
[18] Там же.— С. 119
[19] Фромм Э. Бегство от свободы.— М., 1990.— С. 28.
[20] Опыты описаны по следующим публикациям: Вудвортс Р. Решение проблем животными Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления.—М., 1981;
Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян.— Там же.
[21] Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. Преджизнь. Жизнь. Мысль. Сверхжизнь.— М., 1987.— С. 60.
[22] Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции.—• М., 1991.—С. 25.
[23] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.—Т. II.— М., 1989.—
С. 15.
[24] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.—Т. II.—М., 1989.—С. 29.
[25] Гершуни Г. В., Соколов Е. Н. Объективные изменения чувствительности и субсенсорная ее область // Хрестоматия по ощущению и восприятию.— М., 1975.— С. 227.
[26] Кимбл Дж., Джармези Н. Обнаружение пороговых сигналов и принятие решения // Хрестоматия по ощущению и восприятию.— М., 1975.— С. 223.
[27] Ярбус А. Л. Движения глаз при восприятии сложных объектов // Хрестоматия по ощущению и восприятию.—М., 1975.
[28] См.: Самойлов А. Ф. И. М. Сеченов и его мысли о роли мышцы в нашем познании природы // Хрестоматия по ощущению и восприятию.— М., 1975.
[29] Бом Д. Роль инвариантов в восприятии // Хрестоматия по ощущению и восприятию.—М., 1975.—С. 174.
[30] Бом Д. Роль инвариантов в восприятии//Хрестоматия по ощущению и восприятию.-М.,1975.-С.177-178.
[31] См.: Титченер Э. Внимание // Хрестоматия по вниманию.— М., 1976.
[32] См.: Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию.—М., 1976.
[33] Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию.— М., 1976.
С. 71-79
[34] Узнадзе Д. Н. Установка у человека // Хрестоматия по вниманию.— М., 1976.— С. 266.
[35] См.: Гальперин П. Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию.— М., 1976.
[36] Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию.—М., 1976.—С. 186.
[37] Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. // Хрестоматия по вниманию.— М., 1976.— С. 205.
[38] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.— Т. I.— М., 1989.—
С. 302
[39] См.: Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти.— М., 1979.
[40] Там же.
[41] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.— Т. I.— М., 1989.
С. 318
[42] Фрейд 3. Забывание иностранных слов // Хрестоматия по общей психологии:
Психология памяти.— М., 1979.
[43] Зейгарник Б. В. Воспроизведение незавершенных и завершенных действий // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти.— М., 1979
[44] Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти.—М., 1979.—С. 161.
[45] Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти.— М., 1979.—С. 166.
[46] Там же.— с. 167.
[47] Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления.—М., 1981.—С. 37.
[48] Теплое Б. М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии:
Психология мышления.—М., 1981.—С. 147.
[49] Рубинштейн С. Л. О природе мышления и его составе//Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.—М., 1981.— С. 73.
[50] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.—Т. 1.—М., 1989. С. 369—370.
[51] Тихомиров О. К. Психология мышления.— М., 1984.— С. 98.
[52] Блейлер Э. Аутистическое мышление//Хрестоматия по общей психологии: М., 1981.—С. 113. Психология мышления. 238
[53] Блейлер Э. Аутистическое мышление // Хрестоматия по общей психологии:
Психология мышления.—М., 1981.—С. 122.
[54] Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.—М., 1981.—С. 98.
[55] Там же.— С. 107.
[56] Линдсей Г.. Халл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.—М., 1981.
[57] Данные по книге: Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. М., 1989.
[58] Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.—М, 1981.—С. 47.
[59] Более подробно теории развития детского интеллекта, включая концепцию Пиаже, рассматриваются во втором томе учебника.
[60] Гальперин П. Я. Формирование умственных действий//Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.—М., 1981.
[61] См.: Гальперин П. Я. Формирование умственных действий//Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.—М., 1981.
[62] См.: Выготский Л. С., Сахаров Л. С. Исследование образования понятий: Методика двойной стимуляции // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.—М., 1981.
[63] Электромиограмма — техническая запись движений голосовых связок.
[64] См.: Соколов А. Н. Психофизиологическое исследование внутренней речи// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.—М., 1981.
[65] Мейли Р. Факторный анализ личности//Психология индивидуальных различий: Тексты.— М., 1982.
[66] Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты,— М„ 1982.— С. 110.
[67] Там же.
[68] Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал.— 1987.—Т. 8.—№ 4.
[69] Теплов Б. М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.—М., 1981.—С. 32.
[70] Там же.— С. 33.
[71] Анастази А. Дифференциальная психология // Психология индивидуальных различий: Тексты.— М., 1982.— С. 9.
[72] Русалов В. М. Дифференциальная психология: Основные достижения и перспективы изучения индивидуальности человека // Психологический журнал.— 1988.— Т. 1.— № 2.
[73] Теплов Б. М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности и их определение // Психология индивидуальных различий- Тексты — М 1982.—С. 25.
[74] Равич-Щербо И. В. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов // Психология индивидуальных различий: Тексты.— М., 1982.— С. 110.
[75] Там же.
[76] Кант И. О темпераменте // Психология индивидуальных различий: Тексты.— М., 1982.—С. 149.
[77] Кант называл ощущениями то, что в современной психологии чаще называется чувствами.
[78] Русалов В. М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека// Психологический журнал.— 1989.—Т. 10.—№ 1.—С. 12.
[79] Русалов В. М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека//Психологический журнал.— 1989.—Т. 10.—№ 1.
[80] См.: Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий: Тексты.—М., 1982.
[81] Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий.—М:, 1982.—С. 238—349.
[82] Кречмер Э. Строение тела и характера//Психология индивидуальных различий.— М., 1982.— С. 290.
[83] Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий: Тексты.— М., 1982.— С. 290.
[84] См.: Фромм Э. Характер и социальный прогресс // Психология личности: Тексты.—М., 1982.
[85] Там же.— С. 49.
[86]
[87] Фромм Э Бегство от свободы.-М., 1990.-С. 124-125
[88] Там же.-С. 155.
[89] Фромм Э. бегство от свободы.— М., 1990.— С. 168.
[90] См.: Юнг К. Психологические типы // Психология индивидуальных различий. М., 1982.
[91] Там же.- С. 200.
[92] Понятия операционализации и верификации появились впервые в начале нашего века как общеметодологические требования к использованию научных терминов. Операционализируемыми и верифицируемыми называются такие понятия, в которых отражены явления, чье действительное существование можно установить экспериментальным путем и измерить (оценить и выразить в количественных показателях).
[93] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.—М., 1989.—Т. II.— С. 187.
[94] Джемс У. Научные основы психологии.— СПб., 1902.— С. 363.
[95] См.: Калин В. К. На путях построения теории воли//Психологический журнал.—Т. 10.— 1989.—№ 2.
[96] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.— М., 1989.— Т. II.—187.
[97] См.: Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций:Тексты.—.М. 1984.
[98] Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Там же.— С. 14.
[99] Анохин П. К.. Эмоции // Психология эмоций: Тексты.— М., 1984.— С. 173.
[100] Вилюнас В. К..- Основные проблемы психологической теории эмоции // Психология эмоций.— С. 9.
[101] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.—М., 1989.—Т. II.— С. 176.
[102] Вундт В. Психология душевных волнений//Психология эмоций: Тексты.-М., 1984.— С. 49—50.
[103] О физиологических аспектах теорий Джемса — Ланге и Кеннона — Барда более подробно см. гл. 2, § 3.
[104] Крюеер Ф. Сущность эмоциональных переживаний // Психология эмоций: Тексты.—М., 1984.—С. 108.
[105] Здесь и далее приводятся цитаты из работы Б. Спинозы «О происхождении и природе аффектов» (Психология эмоций: Тексты.—М., 1984.—С. 36—39).
[106] См.: Франкл В. Человек в поисках смысла.— М., 1990.— С. 247.
[107] Теология- совокупность религиозных доктрин о сущности бога и божественных
[108] Хекхаузен X. Мотивация и деятельность.— М., 1986.— С. 322.
[109] Цит. по: Хекхаузен X. Мотивация и деятельность.— М., 1986.— С. 338.
[110] См.: Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции.—М., 1991.—С. 7—50.
[111] Франкл В. Человек в поисках смысла.—М., 1990.—С. 200—201.
[112] Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990—С. 200—201.
[113] В дальнейшем для сокращения мы будем говорить только о выборах, хотя все сказанное относится и к ответам на остальные три вопроса.
[114] См.: Борисова А. А. Восприятие эмоционального состояния человека по интонационному рисунку речи //Вопросы психологии.— 1989.—№ 1.
[115] См. «Словарь русского языка» С. И. Ожегова.
[116] Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви.— М., 1990.—С. 40 510
[117] Фромм Э. Искусство любить. .—С. 76.
[118] Фромм Э. Искусство любить...—С. 114—115. Там же.— С. 18.
[119] Там же.— С. 18.
[120] Фромм Э. Искусство любить...— С. 19.
[121] См., например, описание человеческих страстей и порождаемой ими вражды людей в произведениях Шекспира. Они, как две капли воды, похожи на страсти и отношения современных людей. Попытки насильственно, революционным путем изменить все это в истории человечества неизменно кончались крахом. Таковы были итоги Французской буржуазной революции конца XVIII в., точно так же бесславно завершилась в наши дни Октябрьская социалистическая революция в России 1917 г. Основная психологическая причина неудачи этих революций заключалась в том, что изменить природу человека мерами принуждения в принципе невозможно не только за год или два, но и за три четверти века. Острота социальных, межнациональных, межпартийных и межличностных конфликтов, свидетелями которых мы явились в начале 90-х годов XX в. в нашей стране, демонстрирует не меньше вражды, чем семьдесят, сто, двести и более лет назад.
[122] См.: Аристотель. О душе//Соч.: В 4 т.—М., 1976.—Т. 1.
[123] Уотсон Д. Б. Бихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса: начало 10-х—середина 30-х годов XX в.—М., 1980.—С. 35—36.
[124] Толмен Э. Поведение как молярный феномен//Хрестоматия по истории психологии.— С. 54.
[125] Вертгеймер М. О. О гештальттеории//Хрестоматия по истории психологии.- С. 86 534
[126] Дильтей В. Понимающая психология//Хрестоматия по истории психологии.— С. 261.
[127] Найсер У. Что такое когнитивная психология? // История зарубежной психологии: 30—60-е годы: Тексты.—М., 1986.—С. 116.
[128] См.: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.—М., 1989.