Тема 1. Возникновение психологических знаний.

1. Понимание душевных явлений в работах древних философов.

2. Анимизм в учении о душе.

3. Взаимосвязь души и тела в представлениях древних.

4. Материалистическое и идеалистическое понимание души.

Т е м а 2. Развитие психологии с эпохи Возрождения до серединыXIX в.

1. Успехи механики и ее воздействие на науки о поведении.

2. Учение Р. Декарта о рефлексе.

3. Дуализм души и тела как доктрина новой психологии.

4. Эмпиризм и сенсуализм. Возникновение психологии как учения о внутреннем опыте.

5. Становление и развитие ассоциативной психологии.

6. Работа И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» и ее значение для дальнейшего развития психологии.

Тема 3. Преобразование психологических знаний с середины XIX в. до второй половины XX в.

1. Успехи естествознания в XIX в.

2. Теория эволюции Ч. Дарвина и ее влияние на психологию.

3. Выделение психологии в самостоятельную науку.

4. Развитие экспериментальной интроспективной психологии В. Вундта в последней трети XIX в.

5. Кризис в психологии, его причины и сущность.

6. Возникновение новых направлений в психологии начала XX в.: бихевиоризма, фрейдизма, гештальтпсихологии и ряда других.

7. Современные направления исследований в психологии.

Тема 4. Становление и современное состояние психологии в нашей стране.

1. Развитие отечественной психологической мысли в XIX в.

2. Попытки преобразования психологии после Октябрьской социалистической революции.

3. Основные направления, школы и достижения психологической мысли до конца 70-х годов XX в.

4. Начало перестройки психологической науки и ее современное состояние в стране.

Темы для рефератов

1. Истоки научных психологических знаний.

2. Основные этапы развития психологии до середины XIX в.

3. Становление психологии как самостоятельной науки во второй половине XIX в.

4. Развитие психологии в первой половине XX в.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Современные направления психологических исследований в мире.

2. Основные тенденции развития психологической науки в настоящее время.

ЛИТЕРАТУРА

I

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций.— М., 1988. (Представления древних философов о душе. Психология сознания: 20—33.)

Ждан А. Н. История психологии: От античности до наших дней.—

М., 1990. (Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие до периода открытого кризиса: 180—236. Кризис в психологии: 237—239. Бихевиоризм: 239—252. Гештальтпсихология: 252—265. Глубинная психология: 265—292. Французская социологическая школа: 292—295. Описательная психология: 295—301. Современное состояние и тенденции развития психологии: 301—365.)

Ярошевский М. Г. История психологии.— М., 1985. (Программы построения психологии как опытной науки: 219—245. Развитие отраслей психологии в конце XIX — начале XX в.: 246—386. Психология в 30—40-х годах XX в.: 386—428. Исторический путь психологии и логика ее развития: 529—555.)

Ярошевский М. Г., Анциферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной ПСИХОЛОГИИ.— М., 1974. (Развитие психологии до ее выделения в самостоятельную науку: 23—204. Бихевиоризм: 232—249. Психоанализ: 250—257.)

II

Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т.—Т. 2.—М., 1982. (Исторический смысл психологического кризиса: 291—436.)

Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы.— М., 1988.

(Возникновение и развитие научной психологии: 18—32.)

Теплов Б. М. Избр. тр.: В 2 т.— Т.-II.— М., 1985. (История психологии:

190—198.)

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология.— Вып. I, II.—

М., 1966. (Возникновение экспериментальной психологии: 26—66. Бихевиоризм: 67-79.)

Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса:

начало 10-х—середина 30-х годовXX в.—М., 1980. (Бихевиоризм:

17—82. Гештальтпсихология: 83—145. Психоанализ: 146—210.)

Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки.—2-е изд.—М., 1974. (Психология как самостоятельная наука. История становления: 90—101. Бихевиоризм и категория действия: 174—206. Гештальтпсихология и категория образа: 207—218. Фрейдизм и категория мотивации: 219—252.)

III

Веккер Л. М. Психические процессы.— Т. I.— Л., 1974. (Ассоциативная психология. Гештальтпсихология. Бихевиоризм. Функциональная психология. Фрейдизм. Психология деятельности: 29—46.)

Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе.—М., 1991. (Физиология и психология: 163—220.)

Петровский А. В. История советской психологии.— М., 1967.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.— Т. I.— М.,

1989. (История психологии: 62—104.)

Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В 2 т.— Т. I.—

/М., 1987. (Советская психология за 40 лет: 63—118. К 50-летию советской психологии: 119—144.)

Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки В СССР.— М., 1975. (Вклад И. М. Сеченова в развитие научной психологии в России: 51—65. И. П. Павлов и психологическая наука: 77—84. Проблема развития психики в трудах П. П. Блонского: 147—158. Вопросы теории психологии » трудах М. Я. Басова: 158—168. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского: 68—178.)

Ярошевский М. Г., Анциферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной ПСИХОЛОГИИ.— М., 1974. (Генетическая психология Ж. Пиаже: 268—278.)

Наши рекомендации