Тема 1. Понятия малой группы и коллектива.
1. Понятие малой группы, ее основные характеристики.
2. Виды малых групп.
3. Коллектив как малая группа высшего уровня социально-психологического развития.
4. Основные психологические характеристики коллектива.
5. Процесс развития малой группы как коллектива.
6. Коллектив как социально-специфическое понятие.
Тема 2. Феноменология малых групп.
1. Система понятий, описывающих положение индивида в группе.
2. Величина, композиция, каналы коммуникаций, психологическая совместимость группы.
3. Социальные нормы и ценностные ориентации в группе.
4. Руководство и лидерство в группе.
5. Стиль и теории лидерства.
Тема 3. Межличностные отношения в группах и коллективах.
1. Виды межличностных отношений в группе.
2. Характер взаимоотношений в группе в зависимости от уровня ее развития как коллектива.
3. Динамика развития взаимоотношений в группе-диаде.
4. Виды и характер типичных взаимоотношений в группе-триаде.
5. Социометрическая методика и статическая картина взаимоотношений в группе.
Тема 4. Эффективность групповой деятельности.
1. Факторы эффективности групповой деятельности.
2. Зависимость эффективности работы группы от ее структуры.
3. Связь эффективной групповой работы с психологическими характеристиками группы.
4. Система критериев и признаков эффективной групповой деятельности.
5. Пути повышения эффективности групповой работы через вариации размера, каналов коммуникаций, форм организации совместной деятельности.
6. Повышение эффективности групповой работы через стиль лидерства и систему межличностных отношений.
7. Основы оптимальной организации и проведения групповых дискуссий.
8. Подготовка и проведение выборов органов самоуправления группой.
Темы для рефератов
1. Понятия малой группы и коллектива.
2. Социально-психологические явления в малых группах.
3. Межличностные отношения в малых группах.
4. Социально-психологические факторы эффективности групповой деятельности.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Психологическая характеристика развитого коллектива.
2. Феноменология лидерства.
3. Пути и средства повышения эффективности групповой работы.
ЛИТЕРАТУРА
I
Андреева Г. М. Социальная психология.—М., 1988. (Группа в социальной психологии: 170—284.)
Кричевский Р. Л., Дубровская Е. М. Психология малой группы.— М., 1991. (Понятие малой группы. История исследований малых групп: 5—35. Генезис и развитие малой группы: 46—60.)
Немов Р. С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для
учителей о психологии ученического коллектива.— М., 1988. (Ученический коллектив. Каким его видит психолог: 7—59.)
Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы.— М., 1988. (Общества и группы: 57—69. Эффективность групповой деятельности: 176—193.)
II
Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе.—
М., 1989. (Понятие о психологическом климате в коллективе: 3—16. Эффективность групповой деятельности: 87—120.)
Волков К. Н. Психологи о педагогических проблемах.— М., 1981. (Условия эффективности групповой работы: 115—127.)
Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей.— М., 1987. (Группа, коллектив и личность: 122—163.)
Донцов А. И. Психология коллектива.—М., 1984. (Малая группа и коллектив как объект психологического исследования: 3—39. Коллектив. Определение, сплоченность, развитие: 64—190.)
Земска М. Семья и личность.—М., 1986. (Семья как малая группа: 9—21.)
Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общие и возрастные особенности.— Минск, 1976. (Группа как объект психологического исследования: 18—26. Коллектив: 26—34.)
Общая психология.—М., 1986. (Коллектив: 157—190.)
Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив.— М.,
1982. (Малая группа и коллектив: 7—22, 45—51. Структура межличностных отношений в коллективе: 41—44.)
Психологическая теория коллектива.—М., 1979. (К построению психологической теории коллектива: 219—225.)
III
Виноградова М. Д.,Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников: Из опыта работы.— М., 1977. (Формы организации коллективной познавательной деятельности: 41—90.)
Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива.—М., 1988. (Группа и коллектив: 9—19.)
Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания.—М., 1981. (Семья как коллектив: 40—64.)
Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада.— М., 1988. (Группа детского сада как предмет психологического исследования: 11—55. Социально-психологическая характеристика группы детского сада и положение в ней ребенка: 173—205.)
Глава 22.
ЛИЧНОСТЬ В ГРУППЕ
Краткое содержание
Положительное воздействие общности на индивида. Двойственность — положительность и отрицательность влияния группы на индивида. Основные факторы положительного воздействия группы на индивида. Группа как носитель образцов для подражания. Группа как источник духовных ценностей. Опосредствованность воздействия группы на индивида системой сложившихся в ней межличностных отношений. Развитие в группе речи и коммуникативных умений и навыков. Группа как фактор, обеспечивающий индивида правдивой информацией о нем самом, способствующий развитию его «Я». Группа как источник положительных эмоций и подкреплений.
Отрицательное влияние группы на личность. Воздействие массы и толпы людей на поведение индивида. Явления деиндивидуализации и обезличивания. Причины и следствия деиндивидуализации. Поведение человека под давлением социальных норм и условностей. Эксперимент С. Милгрэма, объяснение его результатов. Отрицательное влияние группы на индивидуальное творчество. Явление конформизма. Унификация индивидуальных мнений под влиянием общегруппового мнения.
Восприятие и понимание людьми друг друга. Жизненное значение точного восприятия и правильной оценки людьми друг друга. Имплицитная теория личности. Эффект новизны и его проявление в сфере межличностного восприятия. Эффект первичности. Особенности и порядок восприятия и переработки информации о личности. Идентификация эмоциональных состояний другого человека. Индивидуальные различия в восприятии и понимании людьми друг друга. Типичные формы межличностного восприятия. Условия правильности восприятия и оценки человека как личности. Факторы, препятствующие правильному восприятию и пониманию людей.
Самочувствие личности в группе. Понятие психологического климата, его составляющие. Воздействие группы на предубежденность индивида в сфере межличностных отношений. Явление тревожности и его проявление в группах. Причины возникновения и способы снятия тревожности. Межличностные конфликты в группе, их типология и пути разрешения. Фрустрация, ее генезис и проявление в группе. Связь фрустрации и агрессии.
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ОБЩНОСТИ НА ИНДИВИДА
Давно замечено, и это наблюдение отчетливым образом отразилось в теориях личности, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях превращаясь в личностные черты.
Можно с некоторыми оговорками принять тот факт, что человек как личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, что почти все (за исключением генетически и физиологически обусловленных особенностей) в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных социальных больших и малых групп. Каждая из значимых (референтных) социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, и этот вклад отнюдь не является однозначно положительным или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь свидетельствует наличие у людей множества достоинств и недостатков, большую часть которых они приобрели, находясь в группах.
Рассмотрим в обобщенном виде основные факты, свидетельствующие о положительном и отрицательном влиянии группы на индивида.
Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем (далее эти положения раскрываются подробнее):
1. В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры.
2. Отношения между людьми, складывающиеся в группах, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в систему групповых взаимоотношений.
3. Группа является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки.
4. От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков.
5. Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития.
Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и практически в каждой группе он встречает таких людей.
Если бы человеческий ребенок родился и вырос не в обществе, среди других людей, а в изоляции от них, он никогда психологически и поведенчески не превратился бы в человека. Об этом свидетельствуют многие описанные в научной и популярной литературе факты, когда в силу трагически сложившихся жизненных обстоятельств человеческие дети оказывались с малолетнего возраста лишенными возможности общаться с развитыми, культурными людьми, жили в физической или психологической изоляции от них, в сообществах животных. Почти во всех этих случаях были отмечены серьезные задержки как в психологическом, так и в поведенческом развитии детей.
Только через прямое общение и личные контакты в группах одни люди передают другим свой жизненный опыт. Этот опыт включает практически все человеческое, что есть в современном человеке, от элементарных гигиенических навыков и пользования речью до нравственных ценностей и способностей к различным видам деятельности. Чем больше разнообразных групп, активным участником которых становится индивид в процессе его жизни, тем больше у него возможностей для развития, приобретения разнообразных ценных человеческих качеств. В особенности это касается высшей духовной культуры, которая передается от человека к человеку только в результате обучения и воспитания, через прямое межличностное групповое общение.
На психологию индивида группа влияет через систему складывающихся в ней отношений, в частности — через отношения данного индивида с остальными участниками группы. Мы уже знаем о том, что при разных отношениях индивиды проявляют себя с различной, положительной или отрицательной, стороны, поэтому для обеспечения преимущественно положительного влияния группы на личность важно добиться того, чтобы межличностные отношения в ней были благоприятными.
Нигде, кроме группы, человек не в состоянии усвоить речь и научиться пользоваться ею. Ребенок научается разговаривать только благодаря тому, что все в семье, где он родился, говорят на родном языке. И не просто говорят, а постоянно, чуть ли не с первых дней рождения обращаются к нему на языке, требуют ответной реакции и всячески ее поощряют. Стимулирование языкового развития индивида со стороны группы происходит и дальше. Установлено, что между уровнем владения языком и участием индивида в деятельности различных групп существует прямая зависимость.
Важным фактором индивидуального психологического развития человека являются его знания о самом себе. Иначе, как от других людей, в процессе непосредственного общения с ними, он эти знания получить не может. Группа и составляющие ее люди являются для индивида своеобразным зеркалом (вернее — разными зеркалами, каждое из которых по-своему отражает его), в котором выражается человеческое «Я».
Точность и глубина отражения личности в группе прямо зависят от открытости, интенсивности и разносторонности общения данной личности с остальными членами группы.
Для развития у себя тех или иных достоинств индивиду необходимы соответствующие стимулы, положительные подкрепления. Их основным источником также являются люди, окружающие его в группах.
Таким образом, для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. То же самое, и даже в еще большей степени, касается высокоразвитого коллектива. В жизни и деятельности каждого отдельно взятого человека он играет незаменимую положительную роль. О ней много писали и говорили такие известные педагоги, как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. Однако свою положительную роль в развитии личности коллектив реализует лишь тогда, когда не происходит его и ее (этой роли) идеологического искажения, когда психологическая и педагогическая теория коллектива не оказывается предметом политических манипуляций. К этому вопросу мы еще специально вернемся во втором томе учебника при рассмотрении психологических проблем воспитания личности.