Тема 1. Строение, функционирование и свойства центральной нервной системы человека.
1. Общее строение нервной системы человека.
2. Устройство отдельной нервной клетки — нейрона.
3. Понятие и структура анализатора.
4. Рецепторы и их виды.
5. Структура и основные поля коры головного мозга человека.
6. Представительство психических процессов, свойств и состояний человека в его головном мозге: общие положения.
7. Роль и функции ретикулярной формации в управлении психикой и поведением
Тема 2. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи.
1. Связь психических процессов с работой человеческого мозга.
2. Модель концептуальной рефлекторной дуги по Е. Н. Соколову. ;
3. Учение Н. А. Бернштейна об участии психики в управлении движениями.
4. Эволюция условно-рефлекторного понимания психики со времени И. П. Павлова;
до наших дней.
5. Психофизиологическая поведенческая теория К. Халла.
6. Модель функциональной системы по П. К. Анохину.
7. Функциональные блоки мозга по А. Р. Лурия.
8. Проблема локализационизма-антилокализационизма: аргументы за и против.
Тема 3. Анатомо-физиологическое представительство в мозге основных психических процессов, свойств и состояний человека.
1. Физиологические механизмы ощущений.
2. Физиологические основы восприятия. Понятие рецептивного поля нейрона.
3. Функциональная асимметрия мозга, ее проявления и назначение в регуляции психических процессов и состояний.
4. Физиологические основы внимания. Моторная теория Т. Рибо.
5. Биологические основы памяти.
6. Органические основы мотивации и эмоций.
Тема 4. Генетические корни психологии и поведения человека.
1. Сложность и многоаспектность проблемы генотипического и средового влияния на психологию и поведение человека.
2. Метод близнецов, его использование в дифференциально-психологических исследованиях.
3. Основные генотипически обусловленные психологические и поведенческие характеристики человека.
4. Взаимодействие генотипов и среды в психическом развитии человека.
5. Возрастная динамика генотипических и средовых влияний на развитие.
6. Наследственные варианты ЭЭГ, их связь с психологией и поведением человека.
7. Основные этапы эволюции человека в связи с его психическим, социальным и культурным развитием.
Темы для рефератов
1. Психофизиологические модели, объясняющие взаимодействие физиологических факторов с психическими процессами, состояниями и свойствами человека в управлении его жизнедеятельностью.
2. Научные аргументы за и против локализационизма,
3. Физиологические механизмы познавательных процессов.
4. Физиологические основы мотивации и эмоций.
5. Генотипически обусловленные психические и поведенческие свойства человека.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Критический анализ рефлекторного объяснения поведения человека и его психических процессов.
2. Мозг и психика: связь основных структур мозга с психическими процессами и состояниями человека.
3. Роль коры головного мозга и подкорковых структур в управлении психическими процессами и состояниями.
4. Проблема биологического и социального в развитии психики и поведения человека.
ЛИТЕРАТУРА
Вулдридж Д. Механизмы мозга.— М., 1965. (Нейрон. Устройство и функционирование: 17—33. Головной мозг: 40—56. Ретикулярная формация: 92—102;
195—202. Генетический контроль особенностей поведения: 131—139. Центры, управляющие эмоциями и сознанием: 160—169. Центры удовольствия в головном мозге:
179—183. «Центры наказания»: 183—188. Физиологические основы личности и речи: 205—233. Нейрофизиология памяти: 235—277.)
Голубева Э. А. Индивидуальные особенности памяти человека (Психофизиологическое исследование).—М., 1980. (Свойства нервной системы: 11—17.)
Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. Введением психологию активности. Изд. второе, дополненное.— М., 1989. (Тело и психика: 79—96.)
Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности.— М., 1989. (История, предмет и задачи физиологии высшей нервной деятельности: 5—23. Основные понятия и принципы высшей нервной деятельности:
24—45. Функциональная организация мозга: 46—75. Врожденная деятельность организма: 76—95. Обучение и закономерности условно-рефлекторной деятельности:
96—130. Механизмы образования условного рефлекса: 131—150. Нейрофизиологические основы памяти и обучения: 151—194. Структура поведенческого акта: 195—215. Потребности: 216—224. Мотивация: 225—248. Эмоции: 249—273. Движения: 274— 290.)
Дельгадо X. Мозг и сознание.— М., 1971. (Физиологические основы движений: 99—118. Физиологические основы эмоций и мотивации: 119—153, 159—180. Физиологические основы представлений и памяти: 154—158. Физиологические основы «воли»: 186—191. Мозг и психика. Общая постановка проблемы: 223—228.) Естественнонаучные основы психологии.— М., 1978. (Психология и физиология: 11—23. Строение центральной нервной системы: 24—108. Функциональная организация мозга (функциональные блоки мозга): 109—139. Основные свойства нервной системы человека как нейрофизиологическая основа индивидуальности:
295—336.) /
Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т.—
Т. 1.—М., 1983. (Биологическое и социальное в психике человека: 76—95.)
Линдсей П., Нормам Д. Переработка информации у человека (Введение В ПСИХОЛОГИЮ).—М., 1974. (Нервные механизмы памяти: 276—312.) Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы.— Т. I.— М., 1963. (Мозг человека и психические процессы: 11—68.)
Лурия А. Р. Эволюционное введение в психологию.— М., 1975.
(Мозг и психические процессы: 93—125.)
Лурия А. Р. ЯЗЫК И сознание.— М., 1979. (Внутренняя речь и ее мозговая организация: 135—146. Мозговая организация речевой деятельности. Патология речевого высказывания: 265—290. Мозговая организация процессов декодирования (понимания) речевого сообщения: 291—306.)
Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются (Общество и
способности человека).—М., 1989. (Значение исследования биологических основ интеллекта: 21—24.)
Милнер П. Физиологическая психология.— М., 1973. (Нейроны: 19—36. Общий очерк анатомии нервной системы: 36—59. Сенсорные системы мозга: 136— 325. Физиологические механизмы мотивации: 325—349, 420—514. Физиологические механизмы внимания: 349—372.)
Познавательные процессы и способности в обучении.—М., 1990. (Функциональная организация мозга и психики: 122—140.)
Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий.—М., 1979. (Учение И. П. Павлова о свойствах и типах нервной системы: 67—74. Физические особенности человека и психика: 250—269. Свойства нервной системы и их психологические проявления: 269—272. Связь свойств нервной системы, темперамента и общих способностей: 301—307.)
Симонов П. В. Мотивированный мозг:, Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии.—М., 1987. (Естественнонаучное обоснование ключевых понятий общей психологии: 220—230.)
Симонов П. В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ.—М., 1981. (Физиология и нейроанатомия эмоций:
69—80, 92—97. Психофизиология воли: 160—168.)
Соколов Е. Н. Нейронные механизмы памяти и обучения.— М., 1981. (Концептуальная рефлекторная дуга: 5—22. Формы обучения: 23—39.) Способности и склонности: комплексные исследования. —М., 1989.
(Типы высшей нервной деятельности человека: 22—33.)
Теплов Б. М. Избранные труды: В 2 т.—Т. II.—М., 1985. (Типы
высшей нервной деятельности: 6—189.)
Хрестоматия по ощущению и восприятию.—М., 1975. (Рецептивные
поля и клеточные ансамбли: 19—28.)
Хэссет Д; Введение в психофизиологию.—М., 1981. (Головной мозг:
131—162.)
II
Вартанян Г. А.,Петров Е. С. Эмоции и поведение.—Л., 1989. (Психофизиология эмоций: 19—37.)
Вейн А. М., Каменецкая Б. И. Память человека.— М., 1973. (Физиологические механизмы памяти: 11—46. Биохимические основы памяти: 46—60.) Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.—Т. I.—М., 1982. (Психология и учение о локализации психических функций: 168—174.) Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций.— М., 1988. (Физиология движений и физиология активности: 129—161. Психофизическая проблема: 214—233.)
Голубева Э. А. Индивидуальные особенности памяти человека (Психологическое исследование).—М., 1980. (Память и свойства нервной
системы: 17—107. Биоэлектрические корреляты памяти: 108—130.)
Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание.—М., 1972. (Физиологические основы внимания: 11—16.)
Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия.—
М., 1970. (Устройство глаза и зрительной области мозга: 42—84.)
Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников.— М., 1988. (Основные свойства нервной системы и их индивидуальная представленность: 41—53.)
Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм.—
М., 1982. (Диалектические отношения биологического и социального: 118—137. Наследственность интеллекта: 176—228.)
Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.— М., 1984. (Социальное и биологическое в детерминации психики человека: 342—394.)
Лурия А. Р. Язык И сознание.—М., 1979. (Внутренняя речь и ее мозговая организация: 135—146. Мозговая организация речевой деятельности. Патология речевого высказывания: 265—290. Мозговая организация процессов декодирования (понимания) речевого сообщения: 291—306.)
Мерлин В. С. Личность как предмет психологического исследования.— Пермь, 1988. (Физиологические основы психических свойств личности:56—68.)
Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности.— М., 1986. (Свойства нервной системы и свойства темперамента:
65—86.)
Мерлин В. С. Очерк теории темперамента.— М., 1964. (Физиологическая обусловленность и психологическая структура темперамента: 106—155.) Механизмы памяти: Руководство по физиологии.—Л., 1987. (Молекулярные основы памяти: 57—77. Нейрохимические основы памяти: 78—86. Нейрофизиологические основы памяти. Системные аспекты: 172—197. Нейропсихологическая регуляция памяти: 351—356. Психофизиологические аспекты модуляции памяти: 374—388.)
Нейрофизиологические механизмы внимания.— М., 1979. (Внимание, сознание, сон и бодрствование: 15—50. Нейрофизиологические аспекты внимания: 186—225.)
Симонов П. В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии.—М., 1987. (Нейроанатомия эмоций: 86—104. Сознание и неосознаваемые проявления высшей нервной деятельности: 169—209.)
Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. Проблемы и подходы:
В 3 Т.—Т. 3;—М., 1990. (Эволюция человека (поведение): 27—31. Генетика и поведение человека: 47—141.)
Хомская Е. Д. Нейропсихология.— М., 1987. (Теория системной динамической локализации высших психических функций: 26—38. Основные принципы строения мозга: 38—55. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия: 55—68.)
Хэссет Дж. Введение в психофизиологию.—М., 1981. (Головной мозг: 131—162.)
III
Бассин Ф. В. Проблема бессознательного (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности).—М., 1968. (Психосоматика: 97—122. Мозг и психика: 167—200.)
Братусь Б. С. Аномалии личности.— М., 1988. (Биологическое начало
и личность: 74—80.)
Вартанян Г. А., Петров Е. С. Эмоции и поведение.—Л., 1989. (Постоянство и изменчивость нервных эмоциогенных структур: 38—67.)
Веккер Л. М. Психические процессы: В 3 т.—Т. I.—Л., 1974. (Рефлекторная теория психических процессов: 46—67.)
Гельфанд С. А. Слух. Введение в психологическую и физиологическую акустику.—М., 1984. (Анатомия слуховой системы: 11—45.)
Греченко Т. Н. Нейрофизиологические механизмы памяти.— М., 1979.
Дубинин Н. П. и др. Генетика, поведение, ответственность. О природе антиобщественных поступков и путях их преодоления.— М., 1989. (Генетические основы мотивации поведения: 211—219. Социальное и биологическое в человеке: 12—35. Основные понятия генетики человека: 35—46. Генетика и поведение: 86—103. Генетические основы агрессивности и альтруизма: 219—231. Генетические основы интеллекта: 231—256.)
Дудкин К. Н. Зрительное восприятие и память. Информационные процессы и нейронные механизмы.— Л., 1985. (Психофизиология зрения: 30—61. Психофизиологические (общие) основы зрения и памяти: 62—99.)
Зинц Р. Обучение и память.— Минск, 1984. (Психофизиология памяти:
186—199.)
История зарубежной психологии. 30—60-е годы XX в. Тексты.— М., 1986. (Принципы поведения (теория К. Халла): 38—59. Оперантное поведение (Б. Скиннер): 60—96.) ,
Клике Ф. . Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого
интеллекта.— М., 1983. (Мотивационная основа когнитивных процессов (психофизиология): 112—126.)
Крылова А. Л. Функциональная характеристика слуховой системы:
Учебное пособие.—М., 1985. (Общая характеристика слуховой системы: 21-29.)
Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы.— Т. I.— М., 1963. (Двигательный анализатор и проблема корковой организации движений:
113—138.)
Лурия А. Р. Нейрофизиология памяти. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга: В 2 т.— Т. I.— М., 1974. Лурия А. Р. Нейропсихология памяти. Нарушения памяти при глубинных поражениях мозга: В 2 т.— Т. II.— М., 1976. Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир (История одного ранения).—М., 1971. Механизмы памяти. Руководство по физиологии.—Л., 1987. (Память, ее функции и связь с работой мозга: 7—20. Доминанта как фактор следообразования в центральной нервной системе: 197—221. Функциональная асимметрия больших полушарий и память: 234—263, 369—373.)
Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий (что мы знаем о памяти).— М., 1988. (Где находятся хранилища памяти: 37—66.)
Попугаева А. Г. Импринтинг (запечатлевание).—Л., 1973. (Импринтинг и его биологическое значение: 82—87.)
Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии.—М., 1974. (Рефлекс: 214—225. Доминанта: 225—244.)
Психологическая диагностика. Проблемы и исследования.— М.,
1981. (Генетика поведения: 120—167.)
Саган К. Драконы Эдема: рассуждения об эволюции человеческого
разума.— М., 1986. (Грядущая эволюция мозга: 196—237. Гены и мозг:25-56
Суворов Н. Ф., Таиров О. П. Психофизиологические механизмы избирательного внимания.—Л., 1985. (Психофизиологические корреляты процессов избирательного внимания: 7—59.)
Хорн Г. Память, импринтинг и мозг: исследование механизмов.— М., 1988. (Подходы к анализу нейронных основ памяти: 12—42. Локализация памяти в мозге: 86—124.)
Чуприкова Н. И. Психика и сознание как функции мозга.— М., 1985. (Психика и рефлекторная деятельность мозга: 16—62. Уровни организации психического отражения: 77—104. Сознание как высшая форма отражения и его мозговые механизмы: 105—157.)
Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника.— М., 1966. (Физиологические основы эмоций и чувств: 35—43.)