Тема 1. Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей.

1. Психологические проблемы обучения и воспитания.

2. Значение различных психологических знаний для педагогической практики.

Тема 2. Определение психологии как науки.

1. Примеры явлений, которые изучает психология, Их отличие от явлений, исследуемых другими науками.

2. Историческое преобразование определений предмета психологии.

3. Основные понятия, с помощью которых описываются психологические явления, их классификация.

4. Психология как система развивающихся наук. Основные отрасли психологии, знание которых необходимо для обучения и воспитания детей.

Тема 3. Основные отрасли психологии.

1. Фундаментальные и прикладные отрасли психологической науки.,

2. Общие и специальные отрасли психологии.

3. Состав и основные проблемы общей психологии.

4. Краткая характеристика различных отраслей психологической науки.

Тема 4. Методы исследования в психологии.

1. Проблема метода исследования в психологии.

2. Наблюдение и его разновидности.

3. Типы и виды опроса.

4. Экспериментальный метод в психологии.

5. Психологические тесты.

6. Моделирование в психологии.

Темы для рефератов

1. Система явлений, изучаемых в современной психологии.

2. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.

3. Методы психологических исследований.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Научное и житейское понимание психологических явлений.

2. Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в различных отраслях психологии.

3. Моделирование как метод психологического исследования.

ЛИТЕРАТУРА

Асеев В. Г. Возрастная психология. Учебное пособие.— Иркутск,

1989. (Методы психологии: 9—31.)

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций.—

М., 1988. (Общее представление о психологии как науке: 7—19, 48—63. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения: 34—47.)

Естественнонаучные основы психологии.—М., 1978. (Место психологии в системе наук: 7—11.)

Лурия А. Р. Эволюционное введение в психологию.—М., 1975.

(Психология как наука, ее предмет и практическое значение: 3—32.)

Общая ПСИХОЛОГИЯ.—М., 1986. (Предмет психологии: 5—29. Состояние, структура и методы современной психологии: 30—62.)

Петровский А. В. История советской психологии. Формирование

основ психологической науки.—М., 1967. (Проблема методов психологии:

144—164.)

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.—Т. I.—М.,

1989. (Предмет и методы психологии: 12—62.)

Теплов Б. М. Избранные труды: В 2 т.—Т. II.—М., 1985.

(О методах психологического исследования: 280—309.)

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология.— Вып. I, II.— М., 1966. (Экспериментальный метод в психологии: 99—155.)

II

Вейн А. М., Каменецкая Б. И. Память человека.— М., 1973. (Методы

изучения памяти: 73—98.)

Голубева Э. А. Индивидуальные особенности памяти человека. Психофизиологическое исследование.— М., 1980. (О предмете и методе психофизиологии: 5—11.)

Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности.—Изд. 2-е, дополненное.—М., 1989. (Активность психики человека: 23—78. Состояния человека (бодрствование, сон, гипноз): 111—158.) Психология индивидуальных различий. Тексты.— М., 1982. (Дифференциальная психология: 8—14.)

Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы.— М., 1988. (Социальная психология, ее становление и предмет: 32—41. Методы психологии: 49—56.)

Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В 2 т.—Т. I.—

М., 1987. (Психология, педагогика, школа:. 217—228.)

Хессет Дж. Введение в психофизиологию.—М., 1981. (Что такое

психофизиология: 13—18.)

Ill

Анастази А. Психологическое тестирование.—Кн. 1, 2.—М., 1982.

(Тесты: Кн. 1: 31—37. Кн. 2: 123—308.)

Аткинсон Р., Бауэр Г., Кротерс Э. Введение в математическую

теорию обучения.— М., 1969. (Психология и математика: 28—40.)

Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта И ЛИЧНОСТИ.— Киев, 1978. (Методы исследования интеллекта. Тесты Векслера, Амтхауэра, Равена: 46—79.)

Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ).—М., 1979. (Психическое как процесс.)

Веккер Л. М. Психические процессы: В 3 т.—Т. I.—Л., 1974.

(Основные характеристики психических процессов: 9—17.)

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.—Т. I.—М., 1982. (Методика рефлексологического и психологического исследования: 43—46. Инструментальный метод в психологии: 103—108.)

Дубинин Н. П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность. О природе антиобщественных поступков и путях ИХ Преодоления.— М., 1989. (Методы психогенетических исследований. Исследование близнецов: 104—107, 152—168.)

Изард К. Е. Эмоции человека.—М., 1980. (Методы изучения эмоций:

92—116.)

Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения.— М., 1986. (Моделирование психических процессов: 55—74.) Нейрофизиологические механизмы внимания.— М., 1979. (Нейропсихология внимания: 118—128.)

Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения.— Л,, 1983. (Развитие учения о психических состояниях: 7—12.)

Пономарев Я. А. Психология творчества.—М., 1976. (Место психологии в системе комплексного исследования творчества: 133—144. Психологический механизм творчества: 145—207.)

Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности.— М., 1980. (Общая характеристика и классификация проективных методик: 10—18.)

Глава 2.

Наши рекомендации