Семья, взаимоотношения в ней. представление о своей будущей семье
С детьми проводится беседа о семье. Что такое семья? Для чего человеку нужна семья? Для чего люди объединяются? Рассказывается о видах семьи в различных странах. Какие преимущества моногамной семьи?
Традиционно мы воспринимаем семью как место, где всегда можно найти любовь, понимание и поддержку. Даже когда все рушится, семья - это пристанище, где можно отдохнуть, освежиться и набраться сил, чтобы лучше справляться с окружающими проблемами. Возможно, построение семьи – самое трудное дело на свете. Оно предполагает совместные усилия двух (или больше) индивидуальностей. В удачной семье легко уловить мысль, что человеческая жизнь и человеческие чувства - самая большая ценность. Они с готовностью сообщают друг другу свое мнение вне зависимости от того, хорошее оно или плохое, говорят о своем горе и радости, неудаче и разочаровании. В удачной семье свободно обсуждаются все события, независимо от того, болезненно это или радостно. Сущность создания жизнеспособной семьи в том, чтобы дать возможность всем членам семьи занять индивидуальное место и наслаждаться жизнью. Результатом семейного взаимодействия должен быть личностный рост. Семья - единственное место на земле, где все мы ищем гармонии - успокоения раненой души, повышения самооценки и вдохновения на дальнейшие действия. Семья также является местом, где можно научиться гармонии и личностному росту. Чтобы достигнуть этих целей и сделать семью по-настоящему живой, нужно, чтобы она пребывала в постоянном поиске, не боялась перемен и постоянно менялась. Подумайте о составляющих вашей семьи. Они могут быть разделены на две главные категории: дети и взрослые, мужчины и женщины [20].
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «СЕМЕЙКИ ЖИВОТНЫХ»_______________________________
Инструкция. Обсуждение: | Это упражнение очень нравится детям помладше, но оно уместно и в разновозрастной группе. Оно поднимает настроение, активизирует участников, может быть использовано и как самостоятельное упражнение, и в качестве разминки в семейном блоке. Для этого упражнения ведущий заготавливает листочки бумаги с названиями животных, например: корова, кошка, собака, свинья. Каждое из этих животных пишется несколько раз, всего должно получиться столько листочков с названиями животных, сколько участников группы. Все они сворачиваются так, чтобы не было видно надписи. «Сейчас я предлагаю поиграть в семейки животных. Я подкину листочки вверх, и каждый возьмет один из них. Прочитайте на нем название животного, но не называйте его вслух. После этого закройте глаза и издавайте звуки вашего животного. По звуку вам надо будет объединиться со своей семьей. Старайтесь держать глаза закрытыми и говорить только как ваше животное. Глаза можно будет открыть по моей команде». Ведущий просит открыть глаза после того, как все семейки соберутся. Ведущий спрашивает у каждой группы, кто они. Это дает возможность убедиться, все ли оказались в своей группе. Как вы искали свою группу? Ходили и прислушивались к звукам или стояли и старались громко издавать звуки? Что вы почувствовали, когда нашли свою семью? |
Обычно детям очень трудно удержаться и не открывать глаза, они подглядывают, смеются, хотят сразу увидеть, кто тоже мычит или мяукает, как и они. Дети испытывают удовольствие, находя своих, часто обнимаются и образуют замкнутую фигуру.
Информация для беседы. Семейные роли и правила. Семья представляет собой систему, функционирующую по определенным правилам и ее члены ведут себя в соответствии с относительно повторяющейся моделью взаимодействий друг с другом. Некоторые правила приняты в культуре и декларируются открыто. Например: «Девочки должны приучаться к обязанностям по домашнему хозяйству, а мальчики должны выполнять мужскую работу», «Дети не должны встревать в разговор взрослых», «Мужчина должен отдавать зарплату жене, оставляя себе "заначку", «Не ешь продукты из холодильника без разрешения мамы» и т. п. Вспомните, какие правила поведения в семье разных ее членов вы знаете. Какие из них вам нравятся, какие удивляют, с какими вы не согласны?
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «ПОИГРАЕМ В СЕМЬЮ»________________________________
Группа делится на «семьи», при этом они могут быть неодинаковыми по количеству человек. Задача участников - определиться, каков состав семьи, распределить семейные роли, возраст членов семьи. Каждый обдумывает, чем он занимается, где работает, чем увлекается, какую носит одежду, что любит есть на завтрак и т. д. Члены семьи решают, как проходят их будни и выходные дни, где и как они проводят свой отпуск, как распределяют семейные обязанности, какие у них отношения в семье, решают они семейные вопросы коллегиально или есть глава семьи. Подгруппа придумывает отличительные черты своей семьи, которые отражаются в фамилии. Семья создает свой герб, выбирает девиз семьи, фамильную реликвию или историю, которой она гордится и какую-то семейную тайну, о которой они не хотели бы рассказывать окружающим. Семьи располагаются за столами в различных частях комнаты. Все соображения зарисовываются на листочках бумаги. Количество рисунков, их содержание, совместные они или раздельные каждого члена семьи семья решает сама. Если в группе помимо ведущего есть еще один взрослый (терапевт или воспитатель), то они расходятся в разные «семьи». Желательно, чтобы они выбрали роли младших детей. В этом случае участники будут проявлять больше самостоятельности и творческой активности. После выполнения задания каждая подгруппа по очереди представляет свою семью. После представления семье можно задать уточняющие вопросы. |
Важно отметить, какой состав семей выбирают участники. Полные или неполные семьи, есть ли в семье дети, появляются ли «одиночки», которые не входят ни в одну из семей. Из нашего опыта, воспитанники обычно выбирают отца главой семьи. Отец чаще всего имеет фирму и достаточно богат. В семье обычно много детей и редко встречаются дяди и тети. Отношения обычно не дифференцированы, все хорошо друг к другу относятся и не ссорятся. Определиться с проблемами в семье детям очень сложно, обычно приходится взрослым предлагать их. От большинства предложений дети отказываются и соглашаются, только если эти проблемы временные, легко решаемые. Например, сыну не удалось поступить в институт, и он будет поступать на следующий год. От таких проблем, как болезнь, алкоголизм, бедность, дети отказываются.
Следующее упражнение хорошо проводить сразу же после вышеописанного, так как семья сложилась и «пожила» какое-то время.
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ» [20]_____________________
Обсуждение: | В каждой семье ее члены связаны друг с другом, все вступают в какие-то взаимоотношения, как-то влияют друг на друга. С помощью этого упражнения можно представить отношения в семье. Для этого упражнения надо приготовить 4 веревки длиной 1 метр каждая и б (для 4 человек) веревок по 6 метров. Участники обвязываются вокруг пояса короткой веревкой. После этого каждый привязывает к этой веревке концы длинных веревок так, чтобы быть связанным с каждым членом семьи. Не должно остаться ни одного свободного конца. «Это не значит, что вы каждый день в семье бегаете с веревками, но вы ощущаете эти незримые связи. Представьте себе какую-то повседневную ситуацию в семье и начните действовать. Например, мама и папа хотят подойти друг к другу и обняться или сын хочет пойти поиграть в свои игрушки и т. п.». Насколько ты чувствовал себя связанным с другими? Что семье удалось сделать, где при этом находился каждый член семьи? Где имела место напряженность? Что вы можете сделать для того, чтобы ослабить ее? Ведущий подытоживает; эти веревки можно рассматривать как различные чувства: любовь, беспокойство, тревога, ответственность за других. Мы ослабляем веревки, признавая право каждого человека на личную жизнь. |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОЕЙ БУДУЩЕЙ СЕМЬЕ»__________
Инструкция. | «Закрой глаза и войди в свое внутреннее пространство. Представь, что ты взрослый человек. Вот ты идешь по улице... ты подходишь к своему дому, поднимаешься по лестнице, открываешь дверь своим ключом. Что ты видишь, что слышишь, какие запахи чувствуешь? Тебя радостно встречают родные или они заняты своими делами? Ты проходишь в комнату, оглядись внимательно, что ты видишь, кто в ней находится?» Затем каждый рассказывает о том, что он видел. Можно подобное упражнение провести и в конце этого блока. |
_____________________________________________________________
КОЛЛАЖ «МОЯ СЕМЬЯ СЕЙЧАС» И «МОЯ СЕМЬЯ В БУДУЩЕМ»__________
Детям предлагается создать два коллажа на эти темы или один коллаж, на одну го этих тем, по желанию. Как обычно, для работы с коллажем детям предоставляются листы картона разного размера и различная бумага - цветная, гофрированная, оберточная, газеты, журналы, открытки, рекламные проспекты, книги. Обычно детям очень нравится создавать коллажи, но предложенные темы иногда вызывают трудности. Ребенок может чувствовать себя очень одиноким, чувствовать, что только он один представляет свою семью. В этом случае ведущий должен поддержать ребенка, обратить его внимание на других близких людей. После создания коллажей дети могут рассказать о своих работах. |
Вариант. «Наша семья» — коллаж создается совместно членами «семьи», образованной в упражнении «Поиграем в семью».
_____________________________________________________________