Семья, взаимоотношения в ней. представление о своей будущей семье

С детьми проводится беседа о семье. Что такое семья? Для чего человеку нужна семья? Для чего люди объединяются? Рассказывается о видах семьи в различных странах. Какие преимущества моногамной семьи?

Традиционно мы воспринимаем семью как место, где всегда можно найти любовь, понимание и поддержку. Даже когда все рушится, семья - это приста­нище, где можно отдохнуть, освежиться и набраться сил, чтобы лучше справ­ляться с окружающими проблемами. Возможно, построение семьи – самое трудное дело на свете. Оно предполагает совместные усилия двух (или больше) индивидуальностей. В удачной семье легко уловить мысль, что человеческая жизнь и человеческие чувства - самая большая ценность. Они с готовностью сообщают друг другу свое мнение вне зависимости от того, хорошее оно или плохое, говорят о своем горе и радости, неудаче и разочаровании. В удачной семье свободно обсуждаются все события, независимо от того, болезненно это или радостно. Сущность создания жизнеспособной семьи в том, чтобы дать возможность всем членам семьи занять индивидуальное место и наслаждаться жизнью. Результатом семейного взаимодействия должен быть личностный рост. Семья - единственное место на земле, где все мы ищем гармонии - успокоения раненой души, повышения самооценки и вдохновения на дальнейшие действия. Семья также является местом, где можно научиться гармонии и личностному росту. Чтобы достигнуть этих целей и сделать семью по-настоящему живой, нужно, чтобы она пребывала в постоянном поиске, не боялась перемен и постоянно менялась. Подумайте о составляющих вашей семьи. Они могут быть разделены на две главные категории: дети и взрослые, мужчины и женщины [20].

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «СЕМЕЙКИ ЖИВОТНЫХ»_______________________________

Инструкция. Обсуждение:   Это упражнение очень нравится детям помладше, но оно уместно и в разновозрастной группе. Оно по­днимает настроение, активизирует участников, может быть использовано и как самостоятельное упражнение, и в качестве разминки в семейном блоке. Для этого упражнения ведущий заготавливает листоч­ки бумаги с названиями животных, например: корова, кошка, собака, свинья. Каждое из этих животных пишется несколько раз, всего должно получиться столько листочков с названиями животных, сколько участников группы. Все они сворачиваются так, чтобы не было видно надписи. «Сейчас я предлагаю поиграть в семейки животных. Я подкину листочки вверх, и каждый возьмет один из них. Прочитайте на нем название животного, но не называйте его вслух. После этого закройте глаза и издавайте звуки вашего животного. По звуку вам надо будет объединиться со своей семьей. Старайтесь держать глаза закрытыми и говорить только как ваше животное. Глаза можно будет открыть по моей команде». Ведущий просит открыть глаза после того, как все се­мейки соберутся. Ведущий спрашивает у каждой груп­пы, кто они. Это дает возможность убедиться, все ли оказались в своей группе. Как вы искали свою группу? Ходили и прислушива­лись к звукам или стояли и старались громко издавать звуки? Что вы почувствовали, когда нашли свою се­мью?

Обычно детям очень трудно удержаться и не открывать глаза, они подгля­дывают, смеются, хотят сразу увидеть, кто тоже мычит или мяукает, как и они. Дети испытывают удовольствие, находя своих, часто обнимаются и образуют замкнутую фигуру.

Информация для беседы. Семейные роли и правила. Семья представ­ляет собой систему, функционирующую по определенным правилам и ее чле­ны ведут себя в соответствии с относительно повторяющейся моделью взаи­модействий друг с другом. Некоторые правила приняты в культуре и деклари­руются открыто. Например: «Девочки должны приучаться к обязанностям по домашнему хозяйству, а мальчики должны выполнять мужскую работу», «Дети не должны встревать в разговор взрослых», «Мужчина должен отдавать зарп­лату жене, оставляя себе "заначку", «Не ешь продукты из холодильника без разрешения мамы» и т. п. Вспомните, какие правила поведения в семье раз­ных ее членов вы знаете. Какие из них вам нравятся, какие удивляют, с какими вы не согласны?

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ПОИГРАЕМ В СЕМЬЮ»________________________________

  Группа делится на «семьи», при этом они могут быть неодинаковыми по количеству человек. Задача участ­ников - определиться, каков состав семьи, распреде­лить семейные роли, возраст членов семьи. Каждый обдумывает, чем он занимается, где работает, чем ув­лекается, какую носит одежду, что любит есть на зав­трак и т. д. Члены семьи решают, как проходят их буд­ни и выходные дни, где и как они проводят свой от­пуск, как распределяют семейные обязанности, какие у них отношения в семье, решают они семейные воп­росы коллегиально или есть глава семьи. Подгруппа придумывает отличительные черты своей семьи, которые отражаются в фамилии. Семья создает свой герб, выбирает девиз семьи, фамильную реликвию или историю, которой она гордится и какую-то семейную тайну, о которой они не хотели бы рассказывать окружающим. Семьи располагаются за столами в различных частях комнаты. Все соображения зарисовываются на листочках бумаги. Количество рисунков, их содержание, совместные они или раздельные каждого члена семьи семья решает сама. Если в группе помимо ведущего есть еще один взрослый (терапевт или воспитатель), то они расходятся в разные «семьи». Желательно, чтобы они выбрали роли младших детей. В этом случае участники будут проявлять больше самостоятельности и творческой активности. После выполнения задания каждая подгруппа по очереди представляет свою семью. После представления семье можно задать уточняющие вопросы.


Важно отметить, какой состав семей выбирают участники. Полные или неполные семьи, есть ли в семье дети, появляются ли «одиночки», которые не входят ни в одну из семей. Из нашего опыта, воспитанники обычно выбирают отца главой семьи. Отец чаще всего имеет фирму и достаточно богат. В семье обычно много детей и редко встречаются дяди и тети. Отношения обычно не дифференцированы, все хорошо друг к другу относятся и не ссорятся. Определиться с проблемами в семье детям очень сложно, обычно приходится взрослым предлагать их. От большинства предложений дети отказываются и соглашаются, только если эти проблемы временные, легко решаемые. Например, сыну не удалось поступить в институт, и он будет поступать на следующий год. От таких проблем, как болезнь, алкоголизм, бедность, дети отказываются.

Следующее упражнение хорошо проводить сразу же после вышеописанного, так как семья сложилась и «пожила» какое-то время.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ» [20]_____________________

Обсуждение: В каждой семье ее члены связаны друг с другом, все вступают в какие-то взаимоотношения, как-то влияют друг на друга. С помощью этого упражнения можно представить отношения в семье. Для этого упражнения надо приготовить 4 веревки длиной 1 метр каж­дая и б (для 4 человек) веревок по 6 метров. Участни­ки обвязываются вокруг пояса короткой веревкой. После этого каждый привязывает к этой веревке кон­цы длинных веревок так, чтобы быть связанным с каж­дым членом семьи. Не должно остаться ни одного сво­бодного конца. «Это не значит, что вы каждый день в семье бегаете с веревками, но вы ощущаете эти не­зримые связи. Представьте себе какую-то повседнев­ную ситуацию в семье и начните действовать. Напри­мер, мама и папа хотят подойти друг к другу и обнять­ся или сын хочет пойти поиграть в свои игрушки и т. п.». Насколько ты чувствовал себя связанным с другими? Что семье удалось сделать, где при этом находился каждый член семьи? Где имела место напряженность? Что вы можете сделать для того, чтобы ослабить ее? Ведущий подытоживает; эти веревки можно рассмат­ривать как различные чувства: любовь, беспокойство, тревога, ответственность за других. Мы ослабляем веревки, признавая право каждого человека на личную жизнь.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОЕЙ БУДУЩЕЙ СЕМЬЕ»__________

Инструкция. «Закрой глаза и войди в свое внутреннее пространство. Представь, что ты взрослый человек. Вот ты идешь по улице... ты подходишь к своему дому, поднимаешься по лестнице, открываешь дверь своим ключом. Что ты видишь, что слышишь, какие запахи чувствуешь? Тебя радостно встречают родные или они заняты своими делами? Ты проходишь в комнату, оглядись вниматель­но, что ты видишь, кто в ней находится?» Затем каждый рассказывает о том, что он видел. Можно подобное упражнение провести и в конце этого блока.

_____________________________________________________________

КОЛЛАЖ «МОЯ СЕМЬЯ СЕЙЧАС» И «МОЯ СЕМЬЯ В БУДУЩЕМ»__________

  Детям предлагается создать два коллажа на эти темы или один коллаж, на одну го этих тем, по желанию. Как обычно, для работы с коллажем детям предоставляются листы картона разного размера и различная бумага - цветная, гофрированная, оберточная, газеты, журналы, открытки, рекламные проспекты, книги. Обычно детям очень нравится создавать коллажи, но предложенные темы иногда вызывают трудности. Ребенок может чувствовать себя очень одиноким, чувствовать, что только он один представляет свою семью. В этом случае ведущий должен поддержать ребенка, обратить его внимание на других близких людей. После создания коллажей дети могут рассказать о своих работах.

Вариант. «Наша семья» — коллаж создается совместно членами «семьи», образованной в упражнении «Поиграем в семью».

_____________________________________________________________

Наши рекомендации