Навык «выражение благодарности»

Шаги Примечания для ведущего
1. Решите, что сделал или сказал другой человек, за что вы хотите его поблаго­дарить Это может быть комплимент, помощь или подарок
2. Выберите правильное время и место, чтобы поблагодарить другого человека  
3. Поблагодарите другого человека по-дружески Выразите благодарность словами, по­дарком или сделайте ответный подарок
4. Скажите другому человеку, почему вы благодарите его  

Предлагаемое содержание для моделирования ситуаций

1. Главный актер благодарит учителя за помощь.

2. Главный актер благодарит воспитателя за варенье.

3. Главный актер благодарит друга за совет.

Для отработки нескольких навыков можно использовать заключительные игры и упражнения.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ПРИХОД В ОРГАНИЗАЦИЮ С КАКОЙ-ЛИБО ЦЕЛЬЮ»_____

Обсуждение: Задание для участника (добровольца) - прийти в организацию и добиться какой-либо заданной цели (получить справку, купить бумагу для ксерокса и т. п.). Рассмотрим, например, посещение поликлиники для того, чтобы вылечить зуб. Для игры расставляются столы, на них ставятся карточки, на которых написано: регистратура, аптечный киоск, гардероб, смотровой кабинет, врач, справочная и др. Участники группы становятся работниками поликлиники, посетителями. Они разбирают карточки с ролями: гардеробщик, девушка в справочном, девушка в регистратуре, врач, аптекарь, посетители, продавец мороженого, друг, торговый агент и т. п. Таким образом, роли могут быть полезными, бесполезными или вредными для достижения главным участником своей цели. Есть определенные шага, которые человек должен сделать, чтобы достичь цель. Например, придя в поликлинику, он не должен ломиться в первый же кабинет, сначала ему надо сориентироваться. На стадии пассивной ориентации человек наблюдает за посетителями, осматривает стенды, надписи на кабинетах, окошках, вырабатывает план действий. Затем на стадии активной ориентации он начинает взаимодействовать с выбранными посетителями или персоналом. В нашем случае оптимальным является взаимодействие с сотрудником справочной службы. Здесь актуализируются навыки: задавание вопроса, просьба о помощи, возможны и другие. В игре могут быть смоделированы ситуации, которые представляют неожиданные сложности, и участнику необходимо быстро сориентироваться в данных ситуациях. В нашем случае «неожиданными трудностями могут быть: никого нет в справочном. Он идет, дальше... ему говорят: «Мы не справочное». В регистратуре, если захочет взять карточку, говорят: «Мне сейчас некогда». Можно включить в игру двух провокаторов, которые должны провоцировать на отказ от цели (ле­чение зуба). Представим себе: вдруг влетает друг, ко­торый отвлекает: «Пойдем поиграем, срочно...» Зада­ча друга: когда почувствует, что все-таки главный ак­тер ему отказывает, остается в поликлинике, - пере­стать отвлекать. Так же планируется и помощь. На­пример, кто-то из посетителей говорит: «А вы посмот­рите в аптечном киоске, она пошла туда чай пить». Пос­ле справочного главный актер идет к кабинету, народ не пускает без очереди. Выясняет, кто последний и т. п. Удалось ли добиться цели? Когда друг отказался от попыток отвлечь? Как реагировал на неожиданные сложности? Что помогло сориентироваться? Какие навыки применял?

___________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «СЛОЖНЫЕ ЗАДАНИЯ»________________________________

Обсуждение: Это упражнение заключается в том, что участнику даются реальные задания, которые надо выполнить. Например, позвонить 09, узнать какой-то № телефона. Узнать часы работы паспортного стола и т. д. Выполнению задания предшествует обсуждение - как это делать пошагово. За­тем участник (доброволец) выполняет данное задание. При этом с ним присутствует пара наблюдателей, они обраща­ют внимание на то, что получается и что нет. Что было трудно, почему трудно (например, «я боюсь, что мне грубо ответят»).

Информация для ведущего.Это упражнение может проходить при со­действии социального педагога и воспитателя. Совместно с ними составляет­ся список конкретных заданий, которые предстоит выполнить воспитаннику в его жизни. Например, сфотографироваться на паспорт, отвезти документы и т д. Эти задания можно использовать в упражнении.

В качестве подведения итога всего блока социальной активности может быть создана «Памятка на выходе». В памятке ребенок сам для себя, с помо­щью подготовленных опорных пунктов-вопросов составляет свой «путеводи­тель по социуму». Какие ситуации для тебя представляют наибольшие трудно­сти? Что тебе поможет справиться с неловкой ситуацией? К кому ты сможешь обратиться за помощью? В чем ты сам можешь помочь другим? - подобные вопросы могут быть использованы в памятке.

___________________________________________

СЕМЕЙНЫЙ БЛОК

___________________________________________

Семья - это болезненная тема для многих воспитанников сиротских учреждений, ведь у многих семьи не было, а у других был негативный опыт семейных отношений. Учитывая жизненную ситуацию детей и их воспитание в условиях сиротского учреждения, определенно можно сказать, что семья - очень важная тема, которая практически не затрагивается в ежедневной работе с детьми. Очень часто воспитательные разговоры о семьях детей заканчиваются обвинениями в адрес их семьи и родителей, подчеркиванием негативных качеств, предостережением пойти по «их дорожке».

Многие воспитанники слишком рано столкнулись с сексуальной активностью, не имея достаточных знаний. Это приводит к напряжению, страхам, сомнениям или к беспечности, непониманию особенной важности сексуальных отношений.

Данный блок работы нуждается в серьезной психологической подготовке ведущего, так как работа с семейной проблематикой должна быть аккуратной и при этом достаточно глубокой.

Задачи блока

1. Осознание и принятие своего семейного опыта.

2. Поло-ролевая идентификация, выстраивание отношений с противоположным полом, выбор будущего партнера.

3. Семья, взаимоотношения в ней. Представление о своей будущей семье.

В соответствии с поставленными задачами, выделяются 3 этапа.

ОСОЗНАНИЕ И ПРИНЯТИЕ СВОЕГО

СЕМЕЙНОГО ОПЫТА

Цель. Осознание и принятие своего жизненного опыта необходимы для последующего построения своей собственной жизни. Осознание ребенком своей сегодняшней ситуации невозможно без отражения чувств по отношению к покинувшим его родителям. Отсюда вытекают проблемы утраты, потери, обиды, злости, поиска утраченной любви, чрезмерно подчеркнутой заботы о родителях, вины. Важно выразить все свои переживания, разоб­раться и принять свои крайне противоречивые, амбивалентные чувства по отношению к родителям. Работа с ними может идти в сторону изменения оценки, примирения, прощения, понимания, что изменить прошлое не в на­ших силах и нет смысла занимать обвиняющую позицию по отношению к родителям. Когда ситуация принята и человек перестает обвинять своих родителей, ненавидеть свое прошлое, то он принимает на себя ответствен­ность за свою жизнь, появляются силы и возможность двигаться по жизни дальше.

Перед тем как проводить упражнения, ведущий беседует с участника­ми группы о прошлом. Дети представляют себя маленькими, вспоминают дом, где они жили, окружающих людей: детей и взрослых. Вы просите де­тей поделиться самыми ранними приятными воспоминаниями. Возможно, вы узнаете, кто из них жил в семье, а кто в детском доме. Кто-то ничего не знает о своих родителях, а к кому-то родители приходили. Кто-то, может быть, только слышал о них, например, знает, что отец в тюрьме. Возможно, кто-нибудь знает, что его родители умерли. Может быть, кто-то расскажет о других родственниках: бабушке, дедушке, братьях, сестрах, дяде, тете. А кто-нибудь поделится воспоминаниями о своей воспитательнице или детях из группы.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «СЧАСТЛИВОЕ СОБЫТИЕ»_____________________________

Инструкция. Детям предлагается вспомнить какое-нибудь радост­ное событие, когда их окружали близкие им люди. Возможно, это родители, другие родственники, может быть, друзья или знакомые, воспитатели или что-то, что произошло на группе. Важно, чтобы каждый на­шел что-то, что действительно ценит и может вспоми­нать с удовольствием. Некоторые истории очень трогательны, например, одна девочка рассказала, что, когда ей исполнилось четыре года, она напомнила маме вечером: «У меня сегодня день рождения». Мама ответила: «Да, по­здравляю тебя, вот тебе два апельсина». У девочки никогда до этого не было двух фруктов одновремен­но. Она до сих пор вспоминает об этом как об одном из самых радостных событий своей жизни.

___________________________________________________________________

«РИСУНОК «СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ» [11]_______________________________

Инструкция. Воспользуйтесь медитативной техникой. «Закройте глаза и войдите в свое собственное пространство. Представьте, что вы спускаетесь по лестнице - лестнице жизни. Вот вам 10 лет, 9, 6, 4 года, вы видите перед собой дверь, открываете ее и оказываетесь в комнате. Как выглядит эта комната - большая или маленькая, пустая или заставленная вещами? Что вы видите в комнате, какие обои, мебель? Кто в ней находится рядом с вами? Посмотрите внимательно на каждого человека. Если бы вы нарисовали их на листе бумаги в виде изображения, напоминающего скорее какую-нибудь вещь, чем реальных людей, что бы это было? Если кто-нибудь напоминает вам бабочку, потому что везде порхает, изобразите ли вы его в виде бабочки? Или, может быть, какие-то лица напоминают вам круг, потому что они всегда окружают вас? Начинайте с того, кого вы представили первым. Если вы зашли в тупик, опять закройте глаза, вернитесь обратно в свое пространство и снова представьте всех людей. Вы можете использовать капли краски, абстрактные формы, предметы и животных, и все, что угодно, все, что придет вам на ум». Обычно в группе находятся дети, которые свободно начинают говорить про своих родителей или о том, как они попали в детский дом. Иногда дети делятся своей мечтой жить в семье. Если кого-то из группы забирают домой на выходные дни и в каникулы, то у остальных детей часто возрастает агрессия на него. Особенно тогда, когда это делает воспитатель этой группы. Так же, если какого-то ребенка выбрали на усыновление, и он ждет, когда новые родители оформят все документы и заберут его домой, другие дети завидуют ему. При этом они начинают выказывать явное предпочтение этим детям: «О! Американка, я с ней дружу» - или демонстрируют полное отвержение и агрессию: «Ты уже не наша, отойди». Часто это всплывает на занятии. Если кто-то завидует, можно говорить о том, что мы все не совершенны и иногда завидуем кому-то. Ни у кого не бывает иде­альных мамы и папы, всегда что-то не устраивает, но прошлого не изменить, нет смысла обвинять ро­дителей. Мы можем опереться на то, что у нас было, и строить жизнь дальше. Каждому хотелось бы жить в своей семье, в благополучной семье, и у нас есть возможность создать в будущем свою семью, какую бы нам хотелось  

_____________________________________________________________

РИСУНОК «ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО»______________________________

  Рисунок генеалогического древа - один из способов актуализации своего семейного опыта. Откуда я родом? Каковы мои корни? Где можно брать поддержку? «Мама умерла, папа в тюрьме», но, возмож­но, есть родственники: братья, сестры, а может быть, другой человек много значит для меня, он считает меня самым замечательным. Есть ли кто-то близкий? Был ли кто-то, для кого ты много значил, может быть, это была нянечка? Если никого не было, можно просто нарисо­вать корни, все равно они есть у тебя, ты просто не зна­ешь о них или не помнишь, потому что был слишком маленький. Ты ствол, а от тебя уже пойдут ветки и ког­да-нибудь, в будущем, твои потомки нарисуют тебя в качестве корней. При выполнении этого упражнения в одной из групп возникла дискуссия. Одна девочка сказала, что чело­век, если он реально не пережил несчастье, никогда не поймет другого человека, у которого это случи­лось. Если умерла мама, то другой не поймет, если у него это не случилось, он не будет чувствовать пере­живания другого. Другие говорили, что если человек пережил это, то может сказать: «Я пережил, и ни­чего страшного, и ты переживешь». Стало понят­но, почему воспитанники держатся друг за друга, им кажется, что их могут понять только люди, пере­жившие подобное. «Смерть — неотъемлемая часть жизни, придающая жизни смысл» (В. Сатир).

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «СТАРЫЕ ФОТОГРАФИИ»______________________________

  У многих детей есть фотографии, которые были сделаны, когда они были младше. К сожалению, у них нет фотографий, где они были бы грудными детьми. На самых ранних фотографиях, которые есть у детей, им обычно уже около 4 лет. В большинстве случаев, это портретные изображения, но могут быть и снимки каких-то праздников или других событий. Перед занятием желательно собрать все имеющиеся фотографии. Часть из них хранится у самих детей, часть - в альбомах группы у воспитателя или в общешкольных альбомах, если они сфотографированы во время школьных мероприятий. Фотографии могут быть также и в личном деле воспитанников. Все дети садятся в круг за столы, рассматривают свои фотографии и рассказывают о том, что они помнят. Возможно, они вспомнят, как они фотографировались, кто их наряжал и стоял рядом, что они чувствовали в тот момент. Возможно, вспомнят, как проходил праздник, с кем на фотографии они дружили. Может быть, они отметят, как изменилась их внешность, а может, вспомнят, с кем в этот период своей жизни они жили, кто был рядом с ними. Возможно, это подтолкнет их к болееранним воспоминаниям, которыми они поделятся. Детям очень нравится разглядывать свои фотографии, и они всегда сожалеют, что их так мало. Они любят фотографироваться, и если ведущий делает фотографии на занятиях, они обычно радуются, что не всегда бывает при видеозаписи. Некоторым детям видеозапись нравится, и они с удовольствием изобража­ют сценки и позируют перед камерой, а другие очень стесняются, прячутся за спины товарищей. Были группы, которые совсем отказывались от съемок.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «МАЛЕНЬКАЯ КНИЖЕЧКА»_____________________________

  Для этого занятия ведущий приносит маленькие блокнотики или маленькие листики бумаги, степлер, тесемочки и т. п., чтобы можно было сделать буклет. Ве­дущий говорит: «В этих книжечках мы будем делать на занятиях заметки, что-то записывать». Обычно дети неохотно пишут на занятиях. Они волнуются, что сде­лают много ошибок, что напишут неровно, что они очень медленно пишут. Ведущий обязательно должен сказать, что неважно, как они напишут, важно, что они знают, о чем они пишут, что они это делают для себя. Детям предлагается написать свои заметки на темы: «Если бы я была моей мамой» для девочек и «Если бы я был моим папой» для мальчиков. В зависимости от желания детей они могут поделиться своими размыш­лениями. На последующих занятиях можно использовать дру­гие темы, например «Получаю письмо от папы (от мамы.) Что в нем написано?»

ПОЛО-РОЛЕВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ,

ВЫСТРАИВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ С

ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ПОЛОМ,

ВЫБОР БУДУЩЕГО ПАРТНЕРА

На этом этапе блока нашей целью является помощь детям в осознании своей половой принадлежности, формировании адекватного образа мужчины и женщины, принятие себя как мужчины (женщины). Уделяется внимание пе­реживаниям детей, связанным с отношениями между мальчиками и девочка­ми, мужчинами и женщинами; осознанию образа будущего избранника, воп­росам любви, выстраиванию взаимоотношений с партнером.

ПОЛО-РОЛЕВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Информация для психолога. Наш пол и половые органы являются неотъемлемой частью нас самих, и нам следует открыто признать это, по­нять и принять. Чтобы избежать возникновения у человека проблем в области половой идентификации и в области секса, необходимо своевременное информирование и воспитание положительного отношения ко всем процес­сам, которые происходят в организме. Каждый ребенок взрослеет и чувствует изменения в своем теле. Он научается различать мужчин и женщин, то есть узнает, что такое пол в широком смысле слова. На эти представления влияют окружающие взрослые, и каждый по-своему воспринимает половые отличия другого. Единственные реальные различия между мужчинами и женщинами - это физиологические и половые признаки. Все остальные специфические половые черты связаны с культурой и в разных культурах проявляются по-разному.

Ни одна женщина не знает, каково чувствовать себя мужчиной и наоборот. Совершенно очевидно, что женщина не может представить себе, каково иметь пенис, или вообразить, что у нее растет борода. Мужчине, в свою очередь, недоступны женские ощущения при менструациях, беременности и родах. В то же время, каждый представитель одного пола содержит в себе признаки противоположного пола. В каждом мужчине есть женское начало, а в каждой женщине — мужское [20].

Беседы с детьми строятся в зависимости от глубины их интереса к проблеме полов. То есть предоставляется информация общего характера, а дальнейшее развитие направлений беседы уже зависит от вопросов и рассказов детей на эту тему. Если группа гомогенная по полу, то в беседах вопросы физиологии могут быть затронуты более детально.

Из чего же, из чего же сделаны наши девчонки?

Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?

Эту известную детскую песенку можно прослушать и обсудить с детьми перед следующим упражнением.

_____________________________________________________________

КОЛЛАЖ «ЧТО ТАКОЕ МАЛЬЧИК? ЧТО ТАКОЕ ДЕВОЧКА?»______________

  Если в группе находятся представители обоих полов, то можно разделиться на две подгруппы. Девочки создают коллаж на тему «Что такое девочка», а мальчики - на тему «Что такое мальчик». Детям предоставляется два больших листа картона и разная бумага - цветная, гофрированная, папиросная, оберточная, газеты, много журналов, старые книги. Главное, чтобы было много разных картинок. Создание коллажа - очень увлекательное занятие, способствующее раскрытию фантазий. После создания коллажа, девочки рассказывают мальчикам, а мальчики - девочкам о своих работах. При беседе с детьми на тему «Что такое мальчик и что такое девочка» могут быть использованы книги для детей о физических различиях мальчиков и девочек, мужчин и женщин.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «СЕКРЕТЫ» [11]_______________________________________

  Участникам предлагается на листочке бумаги написать свой секрет, но не подписываться, а сложить записку и положить ее в общую кучу в середину комнаты. Затем каждый ребенок по очереди выбирает записку и читает ее вслух группе, будто это его собственный секрет. Сначала дети стараются удостовериться, действи­тельно ли никто не сможет узнать, что именно они написали эту записку. После этого упражнение вы­зывает заинтересованность и проходит живо.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «НАШИ ВОПРОСЫ» [11]________________________________

  Поставьте в центр комнаты коробку и предложите де­тям написать записки с такими вопросами, которые их интересуют, но они не решаются задать их вслух, стесняются спросить. Обязательно скажите, что под­писывать их не надо и вам не важно, кто именно напи­сал конкретные вопросы. Дети должны чувствовать себя в безопасности. Затем эти вопросы можно обсу­дить. Если вопросов очень много, можно обсуждать их на последующих занятиях. Если же их очень мало, можно поставить эту коробку в какое-то определен­ное место и дети смогут класть в нее вопросы на дру­гих встречах.

Наши представления об образе мужчины и женщины в значительной сте­пени зависят от культурных стереотипов мужественности-женственности. Считается, что женщина должна быть мягким, нежным созданием, не должна быть грубой и агрессивной. Мужчина же - это сила и твердость, он не должен плакать и быть нежным. Вооруженные такими стереотипами, мужчины вос­принимают женщин как слабых и зависимых, а женщины видят мужчин грубыми. Однако от природы и женщины, и мужчины могут быть и нежными, и твердыми. Как мужчина может реагировать на женскую нежность, если у него совершенно не развито это чувство? Как женщина может оценить твер­дость и выдержку мужчины, если она не имеет представления о том, что это такое? [11]

Можно провести с детьми беседу о том, какими они представляют себе идеальных мужчину и женщину.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ДВА В ОДНОМ»_______________________________________

Обсуждение: Это модификация упражнения, разработанного психологом Мариной Битяновой. Дети интуитивно погружаются в мир ценностей, идеалов и интересов своего пола. В старшем возрасте то, что прошло мимо осознания, с трудом поддается влиянию со стороны самого человека, стереотипизируется и часто мешает строить отношения с представителями своего и чужого пола. Это упражнение позволяет подросткам осознать особенности «мужского» и «женского» культурных миров, определиться в рамках собственного мира. Для проведения этого упражнения ведущему надо приготовить разнообразные предметы, которые традиционно связываются в нашей культуре с мужским или женским миром интересов. Для девочек - куклы с гардеробом и посудой, игрушечные кроватки, косметика, украшения, шарфы, сумочки, цветы и много другое. Для мальчиков - игрушечные машинки, мотоциклы, оружие, удочки, пустые банки из-под пива и т.д. Детям должны быть предоставлены также бумага, мелки, карандаши, большие куски ткани для изображения тех предметов и тех сфер жизни, которые не обеспечены реальными предметами. Девочкам предлагается создать «женский мир», а мальчикам - «мужской мир». На наш взгляд, комната должна быть разделена на две половины условно, то есть участники могут наблюдать, как создается другой мир. Так же относительно предметов: если мальчикам понадобятся «женские» предметы, их можно предоставить им, и наоборот. Это позволяет подросткам свободно проявлять свою фантазию в представлении о «мужском» и «женском», а стереотипы общества (в виде набора предметов) лишь предлагаются. Кто как себя чувствует в обустроенном пространстве? Кто что-нибудь хочет рассказать о своем мире? Как проходит жизнь в вашем мире? После рассказов о своих мирах, если что-то показалось интересным или необычным, ведущий или участники могут уточнить что-то для себя с помощью вопросов. Затем девочки де­лятся впечатлениями, что они узнали нового о «мужс­ком мире», а мальчики - «о женском мире». Можно предложить каждой группе лист ватмана и мелки, что­бы они изобразили мир противоположного пола, сно­ва поделиться впечатлениями. Продолжением этой игры может быть: походить друг к другу в гости и, возможно, объединить оба мира и со­здать новый, если у участников будет такое желание.  

При проведении этого упражнения большое значение имеет уровень спло­ченности группы. Зачастую воспитанники строят не один «мужской (женс­кий) мир», а делятся на подгруппы и создают несколько миров. Девочки часто используют такие «мужские» предметы, как банки из-под пива, бутылки, ору­жие. Бывает, что мальчики наряжаются женщинами - надевают шляпки, укра­шения, красят губы и щеголяют на своей или чужой половине.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ДВА МИРА» [38]______________________________________

  Группа делится на две части - мужская и женская. Подгруппы встают друг напротив друга «стеной» и по, очереди говорят друг другу: Мне нравится быть женщиной/мужчиной, потому что... Мне хочется быть мужчиной/женщиной, потому что... Мне трудно быть женщиной/мужчиной, потому, что... Я горжусь, что я мужчина/женщина, потому что... Я завидую мужчинам/женщинам, потому что... Мне не нравится в мужчинах/женщинах ... Хорошо быть женщиной/мужчиной, потому, что...

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «КАК ДРУГОЙ ЧЕЛОВЕК»_______________________________

Инструкция. Для этого упражнения надо принести как можно боль­ше открыток с изображениями мужчин и женщин. На каждой открытке должен быть изображен только один человек. Подобрать открытки надо так, чтобы были представлены люди разных возрастов, начиная с мла­денцев, разных эпох, профессий, в разной одежде и без одежды. Можно использовать репродукции картин, фотографии скульптур. Открытки надо разложить на столе так, чтобы их можно было хорошо разглядеть. «Давайте встанем вокруг стола и посмотрим, каждый со своего места, на эти открытки. Сейчас мы будем медленно ходить вокруг стола, чтобы иметь возможность пристальнее рассмотреть их все. Трогать руками открытки не надо. Постарайтесь заприметить глазами ту открытку, которая вас чем-то притягивает, нравится. На всякий случай приметьте еще одну, вдруг вы с кем-то совпали в выборе. Приметили? Теперь постарайтесь встать так, чтобы быть напротив этой открытки, пока другие еще не определились в выборе…Все выбрали? Возьмите ее. Если вашу открытку взяли, возьмите запасной вариант. Теперь давайте сядем в круг. Попробуйте представить себя этим человеком. Будучи им, что ты чувствуешь, о чем думаешь? Внимательно рассмотри свое тело, какие чувства оно у тебя вызывает? Обрати внимание на свою одежду, выражение лица, позу. Чем ты сейчас занят? Чем вообще занимаешься в жизни? Какой у тебя характер? Что ты любишь? А теперь давайте поделимся своими размышлениями. Свой рассказ мы будем начинать со слов: «Я мужчина (женщина), мне столько-то лет».

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ЖЕНЩИНА В РАЗВИТИИ»_____________________________

  Создается история некой женщины. Группа определяет, как ее зовут, чем она занимается. Участники выбирают себе разные этапы ее жизни и затем последователь рассказывают ее историю по мере ее взросления. Здесь можно обратить внимание на выбор возраста участниками. Можно так же создать историю мужчины.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «КОГДА Я ВЫРАСТУ» [10]______________________________

Обсуждение: Это упражнение позволяет детям задуматься о том, с какими надеждами и тревогами связано для них предстоящее превращение в мужчину (женщину), чего бы они хотели достичь в будущем. Ведущий прикрепляет к большой доске фотографии мужчин и женщин различных профессий. Например, мужчины - врач, бизнесмен, учитель, спортсмен, мужчина с ребенком, танцор, музыкант, рабочий, каска­дер, солдат, полицейский, художник, водитель, офи­циант. Женщины - врач, медсестра, секретарь, учитель, спортсменка, женщина с ребенком, фотомодель, балерина, работница фабрики, официантка. У каждой картинки есть номер. Дети рассматривают фотогра­фии и определяют, чем занимаются эти люди. Чем занимаются эти мужчины и женщины? На кого из них ты хотел бы быть похож, когда вырастешь, чем он (она) тебя привлекает? Как ты думаешь, сможешь ли ты стать таким (такой) и что для этого нужно? На кого тебе совсем не хотелось бы быть похожим?

При обсуждении акцентируется внимание на том, каким дети видят свое будущее, насколько их мечты исполнимы, соизмеряют ли они свои жела­ния со своими возможностями. Подобное экспериментирование дает вос­питанникам опыт в выборе направления своего жизненного пути, своих приоритетов.

ВЫБОР ПАРТНЕРА,

Наши рекомендации