Упражнение «отгадай профессию»
Один из участников - водящий в центре круга средствами пантомимы изображает человека какой-профессии. Например, клоуна, учителя, маляра, рыбака... Отгадавший профессию становится водящим. |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «РОЛЬ - АТРИБУТ»
Социальные роли могут усиливаться определенными вещами - атрибутами и имиджем. Атрибут - то, сопутствует роли: внешние предметы, вещи (например, у ученика - портфель, форма). Имидж - это ожидаемый внешний облик и особенности поведения данной роли (например, учительница - в белой блузке и строгом костюме, серьезная). Упражнение выполняется по кругу. Один участник называет роль, а следующие за ним трое участников - ее атрибуты, последующий участник опять называет роль и т. д. Проводится несколько кругов, чтобы каждый участник мог назвать хотя бы по одной роли. Например: повар - кастрюля, поварешка, белый фартук; милиционер - форма, дубинка, свисток; пассажир - билет, поклажа; мама - сумка, конфеты и т. п. |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «МАСКИ»_____________________________________________
Инструкция. Обсуждение: | «Эмблема театра - маска. В Древней Греции в театре актеры использовали маски. А в Японии на представление маски приносили зрители. Если им хотелось заплакать, они подносили к лицу «трагическую» маску, а если смеяться - «комическую». Мы, исполняя роли, тоже надеваем маски. Маска учителя, ученика, врача. Веселая маска, маска неудачника. Возьмите эти маски (заранее вы в большом количестве заготавливаете листы бумаги в виде масок, с прорезями для глаз), они белые и ничего еще не выражают. Нарисуйте на них те лица, какими вы бываете или какими хотели бы быть. Вы можете нарисовать столько масок, сколько захотите. Постарайтесь каждой маске дать какое-нибудь название». После рисования каждый представляет свои маски. Можно походить по комнате и разговаривать с другими, называя свою маску и говоря сообразно этой маске. Можно пригласить в середину круга двух человек и послушать диалог их масок, потом свои маски представят другие. После представления масок в круге проводится обсуждение. Сколько масок ты нарисовал? Кому не удалось нарисовать маску? В какой маске тебе больше всего понравилось ходить, что ты при этом чувствовал? Какие маски тебе показались необычными? После обсуждения можно продолжить беседу о масках. С помощью маски мы общаемся с миром, а с другой стороны, можем за ней спрятаться. Например, грустный человек может надеть маску веселого, если он не хочет ни с кем делиться своими переживаниями. Маска защищает наш внутренний мир, как кожа защищает наше тело. Она - посредник между нами и обществом. Маска позволяет сохранять дистанцию с другими людьми. Если у нас нет «кожи», то мы слишком открыты, беззащитны. Если у нас очень жесткая маска, то она может стать темницей. Вспомните персонаж романа А. Дюма Железную маску - ему, растущему, его маска уже не могла соответствовать. Когда мы сливаемся с маской, мы ведем себя всегда одинаково. Важно менять маски, менять роли. Если, например, мы слишком срастаемся с ролью ученика, то, закончив школу, нам трудно расстаться с этой ролью, с поведением школьника, перейти в новую общественную роль. Можно обсудить песню Г. Гладкова на стихи Ю.Кима «Шествие с огнями» из т/ф «Дом, который построил Свифт», в которой есть слова: «Вот опять линяет краска и опять спадает маска, а за ней еще одна, а за ней еще одна...» |
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ С ГРИМОМ «ЛИЦЕДЕЙСТВО»___________________________
Инструкция. Обсуждение. | Детям очень нравится использовать грим, они увлеченно раскрашивают себе лица и потом с удовольствием смывают грим, размазывая его. «Используя грим, мы сейчас будем создавать свое необычное лицо. Это будет маска для какой-либо роли. Например, шаманы, чтобы усилить магическое значение своего действия, разрисовывали себя. И в наше время многие племена перед битвой или перед охотой разрисовывают себя, чтобы усилить свое внутреннее состояние готовности действовать. Индейцы украшали себя перьями, больше всего их было у вождей. Можно нарисовать себе совершенно любое лицо – злого пирата или грустного клоуна, веселую Пеппи или Кота Базилио. Прежде чем приступить к работе, подумайте, какое необычное лицо вам сейчас хочется изобразить, постарайтесь сохранить это в тайне. А теперь приступайте к работе... Походите разрисованные по комнате, не говоря между собой... попробуйте определить, кто есть кто. Не раскрывайтесь сами, пусть вас попробуют узнать». Затем дети представляют свои роли. Что было необычным для тебя в твоей новой роли? Что ты чувствовал, когда изображал...? Чье лицо тебе не показалось необычным? |
Информация для ведущего. Перед проведением следующего упражнения с детьми проводится беседа о социальных институтах. Это общественно признанные меры взаимоотношения человека, гражданина и общества, государства. Социальные учреждения: поликлиника, банк, милиция, гостиница, музей, театр, школа, тюрьма и т. п. - являются проявлениями этой общественно признанной меры отношения общества или государства к здоровью человека, его образованию или наказанию его за правонарушения. Все социальные институты опираются как на негласное общественное признание, так и на строго формальный закон. Так, каждому гражданину законом положено обязательное среднее образование, но если он способен, он может получить высшее образование. Жить в обществе и быть свободным от общества невозможно, и каждый человек, выполняя социальные функции, находится во взаимодействии с социальными институтами. Вступая в социальный контакт, участник должен выполнять свою социальную роль, не выходить за ее пределы и не забывать о своих целях. Если вы пришли в поликлинику, то вы ожидаете получить лечение и получаете его, но и ничего кроме этого. Приходя к врачу, не жалуйтесь на жилищные условия и не ищите буфет.
_____________________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «ОРГАНИЗАЦИЯ»______________________________________
Обсуждение: | Упражнение проводится по типу ролевой игры. Играют два участника, первый участник - посетитель организации, он имеет определенную цель, второй - служащий той организации, в которую направляется первый участник. Посетитель определяется с тем, кто он, сколько ему лет, в какую организацию он идет, какая у него цель. Служащий, придерживается соответствующей роли, используя имидж роли, ее атрибуты. Остальные участники группы наблюдают, соответствует ли поведение посетителя и служащего ожиданиям и представлениям о данных ролях. Они отмечают особенности внешности, позы, мимики, речи (громкость, тембр, выражения), содержание диалога. В данном упражнении важно акцентировать внимание на целеполагании, целенаправленных усилиях для успешного решения вопроса. После выполнения нескольких сценок, второму участнику дается скрытое задание - уходить от роли служащего (врача, милиционера). Так, например, врач не выслушивает жалобы больного, а предлагает сыграть в шахматы. Наблюдатели отмечают - насколько посетитель удерживается в рамках заданной роли, преследует ли свои цели, что ему помогает, а что мешает разобраться в ситуации, особенности его поведения. Поведение каких участников показалось вам не соответствующим ожиданиям от роли? Что чувствовали посетители, когда служащие не соответствовали своей роли? Удалось ли посетителям достичь своих целей. Если бы в жизни было как в сценке - перепутанные роли, что было бы, как бы себя чувствовали? В последующих сценках можно сосредоточиться на конфликтах, когда у участников есть противоположные цели. При обсуждении важно иметь в виду, что конфликт может быть конструктивным, это возможность активизации и перестройки. Не обязательно уходить от конфликта или сразу же грубить. Это развивающая ситуация, развивающая дивергентность нашего мышления и поведения в сложных ситуациях. |
ОБУЧЕНИЕ КОНКРЕТНЫМ
СОЦИАЛЬНЫМ НАВЫКАМ
(Конкретные шаги для налаживания связей
с социальным пространством)
Социальные навыки являются связующим звеном между личностью и социумом. Когда навык не усвоен, ребенок вступает в каждую ситуацию социального взаимодействия как в новую, что каждый раз требует от него значительных энергетических затрат. Овладение навыками поможет сгладить различие между детьми, воспитывающимися в сиротских учреждениях, и детьми, получившими навыки социализации в семье.
Как начать беседу, как задать вопрос, как попросить, как отстаивать свое мнение, как принимать критику, как преодолеть обвинение, как справляться со своим и чужим гневом, как убеждать других, преодолевать давление и приходить к компромиссу, как сказать «нет», как выразить благодарность, - именно эти навыки мы посчитали актуальными для проработки, учитывая особенности воспитанников сиротских учреждений.
Критерием эффективного взаимодействия является достижение цели при сохранении или улучшении отношений. Если цель не достигнута или если цель достигнута, но отношения участников общения ухудшились, взаимодействие не считается эффективным.
Этот этап блока проводится на основе метода Структурированного обучения (А. П. Гольдштейн и Р. П. Спрафкин, [3]).
Структурированное обучение - это отработка навыков социального взаимодействия. Для того чтобы создать мотивацию к отработке навыков, надо обратиться к личному опыту, можно узнать, бывали ли в жизни участников трудные ситуации подобного плана (в соответствии с изучаемым навыком), таким образом, отработка навыков начинается с демонстрации подросткам ценности использования этих навыков в жизни.
В Структурном обучении выделяется четыре компонента: моделирование, ролевая игра, обратная связь и перенос навыка.
Моделирование - это своего рода зарисовка жизненной ситуации, выполняемая ведущим и одним из участников. Его целью является показ участникам группы изучаемого навыка. Каждый навык составляют специфические поведенческие шаги. При показе все шаги, составляющие навык, должны быть смоделированы в правильной последовательности. Все второстепенные детали должны быть минимизированы. Моделирующие показы должны изображать только один навык за раз. При моделировании ведущему следует изображать такого же человека, как участники группы, то есть воспитанника, похожего по возрасту и вербальным способностям. Для демонстрации навыка используется не менее двух примеров.
Для того чтобы участники внимательно следили за представлением навыка, предварительно нескольким участникам раздаются карточки, на которых написаны поведенческие шаги. Каждая карточка содержит один шаг изучаемого навыка. Ведущий уделяет особое внимание помощи участникам в отслеживании поведенческих шагов. Некоторые шаги вызывают у участников недоумение, так как они представляют собой «мысли вслух». Ведущий сообщает, что актеры иногда «думают вслух», что обычно они бы «думали про себя» и что этот процесс сделан для того, чтобы облегчить обучение.
Ролевая игра служит поведенческой репетицией. Для проигрывания лучше использовать гипотетическую будущую ситуацию, чем проигрывать события прошлого. Тем не менее обсуждение прошлых событий, требующих использования изучаемого навыка, может быть использовано в качестве симулирования участников на придумывание примеров, подобных ситуаций, которые могут случиться в будущем. Когда кто-то из участников описал ситуацию из своей жизни, в которой использование навыка сможет быть полезным, он становится главным актером и выбирает участника на вторую роль. Далее уточняется вся ситуация: обстановка, настроение участников, что предшествовало данной сцене и т. д. Это повышает реализм сцены. Важно, чтобы главный актер старался выполнить поведенческие шаги данного навыка. Это главное назначение ролевой игры в Структурном обучении. Перед исполнением сцены главному актеру напоминаются шаги навыка, точки с написанными шагами раздаются другим членам группы. Каждый из них громко зачитывает шаги, начиная с первого. Они становятся наблюдателями, каждый получивший карточку наблюдает за качеством выполнения шага, записанного на его карточке.
После каждой игры проводится обсуждение. Главный актер получает обратную связь от второго актера, наблюдателей и ведущего. Ведущему важно следить за тем, чтобы поддерживался поведенческий фокус обсуждения. Комментарии самого ведущего должны указывать на присутствие или отсутствие специфического конкретного поведения и не принимать формы оценочного комментария. Так же комментарий ведущего должен носить позитивный характер. Возможна критика отдельных недостатков. Целиком «плохое» исполнение может быть рассмотрено как «хорошая попытка». Если комментарий негативный, обязательно должны быть конструктивные предложения о том, как может быть улучшен навык. После обсуждения можно переиграть ролевую игру, первый и второй участники могут поменяться ролями или сцену могут разыграть другие участники.
Для переноса навыка в реальную жизнь можно использовать домашние задания. Участники берутся попробовать данное поведение в своей реальной жизни. Они записывают, где, когда, с кем они попробуют использовать изученный навык. Последующие занятия начинаются с обсуждения домашней работы. Надо отметить, что в случае с воспитанниками, подобные задания использовать сложно, так как обычно они негативно относятся к выполнению домашних заданий и для переноса навыка в реальные жизненные ситуации лучше выделять специальные занятия.
НАВЫК «ЗАДАВАНИЕ ВОПРОСА»
Для того чтобы создать мотивацию к проблеме, надо обратить содержание темы к личному опыту. Для этого сначала можно спросить: «Бывали ли у вас в жизни ситуации, в которых вы хотели что-то узнать от других людей, но это не получилось, были ли у вас в жизни случаи, когда трудно было задать вопрос, выяснить какую-то информацию?»
Если участники затрудняются в нахождении таких случаев, стоит помочь наводящими вопросами: «Бывало ли так, что у вас возникали какие-то затруднения в школе, в транспорте, в магазине, в общении со сверстниками, со взрослыми, на уроке из-за того, что вы стеснялись или не знали, как вам прояснить что-то, получить ту или иную информацию?».
Если дети все равно затрудняются, можно предложить им конкретные ситуации из их жизни, в которых, мы знаем из опыта, они часто испытывают затруднения такого рода.
«Бывало ли так, что вам трудно спросить в магазине, кто последний в очереди; затруднялись на уроке поднять руку, чтобы задать вопрос, когда что-то непонятно, и оставались с непроясненным вопросом; бывало ли так, что вы не сделали домашнее задание только из-за того, что вы не смогли уточнить, что задано».
Можно рассказать о своей трудной ситуации, из своего опыта.
Воспитанники на наших занятиях обращались к следующим ситуациям: отпрашивался с урока и не разрешили уйти; проехал нужную остановку, потому что не спросил, где надо выйти; были деньги на джинсы и не смогла купить их; дежурил второй день подряд и не догадался спросить, почему должен это делать и т. д. Можно обсудить с детьми, почему бывает трудно задать вопрос, что мешает это сделать. Возможно, это страх, что тебя не поймут, возможно, не чувствуешь себя на равных с человеком, у которого хотел бы спросить. Какие могут быть последствия, если не задал вопроса? Возможно, чего-то лишаешься.
Далее выбирается жизненная ситуация, в которой использование навыка "задавание вопроса» сможет быть полезным в будущем. Затем ведущий дает информацию о шагах, моделирует поведение и группа переходит к отработке навыка.
Задавание вопроса, шаги:
1. Решите, о чем вы хотели бы больше знать.
2. Решите, кого вы спросите.
3. Подумайте о разных способах, чтобы задать ваш вопрос, и выберите один способ.
4. Правильно выберите место и время, чтобы задать ваш вопрос.
5. Задайте ваш вопрос.
Примечания для ведущего. Для 1 -го шага - спросите о чем-нибудь, что вы не понимаете, что вы не слышали, или о том, что вас смущает.
Для 2-го - подумайте, кто имеет самую лучшую информацию по теме, обсудите это, спрашивая у нескольких людей.
Для 3-го - подумайте о формулировке, поднимите руку, спросите спокойно.
На 1 -м шаге важно помочь ребенку осознать свою потребность и понять, о чем ему нужно спросить, чтобы прояснить ситуацию. Например, ребенку надо выяснить, входит ли он в основной состав артистов, которые едут на выступление завтра вечером. При этом ребенок не хочет туда ехать. Первым шагом является осознать, что он не хочет туда ехать, и решить, что ему нужно спросить, чтобы прояснить ситуацию, а именно: входит ли он в основной состав артистов и можно ли ему не ехать выступать. На 2-м шаге он решает, кто может дать ему точную информацию. Вероятно, это руководитель ансамбля. На 3-м шаге он формулирует вопрос. На 4-м шаге он выбирает место и время, чтобы задать свой вопрос. Вопрос должен быть услышан, и поэтому лучше, если он прозвучит не «на ходу», а когда руководитель сможет ему уделить внимание. Последним шагом вопрос задается.
НАВЫК «НАЧАЛО БЕСЕДЫ»
Работу с этим навыком можно начать со слов: «Думаю, что каждый из васдолжен использовать этот навык хотя бы раз в день. Давайте подумаем, как много ситуаций мы можем решить с помощью этого навыка и в школе, и на улице. Начало беседы хорошим способом может помочь вам». Вот некоторые ситуации, которые назывались воспитанниками: договориться о том, чтобы помыть машину заопределенную плату; отпроситься у воспитателя на весь выходной день; познакомиться с новыми людьми; договориться с учителем и пропустить урок.
Шаги навыка «Начало беседы»:
1. Поздоровайтесь с другим человеком.
2. Поболтайте о чем-нибудь.
3. Решите, слушает ли вас другой человек.
4. Перейдите к главной теме.
Примечания для ведущего. Для 1-го шага - скажите «здравствуйте», выберите правильное место и время.
Для 3-го шага - проверьте, слушает ли другой человек: посмотрите на него, кивает ли он головой, говорит ли он «м-м, да-да».
Предлагаемое содержание для моделирования ситуаций
Главный участник (актер) начинает беседу с учителем.
Главный актер обсуждает свое решение с воспитателем.
Главный актер предлагает планы на выходной день другу.
Для воспитанников наиболее трудным является выполнение 2-го и 3-го шага. Зачастую, поздоровавшись, они сразу переходят к главной теме, забывая поговорить о чем-то для того, чтобы установить контакт, и не обращают внимания на то, слушают ли их.
НАВЫК «ПРИНЯТИЕ КРИТИКИ»
Человек, не умеющий принимать критику, похож на человека с длинными пальцами на ногах, на которые легко наступить.
Шаги:
1. Пойми, что тебе говорят, и оставайся спокойным.
2. Попроси разъяснения. Скажи, с чем ты согласен и с чем не согласен и почему.
3. Отметь реакцию партнера.
Примечания для ведущего. Для 2-го шага - скажите: «Что вы имеете в виду?» При этом можно повторить фразу, по поводу которой требуются разъяснения.
Для 3-го шага - предполагается, что вы получили разъяснения. Скажите: «Я согласен с тем, что вы говорили то-то, и не согласен с тем, что вы говорили то-то». При этом чувствовать себя надо свободно.
Рассматривая с детьми первый шаг, как оставаться спокойным, можно провести маленькое упражнение. «Давайте надуемся, как автомобильные шины... надуваемся... надуваемся... до конца, чтоб появилось желание сдуться». Так чувствует себя человек, когда его критикуют: чувствует, как надувается, или чувствует, как проваливается сквозь землю, часто готовится сам атаковать. Можно привести образное сравнение. Канонир наводит на вас пушку и стреляет. Попадет в вас ядро или нет, зависит от вашей ответной реакции. Ядро пролетит мимо, если вы в ответ на критику зададите простой вопрос: «Что вы имеете в виду?»
Второй шаг дается нам нелегко. Приходится признать, что в каждой критике есть доля правды, здоровое зерно. Надо принять какую-то часть слов о себе. Критика всегда связана с каким-то разочарованием в нас. И важно признать факт своего несовершенства. «Да, я не могу быть идеальным. Если я признаю, что я не идеал, то этим разрешаю себе совершать ошибки и позволяю другим людям видеть себя несовершенным. Я могу не нравиться кому-то, и я принимаю это, и тогда мне удается принять критику. Яс чем-то из сказанного соглашаюсь, а с чем-то - нет».
Предлагаемое содержание для моделирования ситуаций
1. Главного актера ругает учитель за грязь в тетради.
2. Главного актера друг называет жадным.
НАВЫК «КАК СКАЗАТЬ "НЕТ"»
В предыдущих частях программы мы уже уделяли внимание способности сказать «нет». В личностном блоке мы рассматривали ее в рамках личностных характеристик, в коммуникативном - в качестве одного из необходимых умений при общении с другими людьми. В данном, социальном блоке мы стараемся отработать этот навык пошагово для того, чтобы ребенок мог им пользоваться в своей жизни. Для воспитанников овладение этим навыком имеет большое значение, так как им сложно бывает отказать другому, особенно если другой человек настойчив. Трудно также и определиться: отказывать или соглашаться.
Сказать «да» - может означать сделать хуже себе, а сказать «нет» - сделать хуже другим. Если мы говорим «нет», то чувствуем себя виноватыми и одинокими.
Шаги:
1. Выслушать просьбу спокойно, доброжелательно.
2. Попросить разъяснения, если что-то неясно.
3. Оставаться спокойным и сказать «нет».
4. Объяснить, почему вы говорите «нет».
5. Если собеседник настаивает, повторить «нет» без объяснений.
Примечания для ведущего. Для 2-го шага - если что-то неясно, спросите: «Что вы имеете в виду?»
Для 5-го шага - если вы отказали, человек может попытаться манипулировать вами, вызвать чувство вины. Важно не реагировать на манипуляции и оставаться внутренне сосредоточенным на главном содержании просьбы и причине вашего отказа.
Однако отказ не означает разрыв отношений с человеком. Для того чтобы не оттолкнуть другого, надо проявить сочувствие, сопереживание, «послушать сердце» этого человека. Другими словами, «нет» надо говорить, учитывая чувства другого человека и при этом знать свои цели. Например: «Я вижу, вы очень расстроены, и у меня сейчас нет времени на это дело».
Способность сказать «нет» повышает вашу оценку в глазах других людей. Однако эта способность так же важна, как и способность сказать «да».
Труднее всего отказывать близким людям, которые о нас заботятся. В случае подростков эти люди не только заботятся, но и отвечают за их жизнь и здоровье, а также предъявляют требования к детям, которые надо выполнять.
Предлагаемое содержание для моделирования ситуаций
1. Друг просит главного актера подежурить за него.
2. Воспитатель просит главного актера сходить с ним в магазин.
Далее мы приводим основное содержание навыков (шаги, комментарии для ведущего, предлагаемое содержание для моделирования ситуаций), которые были отмечены выше как наиболее значимые для воспитанников.
НАВЫК «ПРОСЬБА О ПОМОЩИ»
Шаги | Примечания для ведущего |
1. Решите, в чем заключается проблема | Определите, кто и что способствует этому; каково их действие на вас |
2. Решите, хотите ли вы помощи | Подумайте, можете ли вы решить проблему один |
3. Подумайте об определенных людях, которые могут помочь вам, и выберите одного | Оцените всех возможных помощников и выберите лучшего. |
4. Расскажите человеку о проблеме и попросите его помочь вам |
Предлагаемое содержание для моделирования ситуаций
1. Главный актер просит учителя помочь в решении трудной домашней задачи.
2. Главный актер просит воспитателя помочь в личной проблеме.
3. Главный актер просит у друга его игру на вечер.
НАВЫК «ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ»
Шаги | Примечания для ведущего |
1. Решите, имеете ли вы и другой человек различия во мнениях. | Имеете ли вы время для обсуждения. |
2. Скажите другому человеку, что вы думаете о проблеме. | Изложите вашу собственную позицию и ваше принятие позиции другого. |
3. Спросите другого человека, что он думает о проблеме | |
4. Послушайте внимательно его ответ | |
5. Подумайте о том, почему другой человек может выбрать этот путь | |
6. Предложите компромисс | Конечно, предлагаемый компромисс должен учитывать мнение и чувства обоих сторон |
Предлагаемое содержание для моделирования ситуаций
1.Главный актер договаривается с воспитателем, какой фильм смотреть по телевизору.
2. Главный актер договаривается с человеком о вознаграждении за работу.