Наше первое упражнение наглядно доказало, что между детьми и родителями существует некое непонимание.

Родительское собрание.

Разные взгляды.

(Психологический практикум).

Автор –составитель: Белокопытова Ирина Александровна,

муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Куровской Дом

художественного творчества детей»,

методист, 1 категория

Цель:

· Способствовать гармонизации взаимоотношений родителей и детей

Задачи:

· Помочь понять возможные психологические истоки конфликтов, непонимания

· Познакомить с методами разрешения конфликта, формировать умение видеть те или события глазами другого человека, анализировать жизненные ситуации.

· Способствовать установлению взаимопониманию родителей и детей

Необходимое оборудование:

· Мультипликационный фильм

· Карточки с изображением предметов для упражнения № 1

· 2 стенда – мольберта с карточками для упражнения № 1

· Карточки с текстом для упражнения № 2 ( 2 шт.)

· Пластиковые стаканы (0,5 л) с подписанными номерами от № 1 до № 10 (2 комплекта (для детей и родителей)для упражнения № 3

· Таблички с надписями для упражнения № 4

Мама

Ребенок

Деньги

Квитанция

Компьютер

Компьютерная игра

Телефон

Кошка – наблюдатель

Часы

Хор 1 Хор 2

· Изображение эмоционального термометра для упражнения № 5

· Жетоны разных цветов (4 цвета) для упражнения № 5 по количеству участников, клей

· 2 листа А4 для составления Памяток для упражнения № 6, ручки

· Медленная музыка для упражнения № 7,CD-проигрыватель

· Раздатки «Тест-игра «Какой вы родитель?» по количеству родителей

· Бумага и карандаш для записи наблюдений и результатов

Для создания благоприятной атмосферы, снятия напряжения перед началом разговора можно предложить посмотреть мультипликационный фильм, демонстрирующий разные взгляды на вещи, например «Чуня» или «Винни-пух и день забот»

- О чем был данный мультфильм?

Варианты ответов: не важно, кто ты, важно, какой ты; у каждого есть свой взгляд на вещи; нужно уважать чужое мнение; чтобы поныть другого, нужно поставить себя на его место.

- Предлагаю вам проверить наши выводы с помощью следующего упражнения.

I. Упражнение №1.

«Одинаков ли взгляд на вещи у детей и родителей ?»

(автор упражнения Дж. Кuнчер)

Посмотрите на фигуры и напишите, что это,. по-вашему, такое.

Приложение № 1.

Выслушиваются по очереди ответы детей и родителей.

Во время ответов сгруппируйте ответы испытуемых по категориям, размещая их на мольбертах.

- Вещи (одежда, украшения)

- предметы домашнего обихода (мебель, посуда)

- растения

- игрушки

- насекомые, животные

- спортивные предметы

- природа

- строение

- еда

- механизм

- геометрическая фигура

-другое

Сравните детей и родителей по тому, какие категории они пред­почитают.

Вопросы для обсуждения полученных результатов

§ Как опыт обращения с предметами повседневного оби­хода может

сказываться на восприятии этих фигур?

§ Чем еще можно объяснить различия в их восприятии?

Этот эксперимент напоминает о том, что на один воп­рос может быть несколько правильных ответов. Или может быть несколько правильных восприятий одного и того же явления.

Каждый человек придает окружающим вещам свой смысл. Кого-то мыши приводят в ужас, а кто-то считает их хорошенькими.

Вывод. Во что превратилась бы жизнь, если бы все воспринимали окружающее совершенно одинаково?!

Наше первое упражнение наглядно доказало, что между детьми и родителями существует некое непонимание.

Различия меж­ду поколениями - это различие между людьми, родившими­ся в разное время. Эти различия так же универсальны, как и возрастные отличия.

Общество - это смена, преемствен­ность поколений. Степень межпоколенных различий зави­сит от темпов социально-исторического развития. Преемст­венность поколений всегда избирательна: то, что соответ­ствует изменившимся условиям, отвергается или изменяет­ся.

Разность поколений свя­зана и с возрастными особенностями подростков, их роди­телей, бабушек и дедушек.

Подростки обладают той жажды новизны, которая не свойственна людям в зрелом и пожилом возрасте. Подрос­ток занимает промежуточное положение между миром взрослых и детей. Главным новшеством подросткового воз­раста является чувство взрослости у подростков. Это про­тиворечивое чувство; вместе с этим одной из важных потребностей подросткового возраста является стремление к независимости от контроля и опеки старших.

II. Сегодня мы попробуем найти точки соприкосновения. И для начала обозначим проблему.

Упражнение №2.

Работа с текстом.

Инструкция. Заполните, пожалуйста, пробелы в сле­дующем тексте:

«Далеко-далеко, так далеко, что отсюда не видно, есть звезда Непонимания. На этой звезде живут существа, которые называют себя_____________________... Им кажется, что их никто не понимает и поэтому…___________________________________________________

И вот однажды решили они рассказать о себе другим существам.

Собрали небольшую посылку, в которую положили все свои проблемы. .Их оказалось так много, что они не вместились в капсулу, и пришлось им оставить только 5 самых важных:

1.

2.

3.

4.

5.

Долго ждали ответа. Но ...

Готовые рассказы зачитываются.

Как вы думаете, почему в конце рассказа стоит союз НО ?

Друг другу.

Упражнение №3

Блиц-опрос.

Участникам встречи раздаются жетоны (кусочки цветной бумаги, вырезанные кружки и т. д.). Выставляются пластиковые стаканы с номерами двумя линиями: для детей и родителей

Зачитываются вопросы и по очереди варианты ответов для детей и родителей. Нужно дать ответ«ДА» или «НЕТ».

Если «ДА», то в пластиковый стакан (0,5) с номером вопроса бросается жетон.

  Для родителей Для детей
1. Самостоятельность 1.Ваш ребенок растет самостоятельным, инициативным, способным к принятию важных решений ? Ты считаешь себя самостоятельным, сам проявляешь инициативу в делах , принимаешь важные решения?
2. Степень защищенности 2. Вы всегда защищаете своего ребенка, даже если он не прав? Ты полностью уверен в том, что твои родители всегда тебя защитят.
3. Доверие 3. Вы полностью доверяете своему ребенку и уверены в том, что у него нет от вас тайн. Всегда ли ты говоришь правду родителям?
4. Совместное времяпровождение 4. Вы мало времени проводите со своим ребенком. Ты хочешь чаще общаться с родителями.
5. Похвала. 5. Вы всегда хвалите ребенка за его успехи. Родители всегда замечают твои успехи и не забывают похвалить тебя.
6. Степень ответственности 6..Родители виноваты в том, что дети становятся наркоманами, алкоголиками, ворами, проститутками.? Родители виноваты в том, что дети становятся наркоманами, алкоголиками, ворами, проститутками.?
7. Критика 7. Вы часто критикуете ребенка, делаете ему замечания. Ты слышишь в свой адрес только одни упреки и замечания.
8. Организация досуга. 8. Вы позволяете своему ребенку выбирать себе друзей и проводить свободное время по его усмотрению. Ты сам выбираешь, с кем тебе дружить и как проводить свободное время.
9. Семейные обязанности 9. Вы считаете, что Ваш ребенок недостаточно помогает Вам в семейных делах. Ты считаешь, что у тебя должно быть больше свободного времени.
10. Любовь 10.Вы часто говорите ребенку, что любите его. Ты хочешь чаще слышать, что родители тебя любят.

Обсуждение результатов.

Давайте посмотрим на результаты.

Совпадения по вопросам, связанным…..

Расхождения….

IV. Оценить себя объективно – довольно сложно. Для этого нужно уметь посмотреть на себя со стороны.

В жизни любому человеку приходится в какой-то мере быть артистом. Только играем мы не актерские роли, а психологические. Понятие «психологическая роль» можно раскрыть так: построение поведения в соответствии с тем, чего от тебя ждут.

« Пьеса» исполнителя психологической роли - это реаль­ная ситуация . «Режиссер» - это воспитатели, родители, учителя, авторитетные представители сегодняшнего окруже­ния . «Сорежиссер» - это сам человек, который предъявляет определенные требования к содержанию и стилю своего по­ведения. Есть и «пyблика», которую может представлять всего один собеседник, чьи ожидания человек схватывает и сознательно или бессознательно стремится согласовать свое поведение с этими ожиданиями.

В каждом человеке, по мнению американского психоте­рапевта Э. Берна, существует три «Я».: Дитя (зависимое, подчиняемое и безответное существо); Родитель (независи­мый, неподчиняемый и берущий ответственност.ь на себя) и Взрослый(умеющий считаться с ситуацией, понимать ин­тереcы других и распределять ответственность между собой и ими).

Сейчас вы попробуете себя в самых различных ролях.

Упражнение №4.

Сюжетно- ролевая игра.

Ситуация: мама, уходя на работу, просит ребенка после школы оплатить квитанцию за телефон, так как подошел последний день оплаты. Ребенок, придя из школы, садится за компьютер, и забывает про просьбу. Телефон отключают.

Раздаются карточки с ролями, и 2 раза проигрывается сюжет, в зависимости от варианта позиций героев: «главное – дело», «главное – добрые взаимоотношения»

Роли.

Мама

Ребенок

Деньги

Квитанция

Компьютер

Компьютерная игра

Телефон

Кошка – наблюдатель

Часы

Хор 1 Хор 2

Финал: участники должны выбрать одну из позиций, отойдя к той стороне, которую определяет ведущий. Например, направо -«главное – дело», налево -«главное – добрые взаимоотношения»

В процессе общения возникают непростые ситуации. С соци­ально-психологической точки зрения общение является основным содержанием, конструктором человеческой жизни.

Характер общения определяет здоровье человека, его при­влекательность, красоту, успех и в работе, и в личных отношениях.

V. Установлению тесных взаимоотношений с родными людьми способствуют и следующие моменты:

Привязанность.

Чувство близости, основанное на привязанности, симпатии

Самораскрытие.

Это обнаружение сокровенных пе­реживаний и мыслей перед другим человеком.

Преданность.

Поскольку двое доверяют друг другу, они свободно открывают свои сокровенные

тайны, мир фантазий, делятся жизненным опытом, не требуя ничего взамен, кроме

радости общения.

Бескорыстность.

Подлинные друзья с готовностью оказывают помощь даже в тех случаях,

когда не может идти речь ни о какой компенсации. Желание «дарить» выступа­ет

как глубокая внутренняя потребность.

Упражнение №5.

Эмоциональный термометр (автор метода психолог ГА. Цукерман).

Чтобы ладить с людьми, надо учитывать особенности их эмоциональной жизни. Чтобы владеть своими чувства­ми, надо познакомиться с собственным эмоциональным устройством. Изменить собственное состояние, настрое­ние, эмоцию можно, посмотрев на себя со стороны. ВОТ как выглядит «эмоциональный термометр».

Если на вопрос: «Присутствуют ли в ваших отношениях с детьми

( с родителями ) следующие отношения, вы можете ответить «Конечно, да», то кружок соответствующего цвета нужно поместить на шкалу термометра.

 
  Наше первое упражнение наглядно доказало, что между детьми и родителями существует некое непонимание. - student2.ru

Все присутствующие размещают разноцветные кружки на изображении эмоционального термометра.

Ведущий озвучивает результаты: какие отношения присутствуют в достаточной степени, какие нужно развивать и т.д.

Надо помнить,

что в человеческих отношениях нет ничего окон­чатeльнoго, они живут,

изменяются с возрастом людей, изменяются под влиянием опыта, личностного роста, ха­рактера общения.

Если отношения дороги, нужно учиться сохранять и беречь их.

Центральное звено любых отноше­ний – эмоции и чувства.

Эмоциональные способности заложены в природе че­ловека.

По новейшим данным, эмоциональный фактор способ­ствует личному успеху человека, по крайней мере, на 80%, тогда как уровень интеллекта - вceгo лишь на 20%.

Свои эмоции мы выражаем через слова. Слова имеют большую психологическую силу. Словами мы не только описываем события, предметы, но и вызы­ваем определенные чувства. Зачастую люди плохо умеют или вовсе не умеют описывать свои чувства, осо­бенно гнев или раздражение, и поэтому иногда подавля­ют их проявление либо выплескивают на головы близких. «Человек оказывается во власти отрицательной эмоции, а ближние - как бы в его власти», - считает отечествен­ный психолог М. Папуш.

«Боясь открыто выразить чувства, которые нас пере­полняют, - рассмеяться, когда весело, заплакать, когда мы потрясены или растроганы, - мы часто боимся лучшего в себе, и это лучшее, не находя выхода, умирает, как костер, наглухо заваленный валежником. Мужество в искренности», - замечает Е.М. Богат, русский философ ХХ века.

Так возникает привычка быть нечувствительным к происходящему не только с нами, но и с окружающими людьми и во взаимоотношениях с ними. Искусство под­держивать хорошие отношения с другими людьми в зна­чительной мере сводится к умению понимать эмоциональное состояние других.

VI. Иногда недостаточно просто сказать , чего же ты хочешь на самом деле, а нужно еще, чтобы тебя услышали.

Помогите друг другу понять те ошибки, которые вы совершали в общении.

Упражнение №6.

Составление Памяток.

VII.

Упражнение № 7.

Интересные вещи можно обнару­жить в специальном эксперименте, когда два человека са­дятся близко напротив друг друга, смотрят друг другу в глаза и прямо разговаривают друг с другом. Выясняется, что любые два человека независимо от того. какого они пола и были ли они до этого знакомы между собой, всегда начинают испытывать симпатию друг к другу. Это показы­вает, что неприязнь между людьми возникает из-за того, что они не видят друг друга и не разговаривают прямо друг с другом» (Э. Берн, американский психолог хх века).

Музыка.

Сядьте напротив друг друга, возьмитесь за руки.

Посмотрите друг другу в глаза.

Скажите добрые слова.

Хочется наш разговор закончить мнением героя повести Г. Михасенко «Милый Эп»: « ... Конечно, откуда им знать, если я молчу, но родители должны чувствовать так, без слов ... Ясновид­цами и волшебниками должны быть родители! Это почти фанта­стика, но что поделаешь, если я этого хотел!»

Так будьте же пусть не волшебниками, но обязательно друзь­ями своих детей. А дети, в свою очередь, гордитесь своими родителями.

В заключение, мы предлагаем родителям домашнее задание.

Ответив на вопросы этого теста, вы узнаете , какой Вы родитель.

Приложение № 2

Литература.

1. Азаров ,А. П.Семейная педагогика / А. П.Азаров. - М.: 1985

2. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1. / Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 144 с.

3. Бадирова, З. А., Козлова, А. В. Классные часы и беседы для девушек (6-11 классов) / З. А. Бадирова., А. В.Козлова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 192 с.

4. Макаренко, А. С. Книга для родителей / А. С.Макаренко - М.: Педагогика,1983. – 160 с.

5. Маленкова, Л. И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководитьелю о работе с родителями) / Л. И. Маленкова. - М. : ТОО «ИнтелТех», Правление о-ва «Знание» России,1994- 216 с.

6. Лупоядова, Л . Ю., Мельникова, Н. А., Якимович, И. Г. Родительский всеобуч. Родительские собрания. 5-7 класс / – Брянск: Курсив, 2006. – 208 с.

7. Козлова , Г. Н. Школьный родительский клуб: программа работы, формы занятий, методические разработки / Г. Н. Козлова, Е. В. Любезнова, Е. Н. Нецветайлова. – М.: Глобус; Волгоград: панорама,2009. – 176 с. – (Воспитательная работа)

Приложение № 1.

Наше первое упражнение наглядно доказало, что между детьми и родителями существует некое непонимание. - student2.ru

Наше первое упражнение наглядно доказало, что между детьми и родителями существует некое непонимание. - student2.ru

Приложение № 2.

Родительское собрание.

Разные взгляды.

(Психологический практикум).

Автор –составитель: Белокопытова Ирина Александровна,

муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Куровской Дом

художественного творчества детей»,

методист, 1 категория

Цель:

· Способствовать гармонизации взаимоотношений родителей и детей

Задачи:

· Помочь понять возможные психологические истоки конфликтов, непонимания

· Познакомить с методами разрешения конфликта, формировать умение видеть те или события глазами другого человека, анализировать жизненные ситуации.

· Способствовать установлению взаимопониманию родителей и детей

Необходимое оборудование:

· Мультипликационный фильм

· Карточки с изображением предметов для упражнения № 1

· 2 стенда – мольберта с карточками для упражнения № 1

· Карточки с текстом для упражнения № 2 ( 2 шт.)

· Пластиковые стаканы (0,5 л) с подписанными номерами от № 1 до № 10 (2 комплекта (для детей и родителей)для упражнения № 3

· Таблички с надписями для упражнения № 4

Мама

Ребенок

Деньги

Квитанция

Компьютер

Компьютерная игра

Телефон

Кошка – наблюдатель

Часы

Хор 1 Хор 2

· Изображение эмоционального термометра для упражнения № 5

· Жетоны разных цветов (4 цвета) для упражнения № 5 по количеству участников, клей

· 2 листа А4 для составления Памяток для упражнения № 6, ручки

· Медленная музыка для упражнения № 7,CD-проигрыватель

· Раздатки «Тест-игра «Какой вы родитель?» по количеству родителей

· Бумага и карандаш для записи наблюдений и результатов

Для создания благоприятной атмосферы, снятия напряжения перед началом разговора можно предложить посмотреть мультипликационный фильм, демонстрирующий разные взгляды на вещи, например «Чуня» или «Винни-пух и день забот»

- О чем был данный мультфильм?

Варианты ответов: не важно, кто ты, важно, какой ты; у каждого есть свой взгляд на вещи; нужно уважать чужое мнение; чтобы поныть другого, нужно поставить себя на его место.

- Предлагаю вам проверить наши выводы с помощью следующего упражнения.

I. Упражнение №1.

«Одинаков ли взгляд на вещи у детей и родителей ?»

(автор упражнения Дж. Кuнчер)

Посмотрите на фигуры и напишите, что это,. по-вашему, такое.

Приложение № 1.

Выслушиваются по очереди ответы детей и родителей.

Во время ответов сгруппируйте ответы испытуемых по категориям, размещая их на мольбертах.

- Вещи (одежда, украшения)

- предметы домашнего обихода (мебель, посуда)

- растения

- игрушки

- насекомые, животные

- спортивные предметы

- природа

- строение

- еда

- механизм

- геометрическая фигура

-другое

Сравните детей и родителей по тому, какие категории они пред­почитают.

Вопросы для обсуждения полученных результатов

§ Как опыт обращения с предметами повседневного оби­хода может

сказываться на восприятии этих фигур?

§ Чем еще можно объяснить различия в их восприятии?

Этот эксперимент напоминает о том, что на один воп­рос может быть несколько правильных ответов. Или может быть несколько правильных восприятий одного и того же явления.

Каждый человек придает окружающим вещам свой смысл. Кого-то мыши приводят в ужас, а кто-то считает их хорошенькими.

Вывод. Во что превратилась бы жизнь, если бы все воспринимали окружающее совершенно одинаково?!

Наше первое упражнение наглядно доказало, что между детьми и родителями существует некое непонимание.

Различия меж­ду поколениями - это различие между людьми, родившими­ся в разное время. Эти различия так же универсальны, как и возрастные отличия.

Общество - это смена, преемствен­ность поколений. Степень межпоколенных различий зави­сит от темпов социально-исторического развития. Преемст­венность поколений всегда избирательна: то, что соответ­ствует изменившимся условиям, отвергается или изменяет­ся.

Разность поколений свя­зана и с возрастными особенностями подростков, их роди­телей, бабушек и дедушек.

Подростки обладают той жажды новизны, которая не свойственна людям в зрелом и пожилом возрасте. Подрос­ток занимает промежуточное положение между миром взрослых и детей. Главным новшеством подросткового воз­раста является чувство взрослости у подростков. Это про­тиворечивое чувство; вместе с этим одной из важных потребностей подросткового возраста является стремление к независимости от контроля и опеки старших.

II. Сегодня мы попробуем найти точки соприкосновения. И для начала обозначим проблему.

Упражнение №2.

Работа с текстом.

Инструкция. Заполните, пожалуйста, пробелы в сле­дующем тексте:

«Далеко-далеко, так далеко, что отсюда не видно, есть звезда Непонимания. На этой звезде живут существа, которые называют себя_____________________... Им кажется, что их никто не понимает и поэтому…___________________________________________________

И вот однажды решили они рассказать о себе другим существам.

Собрали небольшую посылку, в которую положили все свои проблемы. .Их оказалось так много, что они не вместились в капсулу, и пришлось им оставить только 5 самых важных:

1.

2.

3.

4.

5.

Долго ждали ответа. Но ...

Готовые рассказы зачитываются.

Как вы думаете, почему в конце рассказа стоит союз НО ?

Наши рекомендации