Наше первое упражнение наглядно доказало, что между детьми и родителями существует некое непонимание.
Родительское собрание.
Разные взгляды.
(Психологический практикум).
Автор –составитель: Белокопытова Ирина Александровна,
муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Куровской Дом
художественного творчества детей»,
методист, 1 категория
Цель:
· Способствовать гармонизации взаимоотношений родителей и детей
Задачи:
· Помочь понять возможные психологические истоки конфликтов, непонимания
· Познакомить с методами разрешения конфликта, формировать умение видеть те или события глазами другого человека, анализировать жизненные ситуации.
· Способствовать установлению взаимопониманию родителей и детей
Необходимое оборудование:
· Мультипликационный фильм
· Карточки с изображением предметов для упражнения № 1
· 2 стенда – мольберта с карточками для упражнения № 1
· Карточки с текстом для упражнения № 2 ( 2 шт.)
· Пластиковые стаканы (0,5 л) с подписанными номерами от № 1 до № 10 (2 комплекта (для детей и родителей)для упражнения № 3
· Таблички с надписями для упражнения № 4
Мама
Ребенок
Деньги
Квитанция
Компьютер
Компьютерная игра
Телефон
Кошка – наблюдатель
Часы
Хор 1 Хор 2
· Изображение эмоционального термометра для упражнения № 5
· Жетоны разных цветов (4 цвета) для упражнения № 5 по количеству участников, клей
· 2 листа А4 для составления Памяток для упражнения № 6, ручки
· Медленная музыка для упражнения № 7,CD-проигрыватель
· Раздатки «Тест-игра «Какой вы родитель?» по количеству родителей
· Бумага и карандаш для записи наблюдений и результатов
Для создания благоприятной атмосферы, снятия напряжения перед началом разговора можно предложить посмотреть мультипликационный фильм, демонстрирующий разные взгляды на вещи, например «Чуня» или «Винни-пух и день забот»
- О чем был данный мультфильм?
Варианты ответов: не важно, кто ты, важно, какой ты; у каждого есть свой взгляд на вещи; нужно уважать чужое мнение; чтобы поныть другого, нужно поставить себя на его место.
- Предлагаю вам проверить наши выводы с помощью следующего упражнения.
I. Упражнение №1.
«Одинаков ли взгляд на вещи у детей и родителей ?»
(автор упражнения Дж. Кuнчер)
Посмотрите на фигуры и напишите, что это,. по-вашему, такое.
Приложение № 1.
Выслушиваются по очереди ответы детей и родителей.
Во время ответов сгруппируйте ответы испытуемых по категориям, размещая их на мольбертах.
- Вещи (одежда, украшения)
- предметы домашнего обихода (мебель, посуда)
- растения
- игрушки
- насекомые, животные
- спортивные предметы
- природа
- строение
- еда
- механизм
- геометрическая фигура
-другое
Сравните детей и родителей по тому, какие категории они предпочитают.
Вопросы для обсуждения полученных результатов
§ Как опыт обращения с предметами повседневного обихода может
сказываться на восприятии этих фигур?
§ Чем еще можно объяснить различия в их восприятии?
Этот эксперимент напоминает о том, что на один вопрос может быть несколько правильных ответов. Или может быть несколько правильных восприятий одного и того же явления.
Каждый человек придает окружающим вещам свой смысл. Кого-то мыши приводят в ужас, а кто-то считает их хорошенькими.
Вывод. Во что превратилась бы жизнь, если бы все воспринимали окружающее совершенно одинаково?!
Наше первое упражнение наглядно доказало, что между детьми и родителями существует некое непонимание.
Различия между поколениями - это различие между людьми, родившимися в разное время. Эти различия так же универсальны, как и возрастные отличия.
Общество - это смена, преемственность поколений. Степень межпоколенных различий зависит от темпов социально-исторического развития. Преемственность поколений всегда избирательна: то, что соответствует изменившимся условиям, отвергается или изменяется.
Разность поколений связана и с возрастными особенностями подростков, их родителей, бабушек и дедушек.
Подростки обладают той жажды новизны, которая не свойственна людям в зрелом и пожилом возрасте. Подросток занимает промежуточное положение между миром взрослых и детей. Главным новшеством подросткового возраста является чувство взрослости у подростков. Это противоречивое чувство; вместе с этим одной из важных потребностей подросткового возраста является стремление к независимости от контроля и опеки старших.
II. Сегодня мы попробуем найти точки соприкосновения. И для начала обозначим проблему.
Упражнение №2.
Работа с текстом.
Инструкция. Заполните, пожалуйста, пробелы в следующем тексте:
«Далеко-далеко, так далеко, что отсюда не видно, есть звезда Непонимания. На этой звезде живут существа, которые называют себя_____________________... Им кажется, что их никто не понимает и поэтому…___________________________________________________
И вот однажды решили они рассказать о себе другим существам.
Собрали небольшую посылку, в которую положили все свои проблемы. .Их оказалось так много, что они не вместились в капсулу, и пришлось им оставить только 5 самых важных:
1.
2.
3.
4.
5.
Долго ждали ответа. Но ...
Готовые рассказы зачитываются.
Как вы думаете, почему в конце рассказа стоит союз НО ?
Друг другу.
Упражнение №3
Блиц-опрос.
Участникам встречи раздаются жетоны (кусочки цветной бумаги, вырезанные кружки и т. д.). Выставляются пластиковые стаканы с номерами двумя линиями: для детей и родителей
Зачитываются вопросы и по очереди варианты ответов для детей и родителей. Нужно дать ответ«ДА» или «НЕТ».
Если «ДА», то в пластиковый стакан (0,5) с номером вопроса бросается жетон.
Для родителей | Для детей | |
1. Самостоятельность | 1.Ваш ребенок растет самостоятельным, инициативным, способным к принятию важных решений ? | Ты считаешь себя самостоятельным, сам проявляешь инициативу в делах , принимаешь важные решения? |
2. Степень защищенности | 2. Вы всегда защищаете своего ребенка, даже если он не прав? | Ты полностью уверен в том, что твои родители всегда тебя защитят. |
3. Доверие | 3. Вы полностью доверяете своему ребенку и уверены в том, что у него нет от вас тайн. | Всегда ли ты говоришь правду родителям? |
4. Совместное времяпровождение | 4. Вы мало времени проводите со своим ребенком. | Ты хочешь чаще общаться с родителями. |
5. Похвала. | 5. Вы всегда хвалите ребенка за его успехи. | Родители всегда замечают твои успехи и не забывают похвалить тебя. |
6. Степень ответственности | 6..Родители виноваты в том, что дети становятся наркоманами, алкоголиками, ворами, проститутками.? | Родители виноваты в том, что дети становятся наркоманами, алкоголиками, ворами, проститутками.? |
7. Критика | 7. Вы часто критикуете ребенка, делаете ему замечания. | Ты слышишь в свой адрес только одни упреки и замечания. |
8. Организация досуга. | 8. Вы позволяете своему ребенку выбирать себе друзей и проводить свободное время по его усмотрению. | Ты сам выбираешь, с кем тебе дружить и как проводить свободное время. |
9. Семейные обязанности | 9. Вы считаете, что Ваш ребенок недостаточно помогает Вам в семейных делах. | Ты считаешь, что у тебя должно быть больше свободного времени. |
10. Любовь | 10.Вы часто говорите ребенку, что любите его. | Ты хочешь чаще слышать, что родители тебя любят. |
Обсуждение результатов.
Давайте посмотрим на результаты.
Совпадения по вопросам, связанным…..
Расхождения….
IV. Оценить себя объективно – довольно сложно. Для этого нужно уметь посмотреть на себя со стороны.
В жизни любому человеку приходится в какой-то мере быть артистом. Только играем мы не актерские роли, а психологические. Понятие «психологическая роль» можно раскрыть так: построение поведения в соответствии с тем, чего от тебя ждут.
« Пьеса» исполнителя психологической роли - это реальная ситуация . «Режиссер» - это воспитатели, родители, учителя, авторитетные представители сегодняшнего окружения . «Сорежиссер» - это сам человек, который предъявляет определенные требования к содержанию и стилю своего поведения. Есть и «пyблика», которую может представлять всего один собеседник, чьи ожидания человек схватывает и сознательно или бессознательно стремится согласовать свое поведение с этими ожиданиями.
В каждом человеке, по мнению американского психотерапевта Э. Берна, существует три «Я».: Дитя (зависимое, подчиняемое и безответное существо); Родитель (независимый, неподчиняемый и берущий ответственност.ь на себя) и Взрослый(умеющий считаться с ситуацией, понимать интереcы других и распределять ответственность между собой и ими).
Сейчас вы попробуете себя в самых различных ролях.
Упражнение №4.
Сюжетно- ролевая игра.
Ситуация: мама, уходя на работу, просит ребенка после школы оплатить квитанцию за телефон, так как подошел последний день оплаты. Ребенок, придя из школы, садится за компьютер, и забывает про просьбу. Телефон отключают.
Раздаются карточки с ролями, и 2 раза проигрывается сюжет, в зависимости от варианта позиций героев: «главное – дело», «главное – добрые взаимоотношения»
Роли.
Мама
Ребенок
Деньги
Квитанция
Компьютер
Компьютерная игра
Телефон
Кошка – наблюдатель
Часы
Хор 1 Хор 2
Финал: участники должны выбрать одну из позиций, отойдя к той стороне, которую определяет ведущий. Например, направо -«главное – дело», налево -«главное – добрые взаимоотношения»
В процессе общения возникают непростые ситуации. С социально-психологической точки зрения общение является основным содержанием, конструктором человеческой жизни.
Характер общения определяет здоровье человека, его привлекательность, красоту, успех и в работе, и в личных отношениях.
V. Установлению тесных взаимоотношений с родными людьми способствуют и следующие моменты:
Привязанность.
Чувство близости, основанное на привязанности, симпатии
Самораскрытие.
Это обнаружение сокровенных переживаний и мыслей перед другим человеком.
Преданность.
Поскольку двое доверяют друг другу, они свободно открывают свои сокровенные
тайны, мир фантазий, делятся жизненным опытом, не требуя ничего взамен, кроме
радости общения.
Бескорыстность.
Подлинные друзья с готовностью оказывают помощь даже в тех случаях,
когда не может идти речь ни о какой компенсации. Желание «дарить» выступает
как глубокая внутренняя потребность.
Упражнение №5.
Эмоциональный термометр (автор метода психолог ГА. Цукерман).
Чтобы ладить с людьми, надо учитывать особенности их эмоциональной жизни. Чтобы владеть своими чувствами, надо познакомиться с собственным эмоциональным устройством. Изменить собственное состояние, настроение, эмоцию можно, посмотрев на себя со стороны. ВОТ как выглядит «эмоциональный термометр».
Если на вопрос: «Присутствуют ли в ваших отношениях с детьми
( с родителями ) следующие отношения, вы можете ответить «Конечно, да», то кружок соответствующего цвета нужно поместить на шкалу термометра.
Все присутствующие размещают разноцветные кружки на изображении эмоционального термометра.
Ведущий озвучивает результаты: какие отношения присутствуют в достаточной степени, какие нужно развивать и т.д.
Надо помнить,
что в человеческих отношениях нет ничего окончатeльнoго, они живут,
изменяются с возрастом людей, изменяются под влиянием опыта, личностного роста, характера общения.
Если отношения дороги, нужно учиться сохранять и беречь их.
Центральное звено любых отношений – эмоции и чувства.
Эмоциональные способности заложены в природе человека.
По новейшим данным, эмоциональный фактор способствует личному успеху человека, по крайней мере, на 80%, тогда как уровень интеллекта - вceгo лишь на 20%.
Свои эмоции мы выражаем через слова. Слова имеют большую психологическую силу. Словами мы не только описываем события, предметы, но и вызываем определенные чувства. Зачастую люди плохо умеют или вовсе не умеют описывать свои чувства, особенно гнев или раздражение, и поэтому иногда подавляют их проявление либо выплескивают на головы близких. «Человек оказывается во власти отрицательной эмоции, а ближние - как бы в его власти», - считает отечественный психолог М. Папуш.
«Боясь открыто выразить чувства, которые нас переполняют, - рассмеяться, когда весело, заплакать, когда мы потрясены или растроганы, - мы часто боимся лучшего в себе, и это лучшее, не находя выхода, умирает, как костер, наглухо заваленный валежником. Мужество в искренности», - замечает Е.М. Богат, русский философ ХХ века.
Так возникает привычка быть нечувствительным к происходящему не только с нами, но и с окружающими людьми и во взаимоотношениях с ними. Искусство поддерживать хорошие отношения с другими людьми в значительной мере сводится к умению понимать эмоциональное состояние других.
VI. Иногда недостаточно просто сказать , чего же ты хочешь на самом деле, а нужно еще, чтобы тебя услышали.
Помогите друг другу понять те ошибки, которые вы совершали в общении.
Упражнение №6.
Составление Памяток.
VII.
Упражнение № 7.
Интересные вещи можно обнаружить в специальном эксперименте, когда два человека садятся близко напротив друг друга, смотрят друг другу в глаза и прямо разговаривают друг с другом. Выясняется, что любые два человека независимо от того. какого они пола и были ли они до этого знакомы между собой, всегда начинают испытывать симпатию друг к другу. Это показывает, что неприязнь между людьми возникает из-за того, что они не видят друг друга и не разговаривают прямо друг с другом» (Э. Берн, американский психолог хх века).
Музыка.
Сядьте напротив друг друга, возьмитесь за руки.
Посмотрите друг другу в глаза.
Скажите добрые слова.
Хочется наш разговор закончить мнением героя повести Г. Михасенко «Милый Эп»: « ... Конечно, откуда им знать, если я молчу, но родители должны чувствовать так, без слов ... Ясновидцами и волшебниками должны быть родители! Это почти фантастика, но что поделаешь, если я этого хотел!»
Так будьте же пусть не волшебниками, но обязательно друзьями своих детей. А дети, в свою очередь, гордитесь своими родителями.
В заключение, мы предлагаем родителям домашнее задание.
Ответив на вопросы этого теста, вы узнаете , какой Вы родитель.
Приложение № 2
Литература.
1. Азаров ,А. П.Семейная педагогика / А. П.Азаров. - М.: 1985
2. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1. / Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 144 с.
3. Бадирова, З. А., Козлова, А. В. Классные часы и беседы для девушек (6-11 классов) / З. А. Бадирова., А. В.Козлова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 192 с.
4. Макаренко, А. С. Книга для родителей / А. С.Макаренко - М.: Педагогика,1983. – 160 с.
5. Маленкова, Л. И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководитьелю о работе с родителями) / Л. И. Маленкова. - М. : ТОО «ИнтелТех», Правление о-ва «Знание» России,1994- 216 с.
6. Лупоядова, Л . Ю., Мельникова, Н. А., Якимович, И. Г. Родительский всеобуч. Родительские собрания. 5-7 класс / – Брянск: Курсив, 2006. – 208 с.
7. Козлова , Г. Н. Школьный родительский клуб: программа работы, формы занятий, методические разработки / Г. Н. Козлова, Е. В. Любезнова, Е. Н. Нецветайлова. – М.: Глобус; Волгоград: панорама,2009. – 176 с. – (Воспитательная работа)
Приложение № 1.
Приложение № 2.
Родительское собрание.
Разные взгляды.
(Психологический практикум).
Автор –составитель: Белокопытова Ирина Александровна,
муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Куровской Дом
художественного творчества детей»,
методист, 1 категория
Цель:
· Способствовать гармонизации взаимоотношений родителей и детей
Задачи:
· Помочь понять возможные психологические истоки конфликтов, непонимания
· Познакомить с методами разрешения конфликта, формировать умение видеть те или события глазами другого человека, анализировать жизненные ситуации.
· Способствовать установлению взаимопониманию родителей и детей
Необходимое оборудование:
· Мультипликационный фильм
· Карточки с изображением предметов для упражнения № 1
· 2 стенда – мольберта с карточками для упражнения № 1
· Карточки с текстом для упражнения № 2 ( 2 шт.)
· Пластиковые стаканы (0,5 л) с подписанными номерами от № 1 до № 10 (2 комплекта (для детей и родителей)для упражнения № 3
· Таблички с надписями для упражнения № 4
Мама
Ребенок
Деньги
Квитанция
Компьютер
Компьютерная игра
Телефон
Кошка – наблюдатель
Часы
Хор 1 Хор 2
· Изображение эмоционального термометра для упражнения № 5
· Жетоны разных цветов (4 цвета) для упражнения № 5 по количеству участников, клей
· 2 листа А4 для составления Памяток для упражнения № 6, ручки
· Медленная музыка для упражнения № 7,CD-проигрыватель
· Раздатки «Тест-игра «Какой вы родитель?» по количеству родителей
· Бумага и карандаш для записи наблюдений и результатов
Для создания благоприятной атмосферы, снятия напряжения перед началом разговора можно предложить посмотреть мультипликационный фильм, демонстрирующий разные взгляды на вещи, например «Чуня» или «Винни-пух и день забот»
- О чем был данный мультфильм?
Варианты ответов: не важно, кто ты, важно, какой ты; у каждого есть свой взгляд на вещи; нужно уважать чужое мнение; чтобы поныть другого, нужно поставить себя на его место.
- Предлагаю вам проверить наши выводы с помощью следующего упражнения.
I. Упражнение №1.
«Одинаков ли взгляд на вещи у детей и родителей ?»
(автор упражнения Дж. Кuнчер)
Посмотрите на фигуры и напишите, что это,. по-вашему, такое.
Приложение № 1.
Выслушиваются по очереди ответы детей и родителей.
Во время ответов сгруппируйте ответы испытуемых по категориям, размещая их на мольбертах.
- Вещи (одежда, украшения)
- предметы домашнего обихода (мебель, посуда)
- растения
- игрушки
- насекомые, животные
- спортивные предметы
- природа
- строение
- еда
- механизм
- геометрическая фигура
-другое
Сравните детей и родителей по тому, какие категории они предпочитают.
Вопросы для обсуждения полученных результатов
§ Как опыт обращения с предметами повседневного обихода может
сказываться на восприятии этих фигур?
§ Чем еще можно объяснить различия в их восприятии?
Этот эксперимент напоминает о том, что на один вопрос может быть несколько правильных ответов. Или может быть несколько правильных восприятий одного и того же явления.
Каждый человек придает окружающим вещам свой смысл. Кого-то мыши приводят в ужас, а кто-то считает их хорошенькими.
Вывод. Во что превратилась бы жизнь, если бы все воспринимали окружающее совершенно одинаково?!
Наше первое упражнение наглядно доказало, что между детьми и родителями существует некое непонимание.
Различия между поколениями - это различие между людьми, родившимися в разное время. Эти различия так же универсальны, как и возрастные отличия.
Общество - это смена, преемственность поколений. Степень межпоколенных различий зависит от темпов социально-исторического развития. Преемственность поколений всегда избирательна: то, что соответствует изменившимся условиям, отвергается или изменяется.
Разность поколений связана и с возрастными особенностями подростков, их родителей, бабушек и дедушек.
Подростки обладают той жажды новизны, которая не свойственна людям в зрелом и пожилом возрасте. Подросток занимает промежуточное положение между миром взрослых и детей. Главным новшеством подросткового возраста является чувство взрослости у подростков. Это противоречивое чувство; вместе с этим одной из важных потребностей подросткового возраста является стремление к независимости от контроля и опеки старших.
II. Сегодня мы попробуем найти точки соприкосновения. И для начала обозначим проблему.
Упражнение №2.
Работа с текстом.
Инструкция. Заполните, пожалуйста, пробелы в следующем тексте:
«Далеко-далеко, так далеко, что отсюда не видно, есть звезда Непонимания. На этой звезде живут существа, которые называют себя_____________________... Им кажется, что их никто не понимает и поэтому…___________________________________________________
И вот однажды решили они рассказать о себе другим существам.
Собрали небольшую посылку, в которую положили все свои проблемы. .Их оказалось так много, что они не вместились в капсулу, и пришлось им оставить только 5 самых важных:
1.
2.
3.
4.
5.
Долго ждали ответа. Но ...
Готовые рассказы зачитываются.
Как вы думаете, почему в конце рассказа стоит союз НО ?