Как условие профилактики, стресса и конфликтов
Любой элемент имеет свою структуру. Есть структура у школьного класса. Имеет четкую структуру общеобразовательная школа. Она сама является элементом структуры системы школьного образования района, города, региона, России.
Пространственные границы мировосприятия. Знание структуры пространства и понимание своего места в нем поможет учителю, старшему школьнику, любому человеку более грамотно реагировать на любые предконфликтные ситуации, жить масштабнее и интереснее.
Структура пространства, образно говоря, имеет «матрешечное» строение. Большинство людей, обладающих сред-
—Профилактика конфликтов и стресса жизни —
ним уровнем образованности, имеют о «матрешечной» структуре пространства довольно ограниченное представление.
Основными структурными элементами пространства являются 14 внешних по отношению к человеку и 7 — внутренних. Каковы же ориентировочные границы этих основных элементов в структуре пространства? Рассмотрим сначала по отношению к людям 14 внешних структур пространства.
1. Первой областью пространства, имеющей четко выраженные границы, является дом, квартира, хата, любая часть пространства, которая в данный момент является ближней средой обитания человека. Это не только первая, и основная среда обитания, в которой мы проводим большие всего времени. Она же лучше всего освоена нами. Недаром англичане говорят: «Мой дом — моя крепость».
2.Вторая пространственная область ограничена той частью села или города, которую мы считаем своей. Эта часть пространства выделяется неосознанно всеми людьми: и детьми, и взрослыми. «Своя» улица отличается от всех остальных улиц населенного пункта. Особенно четко такое структурирование пространства проявляется у старших школьников. Большое село или город всегда разделены подростками на несколько территорий. Молодежные группы могут конфликтовать или дружить между собой именно по территориальному признаку.
3.Село или город в целом составляет третью пространственную структуру, в которой живет большинство россиян.
4.Четвертое — это пространство, ограниченное районом, в котором расположено несколько сел.
5.Регион, например Краснодарский край или Мурманская область, представляет пятую пространственную структуру.
6.Российская Федерация тоже является пространственной структурой.
7.Близко расположенные к России страны: Болгария, Чехия, Монголия и др.
8.В границах этой пространственной структуры расположены все предыдущие пространственные области и территориально дальние для России страны: США, Аргентина, ЮАР, Австралия и т. д.
9.Планета Земля. Расстояние от Земли до Солнца около 150 млн км.
Глава 7
10.Солнечная система, основными элементами которой являются планеты Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Строение Солнечной системы, хотя бы в общем виде, необходимо знать каждому, потому что, во-первых, планета Земля входит в эту систему, во-вторых, любой из нас испытывает на себе влияние явлений, происходящих в Солнечной системе.
11.Галактика, в которой расположено Солнце. Наша Галактика имеет спиралевидную форму и называется Млечный Путь, который включает около 800 млрд звезд. Именно эти звезды мы видим на ночном небе.
12.Млечный Путь — не единственная Галактика во Вселенной. Галактики расположены в пространстве неравномерно, а группами. Наша Галактика входит в структурное образование, которое называется Местная группа Галактик.
13.Все пространство, доступное наблюдению человека с помощью специальных приборов (телескопов, радиотелескопов и т. п.), называется Метагалактикой. Она имеет «пористое» строение.
14.Внешних границ Вселенной мы не наблюдаем и не знаем. Вселенная — это Метагалактика плюс все, что находится за пределами последней.
Животное обычно воспринимает только ту часть окружающего мира, которая непосредственно воздействует на его органы чувств. Главное отличие человека от животных заключается именно в том, что у него гораздо шире границы мировосприятия. Однако и человек, зная о существовании более крупных пространственных структур, обычно живет в первых четырех: дом, «своя» часть населенного пункта, село, район. Человек, расширивший пространственные границы мировосприятия, существенно отличается от человека, живущего в обыденном пространстве.
Чем образованнее, масштабнее человек, тем шире границы того бытия, в котором он оценивает свои место и роль (схема 13).
Чем шире пространственные границы мировосприятия человека, тем реже он испытывает стресс и менее склонен к конфликтам. Желательно ежедневно по 3-5 мин утром наблюдать Солнце, вечером — Луну, планеты, звезды, стараясь наглядно представить расстояние до них. Во время этих наблюдений необходимо мысленно путешествовать по свое-
Схема 13