Как условие профилактики, стресса и конфликтов

Любой элемент имеет свою структуру. Есть структура у школьного класса. Имеет четкую структуру общеобразо­вательная школа. Она сама является элементом структу­ры системы школьного образования района, города, реги­она, России.

Пространственные границы мировосприятия. Знание структуры пространства и понимание своего места в нем поможет учителю, старшему школьнику, любому челове­ку более грамотно реагировать на любые предконфликтные ситуации, жить масштабнее и интереснее.

Структура пространства, образно говоря, имеет «матрешечное» строение. Большинство людей, обладающих сред-

—Профилактика конфликтов и стресса жизни —

ним уровнем образованности, имеют о «матрешечной» струк­туре пространства довольно ограниченное представление.

Основными структурными элементами пространства являются 14 внешних по отношению к человеку и 7 — внутренних. Каковы же ориентировочные границы этих ос­новных элементов в структуре пространства? Рассмотрим сначала по отношению к людям 14 внешних структур пространства.

1. Первой областью пространства, имеющей четко выраженные границы, является дом, квартира, хата, любая часть пространства, которая в данный момент является ближней средой обитания человека. Это не только первая, и основная среда обитания, в которой мы проводим большие всего времени. Она же лучше всего освоена нами. Недаром англичане говорят: «Мой дом — моя крепость».

2.Вторая пространственная область ограничена той ча­стью села или города, которую мы считаем своей. Эта часть пространства выделяется неосознанно всеми людьми: и детьми, и взрослыми. «Своя» улица отличается от всех остальных улиц населенного пункта. Особенно четко такое структурирование пространства проявляется у старших школьников. Большое село или город всегда разделены под­ростками на несколько территорий. Молодежные группы могут конфликтовать или дружить между собой именно по территориальному признаку.

3.Село или город в целом составляет третью простран­ственную структуру, в которой живет большинство россиян.

4.Четвертое — это пространство, ограниченное райо­ном, в котором расположено несколько сел.

5.Регион, например Краснодарский край или Мурманская область, представляет пятую пространственную структуру.

6.Российская Федерация тоже является пространствен­ной структурой.

7.Близко расположенные к России страны: Болгария, Чехия, Монголия и др.

8.В границах этой пространственной структуры распо­ложены все предыдущие пространственные области и тер­риториально дальние для России страны: США, Аргенти­на, ЮАР, Австралия и т. д.

9.Планета Земля. Расстояние от Земли до Солнца око­ло 150 млн км.

Глава 7

10.Солнечная система, основными элементами которой являются планеты Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпи­тер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Строение Солнечной системы, хотя бы в общем виде, необходимо знать каждо­му, потому что, во-первых, планета Земля входит в эту си­стему, во-вторых, любой из нас испытывает на себе влия­ние явлений, происходящих в Солнечной системе.

11.Галактика, в которой расположено Солнце. Наша Га­лактика имеет спиралевидную форму и называется Млеч­ный Путь, который включает около 800 млрд звезд. Имен­но эти звезды мы видим на ночном небе.

12.Млечный Путь — не единственная Галактика во Все­ленной. Галактики расположены в пространстве неравно­мерно, а группами. Наша Галактика входит в структурное образование, которое называется Местная группа Галактик.

13.Все пространство, доступное наблюдению человека с помощью специальных приборов (телескопов, радиоте­лескопов и т. п.), называется Метагалактикой. Она имеет «пористое» строение.

14.Внешних границ Вселенной мы не наблюдаем и не знаем. Вселенная — это Метагалактика плюс все, что на­ходится за пределами последней.

Животное обычно воспринимает только ту часть окру­жающего мира, которая непосредственно воздействует на его органы чувств. Главное отличие человека от животных заключается именно в том, что у него гораздо шире грани­цы мировосприятия. Однако и человек, зная о существова­нии более крупных пространственных структур, обычно живет в первых четырех: дом, «своя» часть населенного пункта, село, район. Человек, расширивший простран­ственные границы мировосприятия, существенно отлича­ется от человека, живущего в обыденном пространстве.

Чем образованнее, масштабнее человек, тем шире гра­ницы того бытия, в котором он оценивает свои место и роль (схема 13).

Чем шире пространственные границы мировосприятия человека, тем реже он испытывает стресс и менее склонен к конфликтам. Желательно ежедневно по 3-5 мин утром на­блюдать Солнце, вечером — Луну, планеты, звезды, стара­ясь наглядно представить расстояние до них. Во время этих наблюдений необходимо мысленно путешествовать по свое-

Схема 13

Наши рекомендации