Две группы профессионально важных качеств учителя

Две группы профессионально важных качеств учителя - student2.ru

Почему же, как показывает практика, оценка лично­стных качеств учителя приводит к конфликтам гораздо чаще, чем оценка результатов его деятельности. Первой причиной является более слабая разработанность крите­риев, показателей и индикаторов оценки личности педаго­га. Вторая причина связана с гораздо более значительными отличиями между внешней оценкой личности и самооцен­кой. Многие люди способны довольно объективно, хотя бы для себя, оценить собственный уровень профессионализ­ма. Намного меньшее число педагогов могут также объек­тивно оценить свою личность. Увидеть недостатки в своей работе легче, чем признать наличие плохих черт в соб­ственном характере.

Поэтому, оценивая личность учителя, руководителям школы необходимо проявлять педагогический такт. Луч-

Глава 6

ше сообщать оценку в индивидуальной беседе. Основными личностными качествами, обеспечивающими успешность работы учителя, являются честность, уважительное отно­шение к учащимся и коллегам, патриотизм и др.

4. Человек может вести себя совершенно по-разному при взаимодействии с различными людьми. В семье он такой, в кабинете у начальника — другой, при разговоре с подчинен­ным — совсем иной, в общении с детьми — тоже другой и т. д. Оценка руководством школы учителя будет более объектив­ной, если подкреплена мнением о нем учеников. Возможно, не все с этим согласятся. Такое несогласие, во-первых, может быть вызвано тем, что мнение учеников об учителе иногда выявляется неграмотно, с нарушением педагогической эти­ки. Во-вторых, директор может использовать полученные сведения не во благо для дела. Тем не менее, опытный руко­водитель общеобразовательной школы всегда знает, как уче­ники относятся к тому или иному учителю. Это знание помо­гает ему своевременно обнаружить и урегулировать есте­ственные противоречия, возникающие во взаимоотношениях педагога и школьников. В пользу участия учеников в оценке учителей, говорят и следующие аргументы.

7. Руководители школы и проверяющие обычно оцени­вают не более 3-7% уроков, проводимых конкретным учи­телем. Ученики же присутствуют на 100% уроков.

8. Не секрет, что к открытым урокам, другим провероч­ным занятиям учитель готовится не так, как к обычному уро­ку. На проверках учитель естественно стремится показать максимум из того, на что он способен. Качество же его рабо­ты реально определяется не потенциалом, а результатив­ностью повседневного труда. Другими словами, ученики оценивают качество типичного для данного учителя урока. Проверяющие, как правило, оценивают нетипичный урок.

9. Проверка и оценка уроков осуществляется ограничен­ным числом людей. Учеников у учителя обычно гораздо больше, чем тех, кто его проверяет. Это повышает объек­тивность оценки учащихся. Чем больше оценивающих, тем меньше субъективизм средней оценки.

10. Может быть, это главный довод: ученик оценивает урок именно с позиций ученика. Проверяющий на место ученика себя поставить не может. Поэтому ученики оцени­вают тот компонент уроков, который проверяющие могу

Как оценить ученика или учителя без конфликта

оценить лишь приблизительно. Следовательно, оценка уче­ников существенно дополняет, делает более объективной общую оценку учителя.

11. Ученики и учителя — два главных коллектива, со­ставляющих основу общеобразовательной школы. Школа организуется для учеников, а не для того, чтобы обеспе­чить работой ее директора. Поэтому в школе нет ни одной крупной проблемы, правильно решить которую можно было бы, не поставив в центр или игнорируя интересы уче­ников. Объективность оценки деятельности учителей за­метно влияет на работу школы в целом. Поскольку уроки проводятся все же для учеников, а не для проверяющих, оценку обучаемых игнорировать просто невозможно.

12. Проверяющие сообщают свою оценку учителю лич­но, а ученики — с помощью модульного социотеста, к тому же они дают оценку* анонимно. Анонимная оценка обычно объективнее. Ученик в силу возрастных особенностей час­то более искренен в своих оценках, чем умудренный жиз­ненным опытом проверяющий.

Оценку учениками учителя лучше выявлять не прямо, а косвенно: например, задав вопрос, уроки по какому пред­мету им нравятся больше всего. Без особой нужды не сто­ит ставить учеников в ситуацию, когда им нужно оценить не только деятельность, но и личность учителя. И нако­нец, если директор ограничен в возможностях, можно та­ким образом определить, кого из учителей ученики счита­ют лучшим. Те учителя, которых ни один учащийся не от­несет к числу лучших, возможно, имеют проблемы во взаимоотношениях с детьми.

Если в школе есть психолог, то для оценки отношения учащихся к учителям можно использовать две первые шкалы модульного социотеста (см. главу 4). Выявление отношений является не прямой, а косвенной оценкой. От­веты ученика всего на два вопроса: «Оцени свое отноше­ние к учителям...» и «Оцени, как, на твой взгляд, учителя относятся к тебе» — позволяют получить огромное коли­чество информации, характеризующей взаимоотношения педагогов и учеников. Выявляются все, без исключения, конфликты и оценивается степень их остроты. Устанав­ливается общая картина взаимодействия между двумя ос­новными школьными коллективами.

Глава 6

Практика показывает, что против такой оценки обычно выступают учителя, у которых не все благополучно с содер­жанием и организацией уроков либо есть напряженность во взаимоотношениях со школьниками. Подчеркнем еще раз: учащиеся оценивают учителей гораздо чаще, чем те их. Оценка учителей учениками тоже существует и оказывает заметное влияние на качество работы общеобразователь­ной школы. Руководство использует эти оценки для улуч­шения управления школьными коллективами. Основная проблема заключается не в том, чтобы сделать публичной оценку учителей учениками. Главное — так организовать процедуру определения и использования результатов оцен­ки, чтобы это было на пользу учителям, ученикам и школе в целом. Таким образом, оценка учителя учениками суще­ственно дополняет, делает более глубокой, всесторонней и объективной оценку учителя руководством школы.

5. Из сказанного выше следует, что представление об учителе будет более объективным и всесторонним, если традиционную оценку его руководством «сверху» допол­нить оценкой учеников «снизу» и даже оценкой коллег «сбоку» (схема 12).

Схема 12

Кто может оценить учителя

Две группы профессионально важных качеств учителя - student2.ru

необходимость оценки учителя коллегами-педагогами почти не вызывает возражений. Оценка учителями шко­лы каждого из своих коллег может проводиться один-два раза в течение учебного года с помощью модульного социотеста. Возможно использование четырех — шести мо­дульных характеристик — это решает руководство школы.

—Как оценить ученика или учителя без конфликта

6. Человеку на уровне бессознательного свойственно оценивать других людей, фиксируя прежде всего то, что они могли бы сделать, но не сделали. Оценивая личность другого, обычно человек подмечает недостатки чаще, чем достоинства. Сам же человек оценивает себя по сделанно­му и по сильным сторонам своей личности. Поэтому в ин­тересах профилактики конфликтов руководитель, оцени­вая учителя, должен начинать оценку с определения того, что педагог сделал, беря за точку отсчета начало деятель­ности и сравнивая со «средним» учителем данной школы. Если учитель работает лучше, чем остальные педагоги, это уже хорошо и может быть основанием для похвалы. Сле­дует учесть при оценке учителя все рекомендации, кото­рые раскрываются на с. 189-193.

7. Любую деятельность, в том числе и педагогическую, легче оценить по ее немедленным, явным, прямым и про­сто фиксируемым результатам. Однако истинное качество работы определяется конечным, главным, часто скрытым итогом. Поэтому, оценивая деятельность учителя, руково­дителю необходимо спрашивать себя: «Вижу ли я главное у педагога или фиксирую второстепенное?», «Каковы от­сроченные и перспективные результаты педагогической де­ятельности учителя и школы в целом?». В этой связи урок лучше оценивать не по его плану, а по тем знаниям, кото­рые демонстрируют ученики. Хороший учитель не тот, кто быстро и точно выполняет все указания руководства, а тот, кто любит и знает свой предмет. Много говорить о работе, еще не значит хорошо работать.

ГЛАВА 7. ПРОФИЛАКТИКА

КОНФЛИКТОВ И СТРЕССА ЖИЗНИ

Любые конфликты в школьных коллективах чаще всего имеют четыре группы причин: объективные, организационно-управленческие, социально-психоло­гические и личностные. Влияние учителя, а тем более ученика на первые три группы причин ограничено. Трудно существенно повлиять на величину и своевре­менность выплаты зарплаты, стиль управления дирек­тора школы и даже на позицию оппонента в конфлик­те. Многолетний опыт работы автора с конфликтами показывает, что наиболее простым и результатив­ным способом решения проблем, возникающих во взаимоотношениях с окружающими, является изме­нение своей оценки ситуации и поведения в ней.

Важным фактором, влияющим на поведение учи­теля и ученика в предконфликтных ситуациях, явля­ется мировоззрение человека. Оно определяет от­ношение учителя к окружающему миру, систему его ценностей, регулирует психическое состояние.

Негативные эмоции, связанные с отношениями с оппонентом, являются необходимым условием возникновения конфликта. Читатель, обратившись к собственному жизненному опыту, согласится, что одни и те же ситуации порой вызывают у нас совер­шенно различные реакции, — все зависит от того, в каком состоянии находится в данный момент пси­хика человека. Стресс делает его реакцию на ущерб, наносимый окружающими, более острой. Заметно меняется поведение человека в проблемных ситуа­циях и под влиянием характера. Поэтому саморегу­ляция состояния психики и расширение границ ми­ровосприятия являются непрямыми, но весьма эф-

Профилактика конфликтов и стресса жизни ——

фективными способами профилактики любых конф­ликтов. «Самый сильный тот, у кого есть сила управ­лять самим собой», — писал Сенека. Рассмотрим в этой связи ряд рекомендаций, которые могут быть полезны педагогам и старшим школьникам.

Психологические факторы

Нормализации стресса жизни

У педагогов и учащихся

Стресс — психофизиологическое состояние человека, возникающее в экстремальных для него ситуациях. Разли­чают физиологический стресс и психологический. После­дний бывает информационным и эмоциональным. Стресс является типичной реакцией человека на конфликтную ситуацию, но часто может выступать и причиной конфлик­та. Человек, находящийся в состоянии стресса, чаще спосо­бен пойти на конфликт, чем тот, кто находится в комфорт­ном психофизиологическом состоянии. Болезнь, усталость, обида, высокая ответственность и другие подобные ситуации обычно обостряют реакцию человека. Находясь в стрессе, он чаще всего усугубляет проблемную ситуацию взаимо­действия с окружающими. Стресс нередко бывает следстви­ем и причиной внутриличностного конфликта. Поэтому предупреждение чрезмерного стресса (дистресса) является важнейшим условием профилактики социальных и внут­ри личностных конфликтов.

Психологический стресс — реакция человека на труд­ную для него ситуацию. Но трудность — понятие субъектив­ное. То, что трудно для одного человека, может быть до­вольно легким для другого. Например, планируя на каждый рабочий день большое количество дел, можно спровоциро­вать стрессовое состояние из-за непосильности намеченных задач. Наполеоновские планы могут быть без напряжения выполнены только тем, кто обладает наполеоновскими же возможностями. Сократив план, можно сразу уменьшить стресс. Люди нередко сами создают себе трудности.

— Глава 7

Какие психологические факторы следует учитывать, чтобы по возможности нормализовать стресс, являющий­ся следствием сегодняшней нестабильной, напряженной и сложной жизни? Назовем лишь некоторые из них.

1. Человек существо социальное, поэтому ему в тече­ние всей жизни своиственно соревноваться с окружающи­ми. Уже с юных лет он оценивает свое положение, свою жизнь, сравнивая ее с положением и жизнью других людей. Но естественную потребность B саморазвитии и в самооцен­ке можно удовлетвори и другим способом, а именно... со­ревнуясь с самим например, в течение года человек два раза болел ангиной и один раз гриппом. В последующем году он решил вести более здоровый образ жизни и в резуль­тате ни разу не болел. Однако в этом же году бывший подчи­ненный стал его начальником знакомые купили квартиру и машину, другие Знакомые нашли хорошую работу во Франции и уехали туда на три года Если в конце года под. водя итоги, он стал бы оценивать свои успехи, сравнивая их с успехами знакомых, то год МОЖНо считать однозначно не­удачным. Если оценивать собственные результаты, сравни­вая их с тем, что было достигнуто в предыдущем году, то нельзя не отметить несомненное улучшение своей жизни.

• Человеку полезнее, соревноваться с самим собой, а не с окружающими.

Опрос 47 учителей показал, что, согласно самооценке, 62/о соревнуются с окружающими> а 38% — с самим со­бой. По мнению 231 государственного служащего, в 55% ситуации они соревнуются с окружающими, а в 45% — с самим собой. Данные опроса показывают, что главным для большинства россиян является соревнование с окружа­ющими. Изменение хотя бы приоритетов в этом естествен­ном соревновании будет способствовать уменьшению жиз­ненных стрессов и поможет профилактике конфликтов. Це­ликом сосредоточиваться на соревновании с самим собой тоже нельзя станешь «белой вороной» в школьном кол­лективе. Лучшая стратегия поведения — соревнование с са­мим собой на 60%-70%,, с окружающими -на 30%-40%.

Зададим себе детский вопрос: «В чем же все-таки заключа­ется смысл нашей быстротечной жизни?» Один из ответов зву­чит так: «Смысл жизни -_ в самосовершенствовании». Совер­шенствовать окружающие мир нужно очень осторожно. Пока

—Профилактика конфликтов и стресса жизни

мы наблюдаем немало печальных итогов после воздействия человека на окружающий мир. Пытаться совершенствовать других людей — значит обречь себя на конфликты. Лучше всего заняться самим собой. Только улучшив себя, человек позитивно влияет на внешний мир. Правильное и эффектив­ное воздействие на других людей — личный пример. Что та­кое самосовершенствование? Это соревнование с самим собой.

2. Люди по-разному оценивают свои возможности по управлению собственной жизнью. Одни считают, что именно
от них зависит 90% того, что с ними происходит. Другие
полагают, что очень многое зависит от судьбы, располо­жения звезд, конкретных обстоятельств и других объективных факторов, а сами они контролируют свою жизнь
только на 30%. Какая из этих двух групп при прочих равных условиях чаще испытывает стресс? Скорее всего, те, кто полагают, что вполне самостоятельно определяют свою
жизнь, независимо от внешних обстоятельств. Ведь ответственность за все неудачи, которые с человеком происходят, он возлагает в основном на себя.

Высокое чувство ответственности — положительное ка­чество человека. Однако суперответственность часто при­водит к внутриличностным конфликтам и стрессу. «Все бу­дет так, как надо, даже если будет по-другому», — ска­зал мудрый человек. Нет ничего абсолютно хорошего, как нет и ничего абсолютно плохого. Многое в нашей жизни зависит от нашего отношения к происходящему.

• Понимание относительности любых оценок событий, происходящих в жизни, уменьшает стресс от неудач.

Учителя, согласно ревультатам опроса, оценивают свою ответственность за проблемы, которые у них возникают в жизни и профессиональной деятельности, на 62%, а госслужащие — на 68%. Другими словами, если класс плохо успевает по предмету, то многие учителя считают, что на 62% виноваты в этом они.

Чем выше чувство ответственности у школьного учителя, тем лучше он работает. Главное — не реагировать на неиз­бежные проблемы и на ошибки слишком эмоционально. Ре­акция на неудачи должна быть максимально рациональной.

3. Информационные перегрузки — типичная причина
стресса и возможных в связи с этим внутриличностных
и межличностных конфликтов. Если вы стали раздражи-

тельны, часто испытываете стресс, вас мучает бессонница, то необходимо заново оценить объем и значимость инфор­мации, которую еженедельно получаете, и попытаться из­менить свое отношение к ней. Если ребенок ходит в музы­кальную школу, занимается с репетитором английским, по­сещает секцию каратэ, учится в школе на «отлично», то не нужно долго выяснять, почему он стал капризным. Немо­тивированные регулярные капризы могут быть следствием информационной перегруженности ребенка. Если сократить объем информации, которую он еженедельно получает, то ребенок снова станет спокойным и жизнерадостным.

Основными источниками информационной перегружен­ности школьного учителя могут быть учебная и внеучебная нагрузка в школе, работа в приусадебном хозяйстве. Чтобы мы ни говорили, у нас всегда есть возможность регулировать общий объем работы. Непомерные нагрузки в школе и ежед­невный труд в приусадебном хозяйстве могут стать причи­ной хронической перегруженности сельского учителя. Порой после окончания трудового дня у учителя не остается ни сил, ни желания для чтения книг и просмотра кинофильмов.

4. Более всего характеризует человека уровень его при­тязаний. Один обязательно хочет стать президентом, мил­лионером, войти в Историю. Другой будет доволен и счаст­лив, если удастся стать мастером в цехе, достаточно зараба­тывать, получить сносное жилье, дать образование детям. Если человек легко достигает значительных успехов в одной или даже нескольких сферах жизнедеятельности, у него не­пременно появляется желание двигаться дальше, ставить перед собой новые задачи. Если же человек часто попадает в стрессовое состояние, то необходимо оценить уровень сво­их притязаний и взвесить свои возможности. Чем выше уровень притязаний, тем чаще может возникать стресс — своеобразная реакция, мобилизующая человека на преодо­ление трудностей.

• Уменьшение уровня притязаний заметно снищает вероятность возникновения стресса.

Уровень притязаний школьного учителя вряд ли быва­ет слишком завышенным. В тоже время он не должен быть ниже того уровня, которого потенциально способен достичь учитель. Гармония достигается тогда, когда уровень при­тязаний в какой-то степени превышает способности и воз-

—«Профилактика конфликтов и стресса жизни —

можности человека. Степень такого превышения определя­ется индивидуально. Известно высказывание Наполеона: «Плох тот солдат, который не носит в ранце жезл марша­ла». Однако если этот «маршальский жезл» становится при­чиной постоянного стресса, то лучше от него избавиться.

5. Конфликтное поведение человека является его ответом на ситуацию, которую он оценивает как угрожающую.

• Если вы не можете изменить ситуацию, то попы­тайтесь изменить свое отношение к ней.

Если директор школы вопреки желанию учителя поруча­ет руководство самым трудным классом, то эмоционально сопротивляться этому можно только до подписания прика­за. После того как приказ подписан, грамотнее будет изме­нить отношение к ситуации.

Во-первых, негативные эмоции уже ничего не изменят. Они: а) влияют на настроение и здоровье; б) ухудшают отно­шения учителя с директором; в) могут негативно повлиять на отношения с другими учителями; г) ухудшают будущие отношения с классом, так как безусловно, школьники уже будут в курсе противоборства и узнают, что учитель не хо­тел с ними работать.

Во-вторых, если учителю дают самый трудный класс, значит, руководство школы достаточно высоко оценивает профессиональные способности учителя.

В-третъих, руководство трудным классом позволит про­демонстрировать педагогическое мастерство учителя.

В-четвертых, руководство трудным классом дает основа­ние отказаться от ряда других поручений, которые могли быть менее приятны, чем работа с трудными школьниками.

6. Человек, оценивая свои поступки, обычно опирается
на собственные критерии, но учитывает и мнение окружа­ющих. Иногда оценка окружающих может быть доминирующей. Рассогласование самооценки и оценки личности
окружающими может привести к внутриличностному конфликту и стрессу. Для предупреждения такого рода стресса и конфликтов необходимо соблюдать два условия.

Во-первых, постоянно заниматься самосовершенствова­нием, добросовестно исполнять должностные обязанности, быть порядочным и культурным человеком.

Во-вторых, стараться постепенно уменьшать свою зави­симость от внешних оценок, избавляться от потребности во

Глава 7

внешнем одобрении. Человек, обладающий высокой нравственностью, должен ориентироваться в основном на внут­реннюю оценку своих поступков. Здесь уместно напомнить высказывание Марка Аврелия: «Человек должен быть чес­тным и справедливым по натуре, а не по обстоятельствам».

7. Степень удовлетворенности собой оказывает заметное влияние на психику человека: чем более он доволен своей жизнью, тем реже испытывает стресс. Такого рода удов­летворенность формируется на основе субъективных кри­териев. Человек оценивает свою жизнь, сравнивая ее с жиз­нью других людей. Но нередко он замечает в жизни других людей лишь выигрышные стороны и не видит проблем и бед, с которыми внешне беззаботные люди сталкивают­ся. Поэтому полезно, если вы попали в стрессовую ситуа­цию и нужно взять себя в руки, подумать о положении тех, кто находится в худших, чем вы, условиях.

Важно помнить, что на Земле ныне живут сотни милли­онов людей, которые, оказавшись на вашем месте, завидо­вали бы сами себе.

2. Расширение границ миро­восприятия

Наши рекомендации