Две группы профессионально важных качеств учителя
Почему же, как показывает практика, оценка личностных качеств учителя приводит к конфликтам гораздо чаще, чем оценка результатов его деятельности. Первой причиной является более слабая разработанность критериев, показателей и индикаторов оценки личности педагога. Вторая причина связана с гораздо более значительными отличиями между внешней оценкой личности и самооценкой. Многие люди способны довольно объективно, хотя бы для себя, оценить собственный уровень профессионализма. Намного меньшее число педагогов могут также объективно оценить свою личность. Увидеть недостатки в своей работе легче, чем признать наличие плохих черт в собственном характере.
Поэтому, оценивая личность учителя, руководителям школы необходимо проявлять педагогический такт. Луч-
Глава 6
ше сообщать оценку в индивидуальной беседе. Основными личностными качествами, обеспечивающими успешность работы учителя, являются честность, уважительное отношение к учащимся и коллегам, патриотизм и др.
4. Человек может вести себя совершенно по-разному при взаимодействии с различными людьми. В семье он такой, в кабинете у начальника — другой, при разговоре с подчиненным — совсем иной, в общении с детьми — тоже другой и т. д. Оценка руководством школы учителя будет более объективной, если подкреплена мнением о нем учеников. Возможно, не все с этим согласятся. Такое несогласие, во-первых, может быть вызвано тем, что мнение учеников об учителе иногда выявляется неграмотно, с нарушением педагогической этики. Во-вторых, директор может использовать полученные сведения не во благо для дела. Тем не менее, опытный руководитель общеобразовательной школы всегда знает, как ученики относятся к тому или иному учителю. Это знание помогает ему своевременно обнаружить и урегулировать естественные противоречия, возникающие во взаимоотношениях педагога и школьников. В пользу участия учеников в оценке учителей, говорят и следующие аргументы.
7. Руководители школы и проверяющие обычно оценивают не более 3-7% уроков, проводимых конкретным учителем. Ученики же присутствуют на 100% уроков.
8. Не секрет, что к открытым урокам, другим проверочным занятиям учитель готовится не так, как к обычному уроку. На проверках учитель естественно стремится показать максимум из того, на что он способен. Качество же его работы реально определяется не потенциалом, а результативностью повседневного труда. Другими словами, ученики оценивают качество типичного для данного учителя урока. Проверяющие, как правило, оценивают нетипичный урок.
9. Проверка и оценка уроков осуществляется ограниченным числом людей. Учеников у учителя обычно гораздо больше, чем тех, кто его проверяет. Это повышает объективность оценки учащихся. Чем больше оценивающих, тем меньше субъективизм средней оценки.
10. Может быть, это главный довод: ученик оценивает урок именно с позиций ученика. Проверяющий на место ученика себя поставить не может. Поэтому ученики оценивают тот компонент уроков, который проверяющие могу
Как оценить ученика или учителя без конфликта
оценить лишь приблизительно. Следовательно, оценка учеников существенно дополняет, делает более объективной общую оценку учителя.
11. Ученики и учителя — два главных коллектива, составляющих основу общеобразовательной школы. Школа организуется для учеников, а не для того, чтобы обеспечить работой ее директора. Поэтому в школе нет ни одной крупной проблемы, правильно решить которую можно было бы, не поставив в центр или игнорируя интересы учеников. Объективность оценки деятельности учителей заметно влияет на работу школы в целом. Поскольку уроки проводятся все же для учеников, а не для проверяющих, оценку обучаемых игнорировать просто невозможно.
12. Проверяющие сообщают свою оценку учителю лично, а ученики — с помощью модульного социотеста, к тому же они дают оценку* анонимно. Анонимная оценка обычно объективнее. Ученик в силу возрастных особенностей часто более искренен в своих оценках, чем умудренный жизненным опытом проверяющий.
Оценку учениками учителя лучше выявлять не прямо, а косвенно: например, задав вопрос, уроки по какому предмету им нравятся больше всего. Без особой нужды не стоит ставить учеников в ситуацию, когда им нужно оценить не только деятельность, но и личность учителя. И наконец, если директор ограничен в возможностях, можно таким образом определить, кого из учителей ученики считают лучшим. Те учителя, которых ни один учащийся не отнесет к числу лучших, возможно, имеют проблемы во взаимоотношениях с детьми.
Если в школе есть психолог, то для оценки отношения учащихся к учителям можно использовать две первые шкалы модульного социотеста (см. главу 4). Выявление отношений является не прямой, а косвенной оценкой. Ответы ученика всего на два вопроса: «Оцени свое отношение к учителям...» и «Оцени, как, на твой взгляд, учителя относятся к тебе» — позволяют получить огромное количество информации, характеризующей взаимоотношения педагогов и учеников. Выявляются все, без исключения, конфликты и оценивается степень их остроты. Устанавливается общая картина взаимодействия между двумя основными школьными коллективами.
Глава 6
Практика показывает, что против такой оценки обычно выступают учителя, у которых не все благополучно с содержанием и организацией уроков либо есть напряженность во взаимоотношениях со школьниками. Подчеркнем еще раз: учащиеся оценивают учителей гораздо чаще, чем те их. Оценка учителей учениками тоже существует и оказывает заметное влияние на качество работы общеобразовательной школы. Руководство использует эти оценки для улучшения управления школьными коллективами. Основная проблема заключается не в том, чтобы сделать публичной оценку учителей учениками. Главное — так организовать процедуру определения и использования результатов оценки, чтобы это было на пользу учителям, ученикам и школе в целом. Таким образом, оценка учителя учениками существенно дополняет, делает более глубокой, всесторонней и объективной оценку учителя руководством школы.
5. Из сказанного выше следует, что представление об учителе будет более объективным и всесторонним, если традиционную оценку его руководством «сверху» дополнить оценкой учеников «снизу» и даже оценкой коллег «сбоку» (схема 12).
Схема 12
Кто может оценить учителя
необходимость оценки учителя коллегами-педагогами почти не вызывает возражений. Оценка учителями школы каждого из своих коллег может проводиться один-два раза в течение учебного года с помощью модульного социотеста. Возможно использование четырех — шести модульных характеристик — это решает руководство школы.
—Как оценить ученика или учителя без конфликта
6. Человеку на уровне бессознательного свойственно оценивать других людей, фиксируя прежде всего то, что они могли бы сделать, но не сделали. Оценивая личность другого, обычно человек подмечает недостатки чаще, чем достоинства. Сам же человек оценивает себя по сделанному и по сильным сторонам своей личности. Поэтому в интересах профилактики конфликтов руководитель, оценивая учителя, должен начинать оценку с определения того, что педагог сделал, беря за точку отсчета начало деятельности и сравнивая со «средним» учителем данной школы. Если учитель работает лучше, чем остальные педагоги, это уже хорошо и может быть основанием для похвалы. Следует учесть при оценке учителя все рекомендации, которые раскрываются на с. 189-193.
7. Любую деятельность, в том числе и педагогическую, легче оценить по ее немедленным, явным, прямым и просто фиксируемым результатам. Однако истинное качество работы определяется конечным, главным, часто скрытым итогом. Поэтому, оценивая деятельность учителя, руководителю необходимо спрашивать себя: «Вижу ли я главное у педагога или фиксирую второстепенное?», «Каковы отсроченные и перспективные результаты педагогической деятельности учителя и школы в целом?». В этой связи урок лучше оценивать не по его плану, а по тем знаниям, которые демонстрируют ученики. Хороший учитель не тот, кто быстро и точно выполняет все указания руководства, а тот, кто любит и знает свой предмет. Много говорить о работе, еще не значит хорошо работать.
ГЛАВА 7. ПРОФИЛАКТИКА
КОНФЛИКТОВ И СТРЕССА ЖИЗНИ
Любые конфликты в школьных коллективах чаще всего имеют четыре группы причин: объективные, организационно-управленческие, социально-психологические и личностные. Влияние учителя, а тем более ученика на первые три группы причин ограничено. Трудно существенно повлиять на величину и своевременность выплаты зарплаты, стиль управления директора школы и даже на позицию оппонента в конфликте. Многолетний опыт работы автора с конфликтами показывает, что наиболее простым и результативным способом решения проблем, возникающих во взаимоотношениях с окружающими, является изменение своей оценки ситуации и поведения в ней.
Важным фактором, влияющим на поведение учителя и ученика в предконфликтных ситуациях, является мировоззрение человека. Оно определяет отношение учителя к окружающему миру, систему его ценностей, регулирует психическое состояние.
Негативные эмоции, связанные с отношениями с оппонентом, являются необходимым условием возникновения конфликта. Читатель, обратившись к собственному жизненному опыту, согласится, что одни и те же ситуации порой вызывают у нас совершенно различные реакции, — все зависит от того, в каком состоянии находится в данный момент психика человека. Стресс делает его реакцию на ущерб, наносимый окружающими, более острой. Заметно меняется поведение человека в проблемных ситуациях и под влиянием характера. Поэтому саморегуляция состояния психики и расширение границ мировосприятия являются непрямыми, но весьма эф-
Профилактика конфликтов и стресса жизни ——
фективными способами профилактики любых конфликтов. «Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой», — писал Сенека. Рассмотрим в этой связи ряд рекомендаций, которые могут быть полезны педагогам и старшим школьникам.
Психологические факторы
Нормализации стресса жизни
У педагогов и учащихся
Стресс — психофизиологическое состояние человека, возникающее в экстремальных для него ситуациях. Различают физиологический стресс и психологический. Последний бывает информационным и эмоциональным. Стресс является типичной реакцией человека на конфликтную ситуацию, но часто может выступать и причиной конфликта. Человек, находящийся в состоянии стресса, чаще способен пойти на конфликт, чем тот, кто находится в комфортном психофизиологическом состоянии. Болезнь, усталость, обида, высокая ответственность и другие подобные ситуации обычно обостряют реакцию человека. Находясь в стрессе, он чаще всего усугубляет проблемную ситуацию взаимодействия с окружающими. Стресс нередко бывает следствием и причиной внутриличностного конфликта. Поэтому предупреждение чрезмерного стресса (дистресса) является важнейшим условием профилактики социальных и внутри личностных конфликтов.
Психологический стресс — реакция человека на трудную для него ситуацию. Но трудность — понятие субъективное. То, что трудно для одного человека, может быть довольно легким для другого. Например, планируя на каждый рабочий день большое количество дел, можно спровоцировать стрессовое состояние из-за непосильности намеченных задач. Наполеоновские планы могут быть без напряжения выполнены только тем, кто обладает наполеоновскими же возможностями. Сократив план, можно сразу уменьшить стресс. Люди нередко сами создают себе трудности.
— Глава 7
Какие психологические факторы следует учитывать, чтобы по возможности нормализовать стресс, являющийся следствием сегодняшней нестабильной, напряженной и сложной жизни? Назовем лишь некоторые из них.
1. Человек существо социальное, поэтому ему в течение всей жизни своиственно соревноваться с окружающими. Уже с юных лет он оценивает свое положение, свою жизнь, сравнивая ее с положением и жизнью других людей. Но естественную потребность B саморазвитии и в самооценке можно удовлетвори и другим способом, а именно... соревнуясь с самим например, в течение года человек два раза болел ангиной и один раз гриппом. В последующем году он решил вести более здоровый образ жизни и в результате ни разу не болел. Однако в этом же году бывший подчиненный стал его начальником знакомые купили квартиру и машину, другие Знакомые нашли хорошую работу во Франции и уехали туда на три года Если в конце года под. водя итоги, он стал бы оценивать свои успехи, сравнивая их с успехами знакомых, то год МОЖНо считать однозначно неудачным. Если оценивать собственные результаты, сравнивая их с тем, что было достигнуто в предыдущем году, то нельзя не отметить несомненное улучшение своей жизни.
• Человеку полезнее, соревноваться с самим собой, а не с окружающими.
Опрос 47 учителей показал, что, согласно самооценке, 62/о соревнуются с окружающими> а 38% — с самим собой. По мнению 231 государственного служащего, в 55% ситуации они соревнуются с окружающими, а в 45% — с самим собой. Данные опроса показывают, что главным для большинства россиян является соревнование с окружающими. Изменение хотя бы приоритетов в этом естественном соревновании будет способствовать уменьшению жизненных стрессов и поможет профилактике конфликтов. Целиком сосредоточиваться на соревновании с самим собой тоже нельзя станешь «белой вороной» в школьном коллективе. Лучшая стратегия поведения — соревнование с самим собой на 60%-70%,, с окружающими -на 30%-40%.
Зададим себе детский вопрос: «В чем же все-таки заключается смысл нашей быстротечной жизни?» Один из ответов звучит так: «Смысл жизни -_ в самосовершенствовании». Совершенствовать окружающие мир нужно очень осторожно. Пока
—Профилактика конфликтов и стресса жизни
мы наблюдаем немало печальных итогов после воздействия человека на окружающий мир. Пытаться совершенствовать других людей — значит обречь себя на конфликты. Лучше всего заняться самим собой. Только улучшив себя, человек позитивно влияет на внешний мир. Правильное и эффективное воздействие на других людей — личный пример. Что такое самосовершенствование? Это соревнование с самим собой.
2. Люди по-разному оценивают свои возможности по управлению собственной жизнью. Одни считают, что именно
от них зависит 90% того, что с ними происходит. Другие
полагают, что очень многое зависит от судьбы, расположения звезд, конкретных обстоятельств и других объективных факторов, а сами они контролируют свою жизнь
только на 30%. Какая из этих двух групп при прочих равных условиях чаще испытывает стресс? Скорее всего, те, кто полагают, что вполне самостоятельно определяют свою
жизнь, независимо от внешних обстоятельств. Ведь ответственность за все неудачи, которые с человеком происходят, он возлагает в основном на себя.
Высокое чувство ответственности — положительное качество человека. Однако суперответственность часто приводит к внутриличностным конфликтам и стрессу. «Все будет так, как надо, даже если будет по-другому», — сказал мудрый человек. Нет ничего абсолютно хорошего, как нет и ничего абсолютно плохого. Многое в нашей жизни зависит от нашего отношения к происходящему.
• Понимание относительности любых оценок событий, происходящих в жизни, уменьшает стресс от неудач.
Учителя, согласно ревультатам опроса, оценивают свою ответственность за проблемы, которые у них возникают в жизни и профессиональной деятельности, на 62%, а госслужащие — на 68%. Другими словами, если класс плохо успевает по предмету, то многие учителя считают, что на 62% виноваты в этом они.
Чем выше чувство ответственности у школьного учителя, тем лучше он работает. Главное — не реагировать на неизбежные проблемы и на ошибки слишком эмоционально. Реакция на неудачи должна быть максимально рациональной.
3. Информационные перегрузки — типичная причина
стресса и возможных в связи с этим внутриличностных
и межличностных конфликтов. Если вы стали раздражи-
тельны, часто испытываете стресс, вас мучает бессонница, то необходимо заново оценить объем и значимость информации, которую еженедельно получаете, и попытаться изменить свое отношение к ней. Если ребенок ходит в музыкальную школу, занимается с репетитором английским, посещает секцию каратэ, учится в школе на «отлично», то не нужно долго выяснять, почему он стал капризным. Немотивированные регулярные капризы могут быть следствием информационной перегруженности ребенка. Если сократить объем информации, которую он еженедельно получает, то ребенок снова станет спокойным и жизнерадостным.
Основными источниками информационной перегруженности школьного учителя могут быть учебная и внеучебная нагрузка в школе, работа в приусадебном хозяйстве. Чтобы мы ни говорили, у нас всегда есть возможность регулировать общий объем работы. Непомерные нагрузки в школе и ежедневный труд в приусадебном хозяйстве могут стать причиной хронической перегруженности сельского учителя. Порой после окончания трудового дня у учителя не остается ни сил, ни желания для чтения книг и просмотра кинофильмов.
4. Более всего характеризует человека уровень его притязаний. Один обязательно хочет стать президентом, миллионером, войти в Историю. Другой будет доволен и счастлив, если удастся стать мастером в цехе, достаточно зарабатывать, получить сносное жилье, дать образование детям. Если человек легко достигает значительных успехов в одной или даже нескольких сферах жизнедеятельности, у него непременно появляется желание двигаться дальше, ставить перед собой новые задачи. Если же человек часто попадает в стрессовое состояние, то необходимо оценить уровень своих притязаний и взвесить свои возможности. Чем выше уровень притязаний, тем чаще может возникать стресс — своеобразная реакция, мобилизующая человека на преодоление трудностей.
• Уменьшение уровня притязаний заметно снищает вероятность возникновения стресса.
Уровень притязаний школьного учителя вряд ли бывает слишком завышенным. В тоже время он не должен быть ниже того уровня, которого потенциально способен достичь учитель. Гармония достигается тогда, когда уровень притязаний в какой-то степени превышает способности и воз-
—«Профилактика конфликтов и стресса жизни —
можности человека. Степень такого превышения определяется индивидуально. Известно высказывание Наполеона: «Плох тот солдат, который не носит в ранце жезл маршала». Однако если этот «маршальский жезл» становится причиной постоянного стресса, то лучше от него избавиться.
5. Конфликтное поведение человека является его ответом на ситуацию, которую он оценивает как угрожающую.
• Если вы не можете изменить ситуацию, то попытайтесь изменить свое отношение к ней.
Если директор школы вопреки желанию учителя поручает руководство самым трудным классом, то эмоционально сопротивляться этому можно только до подписания приказа. После того как приказ подписан, грамотнее будет изменить отношение к ситуации.
Во-первых, негативные эмоции уже ничего не изменят. Они: а) влияют на настроение и здоровье; б) ухудшают отношения учителя с директором; в) могут негативно повлиять на отношения с другими учителями; г) ухудшают будущие отношения с классом, так как безусловно, школьники уже будут в курсе противоборства и узнают, что учитель не хотел с ними работать.
Во-вторых, если учителю дают самый трудный класс, значит, руководство школы достаточно высоко оценивает профессиональные способности учителя.
В-третъих, руководство трудным классом позволит продемонстрировать педагогическое мастерство учителя.
В-четвертых, руководство трудным классом дает основание отказаться от ряда других поручений, которые могли быть менее приятны, чем работа с трудными школьниками.
6. Человек, оценивая свои поступки, обычно опирается
на собственные критерии, но учитывает и мнение окружающих. Иногда оценка окружающих может быть доминирующей. Рассогласование самооценки и оценки личности
окружающими может привести к внутриличностному конфликту и стрессу. Для предупреждения такого рода стресса и конфликтов необходимо соблюдать два условия.
Во-первых, постоянно заниматься самосовершенствованием, добросовестно исполнять должностные обязанности, быть порядочным и культурным человеком.
Во-вторых, стараться постепенно уменьшать свою зависимость от внешних оценок, избавляться от потребности во
Глава 7
внешнем одобрении. Человек, обладающий высокой нравственностью, должен ориентироваться в основном на внутреннюю оценку своих поступков. Здесь уместно напомнить высказывание Марка Аврелия: «Человек должен быть честным и справедливым по натуре, а не по обстоятельствам».
7. Степень удовлетворенности собой оказывает заметное влияние на психику человека: чем более он доволен своей жизнью, тем реже испытывает стресс. Такого рода удовлетворенность формируется на основе субъективных критериев. Человек оценивает свою жизнь, сравнивая ее с жизнью других людей. Но нередко он замечает в жизни других людей лишь выигрышные стороны и не видит проблем и бед, с которыми внешне беззаботные люди сталкиваются. Поэтому полезно, если вы попали в стрессовую ситуацию и нужно взять себя в руки, подумать о положении тех, кто находится в худших, чем вы, условиях.
Важно помнить, что на Земле ныне живут сотни миллионов людей, которые, оказавшись на вашем месте, завидовали бы сами себе.
2. Расширение границ мировосприятия