Обработка и интерпретация результатов тестирования

Обработку тестирования следует начинать с определения дос­товерности ответов испытуемых. Если ответы совпадают с указан­ными в ключе, то каждому из них приписывается 1 балл.

Ключ к опроснику приведен ниже. Если сумма баллов по показателю искренности ответов составляет 5 или 6, то полученные резуль­таты подвергаются сомнению. Если сумма баллов более 7, то данные тестирования считаются недостоверными и дальнейшая обработка результатов не производится. При сумме баллов от 0 до 4 — ответы достоверны.

Ключ к опроснику

Показатели свойств темперамента Показатель
Экстраверсия Нейротизм искренности ответов
1. Да 29. Нет 2. Да 31. Да 6. Да
3. Да 32. Нет 4. Да 33. Да 12. Нет
5. Нет 34. Нет 7. Да 35. Да 18. Нет
8. Да 37. Нет 9. Да 38. Да 24. Да
Ю. Да 39. Да 11. Да 40. Да 30. Нет
13. Да 41. Нет 14. Да 43. Да 36. Да
15. Нет 44. Да 16. Да 45. Да 42. Нет
17. Да 46. Да 19. Да 47. Да 48. Нет
20. Нет 49. Да 21. Да 50. Да 54. Нет
22. Да 51. Нет 23. Да 52. Да  
25. Да 53. Да 26. Да 55. Да  
27. Да 56. Да 28. Да 57. Да  

· Определение акцентуации характера по К. Леонгарду

Для диагностики характера старших школьников, проявляющих явные признаки социальной дезадаптации, можно использовать опрос­ник, предложенный в 1970 г. X. Шмишек, позволяющий выявить нали­чие и выраженность акцентуации отдельных черт характера. В основу опросника положена концепция «акцентуированных личностей» К. Ле­онгарда. По ней черты личности делятся на две группы: основную и дополнительную.

Основные черты составляют стержень личности, оп­ределяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При значи­тельной выраженности они накладывают отпечаток на личность в це­лом и при неблагоприятных для нее социальных условиях могут дефор­мировать ее структуру. Личности, у которых отдельные из основных черт имеют высокую степень выраженности, Леонгард назвал акцентуи­рованными. Они безоговорочно могут считаться нормальными, хотя чрезмерная акцентуация выводит личность за пределы нормы. В акцен­туированных личностях потенциально заложены как возможности со­циально положительных достижений, так и социально отрицательных проявлений. Социально неприемлемые проявления акцентуированных личностей, как правило, обусловливаются неблагоприятными для них жизненными обстоятельствами. Вполне возможно, что при других об­стоятельствах они стали бы незаурядными людьми.

К. Леонгард выделяет 10 типов акцентуации: демонстративный, пе­дантичный, застревающий, возбудимый, гипертимный, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтирован­ный, эмотивный.

Инструкция: Внимательно прочитайте вопрос. Отвечайте на него «Да» или «Нет», проставляя на регистрационном бланке соответственно «+», если ответ утвердитель­ный («Да») и «—», если ответ отрицательный («Нет»). Не задумывайтесь долго над ответом, так как здесь не может плохих или неверных ответов.

Опросник можно применять с 11 —12-летнего возраста, как при груп­повом, так и при индивидуальном обследовании.

1. У вас чаще бывает веселое и беззаботное настроение?

2. Чувствительны ли к обидам, оскорблениям?

3. Бывает ли так, что у вас на глаза навертываются слезы в киноте­атре, разговоре?

4. Сделав что-то, вы сомневаетесь, все ли сделано правильно и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно?

5. В детстве были таким же смелым и отчаянным, как ваши свер­стники?

6. Часто ли у вас сменяется настроение от невероятно веселого к очень тоскливому?

7. Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, компании?

Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком недо­вольно-раздражительном настроении, что с вами лучше не раз­говаривать?

9. Серьезный ли вы человек?

10. Способны ли восторгаться, восхищаться чем-нибудь?

11. Предприимчивы ли вы?

12. Быстро забываете, если вас кто-либо обидит?

13. Мягкосердечны ли вы?

14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, прошло ли оно, не застряло ли в щели?

15. Стремитесь ли всегда считаться в числе лучших работников?

16. Боялись ли вы в детстве грозы или собак?

17. Стремитесь ли во всем и всюду соблюдать порядок?

18. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств?

19. Любят ли вас ваши знакомые?

20. Часто ли у вас бывает чувство необычайного внутреннего бес­покойства, ощущения возможной беды, неприятности?

21. У вас часто несколько подавленное настроение?

22. Была ли у вас хоть раз истерика или нервный срыв?

23. Трудно ли вам длительное время усидеть на одном месте?

24. Если по отношению к вам несправедливо поступили, энергич­но ли вы отстаиваете свои интересы?

25. Можете ли вы зарезать курицу?

26. Раздражает ли вас, если дома занавеска висит или скатерть ле­жит неровно и вы сразу же стараетесь поправить их?

27. В детстве боялись оставаться один дома?

28. Часто ли у вас бывают колебания настроения без причины?

29. Всегда ли стремитесь быть достаточно сильным работником в
своей профессии или одним из лучших в учебе?

30. Быстро ли вы начинаете злиться или впадать в гнев?

31. Можете ли быть абсолютно беззаботно веселым?

32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально про­низывает вас?

33. Как думаете, получился бы из вас ведущий (конферансье) в юмористическом спектакле?

34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откро­венно и недвусмысленно?

35. Вам трудно переносить вид крови, так как ее вид вызывает у вас неприятные ощущения?

36. Любите ли работу, требующую высокой личной ответственности?

37. Склонны ли выступать в защиту лиц, по отношению к которым поступают несправедливо?

38. В темный подвал вам трудно, страшно спускаться?

39. Предпочитаете ли вы работу, требующую неторопливости и усид­чивости, работе быстрой и где требования к качеству невысоки?

40. Общительный ли вы человек?

41. Охотно ли в школе декламировали стихи?

42. Убегали ли вы в детстве из дома?

43. Кажется ли вам жизнь трудной?

44. Бывало ли так, что после конфликта, обиды вы были расстроены, что чувствовали себя не в состоянии пойти на работу, учебу?

45. Можно ли сказать, что даже при неудаче вы не теряете чувство юмора?

46. Предприняли бы первым шаги к примирению, если бы вас кто-нибудь обидел?

47. Вы очень любите животных?

48. Возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случится?

49. Беспокоили ли вас мысли, что с вами или вашими родными что-нибудь может случиться?

50. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво?

51. Трудно ли вам докладывать, выступать на сцене перед большим количеством людей?

52. Можете ли ударить обидчика, если он вас оскорбит?

53. У вас очень высока потребность в общении с другими людьми?

54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впа­дает в глубокое отчаяние?

55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?

56. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?

57. Может ли вас так взволновать трагический фильм, что на глазах выступят слезы?

58. Часто ли вам трудно уснуть из-за того, что проблемы пережито­го или будущего дня все время крутятся в ваших мыслях?

59. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?

60. Потребуется ли вам большое напряжение воли, чтобы ночью одному пойти на кладбище?

61. Следите ли за тем, чтобы в вашем доме каждая вещь лежала на своем месте?

62. Бывает ли так, что ложась спать в хорошем расположении духа,
на следующий день вы встаете в подавленном, недовольном настроении?

 

63. Легко ли вам привыкать к новым ситуациям?

64. Подвержены ли вы головным болям?

65. Часто ли смеетесь?

66. Можете ли быть приветливым даже с тем, кого вы явно не це­ните, не любите, не уважаете?

67. Вы подвижный человек?

68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?

69. Любите ли вы природу?

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, закрыты ли двери?

71. Боязливы ли вы?

72. Часто ли меняется ваше настроение?

73. Принимаете ли вы участие в кружках художественной самодея­тельности (театр, танцы и пр.) или охотно ли участвовали в них в молодости?

74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожи­дания радости?

75. Часто ли вас тянет путешествовать?

76. Бывают ли у вас внезапные переходы настроения от большой радости к глубокой тоске?

77. Легко ли вам удается понять настроение друзей или компании?

78. Долго ли переживаете обиду?

79. Переживаете ли вы длительное время горести других людей?

80. Часто ли, будучи школьником, переписывали страницу в вашей тетради, если случайно ставили в ней кляксу?

81. Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и насторожен­но, чем с доверчивостью?

82. Часто ли видите страшные сны?

83. Бывает ли так, что вы остерегаетесь того, что броситесь под ко­леса проходящего поезда или стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из окна?

84. В веселой компании вы обычно веселы?

85. Способны ли отвлечься от трудных проблем, требующих решения?

86. Среди близких людей становитесь менее сдержанным и чувству­ете себя более свободно?

87. В беседе вы скорее немногословны, чем говорливы?

88. Если бы вам надо было играть на сцене, смогли бы так войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра?

Ключи

1. Гипертимность (х 3)

ДА: 1, И, 23, 33, 45, 55, 67, 77;

НЕТ: -

2. Застревание (х 2)

ДА: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81;

НЕТ: 12, 46, 59;

 

3. Эмотивность (х 3)

ДА: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79;

НЕТ: 25.

 

4. Педантичность (х 2)

ДА: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83;

НЕТ: 35.

5. Тревожность (х 3)

ДА: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82;

НЕТ: 5.

6. Циклотимность (х 3)

ДА: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84;

НЕТ: -

7. Демонстративность (х 2)

ДА: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88;

НЕТ: 51.

8. Возбудимость (х 3)

ДА: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 75, 86;

НЕТ: -

9. Дистимность (х 3)

ДА: 9, 21, 43, 74, 87;

НЕТ: 31, 53, 65.

10. Экзальтированность (х 6)

ДА: 10, 32, 54, 76;

НЕТ: -

Обработка результатов

Для их обработки следует изготовить трафареты в соответствии с ключами, которые накладываются на регистрационный лист, заполнен­ный испытуемым, и осуществляется подсчет ответов, соответствующих ключам и умноженных соответственно им на 2 или 3, 6.

Наши рекомендации