Глава 3. Комплексный подход к изучению детей с нарушениями
развития.................................................................................................... 36
3.1. Медицинское обследование в системе комплексного
изучения ребенка с отклонениями в развитии................................. 36
3.2. Педагогическое изучение детей с нарушениями развития.......... 40
3.3. Социально-педагогическое изучение микросоциальных
условий и их влияния на развитие ребенка...................................... 53
3.4. Психологическое изучение детей с нарушениями
развития..................................................................................................... 54
3.4.1. Методы психологического изучения детей
с нарушениями развития........................................................... 59
3.4.2. Экспериментально-психологическое изучение
детей с нарушениями развития............................................... 62
3.4.3. Тесты................................................................. :............................ 83
3.4.4. Нейропсихологическое изучение детей
с нарушениями развития........................................................... 90
3.4.5. Подходы к изучению личности детей
и подростков с нарушениями развития................................ 93
3.5. Логопедическое обследование в системе комплексного
изучения детей с нарушениями развития....................................... 101
Глава 4. Особенности психолого-педагогического изучения
детей с отклонениями в развитии на разных
возрастных этапах............................................................................... 127
4.1. Психолого-педагогическое изучение детей
первого года жизни.............................................................................. 127
4.1.1. Особенности развития............................................................. 127
4.1.2. Рекомендации к психолого-педагогическому
изучению детей первого года жизни................................... 129
4.2. Психолого-педагогическое изучение детей раннего
возраста (1—3 года)............................................................................ 137
4.2.1. Особенности развития............................................................. 137
4.2.2. Рекомендации к психолого-педагогическому
изучению детей раннего возраста........................................ 138
4.3. Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного
возраста (от 3 до 7 лет)........................................................................ 143
4.3.1. Особенности развития............................................................. 143
4.3.2. Рекомендации к психолого-педагогическому
изучению детей дошкольного возраста............................. 144
4.4. Психолого-педагогическое изучение детей школьного
возраста................................................................................................... 148
4.4.1. Особенности развития............................................................. 148
4.4.2. Особенности психолого-педагогического
изучения младших школьников............................................ 149
4.5. Психолого-педагогическое изучение подростков
с нарушениями развития.................................................................... 155
4.5.1. Особенности развития............................................................. 155
4.5.2. Цели и задачи психолого-педагогического
изучения подростков с нарушениями развития............... 156
4.5.3. Особенности процедуры проведения
психологического исследования подростков
с нарушениями развития........................................................ 158
4.5.4. Правила построения программ исследования................. 163
Глава 5. Психолого-педагогическое изучение детей и подростков
с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного
аппарата, эмоционального развития, сложными
нарушениями развития.................................................................... 169
5.1. Психолого-педагогическое изучение детей
с нарушениями слуха.......................................................................... 169
5.2. Психолого-педагогическое изучение детей
с нарушениями зрения......................................................................... 177
5.2.1. Теоретические основы организации обследования
детей с нарушениями зрения................................................. 179
5.2.2. Требования, предъявляемые при проведении
обследования детей с нарушениями зрения...................... 182
5.2.3. Особенности проведения психолого-педагогической
диагностики детей с нарушениями зрения
в разные возрастные периоды.............................................. 183
5.2.4. Принципы адаптации диагностических методик
при обследовании детей разных возрастных групп
с нарушениями зрения............................................................. 187
5.2.5. Стандартизированные диагностические методики,
адаптированные для работы с детьми, имеющими
нарушения зрения..................................................................... 191
5.3. Психолого-педагогическое изучение детей
с нарушениямиопорно-двигательного аппарата........................ 193
5.4. Психолого-педагогическое изучение детей
с нарушениями эмоционально-волевой сферы
(с ранним детским аутизмом)............................................................ 202
5.4.1. Общая характеристика нарушений у аутичных детей... 202
5.4.2. Процедура психолого-педагогического изучения
аутичных детей......................................................................... 213
5.5. Клинико-психолого-педагогическое изучение детей
со сложными нарушениями развития............................................. 220
Глава 6. Психолого-медико-педагогические консилиумы в
образовательных учреждениях, психолого-медико-
педагогические комиссии и консультации.............................. 230
6.1. Психолого-медико-педагогические консилиумы
в образовательных учреждениях..................................................... 230
6.1.1. Цели и задачи ПМПк................................................................ 231
6.1.2. Организация деятельности ПМПк........................................ 232
6.2. Психолого-медико-педагогические комиссии
и консультации...................................................................................... 234
6.2.1. Консультативно-диагностическая работа........................ 237
6.2.2. Методы психолого-педагогического
исследования детей в ПМПК................................................. 243
6.2.3. Методы экспериментально-психологического
исследования в ПМПК............................................................. 247
Глава 7. Организация и содержание психологического
консультирования в системе психолого-педагогического
сопровождения ребенка с нарушениями развития................ 254
7.1. Понятие психологического консультирования............................ 255
7.2. Методы психологического консультирования............................. 258
7.3. Процедура психологического консультирования....................... 262
7.4. Основные принципы и стратегии консультирования................. 265
7.5. Типичные трудности в процессе консультирования.................. 266
7.6. Задачи психологического консультирования семей,
имеющих детей с отклонениями в развитии.................................. 268
7.7. Психологическое консультирование детей
с отклонениями в развитии................................................................ 271