Методики изучения родительско-детских отношений
Задачами этого направления диагностики являются:
- установление типа родительско-детских отношений и при
чин их нарушений;
- изучение динамики родительско-детских отношений под воз
действием коррекции;
- определение модели семейного воспитания.
Характер взаимодействия родителей с больным ребенком может быть изучен с помощью следующих методик:
- методика PARI Е.Шеффер и Р.Белла (блок II);
- тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги и
В. В. Столина;
- методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;
- методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), ва
рианты 3 — 10 лет, 11 — 21 год;
- методика «Чернильные пятна» Г. Роршаха.
- методика диагностики межличностных и межгрупповых от
ношений «Социометрия» Дж. Морено.
Первые пять методик направлены на выявление различных вариантов особенностей родительских установок во взаимоотношениях с их детьми.
Методика PARI E.Шеффер и Р.Белла определяет родительские позиции (в первую очередь матерей). В этой методике выделяются следующие критерии:
- понимание родительской позиции как оптимальной;
- понимание гиперопекаемых отношений к ребенку как пра
вомерных;
- понимание отношений с ребенком как неуравновешенных;
- понимание собственной жесткой позиции как правомерной.
Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия» Дж. Морено позволяет изучить типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности и социально-психологическую совместимость членов конкретной группы (в данном случае — семьи больного ребенка).
Процедура психологического исследования
Семьи
В процедуре психологического изучения семьи можно выделить два направления. Первое направление реализуется в форме беседы-интервью и состоит из нескольких этапов. Второе направление представлено комплексным экспериментальным изучением проблем семьи.
Рассмотрим содержание первого направления.
Первый этап. Знакомство. Установление контакта и необходимого уровня доверия и взаимопонимания.
Второй этап. Определение проблемы. Здесь выделяют два под-этапа: определение проблемы со слов родителей и диагностика состояния ребенка.
Третий этап. Формулирование реальных проблем.
Четвертый этап. Определение способов, с помощью которых проблема или проблемы могут быть решены.
Пятый этап. Подведение итогов, резюме, закрепление понимания проблемы в формулировке психолога.
Первый этап и часть второго этапа (исключая диагностику состояния ребенка) проводятся психологом со всеми присутствующими членами семьи. С целью овладения полной информацией о процессах, имеющих место в данной семье, психолог устанавливает доверительный контакт с каждым из ее членов. Специальными приемами (жестами, мимикой, интонацией голоса и содержанием фраз) он настраивает близких больного ребенка на глубокое и серьезное изучение проблем семьи, а также стимулирует их собственной позицией на поиск адекватного решения. Трудности, на которые обычно жалуются родители больных детей, чаще всего касаются:
- проблем ребенка, возникающих в процессе его обучения, воспитания или лечения;
- взаимоотношений ребенка с матерью (его послушание — не
послушание, агрессивность—ласковость, нежность к матери);
- отношений ребенка с сибсами (здоровые дети тяготятся боль
ными братом или сестрой, стесняются их);
- отношений ребенка с другими детьми в школе, детском саду,
на улице (здоровые дети дразнят, обижают больного ребенка, они
не хотят с ним общаться; показывают на него пальцем или при
стально, с повышенным интересом рассматривают его физиче
ские недостатки);
- отношений ребенка с дедушкой и бабушкой (в одних случаях
бабушка и дедушка жалеют больного ребенка, «заласкивают» его,
в других — мать ребенка жалуется на то, что бабушка и дедушка
не желают поддерживать с больным ребенком связь; со стороны
больного ребенка может проявляться грубость или агрессия по
отношению к бабушке и дедушке);
- отношений ребенка с учителем, воспитателем в детском саду,
в школе (родители жалуются, что учитель недооценивает, зани
жает возможности их ребенка);
- отношений между матерью и отцом ребенка (треть семей,
воспитывающих детей с отклонениями в развитии, — неполные);
- отношений отца (матери) к ребенку (отвержение или приня
тие ребенка и полное посвящение себя его проблемам);
- оценки матерью (отцом) отношения отца (матери) ребенка
к нему и к нормальным сибсам (позитивная или негативная, воз
можно проявление чувств ревности, гнева, агрессии) и др.
Психолого-педагогическое изучение ребенка осуществляется с помощью соответствующих методик и в рамках известного в отечественной дефектологической науке традиционного подхода. В зависимости от степени выраженности нарушений в интеллектуальной, двигательной, речевой или эмоционально-волевой сферах психолог ставит перед собой задачу по изучению влияния внутрисемейных отношений на характер формирования личностных черт больного ребенка.
Содержание работы на третьем этапе включает главную цель, с которой обращаются родители ребенка к психологу. Эта цель — определение психологом реальной проблемы на основе объективного анализа данных. Практика показывает, что реальная формулировка проблемы семьи в большинстве случаев возможна лишь при ее переосмыслении и обличении в новую формулу.
На четвертом этапе психолог предлагает родителям оптимальные способы решения их проблем. К ним могут быть отнесены:
- правильный выбор программы обучения и типа специаль
ного (коррекционного) образовательного учреждения для ре
бенка;
- организация коррекционной работы с ребенком в домашних
условиях;
- обучение родителей навыкам воспитания ребенка с отклоне
ниями в развитии;
- формирование у ребенка адекватных отношений со всеми чле
нами семьи и с другими лицами (в образовательном учреждении);
- изменение позиции родителей относительно «бесперспектив
ности» развития их ребенка;
- установление позитивного климата и адекватных взаимоот
ношений между всеми членами семьи.
Одновременно психолог осуществляет поиск дополнительных мер, которые могут быть необходимы для решения основной проблемы. Он дает подробные разъяснения по поводу того, что надо делать и как осуществлять работу по каждому из перечисленных выше направлений.
Последний этап посвящен подведению итогов первичного психологического исследования семьи. Одновременно психолог изучает на эмпирическом уровне готовность родителей к преодолению проблем и определяет степень помощи, в которой они нуждаются.
Следует учитывать, что для достижения понимания интерпретации проблемы, даваемой консультантом, родителям необходимо время для обдумывания и для формирования нового взгляда на проблему. Одновременно у них может возникнуть неудовлетворенность результатами консультирования, особенно если их позиция подвергалась сомнению. В таком случае следует убедить родителей в необходимости проведения дополнительных бесед, а также в целесообразности проведения психодиагностической процедуры по отношению к ним самим.
Организация и проведение комплексной личностной и семейной диагностики (второе направление) может проводиться также в несколько этапов (дней) в зависимости от возникновения в этом потребности.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите задачи психологического изучения семьи, воспитываю
щей ребенка с нарушениями развития.
2. Какие правила соблюдаются при проведении беседы с родителями
проблемного ребенка?
3. Перечислите этапы работы по психологическому изучению семьи,
воспитывающей ребенка с нарушениями развития.
4. Какова конечная цель социально-педагогического и психологиче
ского изучения семьи ребенка с нарушениями развития?
Литература
Основная
Альманах психологических тестов. — М., 1995.
Бурлачу к Р. Л., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989.
19 2589 289
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. — М., 1997.
Практическая психодиагностика: Методики и тесты. — Самара, 1998.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995.
Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. — М., 1980.
Дополнительная
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие. — М., 2002.
Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. — 1998. — № 4.
Ткачева В. В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии //Дефектология. — 1999. — № 3.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Примерная программа дисциплины