Нормативы нервно-психического развития детей первого года жизни
(по О.В.Баженовой)
фокусировка. По- | говорящее лицо. | грудью. Присталь- | циональный | |||
ворачивает голову | Формируется | ное внимание к | контакт | |||
на звук, который | комплекс ожив- | объектам. Появ- | ||||
слышен на уровне | ления на говоря- | ление движения в | ||||
уха. Рассматривает | щее лицо и не- | руках при виде | ||||
руки. Следит за | сколько позже — | погремушек, по- | ||||
разнообразным | на яркий предмет | мещенных в зону | ||||
движением | непосредственной | |||||
игрушки | досягаемости | |||||
3-4 | Хороший | Прослеживает | Комплекс ожив- | Гуление. Расши- | Произвольный за- | Интерес к окру- |
контроль | невидимую траек- | ления вызывается | рение репертуара | хват. Неспецифи- | жающим. Узнает | |
головы. | торию движения | легко. Возникает | случайно произ- | ческие манипуля- | мать. Возбужда- | |
Опора на | объекта (экран | часто | носимых звуков | ции. Оральные | ется и предвосхи- | |
руки в по- | 10-12 см). Ре- | (а, у, я, м, п) и | контакты с объек- | щает общение. | ||
ложении | агирует на исче- | использование их | том | Возможны | ||
лежа на | зающий объект. | при общении со | зрительный и | |||
животе | Локализует звук; | взрослыми | эмоциональный | |||
узнает маму | контакты | |||||
5-6 | Сформиро- | Улыбается своему | Формируется | Вокализации при | Часто берет | Инициирует об- |
вана зри- | отражению в зер- | контроль над от- | манипуляциях с | игрушку из рук | щение (провоци- | |
тельно-мо- | кале. Перестает | рицательными | объектами (голо- | взрослого. Форми- | рует); прислуши- | |
торная ко- | рассматривать ру- | эмоциями. Это | совое сопровож- | рование захвата. | вается к речи; по- | |
ординация | ки. Больше вни- | проявляется в мо- | дение действий). | Берет вторую иг- | ворачивает голову | |
(может точ- | мания уделяется | дуляциях крика, | Требование вни- | рушку, но трясет | на звуки челове- | |
но дотро- | игрушкам. Появ- | сдерживании | мания осущест- | первую. Зритель- | ческого голоса. | |
нуться до | ляются первые | плача, паузой в | вляется криком. | но контролирует | Тянет руки, когда | |
предмета | любимые игруш- | плаче для вос- | Произносит от- | манипуляции. | хочет, чтобы его | |
под конт- | ки. Поворачивает | приятия реакции | дельные слоги | Все тянет в рот. | взяли на руки. |
Продолжение табл.4
Воз- | Сфера | |||||
раст, мес | Двигательная | Сенсорная | Эмоционал ьная | Голосовая активность | Практическое действие | Взаимодействие со взрослыми |
ролем зре- | голову на звук, | взрослого. По-раз- | (или звукосоче- | Любит играть с | Отмечаются | |
ния). Может | который раз- | ному реагирует на | тания). Начало | бумагой. | первые попытки | |
длительно | дается ниже уха. | лица знакомых и | лепета | Подносит ко рту | подражания. | |
удерживать | Имитирует слы- | незнакомых | бутылочку | Понимает жест | ||
предмет в | шимые звуки | взрослых | (ручки, ручки). | |||
руках | Выявляется | |||||
реакция возбуж- | ||||||
дения, если ребе- | ||||||
нок слышит шаги | ||||||
7-8 | Может сам | Приспосаблива- | Возникновение | Длительный ле- | Перекладывает | Имитирует дей- |
сидеть. Хо- | ет позу; занимает | реакции протеста | пет, повторное | предмет из руки в | ствия и шумы. | |
рошо пере- | удобную позицию | на воздействие | произнесение | руку, удерживает | Старается при- | |
ворачивает- | для наблюдения. | незнакомого | отдельных сло- | две игрушки, за- | влечь внимание | |
ся в любую | Находит наполо- | взрослого | гов, появление | хватывает предъ- | покашливанием, | |
сторону из | вину спрятанный | псевдослов, вы- | явленную игруш- | кряхтением. Мо- | ||
любого по- | предмет, легко | ражающих отно- | ку со стороны | жет играть в игры | ||
ложения | снимает набро- | шение ребенка к | свободной руки. | с идентичными | ||
шенный на него | происходящему | Удерживает иг- | ролями. Сжимает | |||
платок. | рушку при зри- | губы, когда не | ||||
Дифференцирует | тельном контроле. | хочет есть. Пони- | ||||
незнакомых | Берет вторую иг- | мает запрет. Ими- | ||||
рушку со стороны | тирует звуки. От- | |||||
занятой руки. | водит руки мамы, |
Пытается достать | отвлекает ее, ес- | |||||
предмет из-за | ли она собира- | |||||
барьера, поме- | ется делать не- | |||||
щенного в одной | приятные проце- | |||||
из половин поля | дуры (чистить | |||||
зрения, исполь- | носик, ушки) | |||||
зуя ближайшую к | ||||||
барьеру руку | ||||||
9-Ю | Находит спрятан- | Появление вока- | Может взять ма- | Тянет маму за | ||
ный на глазах | лизаций в конце | ленький предмет: | одежду, требуя | |||
предмет. Выни- | и в начале дейст- | таблетку, горо- | внимания; машет | |||
мает интересные | вий | шинку. Может | «до свидания», | |||
вещи из кармана | совершать спе- | отвечает взглядом | ||||
взрослого, если | цифичные мани- | или движениями | ||||
видел, как их туда | пуляции: катать | на вопрос «где?». | ||||
положили | машинку | Играет в игры с | ||||
неидентичными | ||||||
ролями, где дей- | ||||||
ствия ребенка и | ||||||
взрослого не рас- | ||||||
пределены (мама | ||||||
дает платок — | ||||||
ребенок прячется | ||||||
за него). Игра | ||||||
«Дай— отдай». | ||||||
Ненадолго отдает | ||||||
игрушку |
С.134-135
Воз- | Сфера | |||||
раст, мес | Двигательная | Сенсорная | Эмоциональная | Голосовая активность | Практическое действие | Взаимодействие со взрослыми |
11-12 | Переступает ногами. Ходит самостоятельно | Проявляет интерес к картинкам в книге. Поворачивается на собственное имя. Дифференцирует тон | Существование особых слов-меток, понятных только ребенку и взрослому. Произвольное повторение отдельных слогов. Может произносить отдельные слова. Понимает их предметную соотнесенность | Складывает игрушки в корзину. Достает предмет из-за барьера дальней рукой; царапает картинки; пытается листать книги. Почти не тянет предметы в рот, но часто бросает их на пол | Бросает игрушки, чтобы подняли, помогает одевать себя. Владеет указательным жестом; мотает головой, выражая протест. Вокализирует в конце и в начале действий |
С.136
- двигательная;
- сенсорная;
- эмоциональная;
- голосовая активность;
- практические действия;
- способы взаимодействия со взрослыми.
В этой части заключения необходимо описать не только успешно пройденные ребенком пробы и особенности их выполнения, но и те пробы, которые ребенку выполнить не удалось. Содержащийся в заключении материал должен служить обоснованием мнения исследователя о характере и механизме наблюдаемого нарушения, что, в свою очередь, необходимо для правильного определения путей коррекции и компенсации выявляемых нарушений. В приложении 4.1 представлен образец оформления документации по результатам психолого-педагогического изучения ребенка первого года жизни.
4.2. Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста (1—3 года)
Особенности развития
Возраст от 1 года до 3 лет — период существенных перемен в жизни ребенка. Важнейшими достижениями раннего возраста при нормальном развитии являются овладение ходьбой, развитие предметной деятельности и речи. Овладение ходьбой (прямохождение) оказывает большое влияние на общее психическое развитие ребенка. С освоением ходьбы начинается новый этап в развитии — овладение окружающим предметным миром. Получив возможность самостоятельно передвигаться, ребенок осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с предметами, которые ранее оставались для него недоступными. В результате на втором году жизни начинается бурное развитие предметных действий; на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей.
В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами он знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами — формой, величиной, цветом, материалом и др.
У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первые обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.
Особенно интенсивно в этот период идет развитие речи. К 3 годам ребенок общается с окружающими с помощью развернутых фраз. Значительно возрастает активный словарь, однако при про-
С.137
изнесении слов дети ориентируются в первую очередь на интонационно-ритмическую и мелодическую характеристику, поэтому многие звуки опускаются или заменяются близкими по артикуляции или звучанию.
К 2 годам начинает развиваться так называемая регулирующая функция речи, т. е. ребенок все больше подчиняет свои действия словесной инструкции взрослого. Происходит интенсивное развитие понимания речи. Это выражается не только в возрастании количества понимаемых слов, но и в том, что понимание речи начинает выходить за пределы непосредственной ситуации общения.
Бурное развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы, речь становится ведущим средством общения и развития мышления ребенка.
Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей раннего возраста
Для успешного решения диагностических задач исследования детей раннего возраста требуется определенная тактика проведения обследования. Прежде всего необходимо отметить, что результаты обследования будут иметь ценность только в тех случаях, когда с ребенком был установлен доброжелательный контакт и он был достаточно заинтересован в выполнении заданий. Тактика проведения обследования во многом определяется возрастом и состоянием ребенка, которое оказывает заметное влияние на его продуктивность при обследовании. Поэтому важно акцентировать внимание на общем фоне настроения ребенка и на создании отношений доверия между ним и исследователем.
Основной целью психолого-педагогического изучения ребенка раннего возраста является получение данных, характеризующих:
- познавательные процессы;
- эмоционально-волевую сферу;
- предречевое и речевое развитие;
- двигательное развитие.
Прежде чем приступать к диагностике психического развития ребенка, обязательно следует убедиться, что у него нет грубых дефектов слуха и зрения.
Наиболее сложным является педагогическое обследование слуха детей 2 —3-го года жизни. Это связано с тем, что звуки постепенно перестают быть для ребенка безусловным раздражителем. Многие дети с нормальным слухом перестают реагировать на привычные шумы, речевые сигналы, которые не обращены непосредственно к ним. Чтобы получить реакцию в виде поворота головы в сторону источника звука, необходимо предъявлять непривычные сигналы или мотивировать для ребенка необходимость ответа. В качестве источника звука используются барабан, дудка,
голос разговорной громкости и шепот при произнесении звукоподражаний «ав-ав-ав» (собачка) и «пи-пи-пи» (птичка), имени ребенка, звукосочетаний типа «ккш». Звуковые стимулы предъявляются за спиной ребенка на расстоянии 6 м. Зрительное восприятие речи должно быть исключено.
Нормальной реакцией на звук в раннем возрасте может быть поворот головы в сторону источника звука, ответная голосовая реакция (имитация звука, повторение речевого стимула) на шепот с расстояния 6 м.
У ребенка 2 — 3 лет можно попытаться выработать условную двигательную реакцию на звук. Это позволит определить, слышит ли малыш шепот и на каком расстоянии. При подозрении на снижение слуха ребенок должен быть направлен на специальное аудио-логическое обследование.
К числу симптомов снижения зрения в раннем возрасте можно отнести: использование рта в качестве дополнительного тактильного органа; приближение предметов или картинок вплотную к глазам, игнорирование мелких предметов или изображенных на картинках мелких деталей.
При диагностике особенностей познавательной сферы детей раннего возраста в центре внимания исследователей находится анализ выполнения отдельных заданий как отражение психической деятельности ребенка. Причем важен не столько результат, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания. Основными параметрами оценки познавательной деятельности в раннем возрасте можно считать:
- принятие задания;
- способы выполнения задания;
- обучаемость в процессе обследования;
- отношение к результату своей деятельности.
Принятие задания предполагает согласие ребенка выполнять предложенное задание независимо от качества самого выполнения. Это является первым, абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым.
Основными способами выполнения задания у детей раннего возраста являются:
- самостоятельное выполнение;
- при помощи взрослого;
- самостоятельное выполнение после обучения.
Адекватность действий определяют как соответствие действий
ребенка условиям данного задания, диктуемым характером материала и требованиями инструкции. Наиболее примитивным способом является действие силой или хаотичное действие без учета свойств предметов. Неадекватное выполнение задания во всех случаях свидетельствует о нарушении умственного развития ребенка.
Обучаемость осуществляется только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. В процессе обследования возможны следующие виды помощи:
- выполнение действия по подражанию;
- выполнение заданий по подражанию с использованием ука
зательных жестов;
- выполнение заданий по подражанию с речевой инструкцией.
На уровне элементарного подражания ребенок может усвоить
от взрослого способ выполнения того или иного задания, действуя одновременно с ним. Количество показов способов выполнения задания не должно превышать трех. При этом речь взрослого должна указывать на цель данного задания и содержать оценку успешности действий ребенка. Обучаемость, т. е. переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о его потенциальных возможностях. Низкая обучаемость в некоторых случаях может быть связана с грубым недоразвитием интеллекта, с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Использование «обучающего эксперимента» позволяет не только проанализировать особенности разных сторон психической деятельности детей (внимание, речь, восприятие, мышление, память), но и оценить их работоспособность. Это особо значимо для детей раннего возраста с проблемами в развитии, так как из-за нарушения работоспособности организовать специальное исследование памяти и внимания часто представляется невозможным.
Важным диагностическим критерием оценки познавательной деятельности детей является их отношение к результатам своей деятельности. Для нормально развивающихся детей характерна заинтересованность своей деятельностью и ее конечным результатом. Ребенок с нарушением интеллекта безразличен к тому, что он делает, и к полученному результату.
При отборе методик для психолого-педагогического изучения детей раннего возраста необходимо исходить из закономерностей возрастного развития. Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности — от наиболее простых до сложных.
Задания предполагают простое перемещение предметов в пространстве, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету. Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. Основными методиками при изучении познавательной сферы детей раннего возраста являются «Доска Сегена» (2 — 3 формы), складывание пирамидки (из шариков, из колечек), разборка и складывание матрешки (двухсоставной, трехсоставной), парные картинки (2— 4), разрезные картинки (из 2 — 3 частей).
Логопедическое обследование проводится по традиционной схеме с учетом этапов развития детской речи.
Задания, направленные на диагностику познавательной сферы, могут быть также использованы для диагностики особенностей эмоционально-волевых проявлений ребенка. Наблюдая за деятельностью ребенка в эксперименте, обращают внимание на следующие показатели:
- общий фон настроения (адекватный, депрессивный, тревож
ный, эйфоричный и т.д.), активность, наличие познавательных
интересов, проявления возбудимости, расторможенности;
- контактность (желание сотрудничать со взрослым). Поверх
ностность, легкость и связанная с этим неполноценность контак
та чаще всего могут быть связаны с интеллектуальным дефектом,
характерным для детей с умственной отсталостью. Затруднения в
установлении контакта испытывают дети с симптомами повы
шенного уровня тревожности, тормозимости, сложностями адап
тации к новой обстановке и незнакомым людям, реакциями стра
ха и другими невротическими реакциями. Уход от контакта чаще
всего наблюдается в поведении аутичных детей и связывается с
отсутствием у них потребности в общении, отгороженностью,
преимущественной направленностью на предметный мир;
- эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение. По
ощрение и одобрение вызывают радостную, окрашенную поло
жительными эмоциями реакцию детей уже с самого раннего воз
раста (1 — 1,5 года). У невротизированных детей при поощрении
наряду с проявлениями радости отмечается резкое повышение
результативности выполнения заданий, что происходит благода
ря уменьшению эмоционального напряжения. Равнодушное отно
шение отмечается у детей, которые не заинтересованы в оценке
взрослого или не понимают смысла и значения одобрения (на
пример, при выраженных интеллектуальных нарушениях);
- эмоциональное реагирование на замечания и требования. При
этом фиксируются: реакция ребенка на замечания, исправление
им своего поведения в соответствии с замечанием, необходимость
более строгих мер для коррекции поведения;
- реагирование на трудности и неуспех деятельности. К концу
раннего возраста (с 2,5 — 3 лет) дети способны самостоятельно
обнаружить ошибочность собственных действий, при этом опре
деленные аспекты наглядно-действенной ситуации фиксируют
ся в элементарных речевых высказываниях типа: «так, не так»,
«а как же?», «правильно», «неправильно», «ой» и пр. Обнаружив
ошибку, дети сосредоточиваются на выполнении заданий и, ис
правляя ошибки, стараются достичь желаемого результата, обра
щаясь по мере необходимости за помощью к взрослому.
Диагностика развития двигательной сферы детей раннего возраста предполагает изучение как общей, так и мелкой моторики.
Параметры оценки развития общей моторики базируются на общевозрастных нормативах развития двигательной сферы у детей:
13 мес — ходит сам;
15 мес — ходит длительно, приседает, наклоняется, ползет вверх по лестнице, сам садится в кресло, может встать с коленей;
18 мес — сам поднимается и спускается по лестнице, может тащить за собой игрушки, перешагивает через палку, лежащую на полу;
21 мес — умеет ходить по поверхности шириной 15 —20 см на высоте 15 —20 см от пола;
2 года — может поднять игрушку с пола, нагнувшись; переша
гивает через препятствие, чередуя шаг; попадает по мячу ногой;
2,5 года — приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу на расстоянии 20 см друг от друга;
3 года — может несколько секунд простоять на одной ноге;
поднимаясь вверх по лестнице, ставит по одной ноге на каждую
ступеньку; спускаясь, ставит на ступеньку обе ноги; прыгает на
двух ногах; может ездить на трехколесном велосипеде.
Уровень развития мелкой моторики можно оценить по исполнению таких заданий, как построение башни, выполнение заданий с досками, застегивание пуговиц, рисование. Приведем некоторые нормативы:
18 мес — повторяет штрих;
2 года — по показу повторяет вертикальные линии и круги;
2,5 года — делает две линии или больше при рисунке креста;
3 года — копирует круг, повторяет по показу крест, рисует
человека без туловища («головонога»).
Психодиагностическое исследование психического развития ребенка данного возрастного периода завершается составлением заключения, в котором содержатся обобщенные данные, отражающие развитие его эмоциональной, познавательной, речевой и моторной сфер, характеристики психологической структуры отдельных действий и систем действий по выполнению заданий, а также наблюдаемые характерологические особенности ребенка. В случаях выявления нарушения психического развития в заключении даются характеристика его психической структуры и рекомендации по коррекции или компенсации с целью оптимизации путей дальнейшего психического развития.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы основные особенности развития ребенка раннего возраста?
2. Изучение каких сфер психической деятельности включает в себя
психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста?
3. Назовите основные параметры оценки познавательной деятельно
сти в раннем возрасте.
4. Каковы основные способы выполнения задания детьми раннего
возраста?
5. В чем состоит особенность диагностики эмоционально-волевой сферы
детей раннего возраста? I
6. Назовите основные направления логопедического обследования
ребенка раннего возраста.
7. Назовите параметры изучения двигательной сферы ребенка ранне
го возраста.
Литература
Основная
Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А.Стребелевой. — М., 1998.
Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М., 2000.
Дополнительная
Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. — М., 1997. Практикум по патопсихологии / Под ред. Б. В. Зейгарник, В. В. Николаевой, В.В.Лебединского. — М., 1987.