Нормативы нервно-психического развития детей первого года жизни

(по О.В.Баженовой)


    фокусировка. По- говорящее лицо.   грудью. Присталь- циональный
    ворачивает голову Формируется   ное внимание к контакт
    на звук, который комплекс ожив-   объектам. Появ-  
    слышен на уровне ления на говоря-   ление движения в  
    уха. Рассматривает щее лицо и не-   руках при виде  
    руки. Следит за сколько позже —   погремушек, по-  
    разнообразным на яркий предмет   мещенных в зону  
    движением     непосредственной  
    игрушки     досягаемости  
3-4 Хороший Прослеживает Комплекс ожив- Гуление. Расши- Произвольный за- Интерес к окру-
  контроль невидимую траек- ления вызывается рение репертуара хват. Неспецифи- жающим. Узнает
  головы. торию движения легко. Возникает случайно произ- ческие манипуля- мать. Возбужда-
  Опора на объекта (экран часто носимых звуков ции. Оральные ется и предвосхи-
  руки в по- 10-12 см). Ре-   (а, у, я, м, п) и контакты с объек- щает общение.
  ложении агирует на исче-   использование их том Возможны
  лежа на зающий объект.   при общении со   зрительный и
  животе Локализует звук;   взрослыми   эмоциональный
    узнает маму       контакты
5-6 Сформиро- Улыбается своему Формируется Вокализации при Часто берет Инициирует об-
  вана зри- отражению в зер- контроль над от- манипуляциях с игрушку из рук щение (провоци-
  тельно-мо- кале. Перестает рицательными объектами (голо- взрослого. Форми- рует); прислуши-
  торная ко- рассматривать ру- эмоциями. Это совое сопровож- рование захвата. вается к речи; по-
  ординация ки. Больше вни- проявляется в мо- дение действий). Берет вторую иг- ворачивает голову
  (может точ- мания уделяется дуляциях крика, Требование вни- рушку, но трясет на звуки челове-
  но дотро- игрушкам. Появ- сдерживании мания осущест- первую. Зритель- ческого голоса.
  нуться до ляются первые плача, паузой в вляется криком. но контролирует Тянет руки, когда
  предмета любимые игруш- плаче для вос- Произносит от- манипуляции. хочет, чтобы его
  под конт- ки. Поворачивает приятия реакции дельные слоги Все тянет в рот. взяли на руки.

Продолжение табл.4



Воз- Сфера
раст, мес Двигатель­ная Сенсорная Эмоционал ьная Голосовая активность Практическое действие Взаимодействие со взрослыми
  ролем зре- голову на звук, взрослого. По-раз- (или звукосоче- Любит играть с Отмечаются
  ния). Может который раз- ному реагирует на тания). Начало бумагой. первые попытки
  длительно дается ниже уха. лица знакомых и лепета Подносит ко рту подражания.
  удерживать Имитирует слы- незнакомых   бутылочку Понимает жест
  предмет в шимые звуки взрослых     (ручки, ручки).
  руках         Выявляется
            реакция возбуж-
            дения, если ребе-
            нок слышит шаги
7-8 Может сам Приспосаблива- Возникновение Длительный ле- Перекладывает Имитирует дей-
  сидеть. Хо- ет позу; занимает реакции протеста пет, повторное предмет из руки в ствия и шумы.
  рошо пере- удобную позицию на воздействие произнесение руку, удерживает Старается при-
  ворачивает- для наблюдения. незнакомого отдельных сло- две игрушки, за- влечь внимание
  ся в любую Находит наполо- взрослого гов, появление хватывает предъ- покашливанием,
  сторону из вину спрятанный   псевдослов, вы- явленную игруш- кряхтением. Мо-
  любого по- предмет, легко   ражающих отно- ку со стороны жет играть в игры
  ложения снимает набро-   шение ребенка к свободной руки. с идентичными
    шенный на него   происходящему Удерживает иг- ролями. Сжимает
    платок.     рушку при зри- губы, когда не
    Дифференцирует     тельном контроле. хочет есть. Пони-
    незнакомых     Берет вторую иг- мает запрет. Ими-
          рушку со стороны тирует звуки. От-
          занятой руки. водит руки мамы,


          Пытается достать отвлекает ее, ес-
          предмет из-за ли она собира-
          барьера, поме- ется делать не-
          щенного в одной приятные проце-
          из половин поля дуры (чистить
          зрения, исполь- носик, ушки)
          зуя ближайшую к  
          барьеру руку  
9-Ю   Находит спрятан-   Появление вока- Может взять ма- Тянет маму за
    ный на глазах   лизаций в конце ленький предмет: одежду, требуя
    предмет. Выни-   и в начале дейст- таблетку, горо- внимания; машет
    мает интересные   вий шинку. Может «до свидания»,
    вещи из кармана     совершать спе- отвечает взглядом
    взрослого, если     цифичные мани- или движениями
    видел, как их туда     пуляции: катать на вопрос «где?».
    положили     машинку Играет в игры с
            неидентичными
            ролями, где дей-
            ствия ребенка и
            взрослого не рас-
            пределены (мама
            дает платок —
            ребенок прячется
            за него). Игра
            «Дай— отдай».
            Ненадолго отдает
            игрушку

С.134-135


Воз-       Сфера    
раст, мес Двигатель­ная Сенсорная Эмоциональная Голосовая активность Практическое действие Взаимодействие со взрослыми
11-12 Переступает ногами. Хо­дит само­стоятельно Проявляет инте­рес к картинкам в книге. Поворачи­вается на собст­венное имя. Дифференцирует тон   Существование особых слов-ме­ток, понятных только ребенку и взрослому. Про­извольное повто­рение отдельных слогов. Может произносить от­дельные слова. Понимает их предметную соот­несенность Складывает иг­рушки в корзину. Достает предмет из-за барьера дальней рукой; царапает картин­ки; пытается ли­стать книги. Почти не тянет предметы в рот, но часто бросает их на пол Бросает игрушки, чтобы подняли, помогает одевать себя. Владеет указательным жестом; мотает головой, выражая протест. Вокали­зирует в конце и в начале действий

С.136

- двигательная;

- сенсорная;

- эмоциональная;

- голосовая активность;

- практические действия;

- способы взаимодействия со взрослыми.

В этой части заключения необходимо описать не только успеш­но пройденные ребенком пробы и особенности их выполнения, но и те пробы, которые ребенку выполнить не удалось. Содержа­щийся в заключении материал должен служить обоснованием мнения исследователя о характере и механизме наблюдаемого нарушения, что, в свою очередь, необходимо для правильного определения путей коррекции и компенсации выявляемых нару­шений. В приложении 4.1 представлен образец оформления доку­ментации по результатам психолого-педагогического изучения ребенка первого года жизни.

4.2. Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста (1—3 года)

Особенности развития

Возраст от 1 года до 3 лет — период существенных перемен в жизни ребенка. Важнейшими достижениями раннего возраста при нормальном развитии являются овладение ходьбой, развитие пред­метной деятельности и речи. Овладение ходьбой (прямохождение) оказывает большое влияние на общее психическое развитие ре­бенка. С освоением ходьбы начинается новый этап в развитии — овладение окружающим предметным миром. Получив возможность самостоятельно передвигаться, ребенок осваивает дальнее простран­ство, самостоятельно входит в контакт с предметами, которые ранее оставались для него недоступными. В результате на втором году жизни начинается бурное развитие предметных действий; на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей.

В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами он знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами — формой, величиной, цветом, материалом и др.

У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первые обобщения, непосредственно связан­ные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.

Особенно интенсивно в этот период идет развитие речи. К 3 го­дам ребенок общается с окружающими с помощью развернутых фраз. Значительно возрастает активный словарь, однако при про-

С.137

изнесении слов дети ориентируются в первую очередь на интона­ционно-ритмическую и мелодическую характеристику, поэтому многие звуки опускаются или заменяются близкими по артикуля­ции или звучанию.

К 2 годам начинает развиваться так называемая регулирующая функция речи, т. е. ребенок все больше подчиняет свои действия словесной инструкции взрослого. Происходит интенсивное разви­тие понимания речи. Это выражается не только в возрастании ко­личества понимаемых слов, но и в том, что понимание речи начи­нает выходить за пределы непосредственной ситуации общения.

Бурное развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы, речь становится ведущим средством общения и развития мышления ребенка.

Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей раннего возраста

Для успешного решения диагностических задач исследования детей раннего возраста требуется определенная тактика проведе­ния обследования. Прежде всего необходимо отметить, что ре­зультаты обследования будут иметь ценность только в тех случаях, когда с ребенком был установлен доброжелательный контакт и он был достаточно заинтересован в выполнении заданий. Тактика проведения обследования во многом определяется возрастом и состоянием ребенка, которое оказывает заметное влияние на его продуктивность при обследовании. Поэтому важно акцентировать внимание на общем фоне настроения ребенка и на создании от­ношений доверия между ним и исследователем.

Основной целью психолого-педагогического изучения ребенка раннего возраста является получение данных, характеризующих:

- познавательные процессы;

- эмоционально-волевую сферу;

- предречевое и речевое развитие;

- двигательное развитие.

Прежде чем приступать к диагностике психического развития ребенка, обязательно следует убедиться, что у него нет грубых дефектов слуха и зрения.

Наиболее сложным является педагогическое обследование слу­ха детей 2 —3-го года жизни. Это связано с тем, что звуки посте­пенно перестают быть для ребенка безусловным раздражителем. Многие дети с нормальным слухом перестают реагировать на при­вычные шумы, речевые сигналы, которые не обращены непо­средственно к ним. Чтобы получить реакцию в виде поворота го­ловы в сторону источника звука, необходимо предъявлять непри­вычные сигналы или мотивировать для ребенка необходимость ответа. В качестве источника звука используются барабан, дудка,

голос разговорной громкости и шепот при произнесении звуко­подражаний «ав-ав-ав» (собачка) и «пи-пи-пи» (птичка), имени ребенка, звукосочетаний типа «ккш». Звуковые стимулы предъяв­ляются за спиной ребенка на расстоянии 6 м. Зрительное воспри­ятие речи должно быть исключено.

Нормальной реакцией на звук в раннем возрасте может быть поворот головы в сторону источника звука, ответная голосовая реакция (имитация звука, повторение речевого стимула) на ше­пот с расстояния 6 м.

У ребенка 2 — 3 лет можно попытаться выработать условную двигательную реакцию на звук. Это позволит определить, слышит ли малыш шепот и на каком расстоянии. При подозрении на сни­жение слуха ребенок должен быть направлен на специальное аудио-логическое обследование.

К числу симптомов снижения зрения в раннем возрасте можно отнести: использование рта в качестве дополнительного тактиль­ного органа; приближение предметов или картинок вплотную к глазам, игнорирование мелких предметов или изображенных на картинках мелких деталей.

При диагностике особенностей познавательной сферы детей раннего возраста в центре внимания исследователей находится анализ выполнения отдельных заданий как отражение психиче­ской деятельности ребенка. Причем важен не столько результат, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания. Основными параметрами оценки познавательной деятель­ности в раннем возрасте можно считать:

- принятие задания;

- способы выполнения задания;

- обучаемость в процессе обследования;

- отношение к результату своей деятельности.

Принятие задания предполагает согласие ребенка выполнять предложенное задание независимо от качества самого выполне­ния. Это является первым, абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым.

Основными способами выполнения задания у детей раннего возраста являются:

- самостоятельное выполнение;

- при помощи взрослого;

- самостоятельное выполнение после обучения.
Адекватность действий определяют как соответствие действий

ребенка условиям данного задания, диктуемым характером мате­риала и требованиями инструкции. Наиболее примитивным спо­собом является действие силой или хаотичное действие без учета свойств предметов. Неадекватное выполнение задания во всех слу­чаях свидетельствует о нарушении умственного развития ребенка.

Обучаемость осуществляется только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. В процессе обследования возможны следующие виды помощи:

- выполнение действия по подражанию;

- выполнение заданий по подражанию с использованием ука­
зательных жестов;

- выполнение заданий по подражанию с речевой инструкцией.
На уровне элементарного подражания ребенок может усвоить

от взрослого способ выполнения того или иного задания, дей­ствуя одновременно с ним. Количество показов способов выпол­нения задания не должно превышать трех. При этом речь взросло­го должна указывать на цель данного задания и содержать оценку успешности действий ребенка. Обучаемость, т. е. переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о его потенциальных возможностях. Низкая обучаемость в некоторых случаях может быть связана с грубым недоразвитием интеллекта, с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Использование «обучающего эксперимента» позволяет не только проанализировать особенности разных сторон психической дея­тельности детей (внимание, речь, восприятие, мышление, па­мять), но и оценить их работоспособность. Это особо значимо для детей раннего возраста с проблемами в развитии, так как из-за нарушения работоспособности организовать специальное исследование памяти и внимания часто представляется невоз­можным.

Важным диагностическим критерием оценки познавательной деятельности детей является их отношение к результатам своей деятельности. Для нормально развивающихся детей характерна заинтересованность своей деятельностью и ее конечным резуль­татом. Ребенок с нарушением интеллекта безразличен к тому, что он делает, и к полученному результату.

При отборе методик для психолого-педагогического изучения детей раннего возраста необходимо исходить из закономерностей возрастного развития. Задания предлагаются с учетом постепен­ного возрастания уровня трудности — от наиболее простых до сложных.

Задания предполагают простое перемещение предметов в про­странстве, где выявляются пространственные зависимости, соот­несение предметов по форме, величине, цвету. Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. Основными методиками при изучении познавательной сферы детей раннего возраста являются «Доска Сегена» (2 — 3 формы), складывание пирамидки (из шариков, из колечек), разборка и складывание матрешки (двухсоставной, трехсоставной), парные картинки (2— 4), разрезные картинки (из 2 — 3 частей).

Логопедическое обследование проводится по традиционной схеме с учетом этапов развития детской речи.

Задания, направленные на диагностику познавательной сфе­ры, могут быть также использованы для диагностики особенно­стей эмоционально-волевых проявлений ребенка. Наблюдая за деятельностью ребенка в эксперименте, обращают внимание на следующие показатели:

- общий фон настроения (адекватный, депрессивный, тревож­
ный, эйфоричный и т.д.), активность, наличие познавательных
интересов, проявления возбудимости, расторможенности;

- контактность (желание сотрудничать со взрослым). Поверх­
ностность, легкость и связанная с этим неполноценность контак­
та чаще всего могут быть связаны с интеллектуальным дефектом,
характерным для детей с умственной отсталостью. Затруднения в
установлении контакта испытывают дети с симптомами повы­
шенного уровня тревожности, тормозимости, сложностями адап­
тации к новой обстановке и незнакомым людям, реакциями стра­
ха и другими невротическими реакциями. Уход от контакта чаще
всего наблюдается в поведении аутичных детей и связывается с
отсутствием у них потребности в общении, отгороженностью,
преимущественной направленностью на предметный мир;

- эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение. По­
ощрение и одобрение вызывают радостную, окрашенную поло­
жительными эмоциями реакцию детей уже с самого раннего воз­
раста (1 — 1,5 года). У невротизированных детей при поощрении
наряду с проявлениями радости отмечается резкое повышение
результативности выполнения заданий, что происходит благода­
ря уменьшению эмоционального напряжения. Равнодушное отно­
шение отмечается у детей, которые не заинтересованы в оценке
взрослого или не понимают смысла и значения одобрения (на­
пример, при выраженных интеллектуальных нарушениях);

- эмоциональное реагирование на замечания и требования. При
этом фиксируются: реакция ребенка на замечания, исправление
им своего поведения в соответствии с замечанием, необходимость
более строгих мер для коррекции поведения;

- реагирование на трудности и неуспех деятельности. К концу
раннего возраста (с 2,5 — 3 лет) дети способны самостоятельно
обнаружить ошибочность собственных действий, при этом опре­
деленные аспекты наглядно-действенной ситуации фиксируют­
ся в элементарных речевых высказываниях типа: «так, не так»,
«а как же?», «правильно», «неправильно», «ой» и пр. Обнаружив
ошибку, дети сосредоточиваются на выполнении заданий и, ис­
правляя ошибки, стараются достичь желаемого результата, обра­
щаясь по мере необходимости за помощью к взрослому.

Диагностика развития двигательной сферы детей раннего воз­раста предполагает изучение как общей, так и мелкой моторики.

Параметры оценки развития общей моторики базируются на об­щевозрастных нормативах развития двигательной сферы у детей:

13 мес — ходит сам;

15 мес — ходит длительно, приседает, наклоняется, ползет вверх по лестнице, сам садится в кресло, может встать с коленей;

18 мес — сам поднимается и спускается по лестнице, может та­щить за собой игрушки, перешагивает через палку, лежащую на полу;

21 мес — умеет ходить по поверхности шириной 15 —20 см на высоте 15 —20 см от пола;

2 года — может поднять игрушку с пола, нагнувшись; переша­
гивает через препятствие, чередуя шаг; попадает по мячу ногой;

2,5 года — приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу на расстоянии 20 см друг от друга;

3 года — может несколько секунд простоять на одной ноге;
поднимаясь вверх по лестнице, ставит по одной ноге на каждую
ступеньку; спускаясь, ставит на ступеньку обе ноги; прыгает на
двух ногах; может ездить на трехколесном велосипеде.

Уровень развития мелкой моторики можно оценить по испол­нению таких заданий, как построение башни, выполнение зада­ний с досками, застегивание пуговиц, рисование. Приведем не­которые нормативы:

18 мес — повторяет штрих;

2 года — по показу повторяет вертикальные линии и круги;
2,5 года — делает две линии или больше при рисунке креста;

3 года — копирует круг, повторяет по показу крест, рисует
человека без туловища («головонога»).

Психодиагностическое исследование психического развития ребенка данного возрастного периода завершается составлением заключения, в котором содержатся обобщенные данные, отра­жающие развитие его эмоциональной, познавательной, речевой и моторной сфер, характеристики психологической структуры отдельных действий и систем действий по выполнению заданий, а также наблюдаемые характерологические особенности ребенка. В случаях выявления нарушения психического развития в заклю­чении даются характеристика его психической структуры и реко­мендации по коррекции или компенсации с целью оптимизации путей дальнейшего психического развития.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные особенности развития ребенка раннего возраста?

2. Изучение каких сфер психической деятельности включает в себя
психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста?

3. Назовите основные параметры оценки познавательной деятельно­
сти в раннем возрасте.

4. Каковы основные способы выполнения задания детьми раннего
возраста?

5. В чем состоит особенность диагностики эмоционально-волевой сферы
детей раннего возраста? I

6. Назовите основные направления логопедического обследования
ребенка раннего возраста.

7. Назовите параметры изучения двигательной сферы ребенка ранне­
го возраста.

Литература

Основная

Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А.Стребелевой. — М., 1998.

Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М., 2000.

Дополнительная

Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. — М., 1997. Практикум по патопсихологии / Под ред. Б. В. Зейгарник, В. В. Нико­лаевой, В.В.Лебединского. — М., 1987.

Наши рекомендации