В.В. Кучеренко, К.С. Лисецкий.
Кафедра психологии развития
Интерактивный психосинтез
(авторская методика)
В.В. Кучеренко, К.С. Лисецкий.
Видеопособие для студентов психологического факультета СамГУ, а также для всех, кто интересуется психологией
Кучеренко В.В. Лисецкий К.С с 2004,
С 2008,
С 2012.
Самара
Г.
Психологические представления человека об окружающем мире и о своих собственных возможностях существенно влияют на психическое и физическое самочувствие носителя этих представлений. Поскольку у человека кроме отражения внешнего мира, общей для всех людей среды обитания, имеется еще и свой собственный внутренний, отображаемый мир, то, естественно, возникает вопрос: как эти миры взаимодействуют между собой? Внутренний мир, сокрытый от чужих глаз, открывается человеку лишь посредством психических образов. Психические образы – это элементы внутреннего мира человека, при помощи которых он отражает и «расшифровывает» внешний мир для самого себя.
У каждого человека есть центральный психический образ - Образ самого себя. Этот образ имеет психическое происхождение, однако, он способен оказывать большое влияние на многие биологические процессы организма человека. Положительный образ Я наполняет тело чувствами легкости, силы, уверенности, отрицательный - чувствами тяжести, слабости, беспомощности. «Образ Я» проявляется в поведении, в мимике (в выражении лица), в жестах, в движениях человека, в действиях, в эмоциональных реакциях, в образе мыслей. «Образ Я» способствует возникновению постоянного физического напряжения в одной части тела и исчезновению его в другой, что оказывает заметное влияние на обменные процессы и работу внутренних органов человека.
Собственный образ Я может в целом или по отдельным частям устраивать или не устраивать, может нравиться, раздражать или вызывать тревогу. Некоторые его части могут противоборствовать и даже взаимно исключать друг друга, способствуя психосоматическим заболеваниям или обострению личностных проблем человека. И, тем не менее, при любых вариантах, образ Я, остается пространством коммуникации между сознанием и телом человека. Как любой психический образ, образ Я подвержен двухсторонней динамике природного и культурного характера. Наличие такого рода природно-культурной связи дает нам надежду на выявление биоинформационного механизма преобразования чувственной ткани человеческого тела. Это значит, что, эффективно используя этот механизм, можно замедлить старение человеческого организма, улучшить обмен веществ, сбалансировать работу психических и физиологических функций.
Интерактивный психосинтез
Идея метода интерактивного психосинтеза сформировалась в диалогах двух близких по духу и профессиональным интересам психологов В.В. Кучренко и К.С. Лисецкого.
*В.В. Кучеренко работает на кафедре общей психологии МГУ в лаборатории общения и психосемантики. Он является автором метода сенсомоторного психосинтеза (Психологический словарь. Под. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошеского. Москва, 1990 г., стр. 357). К.С. Лисецкий является деканом психологического факультета СамГУ.
Методологическую основу метода интерактивного психосинтеза составляют: Аналитическая психология К.Юнга; Психосинтез Р. Ассаджиоли; Гуманистическая психология К.Роджерса; Мультисубъектная и персонологическая парадигмы В. Петровского; Сенсомоторный психосинтез В. Кучеренко; Онтсубъектный подход К. Лисецкого.
В жизни нередко бывает так: человек много знает, много понимает, много умеет, даже знает, чего хочет, и как этого достичь, но никак не может исполнить свои желания. Что – то внутри ограничивает его, мешает ему, «распыляет» его возможности. В таких случаях психологи говорят, - не хватает внутренних ресурсов. Цель психосинтеза – развитие способности объединять в единое целое все качества, функции и ресурсы личности.
Суть аналитической психологии К. Г. Юнга. заключается в интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением. Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности. В основе этого учения лежит понятие о коллективном бессознательном.
В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа как врожденной модели восприятия, мышления и переживания на различных уровнях психики человека: животном, общечеловеческом, родовом, семейном и индивидуальном.
В процессе исследования собственной психики, человек встречается со своим бессознательным в процессе понимание символов, которые можно встретить во всех сферах жизни: в сновидениях, искусстве, религии, отношениях с другими людьми. Внимание и открытость к этим процессам гармонизирует жизнь человека.
Цель психотерапии состоит в том, чтобы помочь человеку установить (или восстановить) здоровую связь с бессознательным. Встреча сознания с символическими посланиями бессознательного обогащает жизнь и способствует психологическому развитию. Процесс психологического роста и созревания (который Юнг называл индивидуацией) является ключевым процессом жизни каждого отдельного человека и общества в целом.
Коллективное бессознательное содержит архетипы, общие для всех людей. Их содержания являются ответами на главные вопросы человечества: жизнь, смерть, смысл, счастье, свобода.
Архетипы коллективного бессознательного можно представить как ДНК человеческой души. Все человеческие существа имеют общую физическую наследственность и предрасположенность к примерно определенным физическим формам (например, иметь две руки, одно сердце), и точно так же все мы имеем врожденные психологические предрасположенности в виде архетипов, которые и образуют коллективное бессознательное.
Начало концепции психосинтеза заложено в тезисах Ассаджиоли (Assagioli R.); автор представил их в 1910 г. на соискание ученой степени доктора наук по психоанализу. Книга была издана на английском языке в 1927 г. под названием "Новый метод лечения - психосинтез". В 1926 г. В Риме Ассаджиоли основал Институт психосинтеза. Вторая мировая война прервала его деятельность, но с 1946 г. лекции по психосинтезу читались в Италии, Швейцарии и Англии. В 1957 г. в США была основана Ассоциация по исследованию психосинтеза, а во Флоренции (Италия) возобновил свою деятельность Институт психосинтеза. В 1959 г. был создан Центр психосинтеза в Париже, а в 1965 г. Индийский институт психосинтеза.
Термин "психосинтез" и такое выражение, как "ментальный синтез", использовались многими психологами и психиатрами. Только в области психотерапии следует выделить Жане (Janet P.), который говорил о synthese mentale. Начав с рассмотрения явлений психологического автоматизма, он обнаружил, что существует много видов психической деятельности, протекающей независимо от сознания пациента. Другие исследователи, в том числе Фрейд (Freud S.), также отмечали синтезирующую функцию "Я". Но они использовали этот термин только в плане лечения функциональной диссоциации, т. е. восстановления состояния, существовавшего перед диссоциацией вследствие психологической травмы или сильного конфликта. Юнг (Jung С. G.) упоминал синтез, имея дело с трансцендентальной функцией, а Кречмер (Kretschmer W.) и др. использовали слова "синтез", "психосинтез", "синтез бытия", "синтетическая психотерапия" в более глубоком и широком смысле - как развитие цельной и гармоничной личности.
Главной целью психосинтеза является гармонизация и объединение в единое целое всех качеств и функций человека, что требует конструктивного использования всех освобожденных и активизированных побуждений личности.
Психосинтез разрабатывался и использовался главным образом в психотерапии, но его принципы и методы могут применяться и в других областях, в психогигиене и стрессопрофилактике, для предотвращения невротических и психологических нарушений, в области образования, науки, культуры, спорта, косметологии, развития творческих способностей людей. Особенно полезно применение психосинтеза при обучении одаренных и сверходаренных детей, у которых сверхсознательные функции пробудились или пробуждаются, а их активность необходимо направлять и интегрировать с действием других функций. Еще одна сфера применения психосинтеза - межличностные и межгрупповые отношения, требующие регулирования и гармонизации. Психосинтез может использоваться человеком для саморазвития, ускорения внутреннего личностного роста, развития креативности и скрытых способностей.
В основе психосинтеза лежит сознательное и целенаправленное использование самоидентификации или дисидентификации. Самоидентификация является эффективным средством управления различными элементами личности и основана на фундаментальном психологическом принципе: Над нами доминирует все то, с чем наше "Я" идентифицировало себя.Нами управляет все то, с чем мы себя отождествляем. Гонимый страхом пустоты, человек идеализирует что попало. Мы управляем всем тем, от чего мы себя дисидентифицировали. С чем мы себя разотождествили.
Каждый человек имеет свой определенный тип самоидентификации, и, тем не менее, мало кто, когда-либо, спрашивал себя, что это на самом деле значит, как это наиболее сознательно и эффективно делать, какие последствия это имеет для личной и общественной жизни.
Все известные психотерапевтические механизмы, сколько бы их не придумывали различные специалисты, сводятся к двум основным.
Первый описал Фрейд. Это "осознание, скрытой в бессознательной сфере человека причины его страданий, которое (осознание) может давать сильный лечебный эффект" (Психоанализ!). Иногда он срабатывает, когда вместо истиной причины ее подменяют «похожей на истинную», «находят виноватого», «потусторонний источник темных сил» и т.д., способствуя, тем самым, возникновению у пациента обсессивно - компульсивного растройства. Тем не менее, исцеление может действительно произойти. Так иногда бывает в различных духовных или целительских практиках, когда в процессе религиозно окрашенных переживаний возникает лечебный эффект. Про психологический механизм исцеления, большинство целителей не имеют понятия, но по наитию иногда им пользуются весьма успешно. Бывает, что целители искренне сами верят, что они принимают на себя чужие страдания и грехи, но в этом случае - это либо их иллюзия, либо невежество.
Второймеханизмисцеления – основан на согласовании внутренних, смысловых, эмоционально заряженных душевных противоречий или восстановлении подавленной изнутри личностной автономии ограниченной неосознаваемыми предписаниями. Этот механизм описан К. Юнгом и Р. Ассаджиоли (Психосинтез!) Все остальные "чудо методы", во всем их многообразии и творческой фантазии различных целителей и психотерапевтов в изначальном смысле сводятся к этим двум, независимо, на сколько понимают это целители и психотерапевты или нет. Естественно если понимают, то работают значительно эффективнее.
«Лучше летать высоко и быстро, чем низко и медленно». ( Мудрая утка, вожак стаи Акка Кнебекайзе, из сказки «Чудесное путешествие Нильса на диких гусях). Восстановление подавленной изнутри личностной автономии
ИНТЕРАКЦИЯ понимается авторами как динамическое взаимодействие между изменчивыми и устойчивыми, выраженными в символической форме, фрагментами «я»; непрерывный творческий диалог конфликтующих смысловых позиций; обмен и взаимодействие проективными символами в процессе создания внутриличностной системы самоподдержки. Интерактивное взаимодействие между фрагментами «я» осуществляется и осознается в пространстве «мультисубъектной сети» личности. В этом, собственно, заключается отличие нашей методики от классического психосинтеза Ассаджиоли.
Не редко люди в повседневной жизни становятся жертвами собственных иллюзий или, разного рода, фантомов, не всегда осознаваемых комплексов. Это проявляется как своеобразная «ослепленность» или «загипнотизированность» обманчивой «поверхностью» вещей или событий.
Неудовлетворенность, эмоциональная неустойчивость, неуверенность в своих мыслях, силах, настроениях и действиях, как правило, результат незнания и непонимания себя. Человек не всегда понимает, как лучше управлять своей жизнью, поэтому вынужден вращаться в кругу своих ошибок. Из-за этого, у некоторых не удается Жизнь.
Психосинтез - динамическая концепция нашей психической жизни, представляющая собой отражение непрерывного взаимодействия и борьбы множества разных, в том числе и противодействующих сил (мотивов, целей, ценностей, внутренних «субличностей», «эмоционально заряженных смысловых сгустков жизненного опыта», «информационных сущностей» - представлений о себе и Мире, «застревающих в теле эмоций и чувств»). Взаимодействие или борьба каждой из этих сил, как между собой, так и с объединяющим их всех центром (с идеальным представлением о себе, с собственным, главным «Я»), происходит постоянно и не всегда осознается. Человек буквально соткан из противоречий, согласованных и рассогласованных друг с другом. Тем не менее, у его «Образа - Я», всегда есть синтезирующая функция. « Образ - Я» - Синтезатор множества различных, частичных, фрагментарных «я». В жизни человека многое зависит от того, «Кто?» из этих отдельных, фрагментарных «Я» исполняет, в конкретный момент его жизни, главную, командную функцию. Интерактивное взаимодействие всех внутренних сил и ресурсов человека, а не только их психологическая интеграция, способствует созданию нового качественного эффекта, который мы назвали «Эффектом избыточных возможностей субъекта в ситуациях высокой степени неопределенности». Интерактивный психосинтез способствует созданию у человека эффективного и дееспособного центрального, объединяющего «Я» и высокопроизводительной «Сети» фрагментарных «я», способной к саморазвитию, самовосстанавлению и самоподдержке.
Интерактивный психосинтез сочетает этнокультурную и межкультурную символику и способы генерации особых переживаний «пролонгированного инсайта».
Методика Интерактивного психосинтеза помогает быстро и качественно развивать креативные способности участников тренинга, их творческий потенциал и чувство юмора, открывать новые психологические ресурсы и скрытые возможности человека.
Приложение №1
Внимание!
Инструкция к Живой Жизни.
Приложение №2
Личные права
У каждого человека есть неофициальные личные права. Они отличаются от юридических прав. Некоторые не понимают, что каждый человек обладает личными правами, и нарушают их. Заявляя о своих личных правах, помните: личные права есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же, как Вы хотите, чтобы уважали Ваши.
Я разделяю то, что здесь написано.
К.С. Лисецкий.
Кафедра психологии развития
Интерактивный психосинтез
(авторская методика)
В.В. Кучеренко, К.С. Лисецкий.
Видеопособие для студентов психологического факультета СамГУ, а также для всех, кто интересуется психологией
Кучеренко В.В. Лисецкий К.С с 2004,
С 2008,
С 2012.
Самара
Г.
Психологические представления человека об окружающем мире и о своих собственных возможностях существенно влияют на психическое и физическое самочувствие носителя этих представлений. Поскольку у человека кроме отражения внешнего мира, общей для всех людей среды обитания, имеется еще и свой собственный внутренний, отображаемый мир, то, естественно, возникает вопрос: как эти миры взаимодействуют между собой? Внутренний мир, сокрытый от чужих глаз, открывается человеку лишь посредством психических образов. Психические образы – это элементы внутреннего мира человека, при помощи которых он отражает и «расшифровывает» внешний мир для самого себя.
У каждого человека есть центральный психический образ - Образ самого себя. Этот образ имеет психическое происхождение, однако, он способен оказывать большое влияние на многие биологические процессы организма человека. Положительный образ Я наполняет тело чувствами легкости, силы, уверенности, отрицательный - чувствами тяжести, слабости, беспомощности. «Образ Я» проявляется в поведении, в мимике (в выражении лица), в жестах, в движениях человека, в действиях, в эмоциональных реакциях, в образе мыслей. «Образ Я» способствует возникновению постоянного физического напряжения в одной части тела и исчезновению его в другой, что оказывает заметное влияние на обменные процессы и работу внутренних органов человека.
Собственный образ Я может в целом или по отдельным частям устраивать или не устраивать, может нравиться, раздражать или вызывать тревогу. Некоторые его части могут противоборствовать и даже взаимно исключать друг друга, способствуя психосоматическим заболеваниям или обострению личностных проблем человека. И, тем не менее, при любых вариантах, образ Я, остается пространством коммуникации между сознанием и телом человека. Как любой психический образ, образ Я подвержен двухсторонней динамике природного и культурного характера. Наличие такого рода природно-культурной связи дает нам надежду на выявление биоинформационного механизма преобразования чувственной ткани человеческого тела. Это значит, что, эффективно используя этот механизм, можно замедлить старение человеческого организма, улучшить обмен веществ, сбалансировать работу психических и физиологических функций.
Интерактивный психосинтез
Идея метода интерактивного психосинтеза сформировалась в диалогах двух близких по духу и профессиональным интересам психологов В.В. Кучренко и К.С. Лисецкого.
*В.В. Кучеренко работает на кафедре общей психологии МГУ в лаборатории общения и психосемантики. Он является автором метода сенсомоторного психосинтеза (Психологический словарь. Под. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошеского. Москва, 1990 г., стр. 357). К.С. Лисецкий является деканом психологического факультета СамГУ.
Методологическую основу метода интерактивного психосинтеза составляют: Аналитическая психология К.Юнга; Психосинтез Р. Ассаджиоли; Гуманистическая психология К.Роджерса; Мультисубъектная и персонологическая парадигмы В. Петровского; Сенсомоторный психосинтез В. Кучеренко; Онтсубъектный подход К. Лисецкого.
В жизни нередко бывает так: человек много знает, много понимает, много умеет, даже знает, чего хочет, и как этого достичь, но никак не может исполнить свои желания. Что – то внутри ограничивает его, мешает ему, «распыляет» его возможности. В таких случаях психологи говорят, - не хватает внутренних ресурсов. Цель психосинтеза – развитие способности объединять в единое целое все качества, функции и ресурсы личности.
Суть аналитической психологии К. Г. Юнга. заключается в интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением. Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности. В основе этого учения лежит понятие о коллективном бессознательном.
В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа как врожденной модели восприятия, мышления и переживания на различных уровнях психики человека: животном, общечеловеческом, родовом, семейном и индивидуальном.
В процессе исследования собственной психики, человек встречается со своим бессознательным в процессе понимание символов, которые можно встретить во всех сферах жизни: в сновидениях, искусстве, религии, отношениях с другими людьми. Внимание и открытость к этим процессам гармонизирует жизнь человека.
Цель психотерапии состоит в том, чтобы помочь человеку установить (или восстановить) здоровую связь с бессознательным. Встреча сознания с символическими посланиями бессознательного обогащает жизнь и способствует психологическому развитию. Процесс психологического роста и созревания (который Юнг называл индивидуацией) является ключевым процессом жизни каждого отдельного человека и общества в целом.
Коллективное бессознательное содержит архетипы, общие для всех людей. Их содержания являются ответами на главные вопросы человечества: жизнь, смерть, смысл, счастье, свобода.
Архетипы коллективного бессознательного можно представить как ДНК человеческой души. Все человеческие существа имеют общую физическую наследственность и предрасположенность к примерно определенным физическим формам (например, иметь две руки, одно сердце), и точно так же все мы имеем врожденные психологические предрасположенности в виде архетипов, которые и образуют коллективное бессознательное.
Начало концепции психосинтеза заложено в тезисах Ассаджиоли (Assagioli R.); автор представил их в 1910 г. на соискание ученой степени доктора наук по психоанализу. Книга была издана на английском языке в 1927 г. под названием "Новый метод лечения - психосинтез". В 1926 г. В Риме Ассаджиоли основал Институт психосинтеза. Вторая мировая война прервала его деятельность, но с 1946 г. лекции по психосинтезу читались в Италии, Швейцарии и Англии. В 1957 г. в США была основана Ассоциация по исследованию психосинтеза, а во Флоренции (Италия) возобновил свою деятельность Институт психосинтеза. В 1959 г. был создан Центр психосинтеза в Париже, а в 1965 г. Индийский институт психосинтеза.
Термин "психосинтез" и такое выражение, как "ментальный синтез", использовались многими психологами и психиатрами. Только в области психотерапии следует выделить Жане (Janet P.), который говорил о synthese mentale. Начав с рассмотрения явлений психологического автоматизма, он обнаружил, что существует много видов психической деятельности, протекающей независимо от сознания пациента. Другие исследователи, в том числе Фрейд (Freud S.), также отмечали синтезирующую функцию "Я". Но они использовали этот термин только в плане лечения функциональной диссоциации, т. е. восстановления состояния, существовавшего перед диссоциацией вследствие психологической травмы или сильного конфликта. Юнг (Jung С. G.) упоминал синтез, имея дело с трансцендентальной функцией, а Кречмер (Kretschmer W.) и др. использовали слова "синтез", "психосинтез", "синтез бытия", "синтетическая психотерапия" в более глубоком и широком смысле - как развитие цельной и гармоничной личности.
Главной целью психосинтеза является гармонизация и объединение в единое целое всех качеств и функций человека, что требует конструктивного использования всех освобожденных и активизированных побуждений личности.
Психосинтез разрабатывался и использовался главным образом в психотерапии, но его принципы и методы могут применяться и в других областях, в психогигиене и стрессопрофилактике, для предотвращения невротических и психологических нарушений, в области образования, науки, культуры, спорта, косметологии, развития творческих способностей людей. Особенно полезно применение психосинтеза при обучении одаренных и сверходаренных детей, у которых сверхсознательные функции пробудились или пробуждаются, а их активность необходимо направлять и интегрировать с действием других функций. Еще одна сфера применения психосинтеза - межличностные и межгрупповые отношения, требующие регулирования и гармонизации. Психосинтез может использоваться человеком для саморазвития, ускорения внутреннего личностного роста, развития креативности и скрытых способностей.
В основе психосинтеза лежит сознательное и целенаправленное использование самоидентификации или дисидентификации. Самоидентификация является эффективным средством управления различными элементами личности и основана на фундаментальном психологическом принципе: Над нами доминирует все то, с чем наше "Я" идентифицировало себя.Нами управляет все то, с чем мы себя отождествляем. Гонимый страхом пустоты, человек идеализирует что попало. Мы управляем всем тем, от чего мы себя дисидентифицировали. С чем мы себя разотождествили.
Каждый человек имеет свой определенный тип самоидентификации, и, тем не менее, мало кто, когда-либо, спрашивал себя, что это на самом деле значит, как это наиболее сознательно и эффективно делать, какие последствия это имеет для личной и общественной жизни.
Все известные психотерапевтические механизмы, сколько бы их не придумывали различные специалисты, сводятся к двум основным.
Первый описал Фрейд. Это "осознание, скрытой в бессознательной сфере человека причины его страданий, которое (осознание) может давать сильный лечебный эффект" (Психоанализ!). Иногда он срабатывает, когда вместо истиной причины ее подменяют «похожей на истинную», «находят виноватого», «потусторонний источник темных сил» и т.д., способствуя, тем самым, возникновению у пациента обсессивно - компульсивного растройства. Тем не менее, исцеление может действительно произойти. Так иногда бывает в различных духовных или целительских практиках, когда в процессе религиозно окрашенных переживаний возникает лечебный эффект. Про психологический механизм исцеления, большинство целителей не имеют понятия, но по наитию иногда им пользуются весьма успешно. Бывает, что целители искренне сами верят, что они принимают на себя чужие страдания и грехи, но в этом случае - это либо их иллюзия, либо невежество.
Второймеханизмисцеления – основан на согласовании внутренних, смысловых, эмоционально заряженных душевных противоречий или восстановлении подавленной изнутри личностной автономии ограниченной неосознаваемыми предписаниями. Этот механизм описан К. Юнгом и Р. Ассаджиоли (Психосинтез!) Все остальные "чудо методы", во всем их многообразии и творческой фантазии различных целителей и психотерапевтов в изначальном смысле сводятся к этим двум, независимо, на сколько понимают это целители и психотерапевты или нет. Естественно если понимают, то работают значительно эффективнее.
«Лучше летать высоко и быстро, чем низко и медленно». ( Мудрая утка, вожак стаи Акка Кнебекайзе, из сказки «Чудесное путешествие Нильса на диких гусях). Восстановление подавленной изнутри личностной автономии
ИНТЕРАКЦИЯ понимается авторами как динамическое взаимодействие между изменчивыми и устойчивыми, выраженными в символической форме, фрагментами «я»; непрерывный творческий диалог конфликтующих смысловых позиций; обмен и взаимодействие проективными символами в процессе создания внутриличностной системы самоподдержки. Интерактивное взаимодействие между фрагментами «я» осуществляется и осознается в пространстве «мультисубъектной сети» личности. В этом, собственно, заключается отличие нашей методики от классического психосинтеза Ассаджиоли.
Не редко люди в повседневной жизни становятся жертвами собственных иллюзий или, разного рода, фантомов, не всегда осознаваемых комплексов. Это проявляется как своеобразная «ослепленность» или «загипнотизированность» обманчивой «поверхностью» вещей или событий.
Неудовлетворенность, эмоциональная неустойчивость, неуверенность в своих мыслях, силах, настроениях и действиях, как правило, результат незнания и непонимания себя. Человек не всегда понимает, как лучше управлять своей жизнью, поэтому вынужден вращаться в кругу своих ошибок. Из-за этого, у некоторых не удается Жизнь.
Психосинтез - динамическая концепция нашей психической жизни, представляющая собой отражение непрерывного взаимодействия и борьбы множества разных, в том числе и противодействующих сил (мотивов, целей, ценностей, внутренних «субличностей», «эмоционально заряженных смысловых сгустков жизненного опыта», «информационных сущностей» - представлений о себе и Мире, «застревающих в теле эмоций и чувств»). Взаимодействие или борьба каждой из этих сил, как между собой, так и с объединяющим их всех центром (с идеальным представлением о себе, с собственным, главным «Я»), происходит постоянно и не всегда осознается. Человек буквально соткан из противоречий, согласованных и рассогласованных друг с другом. Тем не менее, у его «Образа - Я», всегда есть синтезирующая функция. « Образ - Я» - Синтезатор множества различных, частичных, фрагментарных «я». В жизни человека многое зависит от того, «Кто?» из этих отдельных, фрагментарных «Я» исполняет, в конкретный момент его жизни, главную, командную функцию. Интерактивное взаимодействие всех внутренних сил и ресурсов человека, а не только их психологическая интеграция, способствует созданию нового качественного эффекта, который мы назвали «Эффектом избыточных возможностей субъекта в ситуациях высокой степени неопределенности». Интерактивный психосинтез способствует созданию у человека эффективного и дееспособного центрального, объединяющего «Я» и высокопроизводительной «Сети» фрагментарных «я», способной к саморазвитию, самовосстанавлению и самоподдержке.
Интерактивный психосинтез сочетает этнокультурную и межкультурную символику и способы генерации особых переживаний «пролонгированного инсайта».
Методика Интерактивного психосинтеза помогает быстро и качественно развивать креативные способности участников тренинга, их творческий потенциал и чувство юмора, открывать новые психологические ресурсы и скрытые возможности человека.