Основные подходы к исследованию межгрупповых отношений.

ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ

20-30е гг ХХ века – гипертрофированный интерес к малым группам, проблема межгрупповых отношенйи не изучалась.

Начало 50х гг – снова начинают изучаться межгрупповые отношения. Причина – усложнение общественной жизни, этнические и классовые конфликты.

Предпосылка экспериментальных исследований – мотивационные теории, которые объсняли причины враждебности к чужой группе (у Фрейда, причина – аутоагрессия, в основе которой лежит Танатос – влечение к смерти).

Адорно также исследовал межгрупповую агрессию. Показывал на примере антисемитизма, как враждебность формируется с первых этапов социализации из – за жесткого давления со стороны родителей. Сопротивление этому давлению выраажется в направлении агрессии против слабого.

Первые экспериментальные исследования М.Шерифа, 1954 в американском лагере для подростков.

Эксперимент состоял из четырех стадий. На первой подросткам, приехавшим в лагерь, была предложена общая деятельность по уборке лагеря, в ходе которой были выявлены стихийно сложившиеся дружеские группы; на второй стадии подростков разделили на две группы так, чтобы разрушить естественно сложившиеся дружеские отношения (одна группа была названа «Орлы», другая «Гремучие змеи»). При этом было замерено отношение одной группы к другой, не содержащее враждебности по отношению друг к другу. На третьей стадии группам была задана различная деятельность на условиях соревнования и в ее ходе был зафиксирован рост межгрупповой враждебности; на четвертой стадии группы были вновь объединены и занялись общей деятельностью (ремонтировали водопровод). Замер отношений «бывших» групп друг к другу на этой стадии показал, что межгрупповая враждебность уменьшилась, но не исчезла полностью.

Источники межгрупповой враждебности или сотрудничества не в мотивах отдельной личности, а в ситуациях группового взаимодействия. Но при этом не анализуруются собственно психологические характеристики взаимодействия: эмоциональные и когнитивные процессы, регулирующие деятельность.

Когнитивистский подход

Эксперименты А. Тэшфела.

Изучение межгрупповой дискриминации (внутригрупповой фаворитизм по отношению к своей группе и аутгрупповую враждебность по отношению к чужой группе). Настаивая на значении когнитивных процессов в межгрупповых отношениях, Тэшфел показал, что установление позитивного отношения к своей группе наблюдается и при отсутствии конфликта между группами. Т.о. позитивное отношение к своей группе – это константа межгрупповых отношений.

В эксперименте студентам показали две картины художников В.Кандинского и П.Клее и предложили посчитать количество точек на каждой картине (поскольку это позволяла манера письма). Затем произвольно разделили участников эксперимента на две группы: в одну попали те, кто зафиксировал больше точек у Кандинского, в другую — те, кто зафиксировал их больше у Клее. Группы были обозначены как «сторонники» Кандинского или Клее, хотя, в действительности, их члены таковыми не являлись.

Затем испытуемым предложили поделить деньги между своей группой и другой. Немедленно возник эффект «своих» и «чужих» и были выявлены приверженность своей группе и враждебность по отношению к чужой группе.

Причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в осознании принадлежности к своей группе – «минимальная групповая парадигма».

Область межгрупповых отношений – это в основном когнитивная сфера, включающая четыре основных процесса:

1) социальная категоризация

2) социальная идентификация

3) социальное сравнение

4) социальная дискриминация.

Социология изучает сами по себе межгрупповые отношения, а социальная психология – внутренее отражение этих процессов.

Важно еще проанализировать, насколько воспритие групп друг друга является адекватным, насколько соответствует реальному положению вещей.

Деятельностный подход

Так же как и в когнитивном подходе изучается внутренее отражение межгрупповых процессов. Но изучается еще и то, как изменяются эти отношения под влиянием когнитивных процессов участников отношений.

Межгрупповое восприятие ≠ индивидуальное восприятие.

Характеристики восприятия группы – субъекта:

1) целостность (степень совпадения представлений членов группы о другой группы)

2) унифицированность (степень распространения мнений о другой группе на отдельных членов).

Характеристики межгруппового восприятия: устойчивость, консервативность, ригидность.

Представления о других группах могут возникать и в отсутствие непосредственного взаимодействия, а при опосредованной безличной деятельности (например, в случае больших групп: обмен ценностями культуры, фольклора).

Эксперимент Агеева, 1983.

1) Студенты техникума в период сессии.

Показатели адекватности межгруппового восприятия:

1) прогнозирование групповой победы в случае межгруппового соревнования

2) объяснение причин победы или поражения своей и чужой группы

3) представление о возможных успехаха своей и чужой групп.

Две группы студентов одновременно сдавали зачет одному преподавателю. Двум экспериментальным группа говорили: так группа, которая будет лучше работать на семинаре, получит автомат. Общая групповая оценка будет складываться из оценок индивидуальных выступлений, каждое из которых оценено в баллах.

Сумма баллов была неизвестна испытуемым. Экспериментатор назвал только лидирующую группу.

В первой ситуации экспериментатор называл лидирующей только одну группу, во второй – обе группы попеременно. Контрольной группе говорили, что автомат получит не группа в целом, а отдельные ее члены.

Экспериментальные условия показали:

1) значительно большее количество реплик в поддержку своей группы

2) значительно большее количество попыток помешать выступлению чужих

3) подсказка экзаменатору тех членов, кто увеличивает шансы на победу

4) частое употребление местоимений мы при объяснении своей победы и местоимения они при объсянении своего поражения.

Было установлено: мегрупповое восприятие зависит от хаарктера совместной деятельности (в ситуации соревнвоания обе экспериментальные группы выбрали стратегию внутригруппового фаворитизма, восприятия другой группы оказалось неадекватным).

В этой серии экспериментов была ситуация с нулевой суммой.

Задача: выяснить при всех ли условиях межгрупповой деятельности будет выбрана такая стратегия.

2) Эксперимент проводился в пионерском лагере, где отрядам два раза задавались ситуации соревнования с различной его организацией: в первом случае в середине лагерной смены дети участвовали в спортивном соревновании, во втором случае в конце лагерной смены совместно трудились, оказывая помощь соседнему совхозу. Параллельно с осуществлением двух этапов эксперимента вожатые отрядов по просьбе экспериментатора проводили определенную повседневную работу с детьми: перед спортивным соревнованием всячески подчеркивали состязательные моменты, а перед работой в совхозе этот акцент был снят. В результате проведенных экспериментов было выявлено, что в условиях спортивного соревнования наблюдался резкий рост внутригруппового фаворитизма, а на этапе совместной деятельности в совхозе, напротив, его резкое уменьшение.

На первом этапе не было ситуации с нулевой суммой, не было однозначной победы/поражения.

На втором этапе межгрупповая деятельность приобрела социально значимую ценность.

Вывод: фактор, который привел к снижению внутригруппового фаворитизма и неадекватного восприятия – ситуация межгруппового взаимодействия с общей, надгрупповой целью.

Взаимодействие по принципу игры с нулевой суммой может компенсироваться характером совместной деятельности, средство – общие, нагрупповые цели, ценности совместной социально – значимой деятельности.

Также важен опыт совместной жизнедеятельности.

В эксперименте Тэшфела внутригрупповой фаворитизм был признан констатнтой, т.к. это был лабораторный эксперимент и и люди в нем не знали друг друга.

Развитие внутригрупповых отношений:

1) объективные условия совместной межгрупповой деятельности

2) характер непосрдественно межгруппового взаимодействия

3) параметры процессов межгруппового восприятия.

ЗНАЧЕНИЕ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Характер межгрупповых отношений влияет на внутригрупповые отношения.

В случае стабильной неудачи группы в ней уменьшается число связей по типу взаимных симпатий, увеличение числа конфликтов.

Малую группу нельзя рассматрвиать как изолированную систему. Понятие межгруппового контекста.

Межгрупповые отношения можно разделить на:

1) Отношения по горизонтали (соподчиненные группы: школьные классы, футбольные команды, демографические группы, не соподчиненные группы: семья. школа, спортсекция).

2) Отношения по вертикали – отношения по иерархии (бригада, цех, завод, объединение и др.). Психология организаций.

Наши рекомендации